d9e5a92d

Перспективы российской государственности

Однако в либеральной политологии последних лет получила распространения точка зрения, по которой необходимым уловием демократии признается не частная собственность, а возможность экономического выбора ( множественность центров экономической власти).
Каковы отличительные черты либеральной демократии?
1.Отождествление народа как источника власти с собствениками-мужчинами и работающими женщинами при наличии имущественного ценза.
2.Соблюдение прав личности и предпочтение индивидуальности, что гарантировано конституцией и судом.
3.Узкополитический характер демократии, ибо свобода понимается как отсутствие принуждения.
4.Парламентаризм (представительство).
5.Государство стоит на хоране общественного порядка и безопасности, не вмешивается вдела гражданского общества.
6.Разделение властей, действие системы сдержек и противововесов.
7.Ограничение власти больштинства над меньшинством, так как меньшинству вправе иметь свое мнение.
В то же время либеральной демократии присущи свои слабости:
-социально-классовая ограниченность, так как она не распространяется на все население;
-формальность и декларативность ее для бедных, так как царит имущественная поляризация, что создает практические трудности;
-ограниченность сферы политического участия личности и появление представительной политической элиты, отчуждение граждан от общества и появление политической апатии;
-принижение роли государства в управлении обществом, ведь демократическое государство не ночной сторож, оно должно регулировать конфликты, экономику, социальные процессы;
-придание излишнего значения индивидуализма ведет к росту эгоизма, подрывает основы общества, игнорирует коллективную природу человека.
В ответ на недостатки либеральной демократии возникают рабочие, коммунистические, социалистические движения.
Сегодня в большинстве стран Запада существует репрезентативная плюралистическая демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и учитывающая христианские и социалистические идеи. На вопрос, нужна ли обществу демократия в современной политологии есть две версии ответа: ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии. Первые (начиная с Аристотеля) утверждают, что демократия дает политическую свободу и является непреходящей ценностью.

Но интересы граждан часто лежат вне политики, личная польза от демократии невелика, а затрат много. Поэтому многие предпочитают демократии материальное благополучие и порядок в обществе, что ставит под соменение ценностные обоснования демократии.Ведь демократия слабо связана с равенством, это лишь формальное равенство юидических лиц, которые не равны по социальному и имущественному положению, это общество, где не существует социальной справедливости, к которой стремятся люди.
Вторые, рационально-утилитарные обоснования демократии подчеркивают полезность демократии для граждан как механизма отбора социальных альтернатив и возможность построения открытого общества. Системные обоснования демократии ( Н.Луманн, К.Дойч) подчеркивают высокую приспособляемость демократии, наличие плюрализма, оппозиции, соучастия, сменяемости парламента и правительства.

В целом это дает наилучшие возможности для адаптации системы в меняющейся среде. Но демократия не универсальная ценность и человек не всегда готов к ней.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, демократия делится на прямую, плебисцитарную , представительную.
Прямая была в античной Греции и Риме, в Новогородской боярской республике, когда сами граждане непосредственно принимали решения. В наше вемя она сохранилась на уровне местного самоуправления (швейцарские общины, израильские кибуцы).

Кроме того, это такие формы голосования как референдум и плебисцит.
Плебисципаторная демократия дает гражланам ограниченные возможности ( закон готовит, например, президент или инициативная группа, а люди потом голосуют). Это допускает известное манипулирование общественным мнением, через опросы или интервью.
Представительная демократия наиболее распоространена сегодня в мире, это, когда граждане принимают опосредованное участие в рпинятии решений через своих представителей (депутатов, делегатов, гласных). В основном она царит в странах с большой территорией и в проблемных ситуациях.
В странах социализма была теоретически разработана коллективистская демократия, но попытки ее осуществления на практике привели к печальным результатам. Данная теория ( основатель Ж.-Ж.Руссо) предполагала целостность народа, вся власть передавалась народу путем слияния отдельных атомов, индивидов в единое целое.



Они, презрев свои права, жили и трудились во благо государства. Частный интерес объявляся патологией, его нвдо было подавить и уничтожить. Предпосылкой такой демократии являлось уничтожение частной собственнности и провозглашение общественной собственности. Народ неделим, он имеет суверенитет, внутри енго нет ни меньшинства, ни большинства.

