d9e5a92d

Марксистская концепция политики и ее место в современном мире

Люди передают свои права монарху в обмен на порядок, который тот устанавливает в обществе. Сильное государство избавляет людей от недостатков, от страха.

Воля государя свободна и абсолютна, но не тотальна. Свобода состоит в том, чтобы делать то, что не запрещено законом. [39]
Жан Жак Руссо (1712 1778 г.г.) в произведении Общественный договор писал, что государство возникает на основе общественного договора между людьми. Естественные индивиды становятся моральными, взяв на себя обязанность соблюдать законы, моральные понятия и каждый, передавая в общее достояние свою личность, превращается в нераздельную часть целого. Условием договора служит социальное равенство. Руссо отвергает неравномерное распределение частной собственности, считая частную собственность не естественным правом.

Именно на основании этого вывода устанавливается в конце ХУ111 века во Франции якобинская диктатура. В противоположность либеральной идее компромисса интересов, Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей.[40]
Консервативное течение в политической мысли связано прежде всего с именем английского ученого Эдмунда Берка (1729 1797 г.г.), который на основе опыта Великой Французской революции пришел к выводу о недопустимости свержения государства. Цивилизация слишком хрупка, недостатки государства раны отца и лечить их надо бережно, реформы проводить медленно, продуманно и постепенно.

Парламентаризм ( меньшинство), должны управлять большинством в благожелательной форме.Таким образом, Берк выступал за сохранение существующего строя, за сохранение статус скво.
Иначе смотрели на эти вопросы социалисты-утописты. Данное направление политической мысли возникло в противовес либерализму и консерватизму и суть его была в критике существующего строя..

Классический утопический социализм связан с именами Т.Мора, написавшего книгу Утопия и Т. Кампанеллы, опубликовавшего свое произведение Город Солнца. Их последователями явились французские социалисты-утописты Мелье, Мабли, Морелли ( ХУ111 век ), а затем Шарль Фурье, Анри Сен-Симон, англичанин Роберт Оуэн.

Воззрения их на общественное устройство отличились следующими моментами: отрицание частной собственности, принижение роли таких фундаментальных общественно-политических институтов как государство, семья, политику они объявляли бесполезным занятием, а жить предлагали коммунами как Оуэн или фалангами как Фурье. Кстати, свои идеи они пытались внедрить на практике.[41]
Английский экономист и государственный деятель Джон Стюарт Милль (1806 1873 г.г.) так же часто высказывался в духе утопического социализма. Так, он выступал против частной собственности и неравенства, за социальную справедливость и против революционного насилия.

В работе Размышления о представительном правлении он писал о позитивной роли государства, в котором правила бы образованная элита на основе пропорционального представительства. Социализм он считал недостижимым идеалом.
Другой позиции придерживалась немецкая классическая философия, возникшая в стране с сильными феодальными пережитками и ориентированная сразу против революции, за медленные преобразования. Ее представители И.Кант (1724 1804 г.г.),Фихте (1762 1814 г.г.), Шеллинг (1775 1854 г.г.), Гегель (1770 1831 г.г.), Фейербах (1804 1872 г.г.).
Иммануил Кант выражал антифеодальные настроения нарождающейся немецкой буржуазии, но боялся демократических реформ. Выступал за незыблемость частной собственности, за гражданское равенство, гражданскую самостоятельность и индивидуальность, являлся пацифистом, сторонником мирного разрешения конфликтов.
За господство частной собственности, против помещиков-латифундистов, за идеальное государство выступил немецкий философ Фихте. В своей работе Идеальное государство он писал, что деньги необходимо тратить на культуру и оборону, что главными силами страны являются производители, купцы, художники, а особая роль принадлежит арийской расе.
Компромиссную позицию между дворянством и нарождающейся буржуазией занимал другой философ Шеллинг.
Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своих трудах Философия духа, Философия права, Философия истории обосновал учение о диалектике о всеобщем развитии. Но развитие он понимал, как развтие идеи, духа, а прусское государство объявил завершением всего исторического процесса, самым совершенным на Земле.

