d9e5a92d

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. В условиях авторитарного режима личность находится в подчинении у властвующей группировки.
Тоталитарный режим (от лат. totalis весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Основные признаки этого режима: всесторонний контроль за жизнью общества; отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация жизни общества; господство единой общеобязательной идеологии.

Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.
Соответственно режимам выделяют типы политических систем: демократическая, авторитарная, тоталитарная.
Обобщим сказанное. Политическая система представляет собой совокупность политических организаций, политических норм, политической культуры и политических коммуникаций.

В процессе взаимодействия этих элементов реализуется политическая власть и управление, достигается стабильность и развитие общества, складывается определенный политический режим.
Правовое государство и гражданское общество
Государственная власть, как мы выяснили, располагает большими возможностями осуществлять принуждение в отношении любого гражданина, она может встать над обществом, подчинить его себе. (Приведите примеры из истории нашей страны и других стран.) Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу.

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА


Вдумайтесь в словосочетание правовое государство: на первом месте в нем право, на втором государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты.

На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов, в США против второго лица в государстве вице-президента.

Прочная власть, утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский, это власть плюс законность, общество с развитым правопорядком это дисциплинированное общество.
Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека право на жизнь, на достойное существование и т. д. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность действий в различных сферах: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества.

В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх.

А жить с глазами, полными страха, справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, значит жить в несчастливой стране. Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более не покушаться на нее.

Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал: сознавая свои права, человек должен понимать, что другие люди также наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.
Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы.



Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированностъ составляют еще один признак правового государства.
Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности.

Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности.
Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей.

Он означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа.

Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.
В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы сдержек и противовесов. Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях.
В президентских республиках, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещать правительство.

Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время Конгресс в США может использовать против президента механизм импичмента, т. е. отрешения его от власти.
Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется прежде всего тем, что парламент формирует правительство, которое перед ним несет ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, который руководит правительством и становится, по существу, первым лицом в государстве.

Парламент может оказать недоверие правительству, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента президентом. В парламентских республиках он избирается самим парламентом и его функции ограничиваются в основном представительством, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства.
В смешанной или полупрезидентской республике (Франция) наряду с всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении.

Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент.
В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации.

Значительную роль в таких государствах играет парламент.
Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе; незыблемость прав человека; взаимная ответственность государства и личности; разделение государственных властей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ


Центральная идея в теории и практике правового государства естественные права человека. Они имеют неотъемлемый, неотчуждаемый характер, приравниваются к естественным (как земля, вода, воздух).
Современное мировое сообщество закрепило идею естественных прав на международном уровне в правовых нормативных актах. Достойное место среди них занимает Всеобщая декларация прав человека, принятая Организаций Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. В ней содержится, как известно, минимальный объем прав и свобод, которыми должен обладать сегодня каждый человек во всех сферах общественной жизни, например право на труд, социальное обеспечение, свободу мирных собраний и ассоциаций, доступ к государственной службе, участие в управлении государственными и общественными делами, в культурной жизни страны и т. д.
Помимо этого, в Декларации прав человека имеется перечень личных (гражданских) прав: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на невмешательство в семейную жизнь, на тайну корреспонденции, на владение имуществом (собственностью и пр.). На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также Факультативный протокол к последнему пакту.

Они конкретизировали и развили многие положения Декларации, создали определенные международные средства защиты прав человека. Так, Факультативный протокол предоставил отдельным гражданам возможность обращаться с жалобами на нарушение прав в действующий при ООН рекомендательный орган Комитет по правам человека.
Декларация, два пакта и Факультативный протокол являются общими, универсальными по широте охвата прав документами ООН и составляют Хартию прав человека. Она нередко именуется Международным биллем о правах человека.
Сегодня на территории Европы фактически действуют три системы защиты прав человека. К ним относятся, во-первых, система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН; во-вторых, система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Заключительный акт которого, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников. Третья система функционирует в рамках Совета Европы (СЕ). Ведущим документом этой организации стала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права.

Для контроля за их осуществлением были созданы специальные механизмы Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека. Комиссия и Суд рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав. В случае признания правомерности жалобы Судом выносится решение, которое обязано исполнить любое государство-нарушитель. К нему может быть применена такая санкция, как возмещение пострадавшему морального ущерба.

Анализируя Европейскую Конвенцию и учрежденные ею контрольные механизмы, многие ученые и государственные деятели приходят к выводу, что она стала самым совершенным и эффективным в мире договором в области прав человека.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО


На основе прав, прежде всего гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и пр.
Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает определенные институты, например семью, творческие союзы, благотворительные фонды, потребительские организации и пр. Так складывается и развивается гражданское общество совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Здесь в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры.
В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент его составляет рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства.

Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создававаемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.
Второй слой это социокультурные отношения Они удовлетворяют потребности граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные и культурные учреждения и пр.
Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов, профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам, муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей.

Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и государство, порождают социально-политические отношения.
Наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов.

Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из ящика и когда нарушают правила уличного движения.

Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах местное самоуправление. Оно представляет собой самостоятельную (и под свою ответственность) деятельность населения по решению им непосредственно или через избранные органы вопросов данной территории (местного значения), исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций.
Рассмотрим приведенные выше признаки этого вида публичной власти.
Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Оно является особым управленческим звеном, которое осуществляется самим местным населением, гражданами. Им принадлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами.

Тем самым в специфических формах реализуется власть народа.
Следует отметить, что иногда местному самоуправлению могут быть делегированы (переданы) отдельные государственные полномочия, например по участию в реализации государственных социально-культурных программ. В этих случаях государство выделяет обычно дополнительные финансовые средства и вправе осуществлять контроль за соответствующей деятельностью местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется, как подчеркивается в определении, либо непосредственно, либо через выборные органы.
К формам прямого (непосредственного) волеизъявления народа относятся местные референдумы (голосование граждан по вопросам местного значения), выборы, собрания (сходы), народная правотворческая инициатива. Последняя предполагает возможность населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.
Обычно органы местного самоуправления формируются путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосованые друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры. (Приведите примеры.)
В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент его составляет рыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, свободе труда и предпринимательства.

Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создававаемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.
Второй слой это социокультурные отношения. Они удовлетворяют потребности граждан в семейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации.

Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные и культурные учреждения и пр.
Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов, профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам, муниципальные коммуны (местное самоуправление) и др. Они отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей.

Включаясь в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий гражданское общество и государство, порождают социально-политические отношения.
Наличие в гражданском обществе эффективно действующих разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его сформированности. Ведь они являются следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов.

Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями без попечительства государства, но при его содействии совершенствовать общество, делать совместную жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.
В развитых гражданских обществах люди редко обращаются к государственным органам. Англичане шутят, что они имеют дело с государством дважды: когда вынимают почту из
ящика и когда нарушают правила уличного движения. Следовательно, государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества, закрепляет в своих нормативных актах естественно сложившиеся отношения между людьми.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах местное самоуправление. Оно представляет собой самостоятельную (и под свою ответственность) деятельность населения по решению им непосредственно или через избранные органы вопросов данной территории (местного значения), исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций.
Рассмотрим приведенные выше признаки этого вида публичной власти.
Самостоятельность и ответственность населения за принятие решений местного характера означает, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Оно является особым управленческим звеном, которое осуществляется самим местным населением, гражданами. Им принадлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами.

Тем самым в специфических формах реализуется власть народа.
Следует отметить, что иногда местному самоуправлению могут быть делегированы (переданы) отдельные государственные полномочия, например по участию в реализации государственных социально-культурных программ. В этих случаях государство выделяет обычно дополнительные финансовые средства и вправе осуществлять контроль за соответствующей деятельностью местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется, как подчеркивается в определении, либо непосредственно, либо через выборные органы.
К формам прямого (непосредственного) волеизъявления народа относятся местные референдумы (голосование граждан по вопросам местного значения), выборы, собрания (сходы), народная правотворческая инициатива. Последняя предполагает возможность населения вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.
Обычно органы местного самоуправления формируются путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании и подразделяются, как правило, на представительные и исполнительные.
Самоуправление граждан осуществляется на определенных территориях, где проживают коллективы людей (сообщества): в городах, поселках, селах, деревнях и пр. При этом учитываются особые условия, местная специфика и своеобразие жизненного уклада. Например, организация самоуправляющихся станиц Краснодарского края РФ учитывает традиции казачьего самоуправления, сельское самоуправление не во всем похоже на городское, самоуправление в большом и малом городе неодинаково. Самоуправляющиеся территориальные единицы в Российской Федерации обычно называют муниципальными образованиями (от лат. municipium самоуправляющаяся община).

Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории, где осуществляется местное самоуправление.
Экономическую основу муниципального образования составляет муниципальная собственность. К ней относятся: муниципальные земли и иные природные ресурсы, муниципальные предприятия, средства транспорта, связи, жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, муниципальные банки и иные финансово-кредитные органы, другое движимое и недвижимое имущество.



Содержание раздела