d9e5a92d

Зарубин В. Г. - Основы политических наук

В учебном пособии раскрываются основные понятия политических наук, характеризующих развитие политических идей, сущность политик и особенности политического процесса. Пособие подготовлено для абитуриентов, студентов и магистрантов высших учебных заведений.

Пособие соответствует образовательному стандарту по "политологии" для высших учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование гражданского общества и становление правового государства требуют воспитания граждан, обладающих соответствующей политической культурой, способных понимать окружающую действительность, принимать на этой основе осознанные политические решения, способствовать их реализации.
Цель вузовского курса политологии состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть достоверными знаниями о политических процессах, научить их самостоятельно ориентироваться в меняющихся ситуациях, познакомить с достижениями мировой политической науки. Являясь частью образовательного процесса, политология способствует утверждению гуманистических принципов в отношениях между государством и обществом.

Она несет существенную нагрузку в воспитании просвещенного понимания политики.
Постепенно в нашей стране политология занимает подобающее ей место. В 1990 году в перечень номенклатуры научных работников была включена специализация "Политические науки".

Политология стала преподаваться в вузах и других учебных заведениях. Она становится полноправной учебной дисциплиной, предусмотренной государственным образовательным стандартом Российской Федерации.
Политология выступает важной составляющей частью базового гуманитарного образования специалиста любого профиля. В педагогическом высшем учебном заведении политология имеет особо важное значение, его выпускник участвует в политической социализации личности XXI века.

А для этого будущему педагогу самому необходимо овладеть достижениями мировой культуры, в том числе и мировой политической культуры.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта студент должен знать:
* основные понятия, статус и предмет политологии;
* место и роль политологии в системе обществознания;
* основные категории и методы политологии;
* функции политологии в обществе;
* основные тенденции развития политических наук в современных условиях.
Область политологического знания предполагает освоение таких предметных областей:
* объект, предмет и метод политологии, ее место в системе со- циально-гуманитарных дисциплин;
* история политических учений;
* теория власти и властных отношений;
* политическая жизнь, ее основные характеристики;
* политическая система, институциональные аспекты политики;
* политические отношения и процессы;
* субъекты политики;
* политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы);
* политический процесс в России;
* мировая политика и международные отношения;
* сравнительная политология.
Основные виды самостоятельной работы:
*подготовка эссе, рефератов, курсовых и дипломных работ;
*освоение навыков проведения эмпирических исследований в области политической социологии;
*работа в фондах библиотек с монографической литературой и периодикой в области политических наук;
*выполнение контрольных заданий и тестов.

Этапы возникновения политической науки. Предмет политологии.

Виды и методы политических наук.

1.Всякое ли суждение о политике относится к области научного знания? Существуют обыденные представления о политике. Их отличают: внутренняя противоречивость, отрывочность, хаотичность и повышенная эмоциональность. Существуют идеологические суждения о политике.

Их отличают: актуальность (оценка политической реальности) пропагандистская направленность (создание положительного образа политической реальности) и мобилизационные возможности (привлечение масс в политику). Поэтому ни обыденные суждение, ни идеологические суждения нельзя отнести к области науки.

К области научного знания о политике можно отнести только такие суждения, которые отражает объективные и рациональные представления о государстве, власти и обществе.
Политическое знание имеет свою историю.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Этапы Содержание этапа методы
IX в. до н.э. 1 четверть XIX в. Философская стадия осмысления политики:
А) Нормативная традиция,
Б) Реалистическая школа,
В) Школа естественного права,
Г) Традиция немецкой классической философии.
Аналитический,
Антропологический
2 четверть XIX в. конец XIX в. Социологическая стадия осмысления политики:
А) Макросоциологические теории,
Б) Политическая социология.
Системный анализ,
Функциональный анализ
XX в. Политология как самостоятельная область знания:
А) Теория политического поведения,
Б) Институциональный подход к политике,
В) Постинституциональный подход к политике.
Методы эмпирического исследования, Сравнительный анализ
<

