d9e5a92d

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?

Помимо самоуправления, на всей территории муниципального образования существует территориальное общественное самоуправление граждан по месту жительства на части муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Здесь функционируют разнообразные советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.

Они в отличие от муниципального образования не имеют, как правило, местного бюджета, хотя и могут обладать определенным имуществом.
Вопросы местного значения муниципальных образований связаны с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, местным планированием социально-экономического развития территорий, охраной общественного порядка, окружающей среды. Решая вопросы местного значения, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Никакой государственный орган не вправе вмешиваться в решения местного характера, если они приняты в рамках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена возможность защиты прав местного самоуправления в суде.
Таким образом, местное самоуправление придает граждан скому обществу организованное самоуправляющееся начало, спо собствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное влияние на развитие правового государства.
Демократия
Многие мыслители прошлого, описывая идеальные модели общественного устройства, называли демократию наиболее рациональной и справедливой формой правления. Другие, напротив, видели в демократии таящуюся для общества угрозу разрушений.
В начале XX столетия известный русский юрист П. И. Новгородцев писал: В странах, испытавших эту форму на практике, она давно уже перестала быть предметом страха, но она перестала быть и предметом поклонения. Те, кто ее опровергает, видят, что в ней все же можно жить и действовать; те, кто ее ценит, знают, что, как всякое земное установление, она имеет слишком много недостатков для того, чтобы ее можно было безмерно превозносить.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?


Напомним, что термин демократия происходит от греческого слова demokratia, означающего народовластие или правление народа. С течением времени ее первоначальный смысл расширился. Сегодня под демократией понимается форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником государственной, политической власти. (Опираясь на понятие демократический политический режим, назовите основные признаки демократии.)
Ведущими демократическими признаками (принципами) являются: народовластие, равноправие граждан (назависимо от пола, языка, социального происхождения и пр.) и свобода личности, выраженная в ее естественных и неотчуждаемых правах.
Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех политических прав в представительной и непосредственной демократии.
Представительная демократия это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа. В настоящее время представительная демократия является основной формой народовластия и находит концентрированное выражение в парламентаризме (о нем речь пойдет ниже).
Непосредственная (прямая) демократия это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлениям непосредственной демократии относятся сходы, собрания, выборы, референдумы (от лат. referendum то, что должно быть сообщено) голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
Демократия, по образному выражению П. И. Новгородце-ва, всегда распутье: ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относительности, терпимости, широчайших допущений и признаний.

Примером тому является, в частности, принцип политического плюрализма.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ


По мнению многих ученых-политологов, плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Они считают, что разнородность общественных элементов важный, но не единственный признак
плюрализма. Он включает и ряд других взаимосвязанных признаков, в частности стимулирование многообразия общественной жизни путем создания условий для конкуренции и оппозиции.

Это значит, что в обществе не запрещается, а, напротив, поощряется развитие разнообразных форм собственности, образование и деятельность различных политических партий, общественных организаций, культурных учреждений и т. д. Именно благодаря такому разнообразию в обществе создается необходимая система сдержек и противовесов, достигается баланс между различными элементами, которые, конкурируя друг с другом, способствуют социальному прогрессу в целом.


Самостоятельность и равноправие разнообразных элементов общества еще один важный признак плюрализма. Только благодаря тому, что предоставляется каждому социальному институту, каждому гражданину равная самостоятельность в определении своих целей и действий, в обществе создается благоприятная обстановка для творчества, поиска альтернативных путей развития.
Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся терпимость к оппонентам (противникам в публичной беседе, дискуссии и т. п.), готовность к компромиссам, поиск консенсуса (согласия).
Важнейшим проявлением политического плюрализма является многопартийность.
Под многопартийностью чаще всего понимают наличие двух и более партий. Но следует различать многопартийность как общественное явление, т. е. существование в той или иной стране более одной партии, и многопартийность (или двухпартий-ность) как систему партийной власти, т. е. непосредственное участие партий в избирательных кампаниях и деятельность представителей этих партий в органах власти. Большинство ученых сходятся во мнении, что в любом случае по сравнению с однопартийной многопартийная или двухпартийная система политической власти более прогрессивна, ибо правящая партия проводит свою политику не в обстановке политического монополизма, а в постоянном поиске консенсуса с представителями других политических сил. Причем исполнительная власть в западных демократиях действует, как вам известно, под контролем законодательной власти и нередко в противоборстве с ней, а в законодательных органах всегда то или иное количество мандатов находится в руках оппозиционных партий.

