d9e5a92d

Самобытность русской цивилизации

Русская община всегда помогала обеспечить выживание крестьян в условиях сурового климата. Община была продуктом культуры не западного типа, представляла собой гибкий и насыщенный содержанием уклад.

От русской общины берет начало наш коллективизм, так удивляющий Запад.
Только догматическое следование западной идее правильной смены формаций препятствует пониманию этого социального феномена. Но ограниченность формационной теории уже мало у кого вызывает сомнения.

На основе своеобразных национальных укладов, кстати, строилась индустриализация Японии, Китая, Юго-Восточной Азии.
Русский человек бесчисленным количеством личных и социальных связей соединен с другими людьми семьей, сослуживцами, общественными объединениями, современниками и ушедшими поколениями. Он знает, что в трудную минуту ему придут на помощь, поддержат.

Он чувствует теплоту связей семейных. Все эти связи наполняют содержанием внутреннюю жизнь человека.
Для русской цивилизации характерно именно богатство внутрисоциальных связей. Они заключаются в самом духе нации и в характере каждого ее представителя.

Эти свойства русской цивилизации доказали свою ценность даже в самые тяжелые времена, в годы труднейших испытаний.
Коллективизму мы обязаны стремительным взлетом страны в советское время, о чем речь будет ниже.

Самобытность русской цивилизации


Россия формировалась в тесном контакте с культурой греческой цивилизации через Византию. Почти пять столетий Россия вела с Византией живой диалог.

В период своего становления Россия восприняла от Византии, бывшей живой наследницей тысячелетней античной культуры, ее богатую культуру, переплавила античное наследие в соответствии со своим национальным духом и создала оригинальный синтез. В качестве примера можно указать на русскую иконопись.
Заметим, что Запад начал свое становление с уничтожения античного мира, культуру которого он еще не мог оценить, а спустя несколько столетий по каплям осваивал греческое наследие из полученных от арабов переводов греческих источников.
Впоследствии, впитывая в себя достижения культур народов, входивших в состав России, русская культура обогащалась сама и щедро обогащала их, не подавляя, но давая возможность более плодотворного развития.
Таким же путем русская культура вбирала в себя и достижения Запада. Россия всегда сохраняла связь с западной культурой. Но достижения западной мысли ложились в почву иного, не западного мироощущения, и перерабатывалась в оригинальную и самостоятельную русскую культуру.

Западная мысль преломлялась в России столь оригинальным способом, что Запад не узнавал своих собственных идей, как не узнал он их в советском социализме и коммунизме. А если и узнавал, то пугался их как угрозы собственному существованию.
Наше мироощущение не было и восточным, хотя и от Востока Россия взяла не мало. Это было оригинальное русское мироощущение, рожденное самобытной русской цивилизацией, которая возникла из соединения западных и восточных влияний.

Заимствуя что-либо из другой культуры, Россия всегда создавала оригинальный синтез, всегда создавала нечто новое и самобытно русское.
Самобытность русской цивилизации выразилась в ее великой культуре в литературе, музыке, зодчестве, науке.
Русская литература важнейшая и ценнейшая часть нашей культуры. Такую литературу мог создать только великий народ.

Кстати, у нас литература играла большую роль, чем философия, поскольку отражение мира в литературе имеет более целостный и живой характер, чем в философских системах. Со второй половины XIX века в русской культуре были осмыслены разнообразные социально-философские учения: народничество, анархизм, русский либерализм, социализм и русский коммунизм, православный социализм и другие.

Русская литература донесла суть этих проектов до широких народных масс в художественных образах. Никакая философия не могла бы сделать это лучше.
В русской литературе личность предстает с неведомой Западу глубиной, жизненностью и целостностью. Русскую классическую литературу всегда отличала всесторонность мировосприятия, высота гражданской и нравственной личной ответственности, постановка высочайших, запредельных идеалов.

Такого проникновения в глубины человеческой души, такого богатства человеческой личности, такого широкого охвата действительности вы не найдете больше ни в одной литературе мира.
Перечитайте удивительные по силе публицистические работы Л.Н. Толстого Исповедь, Так что же нам делать?, Царство божие внутри вас, его повести Отец Сергий и Хаджи Мурат, романы Анна Каренина и Война и мир. Прочитайте Дневник писателя и Братьев Карамазовых Ф.М. Достоевского, перечитайте драму А.С.



