d9e5a92d

Сущность мира политики. Социальная природа политики

Он восходит к идеям функционализма. Функциональный подход породил новую систему понятий: установка, конфликт, игра, социализация, плюрализм.

Г.Алмонд подчеркивает: "То, что мы предлагаем считать "наукой", не является суммой методов, изъятой из математической физики... В "хорошей" науке методы соответствуют предмету исследования, а не наоборот, предмет исследования подстраивается или изменяется в интересах достижения соответствия заранее сформулированному понятию "научного метода".
Близкими к идеям Алмонда являются умонастроения Дэвида Истона. Д.Истон сформулировал принципы постбихевиорализма (кредо реливантности):
1. Содержательная сторона исследования должна предшествовать методике: "важнее быть реливантным и полнее соответствовать насущным современным социальным проблемам, чем упражняться в софистике относительно методов исследования".
2. Исследование политических действий должно исходить из понимания фактов в самом широком социальном контексте, а не ограничиваться самоописанием этих фактов, так как это может привести к "эмпирическому консерватизму".
3. Исследование должно отвечать реальным запросам общества в условиях трансформации и не терять связь с политической реальностью.
4. Политолог должен задумываться не только о пределах знания, но и о возможных последствиях его применения, политологи должны нести ответственность за результаты своего труда, "иначе они превратятся просто в техников, мастеровых по частичному ремонту общества".
2. К числу основных функций политической системы относятся: трансформация, поддержка и адаптация. Особое внимание Алмонд уделяет изучению входящих и выходящих факторов политической системы.
Он разделил входящие факторы на два вида: факторы требований и факторы поддержки. К факторам требований отнесены:
* требования хорошей жизни и услуг (работы, образования, отдыха, транспорта);
* требования регуляции поведения (общественной безопасности, контроля над рынком и трудовыми отношениями, правил брака и организации семьи), требования участия в политической системе (права голоса, организации, создания правительственных органов и должностей, политических ассоциаций);
* символические требования (образ власти или политического режима в условиях мира или внешней угрозы, принципы взаимодействия политической элиты и средств массовой информации).
К факторам поддержки относятся: материальная поддержка, послушание законам, участие в голосовании, вступление в организации, манифестация приверженности общественному авторитету, символам и церемониям.
К выходящим факторам политической системы относятся:
* извлечения в форме взносов, налогов, добычи, личной службы;
* разнообразные виды социальных действий; размещение и распределение товаров и услуг, возможностей, славы, статусов;
* символические извлечения в форме ценностей, политических символов, утверждений и намерений.
Подход Алмонда к исследованию функционирования политической системы коренным образом отличается от бихевиорализма, ограничивающегося лишь анализом входящих факторов.
3. Дальнейшее развитие системного подхода нашло отражение в работах Дэвида Истона. Сам Истон так сформулировал суть своего подхода: ...Что поддерживает систему в рабочем состоянии, так это входящие факторы различного характера.

Они могут быть преобразованы посредством внутренних процессов самой системы в выходящие факторы, а последние, в свою очередь, имеют последствия как для системы, так и для окружающей систему среды.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Среда требования решения среда
вход политическая выход
система
Среда поддержка действия среда

Данная система может быть использована для анализа любой политической системы.
Окружающая среда - это место и условия, в которых действует политическая система. Среда может быть внесоциальной (экологические, географические факторы) и внутрисоциальной (социальная система, политическая и правовая системы).
На входе информация, получаемая политической системой, имеет вид требований и поддержки. Требования к политической системе носят экономический, социальный, политический характер.

Требования могут возникать и формулироваться как в среде рядовых граждан, так и в среде политиков. Поддержка выражается в одобрении, преданности, лояльности граждан.
На выходе исходящая информация имеет вид решений и действий. Эти решения и действия влияют на всю политическую систему в целом, так как приводят к перераспределению мест в органах власти.

В том случае, если они соответствуют ожиданиям и требованиям достаточно большого числа граждан, происходит усиление поддержки политической системы.
Как следствие, в политической системе усиливаются стабилизирующие процессы. В случае полного или частичного несоответствия решений и действий ожиданиям большинства политические решения могут иметь негативные последствия, вызывая реакцию отторжения правящей элиты или всей системы в целом и порождая новые требования. В этом случае в политической системе множатся дестабилизирующие процессы.



Таким образом, решения и действия на выходе дают импульс на вход, корректируя требования и поддержку корпуса избирателей. Именно так образуется петля обратной связи.
Основное предназначение политической системы состоит в том, чтобы выполнить две главные функции: во-первых, распределять ценности в обществе и, во-вторых, побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное, по крайней мере, в течение длительного времени.

