d9e5a92d

Особая форма сотрудничества – международный академический обмен.


ТПУ заключил соглашения со 114 иностранными университетами. Существует договорённость: 2 года учить в ТПУ, следующие 2 года – в иностранном университете.
Особая форма сотрудничества – международный академический обмен. ТПУ подписал 51 договор, реально сотрудничает по 44 соглашениям. Обмены осуществляются с 18 университетами из 10 стран.

В 2003 г. в академическом обмене участвовало 24 студента ТПУ, направленных на обучение в университеты Германии, Франции, КНР, Южной Кореи, Чехии.
И всё же пока Россия в полном объёме не включена в международную систему образования, но движется туда по Болонскому пути.
Болонская конвенция оформляет европейскую систему образования. Европа строит единый образовательный мир. К 2010 г. Европа должна иметь единую систему высшего образования.

Присоединившись к этой системе, Россия сможет получить большую отдачу, чем от американской системы образования. Считается, что в Америке не так много хороших университетов, но много слабых.
Начало этому процессу положено в 1998 г. – в год празднования 800-летия Сорбонского университета. Первыми подписали соглашение Италия, Франция, Германия, Великобритания. Документ называется "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования".

Сейчас количество участников соглашения достигло 40.
Основные принципы Болонского соглашения:

  1. интеграция без уничтожения оригинальной специфики;
  2. отторжение американской системы;
  3. единые образовательные стандарты;
  4. единая система оценки знаний;
  5. эквивалентные дипломы.

Россия сначала не собиралась присоединяться и занимать место в чужом пространстве. Однако, чтобы не оказаться в "отцепном вагоне", в 2003 г. вопреки имеющимся прогнозам Россия присоединилась к Болонской конвенции. Россия принята, но полноправным членом станет только в 2010 году. Следует отметить, что для Европейской комиссии Россия является серьёзным конкурентом на мировом рынке образовательных услуг. Европа боится демпинга, поскольку в России учат, как правило, хорошо и дёшево.

Российский специалист самый дешёвый в мире. Законы рынка не всегда есть законы качества высшей школы. Здесь дешевле не значит хуже.

Европе же лучше получать готовых специалистов даром. В ходе рыночных реформ в России получило распространение "подвальное" образование, фальшивые и покупные дипломы, стала заметной инфляция высшего образования, различие между "человеком с высшим образованием" и "человеком с дипломом о высшем образовании".
Присоединение России к Болонской конвенции обеспечивает:
- взаимное признание дипломов аккредитованных университетов;
- возможность абитуриентов поступать в любой вуз Европы;
- свободный перевод из одного университета в другой в безвизовом режиме;
- возможность экспортировать образование (обучать иностранных студентов).
Три кита Болонского процесса: двухступенчатое обучение, единая оценка знаний на основе накопительных кредитов, контроль за качеством образования. Для России к этому надо добавить 12-летнее среднее образование. Многоступенчатая система даёт возможность человеку выбрать свою образовательную траекторию под конкретную работу.

Это свобода выбора для студента.
В мировой практике известно несколько ступеней. Так, американская система насчитывает пять ступеней. К 2008 г. в России предполагается сформировать двухступенчатую систему высшего образования:1 ступень – бакалавриат, 2 ступень – магистратура.

Это можно признать самым значительным изменением в ходе реформы высшей школы.
Бакалавр – это 4 года учёбы. Но с российскими бакалаврами пока возникает несколько проблем. С одной стороны, дипломы бакалавра не востребованы российским бизнесом, и потому более 90,0 % студентов продолжают учиться пятый год для получения квалификации специалиста.

С другой стороны, наши бакалавры не признаются лицами с высшим образованием на Западе, поскольку там в университет поступают после 12-13 лет обучения в средней школе, то есть общий период учёбы бакалавра составляет 16-17 лет, в России же не более 15.
Обучение в магистратуре длится 1-2 года в зависимости от специальности. Магистратура будет воспитывать элитные кадры – исследователей, менеджеров высшего класса.


