d9e5a92d

Современные политические теории

Русские либералы полагали, что политику нельзя считать центром жизни, нужно довести ее до растворения в религии и культуре, революцию объявляли злом, а марксизм - лжерелигией В 1909 году вышел в свет сборник Вехи, где многие русские интеллигенты выступили против революции и марксизма.
Твердые искровцы, большевики ( это движение появилось после раскола РСДРП в 1903 году на меньшевиков и большевиков по числу избранных представителей в центральный орган партии ) взяли на вооружение теорию ленинизма. Они считали, что В.И..Ленин развил марксизм применительно к условиям России. Суть нововведений была такова: гиперболизация положения о революции и диктатуре пролетариата, утверждение, что социализм может победить без соответствующих экономических предпосылок даже в слабой, неразвитой стране в период империализма новой стадии развития капитализма, что главное захват власти и уничтожение основ предшествующего строя.

При этом В.И.Ленин искусно манипулировал интересами и чаяниями народных масс, призывая их к миру ( превращению войны империалистической в войну гражданскую), обещая хлеб голодным, фабрики и заводы - рабочим, землю крестьянам.
Популярность большевиком позволила им придти к власти посредством военного переворота в октябре 1917 года и страна надолго попала под гнет большевистской диктатуры. Советские ученые-обществоведы, к сожалению, не смогли использовать политологические идеи начала ХХ века, например, методологию анализа истории русского государства В.О.Ключевского, пятитомный труд Б.Н.Чичерина История политических учений, политическую социологию М.Я.Острогорского и многое другое.[ 56 ]
Шестой этап развития политической мысли в России это 70 лет существования Советской власти. Наша стрна прошла через сталинизм, административно-командную систему, тоталитаризм. В 30 40 годы ХХ века у нас царила сверхэксплуатация человека человеком, две трети созданной стоимости отчуждалось от производителя, государство во главе с одной партией и харизматическим вождем осуществляло тотальный контроль над всеми сторонами жизни, человек был прикреплен к одному месту проживания, рынок был ограниченный и деформарованный.

Игнорирование человека, уничтожение людей в лагерях, показательные суды над врагами народа таково истинное лицо социализма, построенного в СССР. Политология как наука была забыта, история России преподносилась в духе учебника Краткий курс истории ВКП (б), архивы большинство документов поместили в спецхраны, возглавлялись архивы работниками НКВД.

Во времена хрущевской оттепели наметились слабые сдвиги в сторону демократизации страны, но политической науки это не коснулось. Застойный период Л.И.Брежнева показал, что с инакомыслием можно бороться при помощи психиатрических больниц, книги по истории и политике были настолько однотипны и стандартизированы, что прочитав одну, можно было получить представление обо всех остальных ( те же цитаты, тот же стиль, никакой живой мысли). [ 57 ]
Политология в советское время долго оставалась за пределами внимания общественной мысли, так как
1.Политическая сфера была уделом избранных, вождей, а простые массы в ней не участвовали. Выборы были формальными, безальтернативными, а провозглашение народа реальным субъектом власти являлось фикцией.
2.При господстве административно-командной системы политические законы, закономерности политического процесса игнорировались, господствовали лишь субъективистские методы принятия решений.
3.Политология была объявлена буржуазной наукой, парламент буржуазной говорильней, буржуазная демократия лжедемократией.
4.Политология оставалась невостребованной, так как не было политической традиции, а сползание к диктатуре и тоталитаризму затушевывали преимуществами социализма. Это привело к застою политологической мысли в стране.
5.Сам человек являлся простым носителем рабочей силы, винтиком, который ничего не определял, не играл роли в государстве.
Седьмой этап развития политической мысли в России 80 90 годы ХХ века характеризуется возрождением политологии как науки. Появились новые имена Азаров, Бурлацкий, Пугачев, Ковлер, Марченко, Ципко.

Однако это дело было связано со многими трудностями. Прежде всего, было мало квалифицированных политологов, некоторые из них ориентировались на сиюминутные интересы, страдали популизмом, другие предъявляли необоснованные амбиции на власть, третьи занимались переоценкой ценностей и идеалов, продолжались попытки деления политологии на буржуазную и социалистическую.

