d9e5a92d

Социально-политическая концепция Р. Филмора

Это означает, что каждый изберет из двух благ то, которое он считает большим, и из двух зол то, которое кажется ему меньшим". Этот закон по оценке Спинозы относится к числу вечных истин, он прочно начертан в человеческой природе и его знают все.
История, по мнению мыслителя, свидетельствуют что все народы, как цивилизованные так и варварские, повсюду находятся в общении и живут в гражданском состоянии. "Ясно, что причин и естественных основ государства следует искать не в указаниях разума, но выводить из общей природы или строя людей".
Требования разума имеют в виду истинную пользу людей. Для того, чтобы жить по законам разума (в мире, согласии, наилучшим образом), люди должны договориться между собой. "Этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания".
в) Б.Спиноза о гражданском обществе и государстве.
Свойством гражданского состояния является наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Верховная власть "не связывается никакими законами, но все ей должны во всем подчиняться".
В какой мере человек свободен в пределах такого государства? Свобода человека определяется не мерой своеволия, а степенью его разумности.

Свобода возможна лишь на основе и в границах познания естественной необходимости. "Свобода не уничтожает необходимости действовать, но предполагает".
Верховная власть - это суверенитет государства. Б.Спиноза убежден, что существуют пределы мощи государства.
Прежде всего, такой предел обусловлен тем, что сила государства состоит не в том, чтобы творить произвол и насилие, а в том, чтобы осуществлять то, что здравый разум считает полезным для всех людей.
Кроме того, предел мощи государства обусловлен природой самих подданных. Вне сферы государства находится способность познания бога, право не свидетельствовать против себя, право не убивать своих родителей, право на попытку избежать смерти.

Речь, следовательно, идет о естественных правах, которые вообще не могут быть отчуждаемы от индивида в пользу государства.
Наконец, "к праву государства менее относится то, на что негодует большинство". Речь идет о необходимости учета общественного мнения при принятии государственных решений.
Таким образом, в историю социально-политической мысли Б.Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, один из основателей либерального мировоззрения.

Социально-политическая концепция Р. Филмора. Социально-политическая концепция Т. Гоббса. Социально-политическая концепция Дж.

Локка.

4. Социально-политическая концепция Д. Юма.
1.Английская буржуазная революция XVII века открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих европейских стран. Каждая из общественных групп, принимавшая участие в революции, выступала со своей идеологической программой и обосновывала свое участие оригинальными теоретическими построениями.
Теорию патриархального происхождения государства изложил Роберт Филмор в сочинении Патриархия, или Естественная власть короля. Р.Филмор стремился доказать, что власть королей ведет свое начало непосредственно от прародителя рода человеческого - Адама. Поэтому государство появляется не в результате общественного договора, заключенного свободными и равными людьми, который ими же при определенных условиях может быть расторгнут.

Государь не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они - его дети. Происходя (через Адама) от бога, монархическая власть, согласно Филмору, вообще не подчиняется человеческим законам.
2. Социально политическая доктрина Томаса Гоббса (1588-1679) содержится в его трудах Философское начало учения о гражданине (1642 г.), Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651 г.)
а) Характеристика естественного состояния.
В основу теории государства Т.Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими право на все. Однако человек еще и существо глубоко эгоистичное, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием.

Окружают его лишь завистники, соперники, враги. Человек человеку - волк.

Человек стремится иметь право на все.


Отсюда фатальная неизбежность войны всех против всех. В условиях войны человек фактически теряет все права.

Именно это бедственное положение Т.Гоббс и называет естественным состоянием рода человеческого.
В естественном состоянии человеку присущи свойства и иного плана. К ним относятся страх смерти и инстинкт самосохранения.

Человек наделен естественным разумом, т.е. способностью здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своего действия.
Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их выражают предписания естественного разума) суть естественные законы.
б) Т.Гоббс о естественных законах.
Основной естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему, все прочее должно использоваться лишь в качестве средства достижения мира.
Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой его требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или группу лиц.
Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.
Кроме указанных трех, есть еще 19 естественных, неизменных и вечных законов. Их содержание можно выразить в общем правиле: не делай другому того, что бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Естественные законы способствуют заключению общественного договора между людьми. Но сколь ни внушительна роль естественных законов, однако они сами к исполнению не обязательны.

