d9e5a92d

Мировая политика и международные отношения

Сущестует классификация политической культуры Г.Экстайна:
-политическая культура, основанная на консенсусе (например, в Великобритании);
-политическая культура стран, интергрированных механически (например. США);
-политическая культура стран с общинными отношениями солидарности (например. Норвегия).
Г.Алмонд выделял гомогенный, фрагментированный, смешанный и тоталитарный типы политической культуры. По его мнению в англосакских странах гомогенная политическая культура ( США, Англия, Британское содружество) При ней царит высокая конкуренция, плюрализм, индивидуализм, законность и взаимная терпимость.
В европейских странах фрагментированная культура, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, для них характерна нестабильность.
Доиндустриальный смешанный тип политической культуры , иначе харизматический тип существует в модернизирующихся развивающихся странах. Там различные группы по-разному решают свои проблемы, что порождает непредсказуемость и нестабильность такого общества.
Тоталитарная модель означает преобладание коллективного над индивидуальным, информириованность общества дозированна, оно подвержено цензуре, политический язык шаблонен и скуден, политическая культура формируется сверху, она малодинамична.
- Политолог К.С.Гаджиев [107] выделяет либерально-демократическую и тоталитарнор-авторитарную политические культуры.Первый тип политической культтуры характерен для Америки. Там царит либерализм, свобода и независимость человека, суверенность.

Индивидуализм, политичсекое равенство, политическое участие, патриотизм. Основой этого являются правовое государство и гражданское общество. Принципы политической жизни: полюрализм в политике, экономике, религии, движение к компромиссу и согласию; политическое представительство и механизм выборов, многопартийность; завоевание власти законным путем.

Прагматическое отношение к политике сочетается с принципами рыночной конкуренции, то есть существует борьба профессиональных политиков за электорат.
- Фундаментальными символами Америки являются Декларация независимости 1776 года, Конституция США, статуя Свободы, звездно-полосатый флаг, гимн.
Тоталитарнная политическая культура более 70 лет господствовала в России. Отличительные черты России: соборность, общинность сознания; приоритет всеобщего интереса над индивидуальным: сирение, которе проповедовало православие; а с 1917 года создали монистическую политическую культуру (единство партии, идеологии, государства, отстутствие оппозиции, подданнические отношения, пропаганда, подавление личности). С началом процесса демократизации, перестройки наступило время эйфории и гласности.

Но человека демократического общества надо воспитывать, причем с раннего детства. Маленькому американцу в детском садике говорят, что он самый лучший и заставляют его хвалить самого себя (я умею то-то и то-то).

Нашего ребенка в детском саду ругают и говорят Будь как все.Американские школьники заучивают наизусть клятву верности стране, а наши уже и не знают, во что верить.
А у нас тоже есть славные традиции, богатая история, политические символы, имеющие огромное значение для всех россиян. Современный российский флаг впервые появился в 60 годах ХУ11 века при Петре 1 как военно- морской.

Белый цвет считался символом свободы и величия, голубой цветом Богоматери, красный означал символ власти ( издавна на Руси печать была из красного воска, цари появлялись на людях под красным балдахином).В 1705 году этот фдаг стал государственным. В Х1Х веке ему стали придавать особое хзначение объединение Малой.

Белой и Великой Руси. Красно-бело-синий флаг вернулся после 70 летнего заювения (тогда был красный флаг), в 1989 году, а в октябре 1991 года этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов.
Герб России двухглавый орел пришел к нам из Византии с племянницей посденего византийского импретаора Софьей или Зоей Палеолог, ставшей женой Ивана 111 ( ХУ век).Эмблема перстала быть герборм России в 1917 году, а восстановлена была в 1993 году. Корона так же была восстановлена, но это не символ монархии, а символ суверенитета.

Две головы орла означают, что Россия лежит одновременно и в Европе и в Азии, шарооборазность державы символ единства, скипетр означает власть, всадник, поражающий дракона победа добра над злом. С вопросом политической культуры тесно связан вопрос о идеологии.[108] Политическая идеология это система идей, представлений, понятий, выраженная в различых формах общественного сознания. Она является отражением общественного бытия в сознании людей и активно воздействует на развитие иобщества.