Железной рукой загоним человечество к счастью", - такой лозунг висел над Соловецкими лагерями в 20 х годах ХХ века.
Во Франции по конституции 1791 года вся власть принадлежала народу, была суверенной, все вопросы решались голосованием. На практике это привело к якобинскому террору, на гильотине погибли лучшие сыны Франции.
"Социалистическая демократия" так же была коллективной не допускалась оппозиция, правила одна партия, существовала одна идеология, отрицалась частная собствненность и автонономия личности, ширмой для прикрытия тоталитарных структур служили Советы.
Каковы отличительные черты коллективной демократии?
-отсутствие противоречий внутри народа;
-коллективистское понимание свободы;
-тоталитарный характер власти, беззащитность личности и меньшинств;
-устранение самой проблемы прав человека;
-всеобщая политическая мобилизация, прямое участие в управлении;
-деклалирование социалистической демократии.
Уроки коллективистских экспериментов показали несостоятельность и несовместимость с подлинной демократии коллективной демократии. На деле общая воля народа оказалась вымыслом и мифом, правила такими странами лишь группа людей ( в СССР партийная и советская номенклатура).
В современном западном мире в некоторых странах правит полюралистическая демократия, учитывающая все многообразие реальной действительности, все интересы граждан (многопартийность, оппозиция). Она строится на синтезе различных идей,сочетает и христинаские, и социалистические, и коммунистические,и либеральные концепции. Плюралистическая теория (представители Г.Ласки, Р.Даль, Д.Труман) главной движущей силой в демократическом обществе провозгласила группу людей.

Демократию она понимает как баланс групповых интересов, где в конкурентной борье достигаются наиболее приемлимые, комромиссные решения.
Общие черты плюралистических теорий демократии:
1.центральный элименнт системы заинтересованная группа;
2.общая воля осущнствляется через конфлмктное взаимодействие групп;
3.динамикой демократической власти является соперничество и баланс групповых интересов;
4.наличие сдержек и противовесов в социальной сфере;
5.государство поддерживает социальную справедливость;
6.распыление или диффузия власти;
7.ценностный консенсус.
Слабости плюралистической демократии состоят в том, что сама модель ее консервативна, так как трудно достичь согласия всех групп, кроме того, это не власть большинства и она игнорирует неравенство в имущественном положении людей.
В 60 -?0 годы ХХ века появилась партиципаторная демократия, означающая всесторонюю демократизацию ( демократия политического участия). Главное утверждение этой теории, что демокартия универсальный жизненный принцип и должна существовать везде
Ее критикуют радикалы ( экологисты), которые считают, что она ведет к популизму, ограничивает частную собственность, свободу граждан.
Имеются сторонники и элитарной теории, которая говорит, что с согласия народа править дрлждна грамотная и компетентная элита. Тогда будет стабильность и порядок и большая эффективность в выполнении поставленных задач.

Однако, это означает устранение народа от власти между выборами, бюрократизация аппарата, олигархизм. Воля избирателей искажается, ущемляются политические права, слаблая легитимность власти дополняется подкупом чиновников, апатией граждан.
Преимущества демократии сегодня очевидны для всех. В прошлом правители были неподконтрольны народу, обуздать их власть смогла только демократия.

Те, кто готов к индивидуальной свободе, ответственности, ограничению эгоизма, уважению закона и прав человека, идут сегодня по пути демократизации своих стран.И таких народов становится с каждым годом все больше и больше. Процессы демократизации происходят в странах Восточной Европы, на территории бывшего СССР, в Латинской Америке, в некоторых государствах Африки.

Но процесс демократизации идет волнообразно, есть определенные колебания в соотношении различных типов политичексих систем. Нельзя сказать, что демократизация поступательный процесс приобщения к демократическим идеалам.Например, один из пиков демократического развития в независимых государствах приходится на период после окончания первой мировой войны, когда рухнули европейские монархии в Германии и Австро-Венгрии. Но в20-30 годы ХХ века имено в этих странах, а так же в Италии, Аргентине, Японии, Португалии парламентские ситемы потерпели крах.

