d9e5a92d

О Жизни вечной


Вместо ветхозаветного Бога-тирана, стоящего над миром и вне мира, требующего беспрекословного повиновения и слепой веры, грозящего страшными вечными карами и муками за ошибки мимолетной жизни, Иисус говорит о любящем Отце, который заботится о детях своих и любит их:
ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. (Ин., гл. 16, ст. 27)
Он вновь и вновь подчеркивает единство своей души, своего истинного индивидуального духовного начала (Сын) с бесконечным Духом (Отец):
истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. (Ин., гл.

5, ст. 18-20)
И еще:
все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. (Лк., гл. 10, ст. 22)
Он неоднократно говорит о согласии его личной воли с бесконечным Источником:
Мое учение -- не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. (Ин., гл.7, ст. 15-18)
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. (Ин., гл.

5, ст. 30)
Есть единственный путь познания Бесконечного духовного начала через единение со своей Душой, Божественной искрой в глубинах человеческой природы:
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего . (Ин., Гл.

14, ст. 6-7)
Здесь Истина это Бесконечное в человеке, его Божественное начало. В глубинах своих человек сам есть эта Истина, неотделим от нее.

Иисус говорит здесь из самого сокровенного Я Есть, из того фактического отождествления, которое является сутью любого человека. Он говорит о Вечной Жизни, которой является человек по своей сущности.

Эти слова Иисуса, если их понимать правильно, являются одним из самых сильных и прямых указателей на Истину. Будучи неверно истолкованными, они превращаются в серьезное препятствие.
Раскрыть в себе Божественное начало, которое мы называем Душой, - цель жизни. Эта цель достижима, но к ней надо настойчиво стремиться, и сам Отец помогает ищущим:
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. (Лк., Гл.

11, ст. 9-10, 13)
Заметим, что небо в учении Иисуса не является каким-то местом в заоблачном пространстве, а относится к внутренней области человеческого сознания. Попробуйте с такой позиции перечитать те места Евангелий, где речь идет о небе, и вы увидите, насколько ярче становится смысл текста.
Найти в себе это Бесконечное начало, соединиться с ним и жить в нем важнейшее дело жизни. Из единства всех людей в Духе, сыновности всех Отцу вытекает необходимость любви к людям.
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф., гл.

22, ст. 35-40)
Итак, цель человеческой жизни в единении с Бесконечным и любви к ближним, слияние жизни индивида с жизнью всех людей и с всеобщей жизнью, отказ от того, что разъединяет и разделяет. В этом суть учения Иисуса.

Оно в милосердии, любви ко всем людям и ко всему живому, и, прежде всего, любви к этому чуду из чудес, Бесконечному Началу, которое религия именует Богом.
Из чувства общности, единства в Духе, рождается чистая радость и внутренний покой, превращающие даже земные страдания в ненарушимое блаженство. Но труден путь к такой вершине.
Придет время, когда люди поймут, что жить для своих ближних, служить людям - радостно и легко. Придет время духовного подъема в людях, которое Иисус называл спасением.

Преобразование жизни осуществится пробуждением души в людях, осознанием единства с Отцом, Бесконечным началом.

О Жизни вечной


Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. (Ин., гл. 6, ст. 47)
Проблема вечности не является легкой для человеческого разума. Над ней трудились самые выдающиеся умы человечества.


Две тысячи лет назад Иисус раскрыл в себе Вечную Божественную суть, свою истинную природу. И поэтому он сказал:
истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. (Ин., гл. 8, ст. 58)
Словами Я есмъ, использованными в предложении, которое начинается в прошедшем времени, Иисус пытался передать, что Дух существует вне и за пределами времени, что он существует в Вечности. Он не говорит, что существовал до того как родился Авраам. Это означало бы, что живущий в нем Дух пребывает во времени. Но Дух, Сознание, пребывает за пределами времени, в Вечности, которая не является бесконечным временем, а означает отсутствие времени.

Люди постоянно попадают в ловушку слов. Мы вынуждены в терминах времени говорить о том, что за пределами времени.

Вечность мы представляем как бесконечное время.
Эти слова Иисуса позволяют рассеять множество вековых заблуждений о нем. Иисус был человек, который жил две тысячи лет назад и стал воплощением Божественного Присутствия, своей истинной природы, стал Христом, проводником и выразителем чистого Сознания.

Поэтому в Христе нет ни прошлого, ни будущего.
Следовательно, второе пришествие Христа может означать только преобразование, трансформацию человеческого сознания, переход его на более высокий уровень, а вовсе не появление какого-то человека.
Мы уже говорили, что Бесконечное и Вечное Бытие не может быть объектом рационального познания. Познающий и познаваемое слиты в нем воедино. Бесконечное Бытие может ощущаться как всегда присутствующее Я есть.