Сущность мира политики. Социальная природа политики.

Специфика политической сферы деятельности.


1. Термин политика восходит к греческим словам полис - город- государство и политикос - все, что связано с делами города. В Античной традиции области гражданского и государственного отождествлялись, а участие в политической жизни считалось высшим проявлением человеческой добродетели.

В традициях Нового времени цель политического сообщества состоит в том, чтобы обеспечивать и охранять права людей на жизнь, свободу и собственность.
Современная социологическая мысль акцентирует внимание на двух основных подходах исследования политики. Во-первых, в теории конфликта политика рассматривается как противоборство между классами и группами за ограниченные ресурсы.

Во-вторых, в теории функционализма политика рассматривается как одна из подсистем общества, ее основное предназначение состоит в достижении социально значимых целей и согласовании интересов субъектов общественных отношений.
Сторонники теории конфликта и функционализма, несмотря на существующие различия во взглядах, едины в понимании социальной природы политики как целостного явления. Следовательно, речь идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством и государственным устройством, теми институтами, принципами и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Такое видение предполагает, что
?политика - это, обусловленная коренными интересами классов, социальных групп, партий и государств совокупность установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическая деятельность по осуществлению политического курса;
?политика - это сфера деятельности, ядром которой является вопрос удержания, использования и распределения власти.
Следует обратить внимание, что в английском языке для обозначения политики используются два термина policy и politics. По мнению Р.Арона: "Слово "политика" в первом значении - это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-либо одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед сообществом. Во втором же значении это слово относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления".

Иначе говоря, политика представляет собой одновременно и сферу деятельности, и форму деятельности.
2. Политика - сложное социальное явление. Многомерность политики позволяет выявить ее формы, элементы и области.
Политические отношения - это предметная область политики. Она включает в себя, с одной стороны, политические институты и учреждения, с другой - взаимодействие субъектов политической системы.
Среди политических институтов выделяются властные институты (монархические, республиканские, диктаторские), процедурные институты (выборы, назначения) и представительские институты (формы прямого и опосредованного волеизъявления).
К политическим учреждениям относятся органы управления (на международном, государственном и местном уровнях), конституционный суд, средства массовой информации, общественные организации и ассоциации.
Область взаимодействия общественных отношений включает в себя отношения между государственными учреждениями, партиями и общественными организациями, отношения между лидерами и группами поддержки, отношения между обществом, государством и индивидом. Согласие или конфликт - основные принципы политических отношений.
Политическое сознание - это область идеального. Она содержит программные цели и идеологические установки субъекта политических отношений, ценности и идеалы, быстро меняющиеся настроения в общественном мнении.

Область идеального предопределяет мотивы политического выбора участников политических отношений.
Следует учесть, что в сфере политики мы имеем дело с коллективными общественными субъектами - народами, классами, группами, общественными движениями. По существу они представляют собой решающие субъекты политики и участвуют в общественной жизни через своих представителей, организованных в партии, союзы или политические объединения.
Среди субъектов политики различаются первичные и вторичные. Первичными субъектами являются крупные общественные группы и объединения (народы, социальные группы и классы).

Вторичными субъектами являются различные силы (политические партии, союзы, движения, реализующие волю первичных субъектов политики).
К основным функциям современной политики относятся:
?выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;
?интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка;
?обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;
?управление и руководство общественными процессами, рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;
?политическая социализация личности.
Политику необходимо рассматривать с учетом временных, пространственных и других аспектов, следовательно, надо вести речь о делении политики на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя политика - это деятельность государств на международной арене. Внешняя политика опирается на экономический, военный, научно-технический потенциал, природные ресурсы, состав населения и культурные традиции государств, а также на авторитет, опыт и влияние политических лидеров. Традиционная форма осуществления внешней политики - установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств при международных и региональных организациях, партнерство между партиями и движениями разных стран.

В современных условиях возрастает роль международных организаций (СБСЕ, НАТО, ООН), осуществляющих координацию внешнеполитических и экономических усилий стран-участниц. Эти организации становятся активными участниками политического процесса, оказывая влияние не только на международный климат, но и на внутреннюю политику отдельных стран.
Внутренняя политика включает в себя совокупность экономических, социальных, культурных мероприятий, и также функции управления, контроля и прогнозирования отношений государства с другими субъектами политической жизни. Спектр осуществления основных средств внутренней политики таков: трансформация существующих экономических укладов, налоговые рычаги и льготы, правовое регулирование отношений собственности, мероприятия в сферах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.п.
3. Когда речь заходит о политике как определенной сфере деятельности, то сразу между политологами разгорается спор. Политика - это наукой или искусство?
Политика как наука. Две функции научной деятельности - инструментальная и познавательная - находят наиболее полное отражение в сфере политики.

