d9e5a92d

Экономическая реформа 1965 г и перемены в работе МФИ


Автор - Е.И. Нестеренко, доцент кафедры истории

Весь путь становления Академии был связан с поиском оптимальных форм учебно-воспитательного процесса. Значительным рубежом на этом пути явилась экономическая реформа 1965 г., известная также как "косыгинская" — по имени тогдашнего председателя Совета Министров СССР.


Реформа началась в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и предполагала радикальное изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. В качестве ориентира для ее проведения была взята система, существовавшая в годы НЭПа — ставка делалась на расширение экономических прав и самостоятельности предприятий, на внедрение в практику хоздоговорных отношений.

Для начала предлагалось усовершенствовать и систему ценообразования — вводился хозяйственный расчет, а вместе с ним возвращалось исходное значение таких инструментов, как цена, прибыль, премия, кредит и т.п. Перевод предприятий на принципы хозрасчета заметно изменил их отношения с государством, совершенно по-иному встал вопрос о денежном контроле со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При работе в новых хозяйственных условиях заметно увеличился спрос на грамотных специалистов-экономистов широкого профиля, что в свою очередь потребовало изменений в системе высшего финансово-экономического образования в стране.

Реформирование финансово-экономических вузов предполагало перевод их на новую структуру в целях подготовки высококвалифицированных кадров экономистов широкого профиля: финансистов, бухгалтеров банков, предприятий и организаций.

Коллектив Московского финансового института (так именовалась в те годы наша Академия) благодаря точной стратегии и умелому руководству ректора Владимира Васильевича Щербакова — талантливого организатора и решительного администратора — успешно справился с поставленной задачей и перешел на новую структуру. В немалой степени успех реорганизации был предопределен и благоприятными в то время условиями для развития науки и образования, а также значительно более высокими, по сравнению с последующими временами, расходами государства на развитие и укрепление высшей школы.

В связи с реформой в октябре 1966 г. МФИ был передан из республиканского в подчинение Министерства высшего и среднего специального образования СССР, а в следующем году перешел с четырехгодичного на пятилетний срок обучения. Соответственно, менялась и структура вуза: создавались новые факультеты, кафедры, подразделения, вводились новые учебные дисциплины. Так, в 1966 г. в институте появилась новая кафедра "Экономика и организация промышленного производства", в 1967 г. кафедра "История КПСС, философия и научный коммунизм" была разделена на две самостоятельные кафедры ("История КПСС" и "Философия и научный коммунизм"). Образовались новые факультеты: в 1969 г. — "Международные экономические отношения" (МЭО), в 1970 г. — "Факультет повышения квалификации преподавателей вузов" по специальностям "Финансы, денежное обращение и кредит" и "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности".

В совокупности в ходе структурной перестройки наш институт значительно укрепился и расширился. К 1970 г. он насчитывал 5 факультетов (ФЭФ, УЭФ, КЭФ, МЭО, ФПКП), 18 кафедр, 3 учебные лаборатории. К 1974 г. обучение в вузе велось по трем специальностям ("Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет", "Международные экономические отношения") и восьми специализациям.

Динамику структурных изменений за 1965-1970 гг. можно проследить по следующей таблице:


1965 г.

1966 г.

1967 г.

1968 г.

1969 г.

1970 г.

Всего студентов

2707

2834

2811

2978

3023

3103

дневное отделение

1274

1480

1471

1680

1789

1933

вечернее отделение

1433

1354

1340

1298

1234

1170

в том числе
иностранцев


31


29


22


20


18


8

Кол-во выпуска

530

673

498

500

592

604

в том числе
с отличием


21


43


36


41


68


81

Всего аспирантов

127

137

140

145

152

146

очная аспирантура

60

68

75

91

87

96

заочная аспирантура

67

69

65

54

65

50

Кол-во факультетов

3

3

3

4

4

5

Кол-во кафедр

16

17

17

18

18

18

Всего преподавателей

171

170

185

205

213

200

в том числе
с ученой степенью (%)


68,6


68,1


67,9


68,2


67,6


68,9

Книжный фонд (число томов)

182 227

179 302

188 075

193 912

214 500

218 863

Центральное место в учебном процессе занимали общетеоретические вопросы экономической политики государства, актуальные проблемы совершенствования финансово-кредитного механизма, учета и экономического анализа хозяйственной деятельности, работа финансово-хозяйственных органов, промышленных предприятий и объединений в новых экономических условиях.

