d9e5a92d

Социально-политические идеи О. Конта

Свобода формирует свойство толерантность (франц. La tolerance - терпимость) в политических отношений.
Б) Идея Вольтера о просвещенном государе. Вольтер считал, что установление монархического правления у цивилизованных народов является неизбежностью. Действующий монарх может стать государем, который заботится о благополучии своих подданных.

Монархи не проводят такую политику потому, что их ум засорен мыслями о верховной власти. Философам следует показать монархам истинный смысл правления. В результате монарх превратится в просвещенного государя.

Политика просвещения способствует формированию общественного идеала смысл, смысл которого состоит в том, что если народы были бы счастливы, имея государей-философов, то верно также, что государи были бы счастливы, имея значительное число подданных-философов.
3. Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из самых ярких представителей эпохи Просвещения. Наиболее известное произведение на социально-политическую тематику - Об общественном договоре, или Принципы политического права.

В этом произведении проблемы политического развития рассматриваются с позиций исследования социального равенства, гражданского общества и народного суверенитета.
а) Ж-Ж.Руссо о естественном состоянии и возникновении государства.
Первое предложение "Общественного договора" гласит: "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах". В этом высказывании выражено стремление найти причины возникновения угнетения и выявить условия подлинной свободы.
Естественное состояние - это период золотого века для человеческого рода. Взаимоотношения между людьми строились на началах естественного равенства, а не на принципах частной собственности.

Неравенство было обусловлено физическими возможностями индивидов, а не социальными условиями их существования.
С возникновением частной собственности возникает социальное неравенство. Вслед за этим последовали "ужаснейшие смуты, несправедливые захваты богатых, разбои бедных", "постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым".

На данной стадии предгосударственного состояния "нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных".
Выход из сложившегося состояния заключается в соглашении о создании государства. Государства, созданные путем договоров, "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету".
б) Ж-Ж. Руссо о гражданской ассоциации.
В противовес ложному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает концепцию "создания Политического организма как подлинного договора между народами и правительствами". Основная задача такого объединения состоит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".
Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли свою личность, превращается в неразрывную часть целого. Последствия общественного договора таковы: "Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю.

Это лицо юридическое... некогда именовалось Граждаскою общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при согласовании с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства".
Условия перехода к государству трактуются следующим образом: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общему договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему (как неразрывной части народа-суверена, как гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. В результате происходит эквивалентный "обмен" естественного состояния на гражданское состояние человека.



Благодаря общественному договору все оказываются "равными в результате соглашения и по праву".
в) Ж-Ж.Руссо о народном суверенитете.
В основе общественного договора и суверенитета лежит общая воля. При этом Руссо подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая - сумму интересов частных лиц. "Но отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающие крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля".

Следовательно, можно провести различия между индивидом как членом гражданского общества и тем же самым индивидом как гражданином государства.
Пределы государственной власти в отношении индивида состоят в том, что "суверен, со своей стороны, не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины. Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложимы лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей".

В то же время государство имеет право принудить подданных к исполнению гражданских обязанностей. "Итак, чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиняться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным". г) Ж-Ж. Руссо о прямой демократии.
Всякое правление посредством законов является республиканским правлением. Руссо пишет: "Я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им". Для поддержания общественного договора и контроля за деятельностью исполнительных органов власти необходимо периодически собирать народные собрания, на которых следует ставить на голосование два вопроса: "Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления.

Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено".
Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Концепция И. Канта о гражданском обществе. Концепция Гегеля о разумном государстве.


1. Иммануил Кант (1724-1804) - один из ярких представителей немецкой классической философской мысли. Он был профессором Кенигсбергкского университета.

Идеи о социально-политическом развитии содержатся в таких трудах: "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "К вечному миру".
а) И.Кант о природе практического разума .
Основное содержание социальных воззрений Канта заключено в том, что человек, по его мнению, - это субъект нравственного сознания, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и не подлежит влиянию внешних обстоятельств.

Поэтому этот закон безусловен. Кант называет его "категорическим императивом".
Немецкий философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу - в них проводятся идеи о том, что каждое лицо обладает достоинством и абсолютной ценностью. Соблюдение требований "категорического императива" возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу "практического разума".
В результате человек обретает свободу. Свобода предполагает формальное повиновение действующему закону и право на критические суждения и оценки. "Во всяком обществе необходимо повиновение механизму государственного устройства по принудительным законам, но вместе с тем необходим и дух свободы, так как в делах, касающихся общечеловеческого долга, каждый желает убедиться разумом, что такое принуждение правомерно".
Вместе с тем человек обретает и гражданскую самостоятельность. Кант убежден, что в отдаленном будущем гражданами станут все. Пока же он считает естественным, что подданные делятся на тех, кто имеет политические права, и тех, кто лишен политических прав.

К последним он относит лиц, не имеющих частной собственности и "не обладающих никакой гражданской ответственностью".
б) И.Кант о соотношении права, морали и свободы.
В реальности далеко не всякий использует свои возможности для обретения свободы и гражданской ответственности, сплошь и рядом возникает произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол, Кант называет правом.