Это и есть система противовесов, характеризующих плюрализм.
Однако действующие механизмы двух- или многопартийной системы не идеальны. Так, хотя формально во многих странах Запада и провозглашено равенство всех партий, на деле кандидаты малых партий, как и независимые кандидаты, не имеют возможности широко использовать средства массовой информации для пропаганды своих идей. Так, во время избирательной кампании 1980 г. в США Дж.

Картер и Р. Рейган израсходовали 18 млн долларов только на телевизионную рекламу. Небольшая партия вряд ли располагает такими средствами.

Не случайно при наличии множества партий политической ареной завладевают чередующиеся у власти крупные традиционные партии, располагающие значительными денежными средствами.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ


Классической формой представительной демократии является парламентаризм. Он строится на принципах народного представительства, выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности.
Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реализации.
Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат.

Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократическим партийным объединением.

Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

Если ни один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.

При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.
Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов.

Например, если кандидаты от одной из партий собрали 40% всех голосов, от второй 20%, от третьей 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями.
Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов.

Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Швеции, она является стимулом для небольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране.
В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе, а другая по пропорциональной.
Каждый из типов избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.)
Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партий большинства.

Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции.
Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важнейшим демократическим принципом.

Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию.
Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с избирателями. По существующим правилам депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; способствует проведению в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; реализует программы социально-экономического развития; проводит меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и пр.
Главой государства и высшим должностным лицом является Президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, активно участвует в правотворческом процессе, подписывает принятые Федеральным собранием законы, издает указы и пр.; возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения (указ об этом утверждается решением Совета Федерации).

Ежегодно Президент обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Правосудие на территории всей Российской Федерации осуществляется только судом. Судопроизводство действует на основе состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием прокурора обвинителя и защитника адвоката).

Чрезвычайно важное значение в контроле за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции приобретает Конституционный суд. Активизировалась также деятельность судов общей компетенции и арбитражных судов.

Последние рассматривают значительную группу специфических споров, чаще всего административно-правового и экономического характера, например, споров между коммерческими организацями и налоговыми органами.
Вместе с тем требует дальнейшего разрешения проблема установления пределов прав и ответственности парламента, Президента, правительства, особенно в нормотворческой деятельности. Сегодня все еще наблюдается вмешательство этих властных структур в дела друг друга, нередко происходит война законов, указов, постановлений и пр., что вносит рассогласование в систему российского права, нарушает принцип верховенства закона в обществе. Необходимы также практическое разграничение функций государственного управления и местного самоуправления, последовательное проведение в жизнь принципа федерализма.

Не выработан еще механизм немедленного и безоговорочного исполнения постановлений Конституционного суда. На повестке дня стоит вопрос о проведении широкомасштабной судебной реформы, кадровом и материальном обеспечении судебной власти. В целях наиболее полного и точного представительства интересов россиян в органах государственной власти проведена избирательная реформа. Активное избирательное право граждане получают с 18 лет, пассивное право быть избранным в Государственную думу с 21 года, а на пост Президента с 35 лет.

При этом участие в выборах объявляется делом добровольным и осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента проводятся на альтернативной основе по единому избирательному округу, включающему всю территорию страны. Победившим считается тот кандидат, который набрал более 50% голосов избирателей.

В Государственную думу избираются 450 депутатов по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе: 225 по одномандатным округам (1 округ 1 депутат) и 225 по федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Новый порядок выборов, как показала политическая практика, стимулирует развитие в стране многопартийной политической системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями или партийными объединениями. Они отражают противоборство политических партий в стране.
Ряд партий под влиянием политической практики совершенствуют свои программы и организационное строение, активно участвуют в избирательных кампаниях. Вместе с тем ученые отмечают, что в настоящее время большинство российских партий еще не сформировались как собственно партии и характеризуются отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплоченностью, не до конца осмысленной и четко сформулированной политической программой деятельности.
Неудивительно, что многие россияне различают партии лишь по фамилиям лидеров, ориентируются в своих воззрениях не столько на сами партии, сколько на личности. При этом все еще сохраняется вера в хорошего лидера, способного чуть ли не в одиночку вывести страну из кризиса. Политологи и политики считают, что по мере развития российского общества и его социальной структуры, накопления опыта участия в выборах на основе новой системы партии приобретут свои группы избирателей, станут партиями парламентского типа, приверженными демократическим конституционным ценностям. В этой связи отмечается необходимость дальнейшего совершенствования избирательного процесса.