В классовом обществе идеология носит отпечаток классовой борьбы.
В научный оборот это понятие ввел в начале Х1Х века французский ученый Дестют де Треси. Восходит оно к слову идея,которое было уже в древнегреческом обществе. О значении идей писали и Платон, и Аристотель Идеологии предшествовала религия. Идея богоибранности народов не редкий пример в истории, она была в России и в Америке.

Религия влияет на политичексую культуру и политическую жизнь стран. Это отражается в в клерикализме и конфессионализме. Клерикализм политическое направление, широко использующее церковь и религию для воздействия на общество, а конфессионализм образ мыслкй и потступков, соответсвующий опредленным догматам вероисповедания.

В периоды смут и перемен многие находят утешение в религии, поэтому исследование религиозных начал для политолога осбенно важно.
В истории России можно выделить ряд этапов культурного развития: языческий период, Киевская Русь, Московское царство, Петербургская империя, коммунистический и нынешний периоды. При этом каждый последующий этап отрицал предыдущий.Приносились великие жерств, обрасывалось все нормы, ценности, утрачивались накопленные достижения. Но в главном Россия демонстрировала удивительную устойчивость, передавая представления о власти как политической системе, строящейся на монархических началах от поколения к поколению.

Государство занимало всегда доминируюзее положение и общество развивалось под его строгим контролем ( отсюда и огромная роль бюрократии). Извечной проблемой Руси было отсутсвие плитического согласия, постоянные споры между западниками и солавянофилами. Сегодня увлечение коммунизмом сменилось массовым увлечением демократией.

Новых идей российские политики предложить не могут и в России царит деиделогизация. Партии избегают идеологии, многопартийность пока обернулась протпартийностью.

Растет политическая риторика, главное - не суть политических программ, а их словесное обрамление.
Большую роль приобрели в политической жизни средства массовой информации, которые по праву считаются четвертой властью в государстве. Газеты, журналы, радио, телевидение, кинематограф оказывают определящее влияние на формирование политической культуры.

Особенность средств массовой информации в том, что они могут напрямую обраться к общественности, формировать общественное мнение, оперативно инфыормировать людей о политических событиях, происходящих с в мире и в стране. Средства масовой информации довольно легко вырабатывают негативные установки относительно окружающего мира, в частности, у детей, смотрящих передачи, напичканные насилием.
В последнее время однолинейная связь между отправителем и получателем информации заменилась диалоговой связью, то есть двухсторонней, особенно с внедрением кабельного телевидения ( кабельные телеприемники снабжены микропроцессорами и подключены к центральному компьютеру). Зритель же теперь может тотчас же высказать свое мнение, это используется при проведении моментальных опросов общественного мнения. Возникла теледемократия участия с электронным голосованием на дому
Средства массовой инфрмации поддерживают тесную связь с государственными и политическими деятелями, с властными структурами. В Вашингтоне, например, аккредитованы 16000 корреспондентов, создан институт пресс-конференций, существуют должности пресс-секретарей, пресс-служба по связям с общественностью.

Как правило, государство является крупнейшим производителм информации. В США правительство входит в число 20 верхних рекламных агентсв, годовые расходы на рекламу составляют 20 млн. дол.,600 млн. дол. тратятся на пропагандистские фильмы, а служба Паблик релейшен обходится в 400 млн. дол. в год.[109]
В СМИ утвердился новый вид рекламы политический маркетинг. Каждый кандидат стремится определить свою тактику, изучить свой рынок, воспользоваться искусством победы на выборах. Политический маркетинг включает три этапа: анализ действий; выбор стратегии и выбор темы кампании; продвижение кандидата. Создаются имиджи кандидатов, этим занимается множество фирм.

Американские консультанты действют даже за пределами страны. Нанимаются политические косультанты , которых можно иначе назвать режиссерам предвыбрных кампаний, они располагают широкими личными контактами, историческими знаниями, организуют благоприятное освещение своего клиента, придумывают ему выступления, антураж и т.д. Задача политических консультантов привлечь внимание к претенденту и помочь ему создать соответсвующий имидж.

В настояще время даже есть теория идеального кандидата ( допустим, в периоды кризисов требуются откровенные и честные политики).
Огромное значение в связи с этим приобретают опросы общественного мнения. В США действуют свыше 200 фирм по зондажу общественного мнения.