Преувеличивал роль монархии, массы считал дикими и неуправляемыми, войну называл благом. При этом был резко настроен против революции, предпочитая реформистский путь развития общества.[42]


Идеалистическую диалектику Гегеля дополнил материализм Людвига Фейербаха [43], который представлял демократическую часть немецкой буржуазии и выступил против монархии, за республику, но непременно буржуазную республику с сохранением частной собственности.
Надо сказать, что тема человека и конфликта активно развивалась в немецкой философии и в дальнейшем. Так, Ф.Ницше (1844 1900 г.г.) выдвинул лозунг о превосходстве арийской расы [44], а О.Шпенглер (1889 1936 г.г.) в своей книге Закат Европы пессимистически изобразил грядущее этого континента в силу роста агрессивности, стремлений к военному господству, обострения противоречий в западном обществе.
В США в конце ХУ11 века возникает течение буржуазных просветителей ( Джефферсон 1743 1826 г.г., Мэдисон 1751 1836 г.г., Гамильтон 1757 1804 г.г.), которые теоретически разработали и на практике осуществили идеи демократии, суверенитета, политического равенства, прав и свобод личности. В 1789 году в Америке была принята Декларация прав человека и гражданина, по которой США живут до сих пор.

Мэдисон создал теорию равновесисия трех ветвей власти при демократии ( законодательной, исполнительной и судебной ) и систему сдержек и противовесолв, суть которой в том, что ни одна из ветвей власти не должна чрезмерно усиливаться. Гамильтон лидер федералистов, выступал за сильную президентскую власть, считая главной функцией государства охрану частной собственности.[45]
Большую роль в рассмотрении вопросов, связанных с демократией сыграл французский ученый Алексис Токвиль (1805 1859 г.г. ), написавший фундаментальную книгу О демократии в Америке.[46] Выделив два преимущества демократии благополучие большинства граждан и обеспечение политических свобод, Токвиль указал на недостатки этого строя (например, на деспотизм большинства, диктующего свою волю меньшинству).
Позитивисткое направление было представлено французским ученым Огюстом Контом (1798 1857 г.г.), основоположником социологии и английским философом Гербертом Спенсером (1820 1903 г.г.). Позитивизм означал полное освобождение человеческого разума от гнета религии и переход его на научную стадию мышления. Трехстадийный закон Конта, опубликованный им в Системе позитивной политики делил всю историю человечества на три ступени состояния умов: теологическую (система теократии, жрецы, войны, насилия, наследственныек монархии); метафизическую (время критической эпохи революции, господство юристов и литераторов, приход к власти некомпетентных людей посредством демократии); научную или позитивную, (когда правит промышленная социократия, философы-позитивисты, банкиры, технические специалисты, формулой этого строя становится лозунг порядок и прогресс, сильная власть, революции же объявляются патологиями).[47]
Г.Спенсер сравнивает общество с человеческим организмом, выступает за социальный дарвинизм. Правительство, напрмер, следуя его теории мозг , торговля кровеносные сосуды и т. д. Государство он считает необходимым злом, он противник вмешательства государства в экономику и некоторые другие сферы деятельности общества.[48]
Уже в конце второго периода развития политологии как науки, на рубеже Х1Х ХХ веков творили такие великие мыслители как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, итальянские политологи Парето и Моски.
Видный немецкий социолог Макс Вебер (1864 1920 г.г.) предложил три типа политического господства: харизматический обожествление лидера, традиционный патриархальный, легальный или правовой правление на основе закона. Он же разработал понятие легитимность, то есть законность, охарактеризовал бюрократию, причем даже несколько идеализируя ее, подробно описал протестантизм и подчеркнул его особую роль для буржуазии.[49]
Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 1917 г.г.) ввел понятие аномии особого нравственно-психологического состояния общества, когда возникает противоречие между провозглашаемыми целями и невозможностью их осуществить, когда попирается мораль и законность, порядок и религиозные заповеди, нормы человеческого общежития и возрастают самоубийства. Как средство борьбы против аномии он предложил теорию солидарности, общности людей.[50]
Теорию элит привилегированного слоя, который правит государством разработали Вильфредо Парето и Гаэтано Моска. Они ввели понятие дихотомии деления общества на два класса управляющих и управляемых и вывели закон кругооборота или формирования элит.

Элиты можно условно подразделить на лис и львов по аналогии с животным миром. Лисы хитрые, комбинаторные политики, действующие в период модернизаций, реформ и перемен.

А львы твердые политики, прямолинейные ретрограды, они нужны в эпоху застоя, когда политика неизменна. В лучшем случае возможно сочетание тех и других качеств и черт.[51]

Лекция 3. Марксистская концепция политики и ее место в современном мире.