Инструментальная функция включает: определение норм политической деятельности, планирование политических процессов, прогнозирование политических событий.
Познавательная функция содержит: теоретический и эмпирический анализ результатов практической деятельности, критическое осмысление идей и подходов.
Восприятие политики в качестве вида научной деятельности создает условия поступательного эволюционного развития общества. Действия политических сил становятся более предсказуемыми и открытыми.

Политики осознают ответственность за принятые решения.
Политика как искусство. Умение определить верную политическую стратегию и тактику предполагает трезвый расчет и риск.

Политику необходимо обладать умением поиска оптимального соотношения общественных сил для принятия политического решения, выбора способов реализации интересов различных классов и групп, использовать фактор эмоционального восприятия политических событий.

Социальные аспекты политики. Взаимосвязь политики с другими сферами социальной жизни.

Политика как вид профессиональной деятельности.


1. В политических науках в многообразии измерений объекта исследования - политики, можно выделить наиболее содержательные.
Первое измерение - это понимание политики как системы государственных институтов. Действительно, говоря о политике, мы прежде всего, вспоминаем о государстве как системе политических институтов, куда входят Президент и Парламент, армия и органы безопасности, министерство внутренних дел и министерство иностранных дел, финансы и социальное обеспечение.
Политологи изучают, как устроено то или иное государство, как оно регулирует отношения граждан и власти, отношения властных структур между собой. Зрелая политическая система предполагает, что разные институты выполняют различные функции, и между ними существует разделение труда: внешняя и внутренняя политика имеют свою специфику, а для обеспечения эффективного управления нужны профессионалы, знающие свое дело.
Многие конфликты в осуществлении власти возникают тогда, когда происходит смешение разных видов, или, как принято называть, ветвей власти. Принцип разделения властей предполагает, что независимо друг от друга и с равной степенью ответственности перед обществом действуют законодательная, исполнительная и судебная власти.

В современном обществе к ним принято добавлять и четвертую власть - средства массовой информации, которые освещают жизнь общества и служат каналом обратной связи между гражданами и политиками.
Важной частью политической системы являются политические организации, партии, общественные движения. Граждане добровольно объединяются в них, чтобы защитить свои права, проводить свои интересы.
Другим измерением политики является не только устойчивая система институтов, но и динамичный политический процесс. Политический процесс - это те изменения, которым подвергаются институты, участники и правила политической игры. В мире идут войны и революции, реформы, стагнация и контрреформы.

Мы приспосабливаемся к новой расстановке политических сил. Политические процессы бывают мирными и насильственными, скачкообразными и постепенными.
Изучая политику, как совокупность законов и правил, как ту или иную конфигурацию институтов, необходимо помнить: эта система подвержена изменениям. Современная политика быстро и драматично изменяется, порождая много сложностей как для самой системы не успевающей приспособиться, так и для конкретных участников процесса, нуждающихся в специальных механизмах ориентации в неустойчивом политическом мире.
Третий аспект понимания политики проявляется через систему правил политической игры. Как и любая другая социальная система, политика подчиняется регулирующим ее законам.

Эти законы бывают как писаными (нормы права), так и неписаными (традиции и обычаи).
Частая смена правил игры, приводит к появлению правового нигилизма, к возникновению чувства неуважения к законам, которые меняются с такой быстротой, что нет смысла их принимать в расчет. В такие периоды общество начинает управляться не столько писанными законами, сколько неписаными правилами.

Эти правила устанавливаются группами, имеющими реальную силу и авторитет.
Зависимости между официальными и неофициальными политическими нормами складываются не только по поводу отдельных функций политической системы (охраны правопорядка, выдвижения лидеров, управления). В любой области политической жизни эти два свода правил действуют постоянно.

Вопрос только в том, в каком они находятся соотношении. Если неофициальные правила преобладают, то это приводит к деградации государства, к утрате моральных ориентиров и в конечном счете - к упадку политической системы.