Новое наступление демократии имело место после второй мировой войны ( ФРГ, Автсрия, Италичя, Япония), затем в странах, освободившихся от колониальной зависимости. Но с середины 60-х годов этот процесс пошел на спад.

А на рубеже 70-80-х вновь стали заметкны признаки демократического подъема ( перестройка в СССР).
Каковы общие модели демократизации? Первый вариант британский или классическая модель демократиазции.

Она характеризуется ограничением власти монарха и усилением власти парламента, увеличение прав граждан ( личные, политические, социальные права получают подданные). Это линейная демократизация, пример постепенного и долгого перехода к демократии.
Второй вариант циклический, когда происходит чередование демократии и авторитаризма. Парламент соседствует с военной хунтой ( Латинская Америка, Африка, Азия Боливия, Аргентина, Нигерия,Таиланд).

Этот переход носит затяжной характер и очень труден.
Третий вариант диалектическая модель, когда политические режимы нестабильны, но есть внутренние предпосылки демократизации. Тогда демократизация приводит к краху авторитаризма.

Часто демократические правительства не могут хорошо управлять страной из-за трудностей переходного периода и опять устанавливается авторитаризм (Италия, Испания, Греция, Чили, похожий вариант развивается и в России). Однако, чтобы осуществить демократизацию, необходимы некоторые предпосылки экономические, социальные, политические. В экономике необходим высокий уровень развития урбанизация, развитость массовых коммуникаций, рынок и конкурентность.
Социальные предпосылки демократизации предполагают относительно высокий уровень благосостояния граждан, сглаживание социальноего неравенства, социальнеый плюрализм, наличие влиятельного среднего класса (он должен составлять две трети общества), наличие слоя предпринимателей, грамотность и образованность населения. Важной предпосылкой демократии является так же политическая культура, формирование соответствующего менталитета ( общественного сознания).

Есть патриархальная культура, ограничивающая политический горизонт повседневностью, подданническая и активистская, то есть культура политического участия. Позитивную роль в капиталистический странах в момент утверждения демократии в духовной жизни сыграл протестантизм, религия буржуазии.
Внешнеполитическими предпосылками демократии являются прямое военное, экономическое, политическое, культурное вмешательство в жизнь других стран со стороны развитых демократических государств (так было в 1945 году в Японии и ФРГ, когда демократические институты насильственно были принесены извне).
Демократизация слеует отличать от либерализации. Последняя означает, что верхи делают уступки в сфере политичских и гражданских прав без придания им полного характера.

Режим идет на компромисс с оппозицией. Либерализация часто предшествует переходу к демократии.В Венгрии с 1968 года усиляли роль рынка, предоставляли автономию предприятиям.

В СССР и Чехословакии демократизация и либерализация практически совпали.
Надо отметить немаловажное значение для процесса демократизации позиции передовых стран Запада, внешнеполитические ориентации которых складывались из трех моментов: 1. Запад снабжал своих союзников в третьем мире оружием лишь за их обещание бороться с коммунизмом. 2. Приоритетом Запада было всегда экономическое развитие, экономическая помощь, а политические права человкеа отодвигались на задний план.

3. Приницпиальным для Запада оставался вопрос о продвижении демократических идеалов в развивающихся странах (особенно в 80 90 годы).
Каковы основные ориентиры переходного периода к демократии? Если представить процесс схематически, то первой вехой будет новая конституция, выборы главы государства и нового парламента. Власть переходит к правительству, сформировнному более иои менее демократичсеким путем, но это не означает, что демократия уже построена. Нужна глубокая трансформация общества и на первом этапе есть опасность возвращения к авторитаризму.

Решающим моментом является формирование гражданского общества то есть совокупности независимых от государства объединений граждан, способных отстаивать свои права. Зрелость гражданского общества зависит от исторических и культурных условий, от модернизации сферы производства и экономических отношений.
Когда же можно сказать, что демократический строй победил? Когда политические противники из вргаов становятся оппонентами, когда экстремизм остается лишь на периферии политики, демократические институты реально работают, гражданское общество сформировалось, политические силы пришли к согласию, конфликты регулируются законом.