Наиболее известен институт Гэллапа. Во Франции 150 организаций (19 тысяч человек) занимаются изучением общественного мнения. [110] Во время выборов часто срабатывает эффект фургона с оркестром, когда кандидат, получивший много голосов по сравнению с другими , начинает пользоваться растущей популярностью среди населения и успех рождает успех.
Политический процесс, благодаря телевидению, подвергается значительной театрализации И победу часто одерживает не тот, кто способен решить назревшие проблемы, а тот, кто обеспечил себе наибольшую популярность за счет среждств массовой информации. Так что СМИ играют одну из главных ролей в реализации политического процесса.

Лекция 15. Мировая политика и международные отношения.

Анализ политики был бы неполон, если бы не расмотрели сферу мировой политики. Исследования политики на мировом уровне имеет свои особенности:
Во-первых, эволюция международных отношений и представлений о мировой политике.
Дело в том, что выделение международных отношений в особую сферу политики происходило одновременно с формированием этносов. Качественный рубеж был пройден при возникновении государств, что привело к разделению этих отношений на внутренние и внешние и к появлению границ.

Международная политика долгое время сводилась к взаимодействию государств. В средние века большое значение приобрела на международной арене деятельность папы римского.

Тогда царили отношения протектората, покровительства и стравливания народов по принципу разделяй и властвуй, подкуп, шантаж, шпионаж. Сильные державы, типа Древнего Рима воздействовали на слабых, несли миссионерские функции, распространяя свою культуру, право, религию, язык.
Экспансию одного народа против другого освящали идеи о богоизбраности ( Япония), культурном превосходстве ( Древняя Греция, Китай). В средние века происходило много войн за обладание землей. В целом за 56 веков существоания человечества мирными были лишь 294 года, хотя было заключено более 8000 мирных договоров на вечные времена.[ 111 ] Питирим Сорокин сделал специальную таблицу "интенсивности войн":

Век 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ед.интенсивности 18 24 60 100 180 180 370 120 3080

Прусский генерал Карл Клаузевиц (жил в ХУ111 веке) писал в своей книге О войне, что война есть продолжение политики любыми средствами, она закономерна и неизбежна.
О справедливой, освободительной войне против врга, захвативщего территорию Родины писал еще римлянин Цицерон.
В средние века Аврелий Августин подчеркивал, что те, кто тнарущают мир, не тненавидят его, они хотят просто другого мира, который соотвентствоал бы их интересам.
Фома Аквинский считал, что необьходимым условием справедливой войны должны быть санкции сос тороны государства.
Гуго Гроций впервые ввел понятие нейтралитета, англичанин Томас Гоббс писал о балансе сил и войне против всех, Николло Мактиавелли о том. что воевать надо с тмеи, победа над котороыми гарантирована.
Великие географические открытия позволили Испании и Потугалии поделить неевропейский миро. В Х1З веке Англия ввладела одной четвртой частью суши, Россия одной шестиой, Франция одной десятой.

Британия была самой обширной метрополией, владевшей большинством колоний (среди них такие богатые страны, как Индия).
В 1815 году, после поражения в России Наполеона Бонапарта, в Европе сложился Священный союз во главе с Россией, который до 1914 году не допускал войн (в том числе и освободительных). Если в древнем мире царил Пакт Романа, то в Х1Х веке Пакт Британика, немотсря на то, что Росия, Франция, Пруссия стремились не допустить усиления какого-то одного государства.
Динамика международных отношений в ХХ веке изменилась. Это было самое кровавое столетье, принесшие две мировые войны ( 20 миллионов убитых в первой мировой, 60 миллионов убитых во второй мировой, 20 миллионов убитых в локальных войнах времен холодной войны).
Первая мировая война создала Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. США, Англия, Франция, Италия, Япония создали международную организацию Лига Наций. После второй мировой войны возникла ООН (Организация Объединенных Наций). Произошел раскол Европы и мира на две системы капиталистическую и социалистическую, изобрели яядерное оружие и началась гонка вооружений, которая явилась средством экономического изматывания, так применить ядерное оружие было нельзя.