p>
2. Термин политология образован из греческих слов polites (гражданин) и logos (слово). Этот термин закрепился для обозначения исследований в области политики, политической деятельности, политической власти.
В документах международного коллоквиума специалистов в области гуманитарного знания, состоявшегося под эгидой ЮНЕСКО (Париж, 1948), определенны основные направления исследования политических наук:
1. Политическая теория: а) политическая теория; б) история политических учений.
2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление; в) региональное и местное управление; г) публичная администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов.
3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и администрации; общественное мнение.
4. Международные отношения: а) международная политика; б) политика и международные организации; в) международное право.
В широком смысле слова предмет политологии включает следующие области знания:
* сущность формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе;
* принципы формирования и функционирования политической системы общества;
* способы разработки и проведения в жизнь государственной политики;
* исследование методов регулирования общественно-политических отношений.
В сферу предмета политической науки входит также разработка политической теории международных отношений, рассмотрение взаимодействия и соперничества политических сил на международной арене, политический механизм разрешения международных конфликтов.
В узком смысле слова предмет политологии составляют: сама политическая власть, ее сущность и структура, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе; легитимация политической власти, т.е. способность обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества. Объектом политологии являются политические отношения в обществе.
Содержание предмета политологии включает определение целей, функций, закономерностей и категориального аппарата политологии.
Основные цели политологии таковы. Данная область знания призвана формировать у человека гражданское самосознание; она дает представление о политике и политической жизни; формирует высокий уровень политической культуры; помогает человеку вникать в сущность политических процессов и оказывать влияние на них; способствует политической социализации личности.
Политология должна независимо от намерения того или иного партийного движения, лидера систематизировать и прогнозировать пути развития того или иного явления и общественного движения, видеть решение проблем и предлагать его практике.
Основные группы закономерностей, исследуемых политологией, таковы:
1) Закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий;
2) Закономерности становления, функционирования и изменения характера и содержания власти;
3) Закономерности функционирования и развития политического процесса.
Система категорий политологии такова:

Общенаучные
Категории
Категории
смежных наук
Категории
политологии
Цивилизация Правовое государство Политика
Общество Частная собственность Политическая власть
Культура Гражданское общество Политическая
система
Революция Социальные слои и группы Политический
режим
Эволюция Общественное мнение Политические
интересы
Прогресс Военно-промышленный комплекс Политическая
социализация
Свобода Военнополитические
Конфликты
Политическая
культура

Политология выполняет следующие функции:
*теоретико-познавательную, которая имеет целью исследовать объективные тенденции социально-политического и экономического развития, а также давать оценку конкретным политическим ситуациям, объяснение их объективных связей и закономерностей;
*методологическую, позволяющую раскрывать общие закономерности функционирования различных политических систем и политических отношений;
*аналитическую, позволяющую изучать динамику расстановки политических сил в стране, давать оценку результатам деятельности государств, партий, выяснять причины успехов или неудач в политике;
*прогностическую, с помощью которой определяются перспективы развития общества, тенденции политических процессов, что дает возможность корректировки политики, моделирования политических процессов.
3. Политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относится политическая философия, ко вторым - политическая социология, политическая психология, политическая география, политическая антропология.
Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношение между личностью, обществом и государством, разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления, и каковы они должны быть.

Политическая философия была исторически первой формой существования политических наук. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.
Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социально-экономическим строем и политическими институтами. Данная наука включает как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияние конфликтов между социальными группами, так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как разновидности социальных организаций, в анализе их формальных и неформальных структур, методов управления.
Политическая психология призвана изучать роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода проводятся при изучении общественного мнения, политической социализации и электорального поведения.
Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, экономико-географическим зонам).
Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, культурных, религиозных, а также обратное влияние политического строя на личность.
Реальные политические исследования носят междисциплинарный характер и не укладываются в рамки отдельных политических наук.
Разнообразные методы позволяют глубже познать предмет политических наук. Они представляют собой приемы, способы изучения политики.
Нормативно-ценностный метод ориентирует на разработку идеала общественного устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.
Функциональный метод требует изучения зависимостей между социальными и политическими явлениями. Например, исследование взаимосвязей между уровнем экономического развития и политического строя, степенью урбанизации населения и его политической активностью.
Антропологический метод требует изучение обусловленности политики не социальными факторами, а природой рода человеческого, присущими каждому человеку потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии).
Суть системного метода состоит в рассмотрении политики как целостного сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Широкое распространение в современной политологии получил метод сравнительного (компаративного) анализа. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, функций, партий, - с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных методов политической организации или оптимальных путей принятия решений.

Концепция Ч. Мэрриама. Концепция Г. Лассуэла.

Бихевиорализм в политической науке.


1. Возникновение и профессионализация политической науки в США связаны с творческой деятельностью Чарльза Мерриама (1874 - 1958). Преподавательская деятельность Мерриама в Чикагском университете сочеталась с работой в органах власти и по линии Американской ассоциации политических наук.