Часто бывает имитация демократия, подделывание под нее.В БенинеЮ,Замбии, Мали демократические лозунги скрывают прежние механизмы управления странами.
Особо следует выделить вопрос о крахе тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы. До этих событий не было подобных прецендентов в истории. В данных государствах отсутствовали частная собюственность и политический плоюрализм, казалось бы необходимейшие элементы демократизации. В чем же специфика преодоления тоталитаризма?

Узловые моменты такого перехода таковы: отмена статей конституции о руководящей роли партии, персмотр характера правительственных институтов, ликвидация системы номенклатуры, восстанволение частной собственности.

Перспективы российской государственности и процесс демократизации в России.

Распад СССР вызвал к жизни много идей и концепций, не все из них выдерживают проверку практикой. С дискредитацией коммунизма в российском обществе образовался идеологический вакуум. Многие народы лишились чувства внешней и внутренней безопасности.

Государство образование весьма устойчиво и не может распасться по прихоти отдлеьных личностей. Если это происходит, то посделствия бывают ужасны ( как в Закавказье или Югославии). Что касается СССР, то он стал первой страной в истории, созданной из отдельных этнополитических образований. В целом Советский Союз не был плавильным котлом как США, где множество народов перплавились в американскую нацию, а, наоборот, он был полигоном для сохранения и дальнейшего развития наций.

Процесс модернизация здесь слился с консолидаций титульных наций, которые дали название республикам. Государство было по сути наднациональным. К началу перстройки советские республики управлялись национальной номенклатурой, даже мафией, сформировалась теневая экономика.Россия же не была для них метроплией в общепринятом смысле этого слова.

Она не экплуатировала периферийные районы, не пользовалась преимуществами за счет других советских республик. Россия особая страна, где ценится соборность, объединение, братство людей
Она открыта влияниям извне и не раз это показывала на практике. Как писал В.С.Соловьев [ 105 ] : все хорошее в России держится на забвении национального эгоизма и русское государство, зачатое варягами,и оплодотворенное татарами, и русское благочестие, воспринятое от греков, и заимствованное с Запада просвещение, без которого бы не было русской литературы. В области государственного устройства для Росии наиболее приемлим вариант федерационного переустройства унитарного государства.

Жесткий унитаризм или конфедератизм для Росии не приемлимы. Однако достичь подлинного федерализма не просто. На всем пространстве СССР имело место вавилонское смешение народов сегодня 65 миллионов проживают вне пределов своих национальных образований.12,5 миллионов смешанных семей.

Численность нерусского населения 27 миллионов человек, титульные нации не составляли болтшинства в своих республиках, областях, округах, многие проживали вне территории своих рспублик (две трети татар живут вне Татарстана, две трети мордвы- вне Мордовии и т.д.) Сегодня в России необходимо строить не государство-нацию, а государство-сообщество, что и пытаются сделать на основе федеративного договора.
Что ожидает российский политический режим в будущем? Конечно, предпочтительнее демократитический путь развития. В России этот процесс будет иметь свою специфику. Сначала нужно создать экономическую базу режима рыночное хозяйство, основанное на всех типах собственности, в том числе и частной, продолжать приватизацию с целью создания среднего слоя и слоя богатых предпринимателей.

В области политики движение к демократии означает формирование новых конституционных органов власти на основе демократичсекого избирательного закона, учитывающего факт многопартийности, чтобы создать конкурентную многопартийную систему. В национально-территориальных отношениях демократизация должна быть направлена в сторону увеличение полномочий регионов.
В целом особенности перехода к демократиии в постсоветских странах можно свести к двум путям: либерализации ( по которому пошел СССР) и реформирование через новый авторитаризм ( Китай). В нашей стране провели шоковую терапию, либерализацию цен, причем при отсутствии гражжданского общества и рынка, при милитаризированной экономике и привалировании коллективистого сознания над индивидуалистским. Это привело к распаду государства, понижению уровня жизни, повышению во много раз цен, девальвации рубля. Реформу получились затяжные и неудачные.

Результатов нет и по сей день.
В Китае применили собственную модель реформирования при сохранении сильной власти, идеологии, политической стабильности реформы по внедрению рынка и преоброзованию экономике начало государство. С 1979 года производительность труда ежегодно растет на 20 %, растет и благосостояние людей.