Накопление оружия дало только отрицательные результаты, создало экологические, экономические, социальные проблемы.
Юрист Ф.Мартенс [112] предложил следующую периодизация международных отношений:
1.Античность, средневековье и Новое время до Вестфальского мирного договора 1648 года, для которой характерна разобщенность народов госпосдтво физической силы.
2.С 1648 года до Венского конгресса 1815 года мир держался на принципах равновесия.
3.С 1815 года по 1945 год главным стал принцип национальности и легитимизма ( 1 и 2 мировые войны, раскол мира и образование СССР с Восточной Европой).
4.С 1945 по 1985 годы холодная война, биполярный мир, существование военных блоков НАТО и Организации Варшавского Договора, соперничество в экономике Совет Экономической Взаимопомощи и Европейское Экономическое Сообщество).Были лакальные войны с участием сверхдержав, но война между сверхдержавами была невозможна. Произошел крах колониальной системы
5.С 1985 года новое политическое мышление, политика мирного сотрудничества, разоружение свенрхдержав, крах СССР, складывание однополярного мира, где США диктуют все с позиции силы , что ярко показали события в Иране (буря в пустыне, лиса в пустыне и война в Югославии).
Существует несколько концепций международных отношений: глобалистско-футурологические о стабильном, жизнестойком обществе; теория политического реализма Г.Моргентау; теория игр Г.Кана;теория мира и войны Р.Арона; теория фактов К.Райта; теория мировых систем И. Галтунга; теория международного равновесия Д.Лиски и т.д.
При этом все сходятся в одном, в измерении международных отношений. Которые можно рассматривать горизонтально (отношения между главными субъектами- однополярный, биполярный, многополярный мир); вертикально (отношения мпежду сильными и слабыми сильные делают, что хотят, слабые то, что вынуждены делать); функционально ( роль дипломатии, экономический обмен).
В настоящее время существует множество рзличных международных организаций:
1.Региональные ( ЕЭС, Общий рынок, АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
2.Организации экономическеого характера (Европейская Ассоциация Свободной Торговли ЕАСТ, Международная Торговая Палата МТП, Международный банк реконструкции и развития МБРР).
3.Политико-экономические организации (Организация Африканского Единства ОАЕ).
4.Профессиональные организации (Международная Ассоциация Политических Наук, ИНТЕРПОЛ).
5.Демографичексие оргнизации ( Всемирная Ассоциация Молодежи, Международная Демократическая Федерация Женщин).
6.В области культуры и спорта (ЮНЕСКО).
7.Военные организации (НАТО, Тихоокеанский Пакт Безопасности).
8.Профсоюзные оргнизации ( Всемирная Конфедерация Труда).
9.В поддержку мира ( Всемирный Совет Мира).
10.Всемирный совет церквей ( Международный Красный Крест).
11.Экологические оргнизации ( ГРИНПИС).
Целый ряд орагнизаций входит в ООН :
ВОЗ Весмирная организация здравоохранения, МОТ Международная организация труда, ЮНЕСКО по культуре и науке, МВФ Международный валютный фонд, МАГАТЭ Международная организация по атомной энергии, Межденародный суд, ЮНКТАД по торговли и развитию. Если в 1945 году в ООН вступило 50 государств, то в 1990 году их насчитывалось уже 159.
В целом мир можно поделить на три зоны: постиндустриальные страны ( США, Франция, Германия, Ангшлия, Италия, Япония), индустриальные ( Россия, Китай, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария),развивающиеся страны (Л.Америка, Ц.Африка. Азия).

В этих, посчледних государствах 800 миллионов людей находятся на грани голодной смерти.
Если США и Западная Европа производят промышленной продукции не единицу населения на 9900 долларов, то в странах Азии производят лишь на 650 долларов. Сельхозпродукции соответственно - производят на 6500 долларов в год и 160 долларов в год.В США 5-10 % населения занято в аграрном секторе, а они экпортируют продукцию на всеь мир., в Индии 80 % населения занято в сельском хозяйстве, а она ежегодно закупает 10 милионов тонн зерна. Различна и оплата труда в Америке средняя зарплата 2-3 тысячи долларов в месяц.