Обязательность законам придает сила. Сила заключена в государстве.
в) Т. Гоббс о сущности государства.
Абсолютная власть государства, по мнению Гоббса, - гарант мира и реализации естественных законов. Государство принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.
Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с войной всех против всех, избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти - спутников разнузданного состояния безвластия. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию лиц) верховную власть над собой.

Государство - это единое лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты.
Носитель верховной власти - суверен. Он издает закон, решает вопросы войны и мира, назначает должностных лиц.

Все иные лица - подданные суверена.
Все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданным, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле слова. Делить власть государства - значит разрушать его. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом.

Мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель.
3. Свое понимание природы политических процессов Джон Локк (1632-1704) изложил в труде Два трактата о правлении. Английский мыслитель исследовал естественное состояние, возникновение общества, сущность государства, механизм разделения властей.
а) Дж. Локк о естественном состоянии.
До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В догосударственном общежитии отсутствует принцип войны всех против всех. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью.

Господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Природа наделила каждого возможностью судить преступивших законы и подвергать их соответствующим наказаниям.
Однако в естественном состоянии отсутствуют учреждения, которые могли бы беспристрастно решать споры. Это порождает неуверенность и дестабилизирует обстановку. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество и учредить государство.

Локк подчеркивает: всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа.
б) Дж.Локк о сущности государства.
- государство - совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и судебной инстанции для улаживания конфликтов;
- государство имеет право создавать законы во имя общего блага и применять силу сообщества для исполнения этих законов;
- естественные свойства индивида (свойства-дозволения заботиться о себе, а также об остальной части человечества) являются источником законодательной и исполнительной власти;
- люди, строя государство, прислушиваются только к голосу разума и предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые передают государству;
- объем полномочий государства ограничен необходимостью охраны и соблюдением гражданских интересов: жизни, здоровья и собственности;
- государство не имеет юридического права посягать на естественные права личности: владение имуществом, свободу и равенство.
в) Дж.Локк о разделении властей.
Основная цель организации верховной власти заключается в предотвращении деспотизма. Поэтому институты публичной власти должны быть размещены в иерархическом порядке. Верховное место отводится власти законодательной.

Законодательная власть не только издает законы, но и контролирует власть исполнительную. Исполнительная власть должна действовать в рамках предписаний законодательной власти. В этом взаимодействии заключается принцип разделения властей. Спор между законодательной и исполнительной властью вправе разрешить нация.

Нация - это множество свободных граждан проживающих на территории данного государства.
4. Свои взгляды на политические отношения Давид Юм (1711 - 1776) изложил в работе Трактат о человеческой природе и в эссе О партиях вообще.
А) Д. Юм о государственной власти. Давид Юм отрицает деление истории на естественное и общественное состояние. Юм утверждает, что переход к политической организации произошел через посредство семьи. Власть в семье принадлежит родителям в силу обладания ими более высокой степени силы и мудрости, но в то же время проявление их авторитета умеряется той естественной привязанностью, которую они питают своим детям.

Через некоторое время привычка и обычай оказывают влияние на нежные души детей и пробуждают в них сознание тех преимуществ, которые они могут получить от общества; постепенно та же привычка приспосабливает их к последнему, сглаживая шероховатости и своенравие, которые мешают их объединению.
Власть отца над детьми явилась прообразом государственной власти. Но это превращение произошло не сразу, а опосредованным путем - через институт племенных вождей, диктаторов, которым население привыкло подчиняться даже в мирное время.

Родительская власть является источником социальной эволюции. От власти главы семьи через военное командование вождей к политической власти как к органу порядка и справедливости таков, по мнению Юма, путь становления государственности.
Государственность характеризуется следующими признаками:
?Правительственная власть с самого начала приобретает монархические черты;
?Правительство обязуется гарантировать соблюдение естественных законов: неприкосновенность частной собственности, передачу собственности от одних лиц к другим только на основании соглашения, контролировать строгое соблюдение любым лицом взятых на себя обязательств;
?Правительство должно осознавать, что граждане не сразу привыкают подчиняться законной власти.
Б) Д. Юм о политических партиях. Все многообразие партий английский исследователь делит на две группы: личные и реальные. Личные партии основывается на принципах дружбы или вражды по отношению к другим лицам. Чаще всего такие партии возникают в небольших по размеру государствах.

