d9e5a92d

Социально-политическая концепция Платона

Вторая группа - политики "по совместительству". К их числу относятся, например, доверенные лица и помощники депутатов.

Они "занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном ни в идеальном отношении".
Третья группа - профессиональные политики. По мнению ученного "есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить "для" политики", либо жить "за счет" политики".
Далее М.Вебер исследует принципы классификации политической деятельности. В зависимости от того, как используется должность, политики делятся на две категории: политики, получающие твердое жалование (редактора газет, партийные функционеры, министры), и политики, получающие должности (президент, спикер парламента).

Среди последней категории политиков различаются те, кто стремится достичь высоких целей (кондотьеры), кто добивается политической карьеры (арендаторы), кто стремится получить прибыль в виде финансов или влияний (бизнесмены).
В зависимости от того, как строятся отношения между политическим лидером и его командой, политики делятся на две категории. Первая категория - политики, удаленные от средств управления. В этой ситуации лидер управляет самостоятельно через личных слуг, чиновников или доверенных лиц. Вторая категория - политики, наделенные средствами управления (финансы, техника и коммуникации, материальные и людские ресурсы).

Обладатель власти должен рассчитывать только на послушание со стороны этой группы политиков.
Концепция профессиональной политической деятельности наглядно иллюстрирует своеобразие исследовательского подхода М.Вебера, который исследует политику не только как социальный феномен, политика ему интересная как определенная технология. Стремясь к технологии, Вебер видит в политическом многообразии не статическое состояние, а динамический процесс.

А именно в это заключается одна из существенных характеристик политики.

Социально-политическая концепция Платона. Социально-политическая концепция Аристотеля.

Социально-политическая концепция Цицерона.


1. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных проблем, стоящих перед человечеством. Поэтому интерес к творчеству древнегреческого философа Платона (427-347 до н.э.) не случаен. Платон - один из учителей человечества.

Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: Государство, Законы, Политик.
а) Платон о формах государственного устройства.
В трактате Государство Платон пишет о том, что главная причина порчи общества и государства (которые когда-то во времена золотого века имели совершенный строй) заключена в господстве корыстных интересов, обуславливающих поступки и поведение людей.
В соответствии с нарастанием порчи Платон выделяет следующие формы государства.
1. Тимократия. Власть честолюбцев еще сохранила черты совершенного строя. Правители и воины свободны от земледельческих и ремесленных работ.

Стремление к обогащению ведет к олигархии.
2. Олигархия. Уже имеется четкое разделение на богатые и бедные слои.

Острота социальных противоречий ведет к установлению демократии.
3. Демократия. Власть оказывается в руках большинства.

Но демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов. Возникают восстания и противоборство группировок.

Это ведет к установлению худшей формы государственного устройства.
4. Тирания. Избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
б) Платон о функциях и структуре идеального государства.
Основной закон идеального государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден.
Все жители идеального государства разделены на три разряда.
Низший разряд объединяет людей, которые производят необходимые вещи, предметы и продукты. Это - земледельцы, ремесленники и торговцы.
Второй разряд - стражи. Их предназначение - быть вооруженной защитой государства.

Жизнь стражей должна быть определенным образом организована. Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости.

Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий.
Третий разряд - философы. Предназначение философов состоит в том, чтобы в государстве властвовала рассудительность.

Им свойственна правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине. Любое новшество в идеальном государстве ухудшит его (нельзя улучшить идеальное). Очевидно, что именно философы будут сохранять строй государства.



Они обладают всеми качествами правителей и стражей идеального государства.
Таким образом, государство - это совместное поселение, обусловленное общими потребностями граждан. Идеальное государство - это социальная целостность, где господствуют четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.
2. Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: Платон мне друг, но больший друг - истина. Аристотель - один из самых универсальных мыслителей в истории.

Политологическая проблематика подробно освещается в таких сохранившихся работах Аристотеля как Политика, Афинская полития и Этика.
Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 году до н.э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 году до н.э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342 - 340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

С 335 г. до н.э. Аристотель снова в Афинах.

Здесь он основал свою философскую школу - Ликей и руководил ею почти до конца жизни.
а) Учение Аристотеля о политике как науке.
Классификация наук, предложенная античным мыслителем, такова:

области знания науки
Теоретическое знание философия физика математика
Творческое знание искусство поэтика риторика
Практическое знание этика политика экономика

Аристотель предпринимает попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука тесно связана с этикой. Понимание политики предполагает развитые представления о нравственности (добродетелях), об этике (нравах). Объектом политической науки является прекрасное и справедливое.

Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство. Сферой применения этого принципа является область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба , наказания и т.д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа геометрического равенства и означает деление общих благ по достоинству. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (власть, почести).
б) Учение Аристотеля о возникновении и природе государства.
Государство - продукт естественного развития. Несколько семей образуют селение, несколько селений образуют город.

Город - это уже государство.
Государство - высший тип общения, вбирающий в себя все виды социального и семейного общения. В государстве (политическом общении) человек реализует свои способности и дарования. Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Гражданином считается тот, кто принимает участие в законодательной и судебной деятельности.