Чувствовать и, тем самым, знать это Я есть, и оставаться в этом глубоко укорененном состоянии, - это и есть спасение, это и есть Истина, которая, как сказал Иисус, делает тебя свободным.
Но эта Истина, это Бесконечное Бытие освободит человека только в том случае, если он войдет в него осознанно. Вот, почему Иисус не сказал просто: - Истина сделает вам свободными, - а сказал: - и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин., гл.

8, ст. 31-32) Это истина вечной жизни, которая познается только непосредственно.
Нам дан Разум, чтобы мы могли отличить духовную истину от суеверия. Ибо Истина не противоречит Разуму.

Но глубина духовного опыта не может быть постигнута умом и рациональной логикой. Путь чисто интеллектуального постижения ненадежен и ограничен.

Он дает относительное знание об объекте, но не знание сущности этого объекта.
Чтобы сделать понятнее эти довольно абстрактные рассуждения, воспользуемся аналогией. Вы можете изучить все, что наука знает о меде, его химический состав, сорта и разновидности, использование в медицине и так далее.

Но сладость меда надо почувствовать.
Так и Вечное открывается только в духовном опыте. В этом опыте Вечное переживается даже как более реальное, чем материальный мир.

Этот опыт действительно открывает бесконечную и вечную жизнь.
Можно, конечно, пытаться выразить эту Истину словами, что мы и делаем. Но слова это не Истина, они лишь указывают на нее. Повторим еще раз за буддистами: палец, указывающий на Луну это не Луна.

Истина вечной жизни неотделима от того, что есть сам человек. Человек сам есть эта Истина.

Истина это Вечное Бытие, которым он сам и является в глубине своего существа. Иисус имеет в виду именно это, говоря:
Я есмь путь и истина и жизнь (Ин., гл. 14, ст. 6)
Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. (Ин, гл. 8, ст. 51)
Когда человек находится в соприкосновении с этим внутренним Бытием, все его действия и отношения отражают единство со всей той Жизнью, которую он чувствует глубоко внутри себя. Иисус указывал на то внутреннее Духовное Начало, которое не подвержено смерти.

Для большинства людей это Вечное Бытие заслоняется заботами мира сего.
Здесь не идет речь о смерти физического тела и психологического я. Когда человек говорит о жизни после смерти, он обычно имеет в виду жизнь своего маленького я, эго. Это сложное психологическое образование, результат деятельности ума. Мы рассматривали эти вопросы в главе 1. Эго не было до рождения, оно формируется в ходе жизни, начиная с первых дней жизни.

Эго не будет и после смерти физического тела.
Но истинное Я человека, его Божественная суть, вечна. Поэтому главная задача человека войти с ней в контакт и жить в ней. Тогда и придет радость существования и полнота жизни, которая не зависит ни от каких внешних условий, о которой говорил Иисус:
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. (Ин., гл. 10, ст. 10)

О мертвых


Очень многие люди не верят в существование Духовного Начала, не чувствуют его в себе и живут чисто материальными интересами. Таких людей Иисус называл мертвыми, но говорил, что они оживут, когда познают Истину:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово мое и верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Ин., гл. 5, ст.

21-26).
Эти мертвые, которых, увы, всегда было большинство, заботятся только о теле, его удовольствиях и удобствах. Чтобы иметь эти удовольствия, достичь богатства, они лгут, идут на все ради выгоды и денег.

Такие не идут к свету, потому что дела их злы. Они не чувствуют в себе высших потребностей правды и любви.
В приведенном тексте Евангелий ясно видно, что под мертвыми Христос имел в виду тех людей, которые сначала были погружены в заботы о материальном и хлопоты о преходящем, но восприняв Истину, уверовали в существование Духа, и потому могут перейти в жизнь в Духе.
Столь же ясно говорится об этом и в следующем изречении:
Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. (Лк., гл. 9, ст. 59-60)
И здесь для Иисуса мертвые те, кто не знает, что в них живет Дух, требующий раскрытия.
К сожалению, большинство христиан поняли слова Иисуса буквально. Выражение мертвые оживут породило громадное искажение учения, бездны непонимания и заблуждений, остановивших массы людей на дороге к жизни в Духе.

О любви


В последние годы в России явно просматривается тенденция вытеснить слово любовь, заменить его уродливым заимствованным словечком секс (в странах Запада это произошло уже давно). Наше мышление настолько искривлено, что многие воспринимают любовь только как взаимное влечение полов.