Важно подчеркнуть, что ныне марксизм рассматривается как одно из направлений общественно-политической мысли, а не в традиционном его противопоставлении западной буржуазной политологии. В нашей стране теорию марксизма долгое время отождествляли с политической доктриной, а это принципиально разные вещи.

Марксизм возник в Европе в середине Х1Х века в связи с тем, что тогдашнее капиталистическое общество раздиралось противоречиями, в нем царила классовая борьба и ненависть, средние слои населения были незначительными, люди делились на очень богатых и очень бедных. Источниками появления марксизма стали диалектика Гегеля, материализм Фейербаха и утопический социализм.
К.Маркс ( 1818 1883 г.г.) и Ф.Энгельс (1820 1895 г.г.) впервые высказали точку зрения о материалистическом понимании истории. Общество для них не порождение духа, первооснова его материальное производство и бытие, следовательно, определяет сознание.
Главной идеей марксизма в политической области стали теоретические положения о классовой природе государства, о приоритете экономики над политикой. По Марксу политическая власть есть порождение экономической власти, класс, которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть.

И политику он трактует как отношение классов, связанную с реализацией их интересов и целей. Политическое движение это движение класса, который стремится осуществить свои интересы.

И общеклассовые интересы в соответствии с марксизмом являются интересами политическими Большое внимание классики марксизма-ленинизма уделяли проблеме политического насилия. Государство есть не что иное, как концентрированное и организованное насилие. Насилие по Марксу "повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно новым ". И революционное насилие правомерно, так как господствующие классы добровольно не уступают своей власти.[52]
Каковы исторические судьбы марксизма? Глубинная логика исторического развития неомарксизма определяется поисками ответа на вопрос: каким образом марксизм может быть одновременно концепцией действия революционного субъекта ( история как классовая борьба) и концепцией эволюци и функционирования объективных общественных структур (история как движение противоречия производительных сил и производственных отношений).
С начала ХХ века у последователей Маркса выделилось два отдельных направления ревизионизм ( Э.Бернштейн 1850 1932 г.г. и К.Каутский 1851 1938 г.г.), выступавшее за малые реформы и постепенное развитие общества без революций и потрясений и ленинизм (В.И.Ленин 1870 1924 г.г.), внедривший на практике положения марксизма о диктатуре пролетариата.
Ревизионисты справедливо считали, что для осуществления пролетарской революции, в стране нужны определенные социально-экономические предпосылки, чего не было в России в 1917 году. Но Ленин развил учение К.Маркса в новых исторических условиях и вывел положение о том, что социализм может победить в слабой цепи империализма (а Россия и была таким слабым местом).

В.Г.Плеханов, известный марксист, предостерегал от коммунистических экспериментов, могущих привести к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке.
Представителями постмарксизма за рубежом были итальянец А.Грамши (1891 1937 г.г.), считавший, что от марксизма следует отделить утопические идеи об упразднении частной собственности и рынка; кроме того Д.Лукач ("История и классовое сознание" ), К.Корш ( " Марксизм и философия") и франкфуртская школа. Франкфуртская школа М.Хоркхаймер и Т.Адорно в 30 40 годы ХХ века стали теоретиками гегельянизированного марксизма. [ 53 ] Коренной проблемой по их нению становится не преодоление отчуждения, а то, что у человека нечего отчуждать, то есть то, что он не способен к свободе
В 50-60 годы ХХ века возникают течения "индивидуалистического марксизма" фрейдо-марксизм ( Э.Фромм и Г.Маркузе), экзистаенциалистский марксизм (М.Мерло-Понти, Ж.П.Сартр), феноменологический марксизм ( Э.Пачи и П.Пиччоне). Они стремились выявить потенциал освобождения человека, которое можно достичь постоянным "нет" объективности и бунтом как единственным средством удержания свободы.

Причем, если такая революция произойдет, это будет революция люмпенов, проституток, наркоманов, преступников.
С середины 60 годов ХХ века начинается течение "новых левых" (представитель Ю.Хабермас), которые хотят избавить марксизм от крайностей, трансформировать его на основе герменевтики, информационных технологий, естественных наук и прикладной социологии и политологии. "Новые левые" пытались очистить марксизм от ленинизма, положений о диктатуре пролетариата, революции.
Тогда же распространяется структуралистический марксизм (Л. Альтюссер,М.Годелье, в области политической теории Н.Пуланцас).

