d9e5a92d

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Мы выделим тех, кто прямо или косвенно играет заметную роль в правительстве; они составят правящую элиту. Остальные образуют неправящую элиту".
Каков же механизм функционирования элит? Государство и общество отличаются природой своих элит. Меньшинство управляет большинством, прибегая к силе и хитрости. Масса поддается руководству со стороны элит, потому что последняя располагает силой или ей удается убедить большинство.

Законное правительство - то, которому удается внушить управляемым, будто их интересы, долг или честь требуют послушания меньшинству.
Различение двух средств управления - силы и хитрости - восходит к противопоставлению Макиавелли качеств, присущих льву, волку и лисе. Политические элиты, естественно, подразделяются на два семейства, одно из которых заслуживает быть названым семейством львов, ибо оно отдает предпочтение, преимущественно силе. Политиков-львов отличает жестокость и решительность.

Другая группа - семейство лис - тяготеет к изворотливости. Политики-лисы - это гибкие руководители, использующие "мягкие" методы управления: переговоры, уступки, лесть.
Изменения, происходящие в социальной политической жизни, постепенно подрывают господство одного из типов элит. Так, властвование политиков-лис, эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия.

Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты (политиков-львов), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.
Противоборство элит выявляет проблему жизнеспособности элит. Анализируя факты, Парето подчеркивал: "История - кладбище аристократий".

Поэтому "Всякая элита, не готовая сражаться в защиту своего положения, находится в полном упадке, ей ничего не остается, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством, которого ей не недостает".
По Парето, наиболее важная закономерность истории представляет собой непрерывную циркуляцию (смену) политических элит. Ее сущность заключается в преемственности привилегированных меньшинств, которые формируются, борются, достигают власти, пользуются ею и приходят в упадок, чтобы быть замененными другими меньшинствами.
3. Большое влияние на социальную представительность, и профессиональную компетентность и результативность элит оказывает система ее рекрутирования (отбора). Существуют две основные системы рекрутирования элит.
Антрепренерская система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых политиков и нововведений.

В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость поведения политических лидеров, склонность их к внешним эффектам.
Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов,

Индикаторы Система гильдий Антрепренерская
система
Тип
отбора
Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный постепенный путь наверх Открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций
Характер
отбора
Высокая степень институционализации процесса отбора (множество формальных требования для соответствия на должность) Небольшое число формальных требований, институциональных требований
Круг
выборщиков
Небольшой, закрытый тип селектората. В него входят представители вышестоящего руководства Широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны
Тип
взаимодейст
вия
Отсутствие открытой конкуренции Высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов
Тенденция
воспроизводства
Ведущее значение формальных требований и опыта пребывания в организации Первостепенное значение личностных качеств, индивидуальной активности, умение найти поддержку у аудитории


большая предсказуемость политики. Главная ценность этой системы консенсус и преемственность.

В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине. В отсутствии конкуренции она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

Лидеры


Политические лидеры. Лидерство есть везде, где есть власть и организация.

Само слово лидер (англ.) означает ведущий, руководящий. В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства:
?это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу;


?это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан;
?это особый вид предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности; при этом специфика политического предпринимательства состоит в отождествлении политического товара с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как общего блага;
?это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Принципиально важным является вопрос о роли и месте лидера в системе политических отношений общества. Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.

Субъект потому, что благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом концентрировать, направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ценностями.

Политика никогда не вершилась в отсутствие лидеров.
Вместе с тем политический лидер это не вознесшаяся над обществом фигура, если, конечно, не иметь в виду диктаторские режимы. Как объект политики, политический лидер имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых один постоянно действующий критерий эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегла к его услугам.