В развивающихся странах 35 долларов (в России 100 доларов).
Задолженность периферии центру растет- в 70 годах она была 59 млр.дол., в 80 годах стала 730 мил.дол. В Югославии в 90 годы долг составил 20 млр. дол., а с процентами 39 млр.дол., ей надо было выплачивать по 5 6 млр. дол. в год.
Сегодня в мире тратяся огромные средства на военых нужды: на 1 солдата расходуется в 60 раз больше денег, чем на на образование 1 ребенка. Военные затраты составляют в целом 25 % бюджета стран.Рынки оружия сейчас принадлежат Америке (прежде с ней на равных был СССР). В 80 годы СССР продавал 38 % вооружения, США 30 %. В 90 годы США 58 %, Россия 18 %.[113]
Соревнование социализма и капитализма закончилось поражением соцлагеря и развалом СССР, бархатными революциями в Восточной Европе. Достаточно привести лишь несколько цифр: доля зарплаты рабочего при капитализме равна 60 % , что выше, чем при социализме; 50 % бюджета капиталистических сттран расходуется на образование, здравоохранение, жилье, пенсии,культуру и науку (при этом 40 % докторов ПЭВМ в США иностранные ученые); 42 % людей могли накапливать и иметь сбережения; рост зарплаты составил 9% в год, темпы роста производительности труда в США за последнее время возросли с 1,5 % до 3,5 %, при этом обновили на 66% технологию на энергоресурсосберегающую (в Японии обновили на 82%). [114]
В 90 годы ХХ века биполярный мир СССР-США был похоронен, но перескочить через многополярный мир к бесполюсному миру сотрудничества, как планировал М.С.Горбачев, нам не удалось.США и Западная Европа не восприняли всерьез новое политическое мышление России. Москва отдала ядерное оружие, военное присутствие в Европе, поставку оружия за рубеж, но не смогла разработать политику балансирования между старыми и новыми центрами силы.
Долг России на сегодняшний день равен 130 млр.дол. Сейчас идет третий передел мира экономическими средствами.

Россия в невыгодном положении у нее ослаблен суверенитет, многие не хотят ее возрождения. Она должна находить общий язык с Японией, Китаем, США, ей не нужна ориентация на какой-то один центр, напротив, необходима равноудаленность от мировых лидеров, чтобы собраться с силами.

Но для проведения такой политики, надо сохранить котроль над технико-экономическими, техническими, природными ресурсами страны; нужна государственная поддержка важнейших отраслей, банковской системы; нужен соотвествующий налоговый климат, чтобы доходы в иностранных банках были легализованы; надо уменьшить иностранные инвестиции; обеспечить современное вооружение страны. Ведь расходы государств на вооружение в 90 годы составили 1 трл.дол.
В современных международных отношениях ведущую роль играют силовые методы, экономическая, информационная, военно-политическая экспансия (например, расширение НАТО на Восток), нарушаются международные правовые нормы, дискредитируется ООН.
В 1992 году в Рио де Жанейро провели международный форум Повестка дня ХХ1 век, где говорилось о необходимости культурного сближения, о проблемах мирового рынка, благостостоянии населения, процессах демократизации, предотвращения ядерной войны, научно-техническом прогрессе. Задачами сегодняшнего дня признали предотвращение войны, сохранение окружающей среды, отношения между Севером и Югом, между коалициями и союзами, расширение работы организаций по защите прав человека ( Комитет по защите прав человека в Женеве).
Основными проблемами были признаны следующие:
-предотвращение ядерной войны и разоружения;
-природноэкономические проблемы (сырьевая, продовольственная, проблема мирового океана);
-демографические, межнациональные проблемы, дефицит органов здравоохранения;
-преступность, эпидемии, стихийные бедствия;
-освоение космоса, климата, научные проблемы.
Как видим, современный этап ставит глобальные проблемы перед человечеством в области международного сотрудничества.Демилитаризация, демократизация, безопасность всех людей на планете за это выступают передовые ученые, философы, физики ( Рассел, Энштейн, Пальме, организация Римский клуб). Будем надеяться, что усилиями большинства жителей Земле на ней будет обеспечен мир в ХХ1 веке.

Список сносок:

1.Гаджиев К.С. Политическая наука.

Пособие для преподавателей, вспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
2.Политическая теория и политичексая практика. Словарь-справочник ( Серия Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса).

М. 1994.
3.Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические сситемы современности ( Серия Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса).М.

1994.
4.Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. ( Серия Обновление гуманитарного образовапния в России Д.Сороса).

М. 1995.
5.Лютых А.А., Тонких В.А. Политология: Курс лекций. Воронреж.

1992.
6.Марченко М.Н. Политология.

Курс лекций. Издательство МГУ.

М. 1993.
7.Пугачев В.П. Основы политической науки . В 2 частях.

М. 1993.
8.Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию.М. Международная педагогическая академия.

1994.
9.Панарин А.С. Введение в политологию: учебное пособие для преподавателей средней школы.

М. Новая школа. 1994.
10.Введение в политологию: учебное пособие для 10 11 кл. общеообразовательных учреждений / К.С.



Содержание раздела