Пушкина Борис Годунов, Былое и думы А.И. Герцена, статьи В.Г.

Белинского о Пушкине. В мировой литературе вы не найдете ничего равного им по силе. А ведь этот список можно продолжать и продолжать. Прочитав эти книги, вы получите могучий заряд бодрости.

И не смотрите фильмы, которые сняты по некоторым из перечисленных произведений, они несравнимо беднее самих книг. Потом можете сравнить, чтобы убедиться в правоте этого утверждения.

Не случайно крупнейший физик ХХ века Альберт Эйнштейн говорил, что Достоевский дает ему больше, чем любой другой мыслитель.
Россия поразительно легко усваивала культурные достижения других традиций, но всегда перерабатывал их по своему, и включала в ткань русской культуры. Русская культура освоила не только богатства западной литературы, узнала характер и чаяния человека Запада. Она осваивала и Восток, внимательно изучала жизнь Азии. Возьмите, к примеру, как отразился Кавказ в творчестве Пушкина, Лермонтова, Толстого и других писателей.

Лев Толстой внимательно изучал духовную жизнь Индии и Китая. Да всего не перечислишь.

Россия в состоянии впитать все ценное, что вырабатывает человечество.
Нашу культуру отличает всечеловечность как сущность русского национального самосознания и русского мироощущения, о которой говорил Ф.М. Достоевский в юбилейной речи о Пушкине:
Всем этим народам он сказал и заявил, что русский гений знает их, понял их, соприкоснулся им как родной, что он может перевоплощаться в них во всей полноте, что лишь одному только русскому дана всемирность, дано назначение в будущем постигнуть и объединить все многоразличие национальностей и снять все противоречия их.
Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности. Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей
русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?
Русский язык исключительно богат, гибок, выразителен и емок. Слова в нем содержат много смыслов.

Поэтому многие произведения русской литературы невозможно адекватно перевести на другие языки.
Да западный потребитель и не может оценить достижения нашей великой культуры он просто до нее не дорос. А настоящая западная интеллигенция давно оценила нашу культуру по достоинству.

Такие русские писатели как Л.Н. Толстой, Ф.М.

Достоевский и А.П. Чехов определили все дальнейшее развитие мировой литературы.

Крупнейшие писатели мира в ХХ веке признавали их учителями и вдохновителями.
Также заслуженно признана во всем мире русская классическая музыка Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, Рахманинов и многие другие исполняются во всех концертных залах планеты. Даже русская опера отличается от западной большей наполненностью, более значительным содержанием, а музыка возвышает слова, исполненные глубокого смысла.
Удивительное явление русской культуры песня, наполненная богатым смыслом и глубоко человеческими переживаниями истинных человеческих ценностей. В мелодии и слове, самом характере исполнения отражалась русская душа. Поэтическое слово, возвышенное музыкой, обогащалось глубочайшим смыслом и проникало в глубину души слушателя, брало за сердце.

Песня приобщала людей к величию исторического и вселенского бытия. Возьмите песню на слова М.Ю.

Лермонтова Выхожу один я на дорогу , многие русские романсы на стихи выдающихся русских поэтов.
Как все это отличается от развлекательных зрелищ американской псевдокультуры, к которым приучили и приучают потребителей! По сути, их псевдомузыка содержит только ритм, который передается музыкальными инструментами и движением тел артистов.

Она не требует усилий ума, не трогает сердца, и сводится к пассивному восприятию очередной модной знаменитости.
В русской культуре особое значение придавалось социальным ценностям. Но русский гений проявил себя и в науке. Успехи наши здесь общеизвестны. Отметим только, что наука, выросшая на русской культурной почве, была свободна от идеологических догм Запада механицизма научной картины мира и социал-дарвинизма в общественной сфере.

Русская, а впоследствии советская наука несли отпечаток русского космизма.
В русской культуре отсутствует национальный эгоизм. Об этом замечательно сказал П.Я. Чаадаев:
Провидение создало нас слишком великими, чтоб быть эгоистами.Оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества Все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить В этом наше будущее Мы призваны обучить Европу множеству вещей, которых ей не понять без этого Наша вселенская миссия началась.

Россия и Запад


На протяжении веков Россия противостояла Западу. Несмотря на свое промышленное превосходство, Запад не мог завоевать Россию. Это означает, что, даже находясь в неблагоприятных условиях, Россия умела поддерживать своеобразный паритет и в военной области.