Без широкой поддержки и контакта с людьми политический лидер ничего не значит. Более того, в решении тех или иных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к компромиссам.
Для исследования природы политического лидерства большое значение имеет проблема типологии действий политических лидеров.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА


ИНДИКАТОРЫ Сохранение существующего положения Умеренные изменения Широкомасштабные изменения
Широкая сфера
Деятельности
СПАСАТЕЛИ
Де Голь, Ельцин
ПАТЕРНАЛИСТЫ
Бисмарк, Сталин
ИДЕОЛОГИ
Ленин, Мао
Умеренная сфера
Деятельности
УСПОКОИТЕЛИ
Брежнев, Эйзенхауэр
ПЕРЕСМОТОРЩИКИ
Горбачев, Тэтчер
РЕФОРМАТОРЫ
Рузвельт, Путин


Разнообразие действий политических лидеров объясняется широким кругом решаемых ими задач:
?политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
?определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
?мобилизация исполнителей на реализацию целей.
В процессе деятельности лидеры выполняют социально значимые функции.
1. Интегрируют общество, объединяют массы. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Ведут поиск и принимают оптимальные политические решения. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
3. Осуществляют социальный арбитраж и патронаж, защищают граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Способствуют легитимации строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах.

Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.
Проблема политического лидерства возникает лишь при наличии определенных политических и гражданских свобод. Ее непременными условиями являются политический плюрализм, многопартийность, деятельность внутри парламента и партий, когда идет непрерывное политическое состязание людей, олицетворяющих те или иные идеи и социальные интересы.

Развитие демократии, активная политическая культура масс, наличие гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для некомпетентного лидерства, злоупотребления властью и создают условия для эффективного политического руководства обществом.

Группы интересов и политический процесс. Классификация групп интересов.

Каналы и источники влияния групп интересов.


1. В любой сложноорганизованной политической системе существуют определенные механизмы скрытого влияния на государство и механизмы принятия решений. К нем относятся группы интересов и группы давления.
Теория групп интересов. Родоначальником исследования групп интересов считается американский ученый Арнольд Бентли. В книге "Процесс правления.

Изучение общественных движений" (1908) исследователь подчеркивал: "Все явления государственного управления есть явления групп, давящих друг на друга и выделяющих новые группы и групповых представителей (органы или агентства правительства) для посредничества в общественном соглашении". Группы являются базовой единицей общества. Поэтому объектом политологического изучения должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества, а действия людей, добровольно объединившихся в группы, направленные на достижение политических целей.

Поведение, личность, убеждение индивида могут рассматриваться только в контексте его деятельности в какой-либо группе. Политика состоит в том, что одни люди постоянно борются с другими за достижение и воплощение своих интересов, причем эта борьба ведется ими не в одиночку, а в группах, объединяющих их на основе общности интересов. Отсюда следует, что анализ государственного управления должен основываться на наблюдении результатов взаимодействия групп. "Только тогда , - отмечал А. Бентли, - когда мы выразим весь процесс в общественных групповых отношениях, мы приблизимся к удовлетворительному пониманию государственного управления".

Данный подход оказал существенное влияние на развитие политических наук.
Группы интересов - это сложные общественные образования, обладающие возможностями оказывать нажим на политических деятелей, органы власти с целью принятия политических решений. Группы интересов - это по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношении с государством, а также с другими политическими институтами.
Это позволило истолковать по-новому весь политический процесс. Правление неважно, плохое или хорошее не есть какая-то жесткая, застывшая конструкция, сохраняющая свою конфигурацию благодаря силе или общественному договору; это процесс, в котором главную роль играют не индивиды, а группы интересов. Говорить о конгрессе, президенте, суде и других политических институтах как о понятиях, ничего общего не имеющих с группами интересов, иллюзия.

Данные институты, по существу, являются группами, деятельность которых пересекается с деятельностью других групп, подчеркивал А. Бентли.
В свою очередь, государственные институты, являются выразителями баланса интересов различных групп, пронизывающих общество сверху донизу. Как только в обществе, по мере его развития, происходят какие-либо изменения, меняется и структура баланса интересов. Это, в конечном итоге, неизбежно приводит к соответствующим модификациям в законодательстве, в соотношении полномочий между различными ветвями власти. Если официальные группы достаточно сильны, то они могут навязывать решение конфликтующим группам.

Это способствует установлению стабильного положения в обществе. Стабильность зависит не от способности навязывать решения группам, а от умения обеспечить консенсусу.