Всей полнотой гражданских прав обладают отцы семейств, являющиеся коренными жителями города.
в) Учение Аристотеля о формах государственного устройства.
Аристотель стремился выявить начала типологии форм государственного устройства. Основы типологии таковы:

критерии
государственного
устройства
власть
одного
власть
немногих
власть
многих
власть,
ориентированная на общественное благо
царская
власть
аристократия полития
власть, ориентированная на личное благо тирания олигархия демократия

Стагирит уделяет внимание проблеме устойчивости политических форм. Наиболее устойчивая форма государственного устройства - полития. Она соединяет в себе лучшие черты аристократии и демократии.

Полития - "средняя" форма государственного устройства. Она сочетает в себе либо черты аристократии и демократии (лучшая форма), либо черты олигархии и демократии (приемлемая форма). Остальные формы являются отклонениями от политии.

В политии превалирует средний элемент: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - опора на среднее сословие. Государство, опирающееся на "средний класс", будет иметь наилучший государственный строй.
3. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. Основные вопросы изложены в диалогах О государстве, О законах.
а) Учение Цицерона о государстве.
Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов.

Государство - это определенное правовое образование, общий правопорядок.
б) Учение Цицерона о законах.
Обязанность гражданина - следовать справедливости. Источником справедливости является природа.

Природе (в силу ее божественного начала) присущи разум и определенный порядок. Природа - источник и носитель истинного закона.
Этот истинный закон - один и тот же везде и всегда, и на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон. Он требует не навредить другим и не нарушить чужую собственность.
Истинный закон (естественное право) возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Само государство с его установлениями и законами является воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления (политические учреждения, законы) соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения людей.

Социально-политические концепции Средневековья. Политическая концепция Н. Макиавелли.


1. Социальные и политические концепции V-XIV вв. отличает подчинение политических идей религиозным представлениям. Это выражается в том, что учения об обществе и государстве предполагают предрешенность богом судьбы человека и мира (эсхатологическая направленность), а также то, что божественные силы призваны покарать грешников и установить идеальный порядок для праведников (мессианство).
а) Социально-политические идеи Аврелия Августина.
Аврелий Августин (354-430) изложил свои политические взгляды в работе "О граде божьем".
Для Августина очевидно, что у человека есть выбор между добром и злом, между божественным и дьявольским. Стремясь к свободе, человек обрекает себя на грех. Жить по законам бога достойны избранные. Все люди, следовательно, делятся на живущих "по человеку" и живущих "по богу".

Августин пишет: "Эти разряды мы символически называем двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому - подвергаться вечному наказанию с дьяволом".
Социальный мир, как считал Августин, космополитичен. При всем многообразии и различии народов, каждый и которых живет по своим уставам и обычаям, всегда существуют только два рода человеческого общения. "Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха". Греховность земной жизни государства проявляется в господстве человека над человеком, в существующих отношениях приказания и повиновения.

Но божественный промысел повелевает сохранять сложившийся социальный порядок. Для человека подчинение является своеобразным испытанием.

По мнению Августина "лучше быть рабом у человека, чем у похоти", "унижение приносит пользу служащим".
б) Социально-политические идеи Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225-1271) стремился обосновать тезис о превосходстве власти церковной над властью светской. Власть, по его мнению, - установление божественное. Именно бог предопределил, что люди, которые находятся в верхней части иерархической лестницы, управляют низшими слоями.

Сложившийся социальный порядок - неизменное социальное благо.
Вместе с тем, конкретное проявление государственного устройства может быть дурным и несправедливым. Не исключена возможность злоупотребления властью. Это случается тогда, когда правитель завладевает троном неправедным путем или правит несправедливо. И то и другое - нарушение божественных заветов.

Правитель, отклонившийся от воли бога и вторгшийся в дела церкви, превращается в тирана. Поданные вправе оказывать ему сопротивление.

Данное утверждение является обоснованием идеи "народного суверенитета". 2. Возрождение и Реформация - знаменательные явления позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-политической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира.

Это время кризиса римско-католической церкви, формирование антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры и мировоззрения.
а) Макиавелли о политической науке.
Творчество Николло Макиавелли (1469-1527) является предметом яростных споров. Итальянский мыслитель был знатоком античной литературы, дипломатом и политиком.

В истории политической мысли он известен как автор трудов: "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия, История Флоренции .Наибольший след в истории политической мысли оставила книга Государь.
При первом ознакомлении трактат Государь представляет собой историческое повествование о роли, месте и значении главы государства на территории Италии ХVI века. Макиавелли является сторонником светской власти.

Более внимательное прочтение произведения показывает, что цель исследователя состоит не в стремлении к наставлениям для конкретного претендента на престол, а в выявлении природы государства.
Очевиден разрыв Макиавелли со схоластикой. Политика - не результат божественного промысла, а наука.