Административная система показала, что может работать эффективно в период кризисов, используя главным инструментом преобразования общества государство.
Каковы же общие закономерности процесса демократизации?
Стабильность демократии зависит от постепенности перехода к ней при минимуме насилия.
1.Преобразования нужно осуществлять сверху путем соглашения элит и при политической активности масс, если они не идеологизированы.
2.Развитие политического плюрализма, многопартийности, законности, что должно привести к политической стабильности.

Лекция 14. Политическая культура.

Наша жизнь настолько политизирована, страсти в спорах по поводу политики так накаляются, что иногда можно слышать такие высказвания у него низкая политическая культура, или напротив, восхищенные у него высокий уровень политической культуры. Если депутаты Государственной думы ведут себя на заседаниях неподабающим образом, вступая в кулачные бои, обливая друг друга водой ( в России эту славную традицию начал еще в дореволюционной Думе Пуришкевич, а сегодня с успехом продолжает Жириновский), то мы можем все это наблюдать по телевидению и сокрушаться по поводу отсутствия у них политической культуры. В советское время мы знали наизусть слова гимна Советского Союза, нас наполняло чувство гордости за наших спортсменов, победивших в соревнованиях и слушавших, затаив дыхание этот гимн, теперь же мало кто знает даже музыку сегодняшнего гимна. Это так же свидетельствует об упадке политической культуры.

Примеров можно привести много. Что же такое политическая культура, как повысить ее уровень, что нужно для этого предпринять?
Определить, что такое политическая культура сложно, потому что имеется свыше ста опредлений самого понятия культура. Если под культурой понимать все материальное и духовное, созданное человечеством на протяжении своей истории, то политическая культура, являясь частью общей культуры, объединяет память людей в сфере пролитики. Это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в стране политических норм, правил, обычаев, которые достаточно жестко направляют политическое поведение граждан и государственных деятелей.

Нет единой политической культуры, существует масса ее вариаций региональные, национальные, и т.д.
С точки изрения ценностного подхода , культура - это система духовных и материальных ценностей; функциональный подход определяет культуру через деятельность.
Термин политическя культура впервые употребил философ-просветитель И.Гердер в ХУ111 веке. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к первой половине Х1Х века.

Политическая культура состоит из познавательного элемента ( политические знания, образованность); нравственно-оценочного ( политические чувства, традиции); поведенческого ( политическиме установки, идеалы, убеждения, поведение).
Большую роль в осмысление данного понятия внесли американские политологи С.Верба, С.Липсет, Л.Пай и другие. Последний считает, что политическая культура это совокупность ориентаций, убеждений. Мнений, которые стоят в основе человеческого поведения в политической системе и определяют политический процесс.Все оценки в основном были направлены на субъективный аспект политики.

В книге Гражданская культура Г.Алмонд и С.Верба предложили выделить три типа политической культуры: патриархальный, подданический и активисткий.[106] Патриархальный встречается у отсталых племен, для него характерно отсутствие интереса к политике. Подданический сформировался в условиях феодализма и отличается низкой политической активностью граждан.

Активистский харатерен для капитализма, демократических обществах, там высокоая степень политического участия. В реальной жизни чаще всего встречаются смешанные типы (подданичсеко-активисткий, патриархально-подданический).
Применяют и территориально-национальную типологию США, Италии, Германии, России, Индии, Арабского Востока, Латинской Америки и т.д.
Бывают и политические субкультуры, которые выражают специфические взгляды определенных групп ( молодежное движение, новые русские).
Политическая культура предписывает нормы и правила ведения политической игры. При этом каждый человек включается в нее через политическую социализацию, которая идет двумя потоками: сознательное и целенаправленное внедрение политических убеждений и неформальное повседневное общение.

Официальное политическое образование проповедует общепринятые нормы и ценности. Но ребенок уже к 12 годам имеет собственные симпатии и антипатии, совпадающие с позициями родителей.

Интересно, что ранние политические симпатии детей определяются в ходе избирательных кампаний.
Таким образом, политическая культура явление динамичное, как бы матрица политической жизни. Это система сложившихся в ходе исторического развития ценностно-нормативных представлений о мире политики, воплощенная в поведении субъектов политического процесса.



Содержание раздела