Наша страна всегда была сильно политизированной, но в переходный момент, во время осуществления процессов модернизации и демократизации российского общества, значение политического фактора еще более возросло.


В настоящее время политология как учебная дисциплина ввела в школах, лицеях, техникумах, колледжах, вузах. Это привело к гуманизации учебно-воспитательного процесса, к повышению гражданской активности, уровня политической культуры, появлению молодых людей с нестандартным политическим мышлением, самостоятельных и независимых суждений, к самоутверждению в политике нового молодого поколения.

В развитии политической мысли в России в настоящий период времени остается множество нерешенных проблем и задач, политология активно развивается и совершенствуется, она необходима и в прикладной и в научной сфере.

Лекция 5. Современные политические теории.

Третий период формирования политологии, институционализации ее как науки произошел в начале ХХ века. Фактически именно тогда политология сложилась как самостоятельная область социального знания. Формирование политической науки определялось рядом факторов: произошло вычленение политики в самостоятельную сферу общественной жизни; необходимой потребностью стало углубленное познание политики для эффективного управления государством; был накоплен определенный багаж знаний в этой области. Сформировались теоретический и эмпирический уровни политического знания.

Важным моментом явилась связь политологии с социологией, особенно с таким направлением научной мысли, как позитивизм, который разграничивал научную истину и идеологические ценности. В начале ХХ века несколько недооценивалась политическая теория, предпочтение отдавали прикладной политологи, сбору различных фактов, политической информации.

Основоположником бихевиорализма стал старейшина американской политической науки Ч. Мерриам.
Еще в конце Х1Х века в Германии была основана правовая школа, в Лондоне - школа экономики и политики, в 1871 году во Франции - школа свободных политических наук, в 1880 году школа политологии в Колумбийском университете, в 1903 году Американская ассоциация политической науки. В те же годы американский политолог Р.Сили, преподаватель Кембриджского университета, написал Ведение в политическую науку, английский ученый Ф.Поллак Историю науки о политике.

Все это означало новую ступень развития политологию, широкое внедрение ее в жизнь многих стран. Международная институционализация политологии как науки относится к 1949 году, когда была основана Международная Ассоциация политических наук.

В нашей стране Ассоциация политических наук была создана в 1958 году.
Основными направлениями политической мысли в ХХ веке являются постбихевиорализм ( функционализм Т. Парсонса и системный анализ Д. Истона), постпозитивизм, неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократизм, неомарксизм, гуманизм.
Золотой век бихевиорализма приходится на 50 годы ХХ века. Функционализм Т.Парсонса был построен на анализе политических систем общества через функции и дисфункции, изучении потребностей в приспособлении системы к окружающей среде.
Системный подход рассматривает политическую сферу как динамичную систему, но он ориентирован на стойкость системы, ее равновесие и не учитывает конфликтность.
Основной принцип постпозитивизма состоит в следующем научными становятся только те положения, которые подтверждаются на практике. Все остальное научные теории, не имеют ценности.
Неолиберализм (Т.Грин, Л.Хобхауз, Т.Рузвельт, Ф. Хайек) основное внимание сосредоточил на проблемах усиления роли государства в общественной жизни, создания так называемого социального государства для предотвращения конфликтов, помощи нуждающимся посредством социальной защищенности, путем создания плюралистической демократии. В частности, Фридрих Август Хайек (1899 1994 г.г.) утверждал, что уничтожением экономической свободы рушится цивилизация.

Он придавал большое значение рынку, конкуренции, предпринимательству, науке и технике, новым технологиям и считал, что централизованное управление экономикой не несет материального изобилия. Неолибералисты выступали за свободу и полное развитие индивидуума, но при этом и за активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферы.[58]
Неоконсерватизм (Бэлл, Липсет, Кристол, Маргарет Тэтчер, Д.Роулсу, Р.Позику) в 80 90 годы ХХ века укрепился в США, Великобритании, Италии, ФРГ, Франции, Японии. По сравнению с классическим консерватизмом, неоконсерватизм претерпел некоторые изменения.