В конце 60-х годов в институте активизировалось внедрение научной организации в учебный процесс. Приказом ректора была создана специальная группа по выработке плана мероприятий. В рамках этого плана предусматривалось оснащение учебного процесса современными техническими средствами обучения (ТСО), введение по ряду дисциплин программированных методов обучения, применение научной методики при составлении учебных планов, изучении загрузки студентов и преподавателей различными видами работ.

В связи с переходом института на пятилетний срок обучения подготовка специалистов на дневном и вечернем отделениях стала проводиться по новым учебным планам, утвержденным Минвузом СССР в сентябре 1967 г. В частности, по новым планам втрое увеличивалось число часов на специальные дисциплины, высшую математику, а также общественные науки (около 600 часов). Эти изменения потребовали и разработки новых, и корректировки имеющихся учебных программ и методических пособий по всем читаемым курсам.

Первостепенное внимание обращалось на совершенствование преподавания финансово-банковских дисциплин, поэтому эти кафедры находились под особым контролем ректората. Преподаватели профилирующих кафедр следили за новейшими достижениями экономической науки, систематически обсуждали проблемы хозяйственной реформы на своих заседаниях. С научными докладами перед педагогическим коллективом выступали ведущие ученые нашего института и других вузов, руководящие работники министерств и ведомств. Свидетельства этого сохранились в архиве.

Например, кафедра народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик на своих заседаниях регулярно рассматривала вопросы усиления связи учебного процесса с практикой осуществления хозяйственной реформы 1965 г., цель которой — повышение эффективности общественного производства. Кафедра провела теоретическую конференцию со студентами дневного и вечернего отделений по проблемам планирования народного хозяйства в свете решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. А в 1966/67 учебном году на заседаниях кафедры были заслушаны и обсуждены доклады на такие важные темы, как "Вопросы оптимального планирования народного хозяйства" (профессор М.З. Бор), "Экономическая реформа и проблемы технико-экономического обоснования проектов строительства" (доцент Ф.Т. Добрынин), "Некоторые проблемы современного развития сельского хозяйства на основе обобщения опыта СССР и отдельных зарубежных стран" (доцент В.Н. Лаврентьев) и т.д. Созданная на кафедре творческая обстановка отражала общую научно-поисковую атмосферу всего коллектива института.

Стремясь к развитию у студентов навыка технико-экономических расчетов при различных изменяющихся условиях, специальные кафедры работали над совершенствованием форм преподавания профилирующих курсов. Например, кафедра бухгалтерского учета ввела в 1966 г. семинарские занятия, а практические занятия максимально приблизила к современной практике учета. Работа студентов сопровождалась заполнением бланков документов установленной формы, журналов-ордеров, форм отчетности и прочей документации, применяемой в финансово-банковских учреждениях и на промышленных предприятиях. Кафедра народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик пристальное внимание уделяла усилению во всех формах учебной работы проблемных вопросов, способствовавших развитию у студентов экономического мышления; вопросов экономического анализа и методик технико-экономических расчетов. Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков банковской работы организовывались занятия во Внешторгбанке, Краснопрудном и Тимирязевском отделениях Госбанка. Эти занятия проводились по курсам "Организация и планирование кредита", "Учет в банках" и др.

Практические занятия студентов профилирующих кафедр проходили также в Политехническом музее, на ВДНХ, Строительной выставке, промышленных предприятиях города и области. В частности, кафедра нархозпланирования и отраслевых экономик практиковала при изучении курса "Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства" выезды в совхозы Московской области. Например, в мае 1968 г. успешно прошли занятия в совхозах "Кастровском" Истринского района и "Сафоновском" Раменского района Московской области. А в связи с изучением курса "Экономика, организация и планирование строительства" кафедра организовала занятия на стройках Москвы. Это вполне себя оправдывало, так как помогало студентам в приобретении специальных знаний.