На их деятельность оказывают влияние семейные и клановые отношения. Деление на партийные группировки обусловлено культурными различиями.
Среди реальных партий выделяются такие политические группы, которые основываются на принципе, привязанности и интересе. Партии, основанные на принципе, предполагают различие по религиозным и мировоззренческим вопросам. Партии, основанные на привязанности, включают сторонников конкретного государственного деятеля или семейства, которое имеет влияние в сфере политики. Партии, основанные на интересе, различаются по степени влияния на государственные дела.

Это наиболее разумные и допустимые группы. Партии по интересам это прообраз современных партий.

Социально-политическое учение Ш-Л. Монтескье.

Социально-политическое учение Вольтера. Социально-политическое учение Ж-Ж.

Руссо.


Просвещение - влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Специфика Просвещения заключена в своеобразии его социального и нравственного идеала.

Практическая реализация идеала предполагает утверждение на земле "царства разума" и вытеснение из массового сознания клирикальных идей, ликвидацию феодально-аристократических установлений, нравов и традиций.
1. Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся философ и политический мыслитель. Его наиболее известное произведение получило название О духе законов. Главная тема произведения - исследование сущности политической свободы.

К числу необходимых условий обеспечения свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государства.
а) Ш-Л. Монтескье о духе законов.
Исследуя "дух законов", мыслитель стремится выявить социальную природу законов. Он опирается на рационалистическое представление о разумной природе человека и стремится выяснить логику исторически изменчивых законов, порождающие их факторы и причины. Сам Монтескье так описывает своеобразие своего исследовательского подхода: "Я начал с изучения людей и нашел, что все разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии.

Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собой подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона".
Закон - это закономерное правило соответствующих отношений, разумное и необходимое по своей природе. Это правило противостоит случайному, произвольному и фатальному.
В отношениях между людьми проявляется действие естественных законов. Естественные законы "вытекают единственно из устройства нашего существования".

К ним относятся следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основании взаимной просьбы, желание жить в обществе.
Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей природной слабости. Исчезает существующее между ними равенство и начинается война между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми".

Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право), законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право), законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
б) Ш-Л. Монтескье о форме и принципе правления.
Французский мыслитель разъясняет: "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа есть то, что делает его (государство) таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им".

ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ
ПРИНЦИП
ПРАВЛЕНИЯ
УСЛОВИЯ
РАЗЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА
Демократическая республика (власть в руках всего народа) гражданские добродетели (уважение к законам, решения принимаются большинством) отсутствие равенства,
чрезмерное равенство
Аристократическая республика (власть в руках части народа) умеренность в отношениях между представителями аристократии произвольный принцип распределения власти между представителями аристократических родов
Монархия (власть одного, основанная на неизменных законах) честь и присяга, присущие подданным отмена привилегий, данных сословиям и отдельным городам
Деспотия (власть одного вне всяких законов и правил) страх, испытываемый поддаными государство разлагается при любых условиях

в) Ш-Л.Монтескье о политической свободе.
Различаются две группы законов о политической свободе. Первая группа - законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству. Вторая группа - законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Без сочетания этих двух начал реализация политической свободы невозможна. "Может случиться, что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным.

В этих случаях свобода строя бывает правовая, но не фактическая, а свобода гражданина фактическая, но не правовая", - подчеркивает Ш-Л.Монтескье.
Осуществление политической свободы возможно лишь в условиях умеренного правления, где исключена возможность злоупотребления властью. Такое правление можно рассматривать как "государственный строй, при котором никто не будет понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему не дозволяет".
г) Ш-Л.Монтескье о механизме сдержек и противовесов.
Каков механизм функционирования умеренного государства? По наблюдениям Монтескье, в любой форме правления есть три ветви власти: власть законодательная, ведающая законами политического права; власть исполнительная, ведающая законами международного права; власть судебная, ведающая законами гражданского права. Монтескье отмечает, что "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могут взаимно сдерживать друг друга".