Эволюция неоконсерватизма выразилась в том, что он стал выступать за свободу рынка и конкуренции, за нормализацию экологии, элитарную демократию, пиетизм (благочестие). Неоконскерваторы соблюдали дарвиновскую этику, проповедуя, что слабые пусть разоряются, и главное не борьба, а гармония. [59 ]
Яркий пример неоконсерватизма политика Маргарэт Тэтчер в 70 90 годы ХХ века Англии. Она провела децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики, возросло число предпринимателей (на 70% возросло число лиц, применяющих на предприятии наемный труд) и держателей акций (за 10 лет их количество возросло с 7 % до 24%), повысился жизненный уровень населения, на одну четверть было сокращено число государственных служащих, безработным выдавались высокие пособия по безработице.
Социал-демократизм (70 партий, 17 миллионов человек) разделился на традиционное и модернистское течения. Наиболее удачным оказалось осуществление Шведского эксперимента лидером шведской социал-демократии Класс Эклундом.
Движение общечеловеческого гуманизма представляли Индира Ганди в Индии, проповедовавшая теорию ненасилия, Римский клуб в Италии специальная международная некоммерческая организация, созданная в 60 годы ХХ века для поиска выхода из кризиса, А.Д.Сахаров в СССР наш известный ученый-гуманист, опубликовавший своеобразную программу этого движения Размышления о прогрессе.[60]
Кроме данных магистральных направлений развития политической мысли, существуют теории среднего уровня. Это теория о тоталитаризме и его сути (К.Фридрих, Б.Бжезинский, Ханна Арендт); теория об американской исключительности (Теодор Рузвельт); о среднем классе (С.Хантингтон); конфликтология ( Р.Дарендорф, Л. Козер); теория открытого общества английского политолога К.Поппера; теория апокалипсиса; во Франции Жак Эллюль, Леви и Бенуа предложили тезис о пагубности всех революций и необходимости духовного переворота.
Наряду с вышеназванными теориями можно выделить англо-американскую, французскую, немецкую, итальянскую школы в политологии. Но отсутствует общая методология, нет единой системы понятий и концепций, разнообразие теорий, направлений и парадигм такова картина современного политологического знания.

И, по словам Р.-Ж. Шваргенберга, политическая наука сегодня похожа на Пенелопу из греческого мифа: она разрушает то, что было создано за день, каждый политолог изобретает что-то новое, начиная с нуля.[61]

Лекция 6. Политическая власть основная проблема политологии.

Власть - извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами, классами, государствами. Известный советский поэт Осип Мандельштам писал: Власть отвратительна, как руки брадобрея, а другой наш поэт Давид Самойлов сказал: Власть отвратительно бездарна. Но власть это непременное условие порядка и организованности. Борьба за власть - самое бескомпромиссное соперничество групп и партий, порой приводящее их к полному уничтожению.

Вопрос о власти главный вопрос любой революции.
Таким образом, мы видим, что ядро политики составляет власть. И в истории политической мысли проблема власти всегда была одной из основных. Н.Макиавелли говорил, что власть это реальная способность государства управлять подданными.

Цель государства и политики увеличение власти любыми способами. Орудие власти право, основа власти хорошие законы и хорошее войско. Социальную природу государственной власти Макиавелли выводил из борьбы знати с простонародьем. [62]
Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал англичанин Т.Гоббс. Государственной властью он называл лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие. [63] Власть есть сила, она безгранична и абсолютна, держит людей в страхе, и люди подчиняются ей, чтобы избежать войны против всех, считал Т.Гоббс.
Идея политической власти как организованного насилия экономически господствующего класса была присуща и марксизму. [64]
Так же традиционно понимал власть и немецкий политолог М. Вебер. По его определению, власть есть отношение господства над людьми, базирующееся на легитимном (законном) насилии. Главное средство политики насилие,- писал М.Вебер. [65]
Современные теоретики так же много внимания уделяют этому вопросу. Фундаментальную роль власти в политологии отмечали Б.Рассел, Т.Парсонс.