Кроме того, в курсовых и дипломных работах, основанных на результатах производственной практики, высказывались конкретные предложения по совершенствованию финансовой деятельности банков и предприятий города и области. Например, по отзыву МГК Стройбанка за 1967 г., практические предложения студентки М. Березиной, изложенные в дипломной работе "Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы и пути их совершенствования", направлены на дальнейшее упорядочение расчетов в капитальном строительстве; "эта работа является, по существу, монографическим исследованием, основанным на большом фактическом материале и имеющим большую ценность".



Структурные изменения в институте и введение новых учебных дисциплин требовали совершенствования методической работы преподавателей. В МФИ был хорошо организован обмен опытом учебной и методической работы кафедр. Учебно- и научно-методические конференции регулярно проводились в институте. При этом важнейшее место занимали проблемы функционирования финансово-банковской системы в условиях хозяйственной реформы. Например, на состоявшейся в 1966 г. научно-методической конференции было заслушано 19 докладов по вопросам экономической реформы, имевших большое теоретическое и практическое значение. А в 1973 г. значительным событием в научной жизни института стало проведение Всесоюзной научно-методической конференции по преподаванию дисциплины "Анализ хозяйственной деятельности", в которой приняли участие 266 преподавателей из 80 вузов страны.

В том же году успешно прошла научно-методическая конференция по вопросам преподавания общественных наук. Вообще в те годы преподавание общественных дисциплин занимало особое место в учебном процессе. ЦК КПСС и Минвуз СССР требовали от высшей школы постоянного повышения идейно-теоретического уровня и совершенствования методики преподавания дисциплин, объединяемых кафедрами общественных наук (история КПСС, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, политическая экономия).

Тогда преподавание общественных наук было предельно политизировано, связывалось с незыблемостью коммунистических идей, обострением идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Об открытой критике политической системы в стране и речи не было. Так, в 1966 г. МГК КПСС провел очередное специальное совещание идеологического актива с приглашением преподавателей общественных наук, которое было посвящено "повышению политической бдительности в борьбе с буржуазной философией". Преподаватели-обществоведы четко нацеливались на активизацию идеологической работы среди студентов для формирования у них марксистско-ленинского мировоззрения, убежденности в правоте политики КПСС.

Вместе с тем и в эти годы жесткого идеологического давления ученые института стремились творчески подходить к проблемам марксистско-ленинской теории и практики социалистического строительства. Своеобразной отдушиной, глотком свежего воздуха были для преподавателей научные дискуссии на заседаниях кафедр, теоретических конференциях, где обсуждались острые проблемы развития общественных наук. Свидетельства таких дерзновений сохранились в архиве. Вот некоторые темы научных докладов и выступлений 1973 года: "Критика маоизма по экономическим проблемам" (Е.А. Коновалов), "О критериях развитого социализма", "Соотношение исторического материализма и научного коммунизма" (И.А. Верховский), "Основное противоречие социализма" (С.И. Крупнов) и др. Широко практиковались и конференции-дискуссии в студенческих научных кружках. Так, в ноябре-декабре того же года преподаватели кафедры политэкономии провели на МЭО конференции-дискуссии на темы: "Причины сохранения товарно-денежных отношений при социализме" (на 2-м курсе), "Кейнсианство и его особенности в разных странах" (на 3-м курсе).

В эти годы наряду с традиционными, положительно зарекомендовавшими себя формами учебно-методической работы находили применение и новые, более эффективные. Среди них следует выделить написание рефератов, привлечение студентов к работе над комплексными и хоздоговорными темами и т.д. В конце 60-х–начале 70-х годов новинкой стало и широкое внедрение в учебный процесс технических средств обучения.