Консенсус, а не сила является стабилизирующим фактором любого политического сообщества.
Теория групп давления. Важной вехой в развитии концепции о группах явилось исследование Дэвида Трумэна, которые он изложил в книге Управленческий процесс.

Политические интересы и общественное мнение (1951 г.). Трумэн считал, что государство - это институт властного распределения ресурсов. Группы, конкурирующие между собой, ищут доступ к этому центру принятия политических решений. Группа давления это группу интересов, оказывающую давление на властные структуры.

Их цель добиться распределения ресурсов в свою пользу. Поэтому политический процесс это процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов
Конкуренция, несмотря на всю остроту, способствует поддержанию стабильности существующей политической системы. Залог стабильности состоит в существовании множестве групп. Граждане, как правило, состоят в нескольких, часто конкурирующих между собой группах. В результате ни одна из групп не в состоянии полностью подчинить своим интересам государственную политику.

Это создает ту стабильность, в которой нуждается любая политическая система. Помимо этого группы способствуют повышению уровня политического участия граждан в управлении государством.
2. В политологической литературе встречаются различные типы классификаций заинтересованных групп. Морис Дюверже различает организации, действующие в политической области (например лоббисты в парламенте), и организации, для которых оказание политического давления составляет лишь часть их активности (профсоюзы и общественные движения).
Французский политолог Жан Блондель предлагает оригинальную типологию групп интересов. На первой стадии исследователь выделяет "идеальный вариант" заинтересованных групп: общинные и ассоциативные группы. Общинные группы связаны между собой принадлежностью к локальному сообществу. Человек практически с рождения включается в состав такой группы.

Его отношения внутри общины разнообразны. Эти отношения предопределяют роли в обществе.

К общинному типу близки семья, племя, этническая группа. Ассоциативные группы создаются людьми сознательно для реализации определенных политических интересов, которые носят конкретный и ограниченный характер.
На второй стадии исследования рассматриваются реальные группы интересов. Они размещаются между двумя идеальными группами интересов.

ОБЩИННЫЕ ГРУППЫ
группы "по обычаю"
институциональные группы
группы защиты
группы поддержки
АССОЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ


Группы "по обычаю". Это разновидность заинтересованных групп, которые распространены в политических режимах традиционного типа. В этих режимах политики рассматривают свою профессию как средство обеспечения своих близких доходными местами, привилегиями.

Группы "по обычаю" могут добиваться более строгого соблюдения обычаев и религиозных норм. В любом случае эти группы действуют в обход официальных институтов, прибегая к личным контактам между носителями власти. В развитых странах роль групп по обычаю не столь велика.

В качестве исключения из этой закономерности можно назвать лишь такую организацию как церковь.
Институциональные группы. Эти группы базируются на формальных организациях внутри государственного аппарата: бюрократии, корпусе депутатов и силовых органах власти.

Влияние этих групп связано с их непосредственной близостью к принятию политических решений.
Группы защиты. К их числу относятся профсоюзы и предпринимательские ассоциации, которые призваны отстаивать материальные, социальные и политические интересы своих членов.
Группы поддержки. Множество этих групп (экологические, женские, антивоенные движения) стремится к достижению разнообразных социальных целей.

Зачастую эти группы аморфны и создаются для достижения конкретных целей (в поддержку конкретного политического решения или в качестве конкретной формы протеста).
3. Каждая из групп интересов предпочитает использовать специфические каналы влияния на принятие политических решений. Группы защиты оказывают давление непосредственно на государственные институты, как правило их объектом становится бюрократия. Группы поддержки чаще начинают с формирования благоприятного для них общественного мнения, которое служит для них точкой опоры.

Эти группы придают большое значение работе с партиями. В зависимости от цели, которую ставят перед собой группы интересов, они подбирают средства давления.

Общественное
мнение
Группа
интересов
Государственные
институты
Политические
решения
Партии


Многие заинтересованные группы предпочитают не делегировать своих членов в государственные органы, а поддерживать с государственными органами "хорошие отношения". Важным каналом влияния служат связи с политическими партиями.