При этом до сих пор нет единого определения власти. Авторы книги Введение в политологию пишут: Еще никто не нашел удовлетворительного объяснения явлению политической власти. [66]Что касается природы власти, то она многими авторами рассматривается как свойство системы общественных отношений. [67]
В чем сущность власти? На этот вопрос существует несколько точек зрения:
1.Директивная, исходит из того, что власть господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. Данная концепция глубоко разработана американскими политологами из Чикагского университета.
2.Функциональная, которая гласит, что власть умение индивида реализовать функцию управления (ее предложил французский ученый М.Фуко). Следуя его утверждению, власть отношения между субъектами, их связи, коммуникации, и, поскольку участники властных отношений неравноправны, то власть подвижна и концентрируется в точках, где пересекаются силовые линии.
3.Созидательная говорит, что власть созидающее начало и ее задача поддерживать систему в оптимальном состоянии.
4.Анархистская отрицает всякую власть как орудие угнетения и насилия.
5.Социо-культурная (представитель Н.Бердяев) утверждает, что начало власти, связано со злом, она сеет зло, человек, достигший власти становится аморальным.
Немало и концепций определений власти:
А). Телеологические, то есть с точки зрения цели власть это реализация намеченных целей.
Б). Бихевиористские (зависят от типа поведения) власть это когда одни командуют, а другие подчиняются, то есть власть как самоцель.
В). Психологические стремление к власти это сублимация подавленного сексуального либидо (З.Фрейд) или психической энергии (К.Юнг).

Высказывается мнение, что власть осуществляют при помощи гипноза, и власть основана на командовании и подчинении.
Г). Системная власть способность системы обеспечивать исполнения ее элементами принятых обязательств (Т.Кларк, К.Дойч).
Д) Структурно-функционалистская (Т.Парсонс) власть это свойство социальных статусов и ролей, позволяющих контролировать ресурсы и средства влияния.
Е). Реляционистские власть - это отношения между двумя партнерами (субъектом и объектом).
Субъект это человек или организация, имеющие волю к власти, компетентные, авторитетные, действующие на основании приказа или распоряжения.
Объект люди или организации, готовые к подчинению и повиновению под силой страха, привычки, убеждения, авторитета
Средства или ресурсы власти все, что индивид использует для влияния на других. Типы ресурсов: утилитарные (материальные и социальные); принудительные ( административные наказания); нормативные ( экономические, культурные, информационные, силовые, демографические).
Процесс власти зависит от способа властвования в первом случае объект побуждается к действию, во втором блокируется, то тесть обеспечивается его бездействие.
В Философском словаре дано следующее определение власти это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо средства ( авторитета, насилия, права. Таким образом, власть бывает экономическая, семейная, политическая, государственная.
В чем состоит политический аспект власти? Для марксистской политологии главным всегда был классовый характер власти. В.И.Ленин самым важным считал участие во власти и устройство государственной власти.

М.Вебером политический смысл власти трактовался гораздо шире. Политику он считал искусством объединения, а не разъединения людей, которая характеризуется отношениями партнерства между индивидуумами и группами людей, а не классового подчинения.

По М.Веберу существует политика банков, профсоюзов, руководителей корпораций, наконец, есть политика умной жены по отношению к мужу. Таким образом, он трактует политику шире, чем марксисты, для него это служение народу в целом. А классовая власть лишь частный случай, который абсолютизируется марксизмом.

Кроме того, согласно марксизму власть опирается лишь на насилие,. Однако власть может опираться и на закон, традицию, добровольное подчинение, религиозное почитание, единоначалие и т.п.
Особенностями политической власти являются следующие моменты:
1.она связана со сферой политических отношений, основа которых политическое управление;
2.она зависит от специфики политической системы, института государства;
3.политическая власть имеет ограничения, объем которых диктуется политическим режимом;
4.в классовом обществе политическая власть выражает интересы господствующего класса.

Понятие политического господства.

В мировой политической мысли данное понятие разрабатывали Платон, Аристотель, Цицерон, Аквинский, Августин, Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант, Маркс. Но признанным автором теории о политическом господстве является немецкий ученый Макс Вебер. Он не отождествляет власть с господством.

Политическое господство это когда одна из сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. Добровольность повиновения, легитимность, законность власти для М.Вебера норма.

Но мотивы, по которым одни люди подчиняются другим, различны: это и интерес, и традиции, и склонности. М.Вебер предложил три чистых типа политического господства:
1.Легальный царит в демократическом государстве, где правят законы и рациональность. Там люди лично свободны и независимы.