Ведь одерживать победы можно только имея равное или лучшее оружие. Лук и копье бессильны против огнестрельного оружия.

Против танков нужны пушки и танки, а не кремневое ружье.
А другие страны и целые континенты Запад покорял легко. Это порождало и порождает смутный страх Запада и ненависть к русскому народу, такому непокорному и непредсказуемому.

Европу ужасало в России соединение европейского ума и науки с духом Востока. Запад всегда боялся и теперь боится тех непостижимых для него сил, которые стоят за русской цивилизацией.

Бессильный одолеть Россию силой, Запад всегда старался принизить ее, прибегая к различного рода искажениям ее истории.
Например, Запад фарисейски упрекал Россию в казнях и убийствах. Поскольку чаще всего при этом указывали на царствование Ивана Грозного, мы скажем несколько слов по этому поводу. Напомним, что по данным разных источников за 35 лет правления Ивана Грозного было казнено от трех до четырех тысяч человек.

Казни Ивана Грозного были вызваны сопротивлением, которое оказывала усилиям центральной власти по созданию единого государства феодальная аристократия, не желавшая терять свои привилегии и неправедно присвоенные состояния. Сам Иван Грозный мучительно каялся за совершенные по его приказам казни.
Обвиняя Россию, Запад при этом всегда умалчивал о том, что во время царствования Ивана Грозного в Европе безжалостно уничтожалось во много раз больше людей, как правило, ни в чем не повинных. Так, во Франции по приказу короля Карла IX за одну только варфоломеевскую ночь было зверски убито больше людей, виноватых только в том, что они не были католиками, чем за все царствование Ивана Грозного.

В тот же период по указу английского короля Генриха VIII были безжалостно повешены 72 тысячи бывших крестьян, которых превратили в бродяг, изгнав с их земельных участков, превращенных в овечьи пастбища. За годы правления испанского короля Карла V, современника Ивана Грозного, было казнено около ста тысяч еретиков, значительную часть которых публично сжигали на кострах.

Костры, на которых жгли еретиков, полыхали в Испании еще в 1826 году. Но европейские короли не каялись.
Напомним также, что годы царствования Ивана Грозного (1549 1581) совпали с периодом колонизации странами Европы американского континента, где цивилизованные европейцы зверски истребляли миллионы людей, уничтожали целые цивилизации. Эти жертвы среди низших народов Запад фарисейски никогда не принимает в расчет.

И такое истребление народов продолжается до сих пор. Вспомните Вьетнам, Афганистан, Югославию, Ирак. Во время вторжений в Ирак говорилось о небольших потерях, поскольку миллионы убитых иракцев в расчет просто не принимались.

Абсолютная жестокость Запада просто поразительна для нормального человека.
Для России казнь пятерых декабристов и ссылка еще ста шестнадцати участников восстания 1825 года были источником народной боли. А в 1848 году во Франции было казнено около 11 тысяч восставших парижан, и еще около 14 тысяч были депортированы на один из тихоокеанских островов с убийственным климатом. А.И.

Герцен, бывший в то время в Париже, стыдился за Францию, но сама Франция никакого стыда не испытывала. Страшно то, что европейцы, совершающие массовые убийства, были вполне довольны своим нравственным состоянием.
Во времена тяжелых государственных кризисов, а также в периоды мощных рывков, направленных на укрепление единства государства и укрепление его безопасности, необходима концентрация власти в одних руках. Так было при Иване Грозном, так было при Петре Первом, так было при Иосифе Сталине.

И так было повсюду в Европе.
Русские люди прекрасно знают, что были в нашей истории темные периоды. Но мы не гордимся ими и не замалчиваем их.

Русский народ, у которого в характере нет самодовольства, напротив, всегда был склонен относиться к себе и к своей истории чрезмерно критически.
В то же время, на протяжении столетий Россия развивалась в тесном взаимодействии с Западом и всегда стремилась взять у него все лучшее, что находила - философию, науку, технические усовершенствования, лучшие достижения культуры. Часто русская интеллигенция лучше знала западных философов и писателей, чем сам Запад.
Десятки лет значительная часть русской интеллигенции хотела быть похожей на Запад. Мы знаем о тех страстных спорах, которые в XIX веке вели славянофилы и русские западники.
Многие выдающиеся русские люди видели, точнее, глубоко чувствовали самобытную оригинальность российской цивилизации. Так, А.С. Пушкин писал:
Поймите же что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее требует другой мысли, другой формулы.
Ему вторил П.Я. Чаадаев, которого все считают западником:
Мы не Запад Россия не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. И не говорите, что мы молоды, что мы отстали от других народов, что мы нагоним их. Нет, мы столь же мало представляем собой XVI или XV век Европы, сколь и XIX век.