Право призвано регулировать внешнюю форму поведения. Субъективные мотивы, образ мыслей и переживания относятся к области морали. В этой связи Кант подчеркивает своеобразие свободы: "Я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или иную цель".

Иначе говоря, никто не может предписывать человеку то, ради чего он должен жить, и в чем ему надо видеть свое личное счастье и благо. Тем более нельзя добиваться от человека угрозами выполнения этих предписаний.
Истинное предназначение права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы проявить себя. Взаимодействие права и морали оказывается условием достижения свободы индивида.
в) И.Кант о государстве.
Исходной точкой анализа является гипотеза о том, что естественное состояние лишено всякой гарантии законности. Нравственный долг и уважение к естественному праву побуждает людей к жизни в обществе.

Переход к общественному состоянию носит случайный характер. Само общество возникает в результате договора.
Главное условие заключаемого договора - обязательство организации внешнего принуждения (будь то монархия или республика) признавать в каждом индивиде лицо, которое без принуждения осознает долг "не делать другого средством для достижения своих целей". Кант дает аргументированный анализ концепции правового государства.
Общественный договор заключают между собой морально зрелые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона.

Кант резко выступал против "отеческой" концепции государственной власти. "Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различать, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм".
Люди, заключившие договор, жертвуют частью принадлежащей им естественной свободы, чтобы обрести свободу в правовом состоянии. Правовое состояние предусматривает свободу критики: "Гражданин государства и притом с позволения самого государя, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу".
г) И.Кант о гражданском обществе.
Одной из перспективных целей человеческого рода является формирование гражданского общества. И вот почему. "Посредством разрешения и исполнения этой задачи природа может достигнуть остальных своих целей в отношении нашего рода". При этом "проблема создания совершенного гражданского устройства зависит от проблемы установления законообразных внешних отношений между государствами и без решения этой последней не может быть решена".

Иначе говоря, гражданское общество возможно лишь как всемирное, где внешние отношения между отдельными государствами построены на тех же самых принципах, что и внутренние отношение гражданского общества в рамках отдельных государств.
2. Наиболее ярким представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Гегель (1770-1831). В целостном и системном виде учение о разумном государстве представлено в таких работах, как "Философия права" и "Философия истории".
а) Философская система Гегеля и концепция государства.
Концепция разумного государства является важнейшей составной частью философской системы Гегеля. Государство, общество, право относятся к ступеням объективного духа, представляя собой его внешнюю объективацию. Основная задача философской системы заключается в научном познании государства. "Наше произведение, - подчеркивает Гегель в "Философии права", - будет попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть".

Таким образом философа интересует необходимое и существенное в природе государства.
Развитие объективного духа определяется идеей свободы. В наличном мире свобода объективируется в виде семьи, гражданского общества и государства.

Первоначально возникает семья, затем - рождается гражданское общество и наконец - государство.
б) Гегель о гражданском обществе.
Общество и государство соотносятся между собой как рассудок и разум. Гражданское общество - это "внешнее государство", "государство нужды и рассудка", а подлинное государство - разумно. По мнению Гегеля: "Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире".

Это обусловлено двумя основными причинами. Первая причина состоит в том, что свобода частного лица и свобода общества развертываются во всей своей мощи.

В обществе возникает единство частных, особенных и всеобщих интересов - такова вторая причина. Гражданское общество не могло возникнуть в прошлом.

Например, во времена Античности свобода отдельного лица воспринималась как порча нравов и предвестник гибели целого - государства.
Функциями гражданского общества являются система удовлетворения потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Наличие правоотношений порождает полицейское государство.

В обществе выделяются три сословия: первое - субстанциональное (землевладельцы, дворяне и крестьяне); второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); третье - всеобщее (чиновники).
Вместе с тем для гражданского общества характерно наличие внутренних противоречий. При чрезмерном богатстве отдельных граждан оно не в состоянии бороться с бедностью и нищетой.

Оно не может достичь подлинной свободы, т.к. стихия столкновений частных интересов ограничивается властью не средствами разума, а внешними обстоятельствами.
Зрелое гражданское общество и нравственная семья предполагают государство. "В действительности государство есть всеобщее скорее первое, лишь внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента".
в) Гегель об идее государства.
Государство представляет собой идею разума, свободы и права. "То, что есть государство - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю". Идея государства проявляет себя трояко.

государственный
строй
суверенитет
государства
государство во
всемирной истории

Гегель убежден, что идея "разделения властей" является ложной. При таком подходе предполагается взаимная враждебность ветвей власти.

В то время как государство - это взаимодействие элементов, составляющее органическое целое. Наиболее приемлемой формой государства является конституционная монархия.

Высшим проявлением социальной свободы является правовое государство. Внутреннее строение государства таково.
Монарх. Объективная сторона дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: "Я хочу".
Правительство. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений, т.е. умение подвести отдельные случаи под всеобщее.