В области научно-исследовательской работы основное внимание коллектива ученых МФИ было направлено на повышение научно-теоретического уровня и эффективности проводимых научных исследований, особенно по крупным проблемам, связанным с проведением экономической реформы. Многие известные
ученые страны, среди которых были наши преподаватели: профессора И.Д. Злобин, М.Р. Азарх, М.М. Усоскин, И.Д. Шер, Г.А. Шварц, Ф.В. Коньшин, В.С. Геращенко, доценты Д.С. Моляков, А.М. Савкин, Р.Д. Винокур и др. принимали активнейшее участие в разработке мероприятий, проводимых Минфином СССР и Правлением Госбанка по осуществлению реформы 1965 г.. Уже в ноябре этого года на базе нашего института прошла научная конференция Госбанка СССР и научных работников вузов на тему "Повышение роли кредита в развитии промышленности СССР в связи с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС". В резолюции конференции были изложены предложения, позволяющие "создать более совершенную систему кредитных отношений между банком и промышленностью". Конференция рекомендовала Госбанку учесть предложения и замечания по организации кредитования и расчетов, а Минвузу СССР — принять меры к значительному увеличению приема в экономические вузы по специальности "Финансы и кредит" и повышению уровня теоретической и практической подготовки. Работа конференции была положительно оценена Правлением Госбанка и в значительной мере способствовала укреплению научных связей кафедр института с Госбанком.

В ряде случаев преподаватели МФИ выполняли важные правительственные задания. Так, в 1965 г. по поручению Управления МИД СССР профессор В.И. Лисовский и доцент В.П. Копняев проанализировали бюджет ООН и представили экспертные заключения в МИД и Минфин СССР.

Некоторые предложения ученых по результатам научных исследований были внесены на рассмотрение заинтересованных министерств и ведомств и нашли отражение в изданных документах. К таким относятся, например, предложения, выдвинутые в 1964-1966 гг.: профессором И.Д. Шером — о повышении эффективности использования капитальных вложений и новых основных промышленно-производственных фондов (докладная записка была направлена А.Н. Косыгину); профессором Г.А. Шварцем и доцентом Б.К. Шуровым — о совершенствовании дифференцированного режима кредитования; профессором Г.А. Шварцем — о наблюдении за оборачиваемостью банковских кредитов (предложения направлены Госбанку) и др.

В правительственных решениях были использованы и предложения доктора экономических наук В.С. Геращенко, изложенные в его докторской диссертации: а) об оставлении части выручки от продажи машин и оборудования в распоряжении предприятий; б) об изменении действующего порядка использования денежных средств из фонда предприятий; в) о переводе всех несезонных отраслей промышленности на кредитование по обороту материальных ценностей; г) о переходе к кредитованию затрат на покупку машин и оборудования; д) о предоставлении промышленным предприятиям денежных средств на затраты по реконструкции и расширению действующих предприятий исключительно в виде долгосрочного банковского кредита и др.

Большую научную помощь в переходе на новую систему планирования и материального стимулирования оказывал институт и промышленным предприятиям Москвы. Например, в 1968 г. за разработку и внедрение системы экономических показателей работы на заводе "Калибр" доцент А.М. Савкин был награжден серебряной медалью ВДНХ и денежной премией, а доцент Н.С. Шумов — бронзовой медалью и денежной премией. Подобных примеров можно привести много.

Преподаватели института на протяжении ряда лет участвовали в подготовке хоздоговорных комплексных тем. Некоторые из них имели научно-теоретическое значение, но большинство тем было направлено на решение практических задач хозяйственной реформы. Например, тема "Улучшение использования основных производственных фондов и повышение рентабельности производства на новых и реконструированных предприятиях" была выполнена в 1966/67 учебном году коллективом кафедры ФОНХ под руководством профессора И.Д. Шера. Она разрабатывалась на материалах четырех предприятий: трикотажной фабрики и электролампового завода г. Смоленска, Кимрского механического завода и Михайловского цементного завода. Результаты работы коллектива кафедры были рассмотрены и одобрены Моссовнархозом. Реализация предложений, разработанных по исследованию темы, давала солидную экономию средств в сумме 2500 тыс. руб. в год. Преподаватели кафедр общественных наук свои исследования стремились более тесно увязывать с жизнью, производственной деятельностью трудовых коллективов. Например, в 1967-1971 гг. работа велась над такими комплексными темами, как "Роль первичных парторганизаций на предприятиях в осуществлении новой экономической реформы", "Ленинское учение о НЭПе и современность". Весом был вклад преподавателей кафедры политэкономии; эта кафедра являлась головной в разработке целого ряда комплексных тем: "Прибыль и рентабельность в условиях экономической реформы" (1968-1969 гг.), "Рынок капиталов и валютные проблемы современного капитализма" (1973-1974 гг.) и др.



Содержание раздела