Возьмите любую эпоху в истории западных народов и вы увидите, что у нас другое начало цивилизации. Поэтому нам незачем бежать за другими, нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое Тогда мы пойдем вперед.
Но к концу XIX века западническое течение в России одержало верх.
В конце XIX начале XX века огромное влияние на культурный слой России оказал марксизм. В масштабном учении Маркса был дан синтез философских, социальных и экономических идей, выработанных западной мыслью к середине XIX века. Маркс дал мощную методологию для анализа капиталистического хозяйства.

Опираясь на достижения науки своего времени, марксизм давал возможность объяснить широчайший круг социальных явлений, указывал на возможность преодоления отчуждения между людьми, построения справедливого общества, и нес, таким образом, большой заряд оптимизма.
Отвлечемся чуть в сторону, и скажем несколько слов о науке. В XIX веке успехи науки и ее технических приложений вызвали взрыв энтузиазма. Во второй половине XIX столетия казалось, что всемогущая наука способна открыть законы, управляющие не только явлениями природы, но и развитием общества. Обыденному мышлению, как и мышлению узких специалистов, свойственно переоценивать достижения науки.

Постигая бесконечно богатую реальность, наука создает ее упрощенную модель. Она отбрасывает множество свойств и связей, оставляя только самые, с ее точки зрения, важные.

Только таким путем можно использовать математику и логику для получения следствий из исходных положений. Если эти следствия подтверждаются опытом, теория считается правильно отражающей определенные свойства материального мира.

Но при этом наука исследует только упрощенную схему, а не богатейшую живую природу.
Наше доверие к науке идет от ослепления огромными техническими достижениями науки. Эти достижения поистине удивительны, и демонстрируют могучие возможности человеческого Разума.

Но не надо забывать, что, во-первых, в Природе кроются чудеса еще большие, а во-вторых, и это главное, наука еще и близко не подошла к самым важным вопросам человеческой жизни. Она в принципе не может открыть человеку смысл и цель его жизни хотя бы потому, что, стремясь сохранить объективность своего метода, она отказывается различать Добро и Зло.

Кроме того, современный ученый не может быть Учителем жизни, в силу чрезвычайно узкой специализации, присущей современной науке. За пределами своей узкой специальности ученый обыкновенный человек, часто плохо разбирающийся в жизни.
Итак, любая научная модель основывается на тщательно отобранных немногих принципах. Все остальные бесчисленные связи отбрасываются как второстепенные.

Иначе наука развиваться не может. Это особенность ее метода. Поэтому любая модель только очень упрощенно отражает всего лишь некоторые свойства рассматриваемых явлений.

Каждая теория имеет свою область применимости, за пределами которых она дает неверные результаты.
Безусловно, допустима и полезна модель, рассматривающая общество со стороны его экономической деятельности. Но нельзя забывать, что она отражает только некоторые стороны жизни общества, и лишь очень приблизительно.

Поэтому экономическая теория Маркса позволила уяснить очень важные стороны жизни современного ему капиталистического общества. Но она требовала развития его теории применительно к новым условиям.

Так же, как новые научные данные потребовали новых принципов физики, и механика Ньютона была заменена механикой теории относительности Эйнштейна. И это наша, а не Маркса или Ленина вина, что мы не смогли воспользоваться мощным диалектическим методом, который применяли Маркс и Ленин, и развить теорию дальше.
Русская интеллигенция увидела в марксизме нечто созвучное идеалам русской культуры и потянулась к новому учению. С марксизмом пришли в Россию и многие евроцентристские представления.

Напомним, что евроцентризмом называют идеологию, считающую путь Запада единственно правильным путем развития общества.
Большинство левых и центристских течений в России в начале XX века были евроцентристскими. Все они отрицали самобытность цивилизационного пути России и особенности ее хозяйственного строя.