Члены правительства и чиновники составляют "основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народа".
Законодательная власть. Ее задача установить всеобщее. Орган законодательной власти состоит из двух палат. Верхняя палата состоит из представителей аристократии и передается по наследству.

Нижняя палата состоит из депутатов. Депутаты не избираются, их делегируют корпорации и союзы.
Наиболее полно идея государства проявляется в суверенитете, когда отдельные государства относятся друг к другу как независимые индивидуальности. Суверенитет - это абсолютная власть идеального целого над особенным и единичным, над собственностью, судьбой корпораций и жизнью отдельных людей.
Действие государств на внешней арене объясняет, по мнению Гегеля, целесообразность войн. Войну "не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность". В столкновении государств проявляется мировой дух.

А мировая история характеризуется мыслителем как всемирный суд.
Всемирная история идеи государства делится на четыре стадии.

этапы истории форма государства форма свободы
Восточный мир теократия свобода одного
Греческий мир демократия свобода немногих
Римский мир аристократия свобода немногих
Германский мир конституционная
монархия
свобода всех

В концепции "разумного государства" проявляется этатистское содержание идей Гегеля.

Социально-политические идеи О. Конта Социально-политическая концепция Г. Спенсера Социально-политическая концепция К. Маркса


1. Основателем позитивистского подхода к исследованию социально-политических процессов является Огюст Конт (1798-1857). К числу его основных произведений относятся "Курс положительной философии", "Система позитивной политики".
а) Система и метод позитивного знания.
Конт критически оценивал возможности философии ответить на вопросы о том, какова сущность и внутренняя природа явлений. "Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных".
В соответствии с принципами позитивизма О. Конт разработал новую систему наук. Науки располагаются в зависимости от предмета и характера их содержания.

СИСТЕМА НАУК
Математика
Астрономия
Физика
Химия
Физиология
Социология
Мораль

Система наук строится на признании ряда принципов: движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому.
Социология включает три основные области знания. Социальная статика исследует социальные институты: семья, церковь, государство.

Социальная динамика направлена на изучение социальных систем. Социальная политика включает программу социального действия.

Содержание метода таково: сначала преобразовать взгляды, чтобы затем перейти к нравам, а за ними - к учреждениям.
б) О.Конт о закономерностях развития социальной жизни.
О. Конт раскрывает содержания закона двойной эволюции, исследуя особенности статического и динамического развития общества.

стадия
интеллектуального развития
стадия
социальной организации
1 стадия -
теологическое мышление:
господство религиозного мировоззрения;
причина государства видится в господстве сверхъестественных сил;
действия объясняются божественной волей.
Форма организация власти -
теократия:
служители культа осуществляют политическую и идеологическую функции;
единство светской и церковной
власти;
политическая жизнь пронизана конфликтами и насилием;
наследственная организация власти
2 стадия -
метафизическое мышление:
критическая эпоха всеобщего отрицания;
исследование отвлеченных абстрактных сущностей (естественные права, общественный договор).
Форма организации -
революция:
господство либерализма и индивидуализма;
неповиновение государственным устоям;
развитие промышленности и торговли;
преобладание в политике стремления к обороне
3 стадия -
позитивное мышление
позитивное знание, основанное на реальных фактах;
создание новой религии, в основе которой находится культ знаний
Форма организации -
социократия:
власть принадлежит ученым;
создается промышленная и банковская система;
на смену агрессивности приходит солидарность и чувство долга

Таким образом, О.Конт отдает приоритет опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования, признает эволюционный характер социальных процессов и их закономерности. Он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.

Конт по праву является основателем социологии.
2. Герберт Спенсер (1820-1902) - английский социолог-позитивист. Он получил техническое образование, был инженером, затем резко изменил свою жизнь и посвятил ее исследованию общества.

К числу его произведений относятся "Синтетическая философия", "Основания социологии", "Личность и государство".
а) Г.Спенсер о социальной природе общества.
Г.Спенсер является родоначальником органической теории общественного развития. Он считал, что общество - это явление, подобное живому организму. Общество и биологический организм обладают сходными признаками:
* рождаются из одной клетки и в процессе своего развития растут, увеличиваются в размере;
* по мере роста происходит усложнение внутренней организации с последующей дифференциацией отдельных частей;
* выделившиеся из первоначального нерасчлененного единства части начинают выполнять определенные функции в интересах целого организма, образуя при этом конкретную структуру;
* определенные элементы общества и живого организма умирают, в то время как целое живет, передавая опыт через поколения.
Уподобление общества живому организму было предпринято Спенсером не случайно. Это виденье соответствовало позитивистской традиции в социологии - при исследовании общества применять тот же инструментарий, что и в естественных науках.

Правда, английский ученый далек от стремления к упрощению. Он прекрасно понимает относительность "биологической аргументации". В подтверждение сказанному Спенсер выделяет признаки, отличающие биологический организм от общества:

Признаки Биологический
организм
Общество
специфическая внешняя оболочка да нет
сплошная масса да нет
живые элементы подвижны нет да
чувствительностью наделены все ткани нет да

Спенсер показал универсальный алгоритм развития общества.



Содержание раздела