Ее задача состоит в том, чтобы объяснять действительное положение дел в государстве, основываясь на фактах и историческом опыте. Мыслитель утверждает, что политические события, изменения в государстве, смена форм государственного устройства происходят не по воле бога или прихоти людей, а совершаются под воздействием действительного хода вещей.
б) Макиавелли о государстве и власти.
С точки зрения Макиавелли нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений. Технология власти - изначально явление внеморального плана.
Главное для автора Государя выяснить, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними. Власть государя должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах ... служат хорошие законы и хорошее войско.

Самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой - доминирующий интерес государственности.
Государство (stato) обладает монополией на публичную власть. Государь не должен допускать ослабления власти. Он обязан сосредоточить власть в своих руках. Как добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя?

Как создать условия для осуществления эффективной власти в государстве? Государь должен обладать искусством управления.
Искусство управления заключается в умении добиться повиновения. По Макиавелли есть два способа достижения повиновения.

Первый - любовь к государю. Второй - страх перед ним.

Какой способ надежнее? Лучше всего, разумеется, когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать страх и поддерживать его угрозой наказания, которой невозможно пренебречь.
Искусство управления включает определенный набор качеств. "Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
в) Макиавелли о морали и политике.
Мыслитель противопоставил два начала - мораль и политику. Это обусловлено качественным отличием двух способов бытия: этического и политического. У каждого из них собственные критерии оценки: добро - зло у первого, польза - вред у второго.

Заслуга итальянского мыслителя заключается в том, что он заострил и ярко выразил объективно существующее соотношение морали и политики.

Учение Г. Гроция о праве и государстве. Учение Б. Спинозы о государстве.


1. Голландия первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (2-ая половина XVI в. - начало XVII в.) к власти пришли представители буржуазии и была установлена республика. Политическая жизнь республики, окруженной европейскими монархиями, протекала под знаком борьбы двух партий: республиканской (буржуазно-патрицианская ориентация) и оранжисской (монархическая ориентация).
В духовной жизни зарождаются духовные и светские воззрения на мир. Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политической мысли внесли голландские мыслители Г. Гроций и Б. Спиноза. Своеобразие подхода, исповедуемого ими, состояло в обращении к идеям естественного права и договорного происхождения государства.

Существенным аспектом теоретических основ светского "юридического мировоззрения" была критика с позиций рационализма религиозно-схоластических представлений о природе, человеке, обществе и государстве.
а) Г. Гроций о естественном праве.
Основной труд Гуго Гроция (1583-1645) - это фундаментальное произведение "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права". Гроций, стремясь к последовательному юридическому рассмотрению проблем общества и государства, разграничивает область права и область политики. Предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза.

К области науки можно отнести лишь то, "что вытекает из самой природы вещей (естественное право), тогда как то, что возникает путем установления (установление государства путем договора, в частности) изменчиво во времени, различно в разных местах, и подобно всем единичным вещам, лишено какой-либо научности".
Естественное право определяется Гроцием как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека признается либо морально позорным, либо морально необходимым.

Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (богом или людьми) предписания (разрешения или запрета).
б) Г. Гроций о сущности государства.
Возникновение государства является неизбежным следствием бытия естественного права. "Так как соблюдение договора предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласованного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекали внутригосударственные права", - писал Гроций.
Сущность государства представляет собой сочетание разумной общительности людей и волеустановленных норм права, справедливости и пользы, права и силы. "Государство - есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради права и общей пользы".
2. Оригинальное рационалистическое обоснование проблем общества и государства получило дальнейшее развитие в трудах Бенедикта Спинозы (1632-1677). Его социально-политические взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" и "Политическом трактате".
а) Б. Спиноза о естественном состоянии.
Законы природы - это "решение Бога, открытое естественным светом". Они представляют собой силу и могущество самой природы и познаются человеческим разумом. На человека, как на природное существо, распространяется действие естественных закономерностей. "Итак, - писал Б.Спиноза, - под правом природы я понимаю законы и правила, согласно которым все совершается, т.е. самою мощь природы.

И поэтому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается его мощь".
В естественном состоянии все люди равны, т.к. независимо от индивидуальных различий обладают одинаковыми природными свойствами. На этом основании люди имеют право на все по своему произволу и желанию.

Однако, реальное содержание и естественный объем этих прав у разных людей различны и зависят от размера и фактической умственной и физической мощи людей. В этой постоянной борьбе отдельных сил-прав "высший закон природы" состоит в стремлении каждого к самосохранению, к тому, чтобы "остаться в своем состоянии, и притом не считаться ни с чем другим, а только с собой" .
б) Б. Спиноза об общественном договоре.
В естественном состоянии самосохранение, безопасность и реализация собственных желаний реально не обеспечены. Естественная необходимость диктует людям способ выхода из тупика. "Всеобщий закон человеческой природы таков, что никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо, разве только в надежде на большее благо или из-за страха перед большим вредом, и не переносит какого-либо зла, кроме как во избежание большего или в надежде на большее благо.



Содержание раздела