Бакалавриат является более массовой подготовкой специалистов. Предполагается, что государственный бюджет будет платить только за подготовку бакалавров и лишь тех магистров, которые нужны государству. Подготовка специалистов с 5-летним обучением с 2008 г. в вузах России прекращается.
В большинстве стран мира звание инженера зарабатывается после окончания университета в процессе получения опыта практической работы. Например, в Японии надо иметь стаж 7 лет, в том числе 2 года на руководящих должностях, сдать дополнительные экзамены, которые выдерживает 1 из 7 человек. После этого фамилия соискателя вносится в государственный реестр инженеров-профессионало.

Реестр имеет международное признание.
Предполагается, что и после 2008 г. в России для ряда специальностей сохранится пятилетнее непрерывное образование. В основном для медицинских специальностей, творческих профессий, некоторых технических специальностей.
Против многоступенчатой системы выступает ректор МГУ.[5, С.4] В. Садовничий считает, что МГУ за 5 лет даёт знаний больше, чем любой зарубежный вуз. Четвёртая часть выпускников приглашается работать за рубеж, куда слабых не берут. В МГУ лаборатории оснащены не хуже, чем в Гарварде.

Специалист МГУ стоит не меньше 100-150 тыс. долл.
России предстоит перейти на принятую в Европе кредитную систему оценки знаний. Вместо академических часов – зачётные баллы или кредитные единицы. За каждую лекцию, лабораторную работу, семинар – зачётные очки. Для того чтобы получить диплом, необходимо набрать определённое количество очков.

За семестр должно накопиться не менее 30 кредитов. В системе зачётных единиц ECTS каждая единица равна 36 академическим часам.
Через кредитную систему обеспечивается сравнимость оценок всех участников Болонского процесса. Это позволяет студентам свободно переходить из вуза в вуз как в России, так и во всей Европе.
Кредитная система апробируется в 30 российских университетах. В ТПУ на электротехнических специальностях используется модель асинхронной организации учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы.
России предстоит удлинить срок обучения в средней школе до 12 лет. Это будет стоить 1 млрд руб. Предполагается с 2006 г. принимать в школу с 6 лет. В государственном стандарте образования повышаются требования к знанию иностранных языков.

После 12-летки по Болонскому соглашению каждый школьник получит шанс продолжать учёбу в лучших университетах мира. Чтобы поступить в европейский университет, надо найти его сайт в Интернете, предъявить результаты ЕГЭ, заполнить анкету и ждать ответа. Без 12-летнего образования это сделать будет невозможно.

Школьникам с 11-классным образованием предлагается окончить первый курс российского университета или 12-ый класс, например, во Франции или Испании.
В настоящее время заключено соглашение с Италией о взаимном приёме абитуриентов соответственно в итальянские и российские университеты. Договорились, что в средних школах в качестве второго иностранного языка будет изучаться факультативно в Италии русский, в России – итальянский.
Предусмотрено, что к 2010 г. университетские дипломы и приложения к ним должны иметь одинаковую форму. При этом главным документом будет не диплом, а приложение к нему. Диплом можно хранить в шкафу или повесить на стенку в рамке, а приложение придётся предъявлять при поступлении на работу, для участия в различных конкурсах. К национальным дипломам будут выдаваться международные приложения, заполненные по единому шаблону.

Кредитная оценка знаний вводится для того, чтобы сделать дипломы и приложения понятными для любой страны.
В настоящее время в России наблюдается ужесточение процесса аттестации и аккредитации специальностей и направлений, поскольку дипломы частных вузов будут признаваться в Европе только после государственной аттестации и аккредитации. В связи с этим создаётся единая система контроля качества высшего образования. Образована федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Введён механизм внеплановых проверок деятельности вузов и их филиалов.

В комиссию для их проведения включаются иностранные эксперты.
Многие российские вузы вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Сейчас более 60,0 % вузов называются университетами, хотя, по сути, не соответствуют этому статусу. Мы не имеем права заявлять, что наше образование лучшее в мире, потому что экономика не является лучшей в мире, и неконкурентную экономику создали выпускники российских вузов.
Университет – это одновременно образовательное и научное учреждение. В России надо повысить долю университетов в науке с 7,0 до 15,0 %. Сейчас научную работу ведут менее 20,0 % вузовских преподавателей. В Европе любое отклонение от статуса университета означает прекращение образовательной деятельности.

В России – только в случае несоблюдения вузом лицензионных нормативов после судебного решения.



Содержание раздела