Только принцип разделения властей позволяет избежать злоупотребления властью. Этот принцип создает механизм сдержек и противовесов властей. "Казалось бы эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия.

Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они вынуждены будут действовать согласованно".
В противном случае возникают объективные условия для возникновения политического деспотизма. Деспотизм возникает при следующих условиях:
*если власть исполнительная и законодательная будут соединены в одном лице, т.к. монарх или сенат могут издавать тиранические законы;
*если судебная власть соединится с законодательной властью, т.к. граждане окажутся во власти произвола;
*если судебная власть соединится с властью исполнительной, т.к. это является причиной угнетения.
Идея сдержек и противовесов предполагает взаимное ограничение властей:
*исполнительная власть не имеет право распускать законодательную власть,
*законодательная власть имеет право рассматривать вопрос о том, как исполняются ее законы,
*судебная власть независима от законодательной и судебной властей.
Законодательный орган формируется на основе принципа представительства. Выбирая депутатов, граждане отдают часть своих прав для решения вопросов в сфере политических отношений.

Депутаты должны избираться по территориальному принципу, т.к. в этом случае выбираются более достойные депутаты: люди судят точнее о тех, кого хорошо знают.
2. Вольтер (1694 - 1778) один из вдохновителей эпохи Просвещения. Его идеи имели большое влияние на социальное политическое развитие
А) Учение Вольтера о человеке. В процессе создания Вольтером новой концепции человека важную роль сыграла его полемика с Паскалем.

Паскаль, так определил способ обоснования истинности христианской религии: Первая часть: ничтожество человека без бога. Вторая часть: счастье человека с богом. Другими словами, первая часть: природа испорчена.

Вторая часть: есть восстановитель. Вольтер, соглашаясь с тем, что один и тот же человек может временами быть то добродетельным, то порочным, отрицает признание противоречивости в природе человека. Вряд ли следует говорить о сочетании естественного и сверхъестественного, скорее речь идет о многообразии свойств, присущих человеку.

С этой точки зрения, - возражает Вольтер Паскалю, - человек не загадка, как вы изображаете, чтобы иметь удовольствие обожествить его; человек представляется находящимся на своем месте в природе.
Величие мыслящего тростника, сводилось Паскалем, к осознанию человеком ничтожности своего существования. Вольтер, признавая ограниченность познавательных возможностей человека в настоящее время, признавал, что границы знания и возможностей человека постоянно расширяются.

Одно из доказательств испорченности человека Паскаль усматривал в чувстве эгоизма. Для Вольтера разумный эгоизм это основа человеческой солидарности. Любовь к нам самим это основа любви к другим; мы полезны человеческому роду через наши взаимные потребности, - это основание всякого общения, это вечная связь людей, - считал Вольтер. Он обосновывает принцип мелиоризма (от лат.

Melloratio - улучшение). Ее основу составляет признание необходимости активной деятельности человека по улучшению условий своей жизни. Человек рожден для действия, как огонь стремится ввысь, а камень вниз. Не быть занятым и не существовать это для человека одно и то же.

Таким образом, взгляду на ничтожность человеческой природы французский просветитель противопоставляет идею о том, что из всех животных человек самое совершенное, самое счастливое и более всех живущее.
Учение Вольтера о республике. На вопрос, что такое родина и кто ее имеет, Вольтер отвечает: Когда те, кто, подобно мне, владеет полями и домами собираются для рассмотрения общих интересов, я имею голос в этом собрании.

Я часть целого, часть сообщества, часть верховной власти, - вот моя родина. Данный идеал родины намечает радикальную программу преобразований.
Политическое бесправие одно из разновидностей морального зла. Люди должны искоренить его из своей жизни.

Поэтому обретение свободы и соблюдение законов это стержень преобразований. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов, - пишет Вальтер.

Свобода мысли и слова неотъемлемый признак справедливого общества.



Содержание раздела