В лучшем случае вспоминают еще о материнской любви.
Иисус же говорит о любви ко всем людям, поскольку все одушевлены единым Духом. Все люди братья, поскольку исходят из единого духовного начала, которого Иисус называет Отцом. Любовь у него категорический императив, не допускающий никаких исключений, высший принцип жизни, которым должно руководствоваться во всех поступках.

Любовь вытекает из осознания единства Божественного начала в себе и во всех людях, во всем живущем. Он неоднократно повторяет завет Любите друг друга:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин., гл.

13, ст. 34-35)
Согласно этому воззрению истинная внутренняя сущность человека живет во всех живых существах. Она раскрывается каждому из них подобно тому, как она открывается любому человеку в его самосознании. То есть все мы один и тот же Дух, живущий в разных телах и формах.

Под множеством и разнообразием существ скрыто их единство, доступное людям, начиная с определенного уровня духовного развития. На этом основано сострадание, человеколюбие, милосердие, доброта и любовь.
Открыв в себе Бесконечный Дух, человек видит, что этот Дух живет во всех существах и потому человек един со всеми в этом бесконечном Духе. Осознание своего единства со всеми наполняет человека особым высоким и радостным чувством, которое и есть любовь.

Любить значит видеть себя в другом человеке.
Итак, Любовь душевное состояние, вытекающее из осознания единства, состоящее в благорасположении ко всем людям, всему живому, и даже ко всему миру. В этом состоянии чувствуется божественная природа Души.
Осознание своего и других людей единства с бесконечным Духовным Началом единственное надежное основание для осознания человеческого достоинства.
Иисус повторяет этот завет много раз:
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Ин., гл. 15, ст. 9-14)
Учение Иисуса о любви предельно ясно. Во всех людях живет один и тот же Дух, все люди едины в этом Духе. Вот это осознание единства со всеми и есть основание чувства любви.

Вот отсюда и должна исходить любовь к ближнему. Любовь к другому человеку есть любовь к Божественному в нем, которое одно во всех. Отсутствие любви является самой большой помехой духовному развитию.

Любовь дает такую радость и такое спокойствие, какое не смогут дать никакие материальные блага.
Выбор того или иного принципа жизни выражается не только в разном поведении, или в отдельных поступках. Этот выбор меняет состояние сознания. Эгоист всюду видит глухую перегородку, стену между собой и другими людьми.

Он воспринимает мир как враждебный себе, отсюда подозрительность, неприязненность, зависть, злоба.
Человек добрый, осознающий свою духовную природу, чувствует свое родство со всеми людьми. Поэтому его отношение к людям дружественное.

И в нем закрепляется мир и спокойное состояние духа. Поэтому людям бывает хорошо возле него.
Учение Иисуса в корне противоположно основанному на насилии устройству общества. И его нельзя согласовать ни с какими формами насилия от рабства до современных форм империализма, которые подают в красивых упаковках информационного общества, постмодерна и прочих пустышек.
Высший уровень осознания духовного единства в любви к людям враждебным. Иисус говорит, что надо стараться с любовью относиться к человеку, который оскорбил тебя, причинил тебе зло. Если это удастся, человек испытает удивительное чувство радости, потому что увидит в другом человеке тот же Дух, что живет и в нем самом. И с каждым разом он будет становиться ближе к Божественной любви.

Это уровень любви божественной, которая распространяется на весть мир, так же как Солнце светит всем, и добрым и злым. Поэтому делать добро надо всем людям, не разбирая, хорошие они или плохие:
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?

Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф., гл.

5, ст. 44-48).
Высочайший уровень любви к людям враждебным дал Иисус, когда на кресте, в смертных муках молился за убивающих его:
Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят.(Лк., гл.

23, ст. 34)
Но, увы, слепому от рождения не объяснишь красоту радуги над хлебным полем. Глухому от рождения не объяснишь красоту музыки. Так и эгоисту, который не любит и не любил, не объяснишь, что такое любовь.

И он не поймет, что значит любить Бога, потому что он отрицает Бога и уверен в правоте своего заблуждения, и творит зло. Как говорил Иисус:
И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф., гл. 24, ст.

12).
Кстати, одна из причин, почему атеист не приемлет христианскую религию, состоит в том, что он не видит в верующих единения и любви. Он видит, что они сами не верят в то, что проповедуют.

Многие их догмы не могут устоять перед проверкой Разумом, а значит, являются искажением Истины, то есть ложью.
Он может поверить в учение любви, если увидит эту любовь в ныне живущих верующих, а не только услышит в рассказах о святых далекого прошлого. Вера должна подтверждаться делами.