Суть данной теории в том, что индивид и социальные группы выступают лишь как носители предписанных логикой форм взаимодействия и противостояния общественных структур.
В 80 годы ХХ века неомарксизм развивается в Англии, США, Италии, Франции как особая тенденция в области политической экономии, имеющую ярко выраженную антипозитивистскую направленность ( Ч.Р.Миллс, А.Гоулдиер, П.Баран, П.Сулзи и др.)
Во Франции выходит журнал "Актуальный Маркс". Характерная черта неомарксизма то, что он распространяется в кругах левой интеллегенции, в университетах, но за всю свою долгую истогрию не выходит в реальную политическую жизнь за редкими исключениями.

Разработка тактики и стратегии политической борьбы остаются его слабыми пунктами.
Есть ли будущее у марксизма и неомарксизма? Безусловно, человеческая политическая мысль должна заимствовать все ценное, созданное марксизмом и марксизм нельзя вычеркнуть из истории человечества.

При этом существует множество разных точек зрения на этот вопрос. Одни говорят, что марксизм утопичен, неосуществим, нереален.

Другие, что он с самого начала был неверной теорией. Третьи, что сегодня марксизм уже не в состоянии служить обществу.

Четвертые, что многие положения марксизма идеи социальной справедливости, солидарности, экономические постулаты, нужно учитывать в современном мире.
В заключении анализа марксистской политической теории, можно предложить 5 основных направлений марксизма: 1. Утопический, созданный социалистами-утопистами; 2. Научный или кабинетный, созданный .Марксом и Ф.Энгельсом; 3. Христианский, основоположники его С.Н.Булкагов и Н.А.Бердяев; 4. Действительный, построенный в нашей стране; 5. Реальный социал-реформистский, построенный в Швеции. У власти в капиталистической Швеции социал-демократическая партия, там бесплатное образование, здравоохранение, 8-часовой рабочий день, 5-недельный оплачиваемый отпуск, нормы распределения жилья 45 квадратных метров на человека ( 2 комнаты) и т.д. и т.п. Таким образом, социалистическая идея нашла свое реальное выражение в практике современного социал-реформизма.[54]

Лекция 4. История политической мысли России в 1Х ХХ веках.

Российская политическая мысль имела свое неповторимое, ярко выраженное своеобразие, предопределенное несколькими моментами:
1.Прогрессивная политическая идея в России сочеталась с отсталым экономическим базисом, поскольку капитализм в дореволюционной Руси всегда был ослаблен крепостническими пережитками.
2.Своеобразие политической мысли вызывало и особое геополитическое и географическое положение страны, которая находилась между Европой и Азией и являлась как бы дрейфующим обществом, склоняясь то к Западу, то к Востоку.
3.У российского народа наблюдалась большая степень несвободы, чем у европейских народов, вплоть до середины Х1Х века в России сохранялось крепостничество и тирания монарха. Это вызывало к жизни сопротивления, крестьянские бунты, оппозицию прогрессивно настроенной интеллигенции, политическую ангажированность всей жизни российского общества.
Каковы же этапы развития политической мысли России?
Прежде всего, с 1Х и до ХУ века в стране преобладали идеи независимости, централизации государства, сильной княжеской власти. Первым политическим произведением на Руси можно считать произведение митрополита Иллариона Слово о законе и благодати, Повесть временных лет и законы Русская Правда, созданные при Ярославе Мудром.
Период феодальной раздробленности дал свои уроки и они были осмыслены в Слове о полку Игореве.
Второй этап ХУ ХУ111 века, времена Ивана Грозного, Петра 1 и Екатерины 11. В ХУ1 веке псковским монахом Филофеем была выдвинута идея Москва 111 Рим после разрешения Иваном 111 спора между иосифлянами и нестяжателями о роли церкви в государстве. Иосиф Волоцкий выступал за то, что церковь может иметь собственность, земли, заводы, заниматься предпринимательством, а Нил Сорский утверждал, что церковь ведает лишь духовными делами и мирскими заниматься не должна. Спор между ними был решен Иваном 111 в пользу иосифлян и в благодарность за это церковные служители и создали теорию о Москве Третьем Риме.

Был Первый Рим, но его в пятом веке разрушили варвары, был Второй Византия, но ее взяли турки-сельджуки и случилось такое из-за унии Византии с католичеством и Москва - Третий Рим и четвертому не бывати.
В правление Ивана 1У были написаны такие политические произведения, как Большая челобитная и Сказание о Магомет-султане Ивана Пересветова и История о великом князе Московском А.М. Курбского.