Группы интересов либо создают собственные партии, либо оказывают финансовую поддержку партиям в ходе избирательных кампаний. Сила групп резко возрастает при наличии связей со средствами массовой информации.
Действие разнообразных групп интересов способствует усложнению строения политической системы. В частности, это происходит благодаря увеличению числа предпосылок возникновения политических партий и нарастанию функциональности различных политических институтов.

Сужение поля действия групп интересов ужесточает режим правления, изолирует правящую элиту от населения и создает предпосылки для возникновения диктаторских режимов.

Возникновение и этапы становления политических партий. Функции политических партий.

Концепция М. Дюверже. Типология современных политических партий.

Партийная система.


1. Исторически партии формировались как представительные институты, выражающие определенные групповые интересы, как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям, как союзы единомышленников. Становление политических партий имеет несколько этапов.
Античная традиция. Начиная с Аристотеля политическая сфера рассматривалась как живой организм. В организме каждый орган отвечает за определенную функцию, а весь организм един в своих устремлениях.

В партиях видели разновидность политических тел, сравнимых с живыми организмами. Например, в Афинах во времена Солона действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц ни к одной из партий, лишался гражданских прав.
Традиция Возрождения и Нового Времени. В XV - XVII в.в. господствовало убеждение, что спорящие партии (их часто называли фракциями) вредны для здоровья общества, ибо вносят разлад в здоровый социальный организм.

В частности, Н.Макиавелли и Дж.Гоббс высказывались о роли партий резко отрицательно.
Традиция эпохи Просвещения. Обоснование идеи представительства, согласно которой интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особыми уполномоченными (депутатами), возрождают позитивную оценку в отношении партий.
Идея представительства связана с идеей личной свободы.. В эпоху Просвещения возник вопрос о политических средствах реализации прирожденных и неотчуждаемых прав человека. В качестве таких инструментов в английской традиции утвердились партии. Наиболее полно идея зарождения партий выразилась в теории фактического представительства.

Ее суть состояла в том, что члены парламента представляют не просто отдельные слои населения, а всю нацию в целом. Поэтому, как, из числа кого и где избираются депутаты, значения не имеет.

Английский публицист Э.Берк в речи перед избирателями настаивал на том, что парламент должен быть не столько конгрессом послов от различных и враждебных интересов, сколько форумом представителей всего английского народа, руководствующимся стремлением реализовать общее благо.
Монтескье утверждал, что люди, как правило, знают интересы и проблемы своего населенного пункта лучше, чем интересы и проблемы других регионов. Поэтому представительство во властные структуры целесообразнее избирать не от всей страны в целом, а от отдельных городов или местностей, организованных в избирательные округа.

Согласно его идее о разделении властей получает признание мысль, что в политической борьбе партия приобретает дополнительную силу, вступая в дискуссию с оппонентами другой партии, и что, наоборот, партия много теряет при слабой оппозиции.
В политической традиции США утверждается концепция географического представительства, в соответствии с которой члены законодательного собрания избираются от определенных территорий и групп населения. Так Дж.Медисон предавал особое значение тому, чтобы представители непосредственно зависели от народа.

Главная функция этих представителей должна состоять в обеспечении секционных интересов. Конфликты интересов неизбежны.

Чем меньше общество, тем меньше возможностей для появления четко очерченных партий и интересов и тем чаще большинство окажется в одной и той же партии. При расширении территории и увеличении населения увеличивается количество партий, отражающих разнообразие общественных интересов. - отмечал Дж.Медисон.
В конце XIX - в начале XX века утвердилось современное понимание сущности и функций партий. Оно находит выражение в следующих подходах.
Первый подход. Немецкий исследователь В.Хасбах утверждал, что партия - союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящимися к завоеванию политической власти с целью использования ее для реализации собственных интересов.
Второй подход. М. Вебер называл партии общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активными членами соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий, либо того и другого одновременно.
Третий подход. В.И.Ленин подчеркивал, что "партия, как передовой отряд класса, представляет собой нечто возможно более организованное".
Согласно этим взглядам, партия представляет собой специализированную, организационно упорядоченную группу, объединяющую наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащую для завоевания и использования политической власти.



Содержание раздела