При другом варианте дисбаланса официальные ценности вытесняют неписаные правила, не оставляя места выражению личных и групповых интересов, контролируя все проявления человеческой активности. Такой вариант дисбаланса ведет к уничтожению гражданского общества и враждебен человеку.
Четвертый подход трактует политику как систему ценностей, мнений, установок. Такое понимание политики выделяет в ней ее идеологический характер. У каждого человека есть свое понимание политики, понимание того, как функционирует власть, насколько дееспособны силовые ведомства или эффективна система социального обеспечения.

Эти мнения, как правило, носят противоречивый характер, складываясь в пеструю мозаику общественного мнения.
Некоторые из этих установок мимолетны, иные обретают форму убеждений. Но без этих идеальных образований никакое государство, партия или лидер не могут воздействовать на поведение граждан. Например, для того, чтобы человек реализовал роль избирателя, необходимо определить приоритеты в предлагаемых политических ценностях.

Зачастую установки противоречивы, не всегда рациональны и не обязательно соответствуют объективному политическому интересу.
Осознание интересов и формирование общих ценностей партиями и общественными движениями приводит к созданию политических доктрин, созданию идеологических конструкций, представляющих систематизированные наборы ценностей. Их главная цель -помочь каждому, кто разделяет эту ориентацию, более полно отождествить себя со своей политической группой.

Идеология призвана создать группу, объединенную единством политической цели.
2. Политика, с одной стороны, исполняет роль организующего начала, а с другой - оказывается конкретной подсистемой общества. В данном контексте политике присущ ряд свойств.
Во-первых, политика обладает свойством универсальности, т.е. воздействует на все элементы общественного организма, начиная от уровня межгосударственных отношений и кончая индивидуальными проявлениями жизни отдельного человека.
Во-вторых, политике присуще свойство инклюзивности, т.е. она имеет способность проникать во все сферы общественной жизни, воздействуя на внутреннюю организацию этих сфер (пример тому - роль политического управления в реформировании сектора экономики).
В-третьих, политика атрибутивна, т.е. она способна сочетаться с различными сферами общественной жизни. Целенаправленная политическая деятельность включает в себя различные области: право, культуру и международные отношения, здравоохранение, образование и экологию.
Содержание политики определяется тем влиянием, какое она оказывает на развитие общества. Каково взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни?
Соотношение экономики и политики. Общественная мысль выявила различные формы этой зависимости.

Марксистская позиция рассматривает эту зависимость через призму категорий базис и надстройка: экономический базис влияет на характер политической надстройки; изменение базиса ведет к смене надстройки; политическая надстройка ускоряет или замедляет развитие экономического базиса.
Плодотворным является подход, направленный на поиск зависимости между экономическим развитием страны и политической стабильностью. При этом установлена особая роль социальных групп в этом процессе. В условиях демократии отсутствие широких слоев бедноты способствует ослаблению давления на правительство. Повышение доходов, экономическая надежность и широкое распространение образования вселяет надежду у людей более низкого достатка.

В результате это ведет к политической стабильности.
Соотношение права и политики. Юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического устройства. Право стремится к унификации политических традиций и правил.

Право налагает санкции на политические действия, осуществляемые вне рамок закона. Подчинение закону - одна из предпосылок легитимации политического режима и условие его стабильности.

Конечно, реальная практика свидетельствует, что отношение между политикой и правом носит противоречивый характер, зачастую право служит прикрытием политического своеволия, а политическая лояльность ценится выше правовых процедур.
Соотношение морали и политики. Отношения господства и подчинения неизбежно связаны с моральным выбором и ответственностью.

В истории политической мысли наиболее остро обсуждался вопрос о цели и средствах политики, в современной науке - о цене политических действий и о последствиях политических решений.
Универсальность общечеловеческих принципов морали очевидна и проверена временем. Реальная практика согласия и сотрудничества, наметившаяся в политике, позволяет говорить о принципах политической этики.

К ним относятся идеи гражданского мира, соблюдение прав человека и различные отрасли политической этики (парламентская этика, этика переговорного процесса). Функционирование политической этики ведет к возникновению моральных ценностей и стандартов в сфере профессиональной политики.
3. Политика - это вид профессиональной деятельности. Известный немецкий ученый в области политической социологии Макс Вебер (1864-1920) в лекции "Политика как призвание и профессия" разработал концепцию профессиональной политической деятельности.
Профессия политика предполагает стремление к участию в распределении и контроле над властью в отношениях между государствами, внутри государства или между группами людей. По отношению к власти М.Вебер разделяет людей на три группы.
Первая группа - политики "по случаю". Это мы "когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политики".



Содержание раздела