В них получила свое теоретическое подтверждение опричнина. На примере Турции И.И.Пересветов показывал, какова роль тамошних янычар личной гвардии паши, как вельможи (то есть знатные бояре) разрушали империю и как решено было их уничтожить.

Иван Грозный стал первым царем России.
Но абсолютной власть царя стала во времена Петра 1. Юрий Крижанич (Политика), Иван Посошков ( Книга о скудности и богатстве), Феофан Прокопович ( Правда воли монаршей) писали свои произведение именно в обоснование абсолютизма. Причем, последний, писал о праве монарха самому выбирать наследника.
В период правления просвещенного абсолютизма ( Екатерины 11) политическая мысль Росси разделилась на три направления: консервативное (В.Н.Татищев, М.М.Щербатов) защищали дворянские привилегии, крепостничество и олигархическое государство; либеральное ( Я.П. Козельский, С.Е.

Десницкий, Н.И.Новиков) выступали за представительную монархию и осуждали крепостничество; радикальное ( А.Н.Радищев) активно пропагандировали суверенитет, права граждан, общественный договор, критиковали общественный строй.
Третий этап развития политической мысли в России первая половина Х1Х века. Это время реформ М.М.Сперанского и восстания декабристов в декабре 1825 года во время династического кризиса власти.

В 30 40 годы Х1Х века возникает движение просветительства ( П.Я.Чаадаев), в 40 50 годы западники (Т.Н Грановский, А.И.Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский) и славянофилы (А.С.Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, И.В. и П.В.

Киреевские). Тогда же активизируются революционеры-демократы ( В.М.Петрашевский, Ф.М.

Достоевский).
Четвертый этап вторая половина Х1Х века, пореформенная Россия. Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма и рождению новых направлений политической мысли.

В 60 70 годы появились разночинцы, не владевшие землей и крестьянами и считавшие личный труд источником жизни. Они, как правило, получали высшее образование и, если в начале Х1Х века их было 20 тысяч человек, то к концу Х1Хвека их насчитывалось уже 85 тысяч.
Некоторые представители революционеров-демократов (А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) хотели сократить путь перехода к социализму и придти к нему, минуя капитализм, через крестьянскую общину.
Другие (Д.И.Писарев) видели выход в нигилизме, всеобщем отрицании, признании мерилом всего только естественные науки типа биологии, когда истину можно установить опытным путем.
В то же время возникает и народничество, предпринимается неудачная попытка хождения в народ. Народничество делится на три ветви: пропагандистское (П.Л. Лавров), анархистское (М.А. Бакунин) и заговорщическое (П.Н.

Ткачев). Если первые выступают за мирную пропаганду своих взглядов среди крестьян, то вторые за организацию крестьянского бунта, а третьи за создание партии революционеров-профессионалов, которые завоевывают власть посредством заговора и военного переворота.
В 1876 году возникла организация Земля и воля, в 1879 году она разделилась по методам борьбы на Черный передел - который стоял за мирный путь ведения борьбы во главе с Г.В.Плехановым и Народную волю в ее составе С.Л.Перовская, А.И.Желябов, Н.И.Кибальчич, Т.М. Михайлов, Н.И.Рысаков, стоявшие за террор.
В 80 90 годы Х1Х века в Россию проникает марксизм. В 1883 году была создана группа Освобождение труда, затем Южнороссийский и Северный союзы борьбы за освобождение рабочего класса.
Г.В.Плеханов, возглавивший за границей группы освобождение труда и перешедший от народничества к марксизму, позднее писал: Теория Маркса, подобно ариандниной нити, вывела нас из лабиринта противоречий, в которых билась наша мысль.Он опубликовал книги Социализм и политическая борьба и Наши разногласия, в которых развенчал народничество и разъяснял положения марксизма.
Наряду с распространением марксистских кружков в России, в начале ХХ века активизировалось и неославянофильство во главе с Л.Н.Толстым, провозгласившим идею богочеловечества и непротивления злу насилием.[ 55 ]
Пятый период развития политический мысли в России можно назвать большевистским и дооктябрьским. Наряду с ленинизмом, тогда существовал русский либерализм ( Н.А.Бердяев, П.Н.Милюков).



Содержание раздела