В таких странах ценится профессионализм и компетентность.
11. Традиционный он обуславливается моральными нормами, основанными на вере не только в законность, но и в священность ( это страны феодальной Европы и Востока).

При этом типе граждане зависят от воли господина и не имеют личной свободы.
111. Харизматический от слова харизма ( обожествление).

В государствах такого типа правителя обожествляют, приписывают ему сверхъестественные способности. Эти страны держаться на личной преданности, эмоциональной вере.[ 68 ] В таблице это можно выразить так:

Типы политического господства

Легальные Традиционные Харизматические
Правила, нормы Рациональные Патриархальные Установлены лидером
Глава системы Должностное лицо Монарх Пророк
Источник авторитета Демократия Традиция Вера
Форма легитимности Вера в нормы Вера в порядок Вера в лидера
Тип администрации Бюрократия Подданные Свита лидера
Тип поведения Целерациональный Традиционный Эмоциональный

Каковы средства политического господства? Это популизм и коллективизм. Популизм совокупность идей и движений, основанных на поверхностных, сиюминутных настроениях. Подобное происходит в основном в трудные и кризисные моменты истории, когда для многих лидеров власть становится самоцелью и они не брезгуют ничем для ее достижения.

Иногда это влечет разгул охлократии, торможение социального процесса. Порой бывает и наоборот, когда умный и дальновидный политик, отказываясь от претензий на неограниченную власть, дает сильнейший толчок позитивным изменениям в обществе.

Так было, например, в Америке периода борьбы за независимость, когда Д.Вашингтон отказался от президентства, несмотря на огромный авторитет в стране.
Коллективизм как орудие политического господства имеет много отрицательных моментов. Он лишает человека индивидуальности, человек становится частью коллектива, подвергается тотальной обработке при отсутствии свобод.

Это характерно для коммунизма и фашизма. Подробно об опасностях коллективизма как орудия политического господства писал известный русский философ Н.А.Бердяев в работе Истоки и смысл русского коммунизма.[69]

Политическое лидерство.

Лидер (от английского ведущий) лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности. Лидерство это прежде всего влияние на других, авторитет, власть и кьонтроль над ними, но оно должно быть постоянным, воздействовать на всю группу, быть приоритетным. Лидерство это управленческий статус, руковолящая должность, это особого рода предпринимательство на политическом рынке.

В политике различают лидеров трех уровней: малой группы, общественного движения и политика, действующего во властных отношениях.
В античности лидерство носило ярко выраженный личностный характер, в средневековье превозносилось умение сплотить группу для лостижения поставленных целей, в соврменном мире ценится выдвижение программы и достижение власти. Лидерстов бывает формальным и неформальным.

Природа лидерства достаточно хорошо изучена, выдвинуто много теорий, в том числе теория черт. Она утверждает, что лидерам присущи черты героя, они могут вести толпу за собой, нарвятся людям, оладают умом и алантами. Проверка данной теории не дала положительного результата.

Как ни странно вссокие качества людей часто служат препятсвием к успеху, например, в бизнесе. Набор черт характера сильно варьируется в зависимост от эпохи и запросов времени. Это породило вторую волну теории черт- факторно-аналитическую концепцию. Она различает каечтсва лидера и харарктерные для него черты поведения.

В.И.Ленин был добр к близким, но это не помешало ему стать тираном-деспотом, подписывающим смертные приговоры.
Ситуационная концепция объясняет лидерство слежствием определенной ситуации. Обстоятельства делают лидера.

Например, лидер-пропрок не победит на прагматичном Западе, но будет вождем в исламском Иране.
Есть теория, которая на первый план ставит последователей лидера лидера делают его ученики, конституенты. Яркий пример выборы на должность президента Б.Н.Ельцина, заслужившего довекрие людей критикой партийного руководства, или лозунги большевиков в октябре 1917 года (Мир народам, хлеб голодным, землю крестьянам) Особенно это проявляется в тоталитарных системах Сталин, Гитлер.

Хусейн, Кастро и т.п.
Психологические концепции лидерства делают упор на подавленном либидо ( влечении сексуального характера).



Содержание раздела