К числу его работ относится исследование "Новые аспекты в политике".
а) Ч.Мерриам о политической науке.
Своеобразие нового подхода состояло в том, что удалось "изучить возможность разработки и применения более научных методов для проверки теорий и гипотез современной политической науки". В таком понимании политические науки включают знание статистики и психологии.

Это позволяет создать значимый интеллектуальный контроль над человеческой эволюцией. Знание поможет избежать разрушительного последствия войн, революций и отклоняющегося поведения.
В результате политика ставится на службу обществу. Мерриам скептически оценивал возможность реального достижения объективности в политическом знании, т.к. в нем всегда содержится оценочный компонент.

Поэтому трудно говорить о нейтральности политической науки.
Исследователь обосновывал взаимосвязь политической науки и демократии. "Американская демократическая мысль и прагматическая философия рассматривали демократию как важнейший фактор для научного прогресса, а науку как ускорение демократии. Обе требовали экспериментирования, честного исследования реальности и общественного контроля за истиной."
б) Ч.Мерриам о методе политического исследования.
Исследователь осознал, что политический процесс представляет собой механизм принятия решений. Решения - это результат воздействия широкого спектра сил давления: политических партий, бюрократических структур и общественного мнения.

Эти группы давления играют друг против друга, создавая ситуацию противоборства сил. С помощью сделок, переговоров и компромиссов возникает баланс сил.
Мерриам осознавал необходимость изучения тенденций долговременного характера, которые воздействуют на стабильность и сохранение политических институтов. Он считал, что исследователь должен обращаться к анализу столкновений индивидуальных и групповых интересов.

Он был убежден, что знание, основанное на точном политическом анализе, может улучшить не только качество публичной политики, но и оптимизировать механизм принятия решений.
в) Ч.Мерриам о политической власти.
Исследователь отождествлял власть и политику с деятельностью и управлением. Поэтому классификация власти приобрела такой вид: политическое господство, моральное убеждение и экономическое принуждение.

Политика рассматривалась как способность субъекта адаптироваться к социальным условиям, навязанным со стороны внутреннего и внешнего окружения.
Взаимосвязь власти и политики представляло собой сложный процесс формирования общественных решений. Этот процесс учитывал стратегию поведения, включал политические ресурсы и интеллектуальный потенциал, предполагал поддержку со стороны отдельных лиц и общества в целом.
Таким образом, Мерриам создал рыночную модель политики. Она воспринимается участниками политического процесса как игра.

Результат игры может быть рассчитан в соответствии с правилами.
2. Гарольд Лассуэл (1902-1979) был учеником и последователем Мерриама. Его педагогическая карьера началась в Чикагском университете.

К числу его основных работ относятся: "Психопатология и политика", "Власть и личность.
а) Теория политического психоанализа Г.Лассуэла.
Предназначение политических наук заключается в том, чтобы повысить роль рационального компонента при принятии управленческих решений. Лассуэл писал: "Науки являются политическими, если они проясняют процесс видения политики в обществе или поставляют данные, необходимые для выработки рациональных суждений по политическим вопросам".
Интерес к творчеству З.Фрейда помог разработать оригинальное направление в политической науке. Лассуэл подчеркивал: "Может показаться странной мысль о применении психоанализа в исследовании политики. Психоанализ возник как отрасль психиатрии и был первоначально ориентирован на терапию душевнобольных. Специалисты политической науки только изредка интересовались психологией политических лидеров.

Они всегда разделяли равнодушие историков к наличию или отсутствию психических болезней или дефектов у власть имущих".
Потребность в политическом лидерстве относится к аномальному поведению. Психопатологическая личность, обуревая страстью к лидерству, подвизается на политическом поприще. Отвергнутые искатели власти имеют возможность выхода в бизнес, профсоюзы, организованную преступность, где они могут надеяться господствовать над другими.

Им безразлично, где они утвердятся над другими, лишь бы обладать властью над людьми.
Ключевое место в исследовании отводилось разработке типологии политических лидеров. В зависимости от того, какую политическую роль выбирает личность, выделяются "идеальные" типы лидеров: администратор, агитатор, теоретик.

Вождями-агитаторами движет чувство вины. Они ищут облегчения посредством таких механизмов, как обличение других.

Лидеры-идеологи - это индивиды, которые пережили в детстве крушение многих надежд. В реальности действует "смешанный тип" лидера.