Практика показала также целесообразность обучения избирателей элементарным правилам участия в выборах.
В настоящее время в России созданы и действуют свыше 50 тыс. добровольных неполитических объединений граждан: потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, молодежных организаций и пр. Некоторые общественные объединения организуют свои печатные издания и активно включаются в политическую жизнь. Однако ряд организаций, пережив короткий период бурного подъема, в последние годы ослабли, утратили активность, обюрократились, стали выражать интересы узкого круга руководящих лиц.

Не случайно отношения между такими заинтересованными группами нередко носят конфрон-тационный характер. Одна из главных причин слабости многих общественных объединений в том, что в российском обществе пока еще преобладают потребительские интересы над интересами специфическими: профессиональными, экономическими, этническими и пр.

Рядовой россиянин, как правило, недооценивает групповую организацию и замкнут в основном на себе и своей семье.
Свобода печати и отсутствие государственной цензуры активизировали деятельность средств массовой информации. Появилось множество независимых газет и журналов, программ радио и телевидения, в том числе авторских программ. Они представляют различные, нередко альтернативные точки зрения по актуальным вопросам общественной и политической жизни страны и за рубежом. Вместе с тем общая культура многих средств массовой информации пока еще невысока.

В них нередко в силу зависимости от финансовых доноров можно встретить факты дезинформации и унижения человеческого достоинства. Порой некомпетентность, а то и просто распущенность некоторых журналистов провоцируется самими читателями, которые рассматривают грубый стиль изданий как особое проявление их близости к народу.

Есть и такие, кто вовсе не хочет видеть позитивных перемен в работе СМИ и требует вернуться к цензуре, запретить деятельность большинства редакций. А что по этому поводу думаете вы?
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сложность и противоречивость процессов политической жизни, в них обнаруживается главная тенденция становление демократических институтов в российском обществе.
Политический статус личности

ОБЪЕКТИВНО ВОЗМОЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ


Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характиризуют правовое положение личности в обществе, т. е. ее правовой статус.
Каково же правовое положение личности в политических системах демократических стран?
К политическим правам и свободам гражданина относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. Таким образом, каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна обеспечение прав и свобод других и удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Данные положения закрепляются, конкретизируются в законодательных актах многих государств, что обеспечивает высокий политико-правовой статус их граждан.
Реализуя те или иные политические права, гражданин тем самым выполняет определенные политические роли. Политические роли личности многообразны: избиратель, депутат, член какой-либо негосударственной политической организации, участник митинга и т. д.

ПОЧЕМУ ГРАЖДАНИНУ НЕОБХОДИМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?


Для выполнения разнообразных политических ролей, грамотного и эффективного участия в политике требуются: во-первых, разносторонние политические знания; во-вторых, ориентация на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение способами политической деятельности. Названные условия в своей совокупности характеризуют демократическую политическую культуру.

Рассмотрим подробнее каждую из ее составляющих.
Политические знания это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются.

Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус как соглашательство, а демократия как безграничные возможности делагь все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.
Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую инфор-
мацию, противостоять попыткам манипулирования его политическим сознанием, что, к сожалению, нередкое явление в политике. О нем подробнее речь пойдет ниже, здесь же отметим, что манипулирование (скажем, путем умышленного искажения информации, полного или частичного ее сокрытия и т. п.) это управление политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
Политические ценностные ориентации это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.
Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям.
Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентации на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Как вы думаете, почему?) Зачастую они рисуют такой идеал общественного устройства, который невозможно реализовать в принципе. Например, в экономической сфере признаются только лишь социалистические ценности (государственная собственность на землю, банки, промышленные предприятия и пр.), а в сфере политической ценности либерально-демократические (политический плюрализм, неотчуждаемость естественных прав человека, свободные выборы и пр.).

Слабость политических позиций многих граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствующих возникновению националистических и других радикальных политических движений, а самое главное превращению субъекта политики в ее пассивный объект.



Содержание раздела