Они считали, что единственно возможной формой развития России является капитализм западного образца, а крестьянская община продукт отсталости. Первыми начали избавляться от этих теоретических шор Ленин и пошедшие за ним большевики.

Но об этом речь пойдет ниже.

Преддверие революции


Поскольку в последние десятилетия история советского периода подверглась огромным искажениям, мы считаем необходимым расставить здесь некоторые важные акценты.
О том, что крестьянство, составлявшее более 80% населения России, не принимает принципов западного жизнеустройства, говорил уже провал столыпинской реформы. Столыпин пытался разрушить крестьянскую общину и заменить ее фермерским хозяйством западного образца. Ни казни, ни жестокие расправы не могли остановить крестьянские волнения. Идеи Столыпина вошли в непримиримый конфликт с русской жизнью.

Что годилось для Запада, было неприменимо в России. Реформы Столыпина неотвратимо вели к революции.
Русская промышленность со второй половины XIX века развивалась как колониальный придаток Запада. В 1910 году иностранные банки владели в паровозостроении 100 % акций, в судостроении 96% акций, в металлургии 88% акций, в нефтяной промышленности 80% акций и так далее. В дальнейшем эта тенденция только усиливалась.

Экономика России переходила под контроль иностранного капитала.
Высокий уровень прибыли для западных акционеров обеспечивали крестьяне. Продажа зерна давала твердую валюту.

Но сами крестьяне не только не имели прибавки, но отдавали большую часть необходимого продукта. Иными словами, они работали на западную буржуазию бесплатно.

Поэтому результатом развивающегося в России капитализма стали недоедание и голод в массе крестьянства.
Крестьянство было главным источником ресурсов для капиталистической индустриализации. Хорошее зерно отправлялось за границу, а крестьяне ели хлеб с лебедой и мякиной, систематически недоедали, жили впроголодь.

Более того, в России периодически стал возникать массовый голод, которого раньше крестьяне не знали. Не только в нормальные, но даже и в голодные годы зерно продолжали вывозить.

Так, в 1911 году, когда голод был исключительно тяжелым, было вывезено 53,4% всего зерна.
Так крестьянство еще до февральской революции на своей шкуре почувствовало, что нарождающийся в России периферийный капитализм стремится выкачивать из него деньги, необходимые для строительства капиталистической инфраструктуры, например, железных дорог, и обогащения метрополий, удерживая крестьян в натуральном хозяйстве, самообеспечивающемся при очень низком уровне потребления. Массы народа жили в нищете.

В то же время значительная часть привилегированных сословий деградировала.
Лев Толстой подчеркивал моральное падение богатых классов и монархии, которое оскорбляло подавляющее большинство народа. С глубокой болью он писал:
Народ голоден оттого, что мы слишком сыты ... Нам, русским, это должно быть особенно понятным.

Могут не видеть этого промышленные, торговые народы, кормящиеся колониями, как англичане. Благосостояние богатых классов таких народов не находится в прямой зависимости от положения их рабочих.

Но наша связь с народом так непосредственна, так очевидно то, что наше богатство обусловливается его бедностью, или его бедность нашим богатством, что нам нельзя не видеть, отчего он беден и голоден.
К началу ХХ века русская православная церковь стала фактически частью государственной машины. Ее позиция в период разрушительного вторжения капитализма в русскую жизнь не соответствовала чаяниям народа.

Поэтому ее авторитет в массе населения резко упал.
Революция была неизбежна. Все большие восстания в русской истории имели в своей основе именно утрату народной веры в государственную власть.

Февральская революция


Февральская революция, осуществленная либералами-западниками по западным образцам, не просто свергла царя, она осуществила слом жизнеустройства, разрушила все устои власти сверху донизу, и страна была ввергнута в хаос и анархию.
Была разрушена вся система власти. Временное правительство упразднило губернаторов и назначило в губернии и уезды своих комиссаров. Но у них не было никаких реальных средств влиять на положение.

В глазах населения они были лишены всякого авторитета. Важнейшие вопросы откладывались до Учредительного собрания.
Был нанесен сокрушительный удар по армии, где либералы пытались установить демократию. Приказом Временного правительства в войсках вводились выборы комитетов из нижних чинов, оружие у офицеров изымалось и передавалось под контроль комитетов, устанавливалась не ограниченная ни в чем свобода солдата.



Содержание раздела