Такой лидер органически сочетает в себе все, что свойственно идеальным типам лидеров.
в) Г.Лассуэл о политической власти.
Власть - центральная категория политической науки. "Когда мы говорим о политике в области политической науки, мы имеем в виду науку о политической власти". Это явление многогранно:
* процесс властвования - это не отдельная часть общественного процесса, а лишь аспект взаимодействия целого;
* существенную роль в этом процессе играют ценности, а также характер их распределения в обществе;
* Кто? Что?

Когда? Как получает? - таковы коренные вопросы при анализе политических действий.
Ведущая роль в распределении власти принадлежит общественному мнению. Лассуэл был сторонником идеи, согласно которой пропаганда представляет собой "продуманный отбор символов", рассматривающихся с целью "оказать влияние на поведение масс".

Следует создать такую систему пропаганды, которая была бы "незаметной", "ненавязчивой", "непреднамеренной", и в то же время обладала бы большей силой воздействия на людей. С помощью методов "образования", "просвещения" и "воспитания" необходимо выработать такие качества и навыки личности, которые в наибольшей степени соответствовали бы официальной системе ценностей.
3. Бихевиоральная революция открыла новое направление и создала новый способ политического мышления. Термин "политическое поведение" впервые стал использоваться американской политической наукой уже в 20-е годы ХХ века.

Американский журналист Ф.Кент опубликовал книгу под названием "Политическое поведение". Он акцентировал внимание на реальных фактах политического поведения.
В работах Ч.Мерриама, Г.Лассуэла, Д.Трумена и др., а также в работах эмигрировавших из Западной Европы исследователей П.Лазерсфельда, Р.Бендикса, Ф. Ньюмена и др. рассматривался феномен политического поведения.
Особенности данного исследовательского направления таковы.
1. Признание факта политических закономерностей, убежденность в наличии единообразия в политическом поведении.
2. Призыв к верификации: вывод о том, что обоснованность таких закономерностей должна быть проверена в принципе и соотнесена с соответствующим политическим поведением.
3. Требование технического надзора: вывод о том, что способы получения и интерпретации данных являются проблематичными и нуждаются в тщательной экзаменовке со стороны самосознания.
4. Требование квантификации: вывод о том, что измерение и количественная обработка данных необходимы, причем данные должны быть соотносимыми и способными к интерпретации, а результаты, полученные на основе данных, могут быть верефицированы.
5. Элиминация ценностного подхода: заключение о том, что этическая оценка и эмпирический анализ должны аналитически различаться.
6. Принцип систематизации: вывод о том, что теория и процесс исследования являются соотносимыми и выступют элементами упорядоченного тела знания.
7. Доминанта чистой науки: убеждение в том, что понимание и объяснение политического поведения логически предшествуют использованию его результатов, и дают основание для попытки использовать это политическое знание в решении насущных политических проблем общества.
8. Осознание наличия междисциплинарной интеграции: убеждение в том, что политическое исследование может в принципе игнорировать достижения других дисциплин только в связи с опасностью ослабления прочности и подрыва обобщенного характера собственных результатов.
Таким образом, в бихевиорализме выразилось стремление преодолеть разрыв между результатами научных исследований и потребностями политической практики.
Политическое поведение - это совокупность действий людей и групп, которые включены в процесс управления. Любой вид социальной активности, связанный с управлением, становится политическим.
Объектом исследования является индивид, который голосует, участвует в политической жизни и выражает свои убеждения. Предметом исследования являются психологические свойства личности: установки, мнения, оценки.
Политические институты оказываются поведенческими системами. Вместо того, чтобы изучать судебные органы, правительство, парламент как таковые, сторонники бихевиоралистского направления изучают юридическое и электоральное поведение, законодательные и административные действия.

Постбихевиорализм в политической науке. Г. Алмонд о политической системе.

Д. Истон о политической системе.

1. Новый этап развития политической науки получил название постбихевиорализм. Данное направление стало активно развиваться с середины 60-х годов.

Термин "постбихевиорализм" был впервые предложен американским исследователем Дэвидом Истоном.
Причины возникновения системного похода в политической науке связаны с событиями контркультурной революции 60-х годов в странах Западной Европы и в США. Перед политологами встал вопрос: почему новые общественные движения нельзя было предвидеть?

Ситуация, когда политическая наука придерживалась нейтрального подхода, привел к тому, что ученые признавали статус-кво в идеологической сфере и защищали существующие властные структуры. В реальности же общественные движения придерживались новых идеологических установок, критикуя либерализм и требуя модернизации политического режима.
В науке утвердился иной подход к анализу политической реальности.



Содержание раздела