Цель жизни


Человек существо исключительно сложное. С одной стороны, он живет в животном теле, от потребностей которого не может отказаться.

Однако, ориентированный только на блага материального мира человек принижает себя до уровня животного, наделенного рассудком. Отрицая духовное начало, он делает свою жизнь лишенной смысла.
Как сказано в Евангелии:
не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф., гл. 4, ст.

4).
С другой стороны, это тело является обителью Духа, бесконечного и вечного. Обычный человек этого не чувствует. Открыть в себе это бесконечное начало, соединиться с ним, жить в нем цель и смысл человеческой жизни.

На эти вопросы указывает пробудившийся человеческий Разум. Как духовное существо человек отрицает потребности тела.
Выбрав только тело, человек опускается до уровня животного, а иногда и зверя. Выбрав Дух, он может подняться к божественному совершенству. Учение Иисуса снимает противоречие.

Оно говорит, что в человеке из животного развивается божественное совершенство. И наша жизнь в этом мире имеет целью рождение Божества в человеке. В этом и состоит смысл жизни
Но это трудный путь, и немногие идут по нему:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф., гл. 7, ст.

13-14).
Важнее всего в жизни следование духовному пути. Предельно ясно об этом говорится в эпизоде с Марией и Марфой:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. (Лк., гл.

10, ст. 38-42)
Итак, цель жизни раскрыть истинное в человеке его Душу, Божественную искру. Когда она проявляется в делах жизни, мы видим величие Человека.

Царство Божие


Иисус указывал путь, предназначенный каждому человеческому существу на его эволюционном пути, на пути развития сознания. Но его современники, воспитанные в учениях древних пророков, ждали Мессию, грозного судью, могущественного царя небесного, карающего и милующего, который придет и наведет в мире порядок, отделит овец от козлищ, накажет злых, вознаградит добрых и установит царство Божие на Земле.

А Иисус говорил им, что каждый человек носит это царство внутри самого себя. Поэтому на вопрос, когда же наступит это царство, он отвечает:
не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк., гл. 17, ст.20-21)
Это царство самое ценное, что может быть доступно человеку:
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. (Мф., гл. 13, ст.

44).
Учение Иисуса, отвечая на вечные вопросы, строит Царство Божие в духовном мире человека и указывает путь к нему для всего общества.

Равенство и свобода


По учению Иисуса между Богом и человеком не нужны посредники, как не нужны посредники между отцом и сыном.
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник Христос.
(Мф., гл. 23, ст.

8 10).
Учение Иисуса ставит требованием истинное равенство людей. Все люди дети Бога, все братья и сестры, один Дух живет во всех.

Жизнь всех людей одинаково священна.
Это предполагает уничтожение главного орудия неравенства насилия, о чем так страстно писал Лев Толстой.
Будучи равными перед Богом, люди свободны. Никто не может иметь власти над своими братьями. В общественном устройстве власть не право, а служение, работа для общего блага.

Будучи равными перед Отцом, люди равны и друг перед другом.
Еще раз подчеркнем, что путь к свободе лежит через открытие в себе духовного начала. Поэтому Иисус не говорит Я освобожу вас. Он говорит:
если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин., гл. 8, ст. 31-32)

Усилие


Для того, чтобы в это царство войти, нужна большая внутренняя работа, требующая значительных усилий:
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его
(Мф., гл. 11, ст.

12).
Он уважал Моисея и пророков, но считал необходимым и главным откровение Духа в человеке, требующего устремленности и усилий для преодоления трудностей:
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Лк., гл. 16, ст. 16)
Открытие в себе Божественного начала важнее всего в жизни. В этом деле для человека нет внешних препятствий, но нужна большая работа по внутреннему, нравственному совершенствованию.

Для совершенствования нужно усилие. Без усилия нравственного нет радости жизни, как без труда физического нет радости отдыха.

Нет большего удовольствия, чем чувствовать, что действительно становишься лучше.
Ведь на духовном пути человеку приходится преодолевать множество слабостей своей природы, о части которых говорит Христос в притче о сеятеле:
Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. (Мф., гл.

13, ст. 18-23).
Осуществить учение Иисуса можно только усилиями самих людей. Как сказала Жанна Д' Арк, чтобы Бог даровал победу солдаты должны сражаться.
На пути к Божественному совершенству усилия надо делать постоянно. Это путь трудный, временами даже очень тяжелый, но он приносит добрые плоды.

Усилия нужны и для воздержания от злых мыслей, слов и поступков. Они нужны и для свершения добрых дел, которые постепенно надо стараться сделать привычными.
Есть догматы, которые наглухо закрывают дверь, ведущую в бессмертие.



Содержание раздела