d9e5a92d

Социальная природа политического сознания

Политическая партия как участник политических отношений включает следующие элементы.

ПАРТИЯ
носитель идеологии организационная структура
завоевание и
использование власти
поддержка сторонников


2. Оригинальность подхода французского политолога Мориса Дюверже состоит в том, что он исследует партию как институционализированную общность, показывая зависимость политической деятельности партии от ее структурных основ и выявляет зависимость между партийной и избирательной системами. Это позволило выявить ряд социологических закономерностей функционирования партий.
Установление зависимости между системой формирования государственных учреждений и партийными структурами является важнейшей отправной точкой для понимания причин зарождения партий. Согласно Дюверже возникновение партий идет параллельно с развитием институтов парламентаризма.
Принцип выборности порождает соперничество партийных групп. Причина конфликтов состоит в стремлении выдвинуть своих кандидатов на государственные посты.

В результате возникают партии парламентского типа.
Партии парламентского типа формируются как кружки и клубы единомышленников. Завоевание большинства в парламенте является их основной целью.

Формирование целей государственной политики происходит на поздних стадиях, как следствие победы в ходе выборов. Эти партии менее централизованы, аморфны в организационном плане, основную роль в них играют парламентарии.
На более поздних стадиях политического развития возникают партии внешнего происхождения. Они отличаются большей централизованностью, их члены связаны не только общностью политических целей, но и идеологическим родством.
Первый тип (парламентские партии) соответствует периоду создания политических партий в стране, где еще не сложилась система организованных партий. Как только такая система начнет функционировать, преобладающим станет второй способ создания партий.

Партии внешнего происхождения, даже доктринально связанные с парламентской системой, никогда не придают ей такого значения, как партии первого типа.
Партия - институционализированная общность, обладающая своей логикой развития. Для того, чтобы понять эту логику необходимо выявить специфику первичных организаций.
Первый вид первичной организации - комитет. Комитет отличается закрытым характером. Он не велик про численности и не стремится ее увеличить.

Сюда проникают лишь путем негласной кооптации или формального выдвижения. Его сила не в количестве членов, но в их качестве, - пишет М. Дюверже.

Комитеты представляют архаический тип структуры политических партий. Они являются обычной организационной единицей партий в эпоху господства цензового избирательного права или в тот период, когда система всеобщего избирательного права еще делает свои первые шаги. Работа в них носит сезонный характер и направлена на успешное проведение избирательной компании. Отдельные комитеты слабо связаны между собой.

Идеологические вопросы волнуют членов комитетов лишь постольку, поскольку могут обеспечить лидеру популярность. Комитеты являются основой консервативных и либеральных партий.
Второй вид первичных организаций - секция. Секциям свойственна широта охвата: они стремятся привлечь сторонников и умножить их число.

Если комитеты объединяют только представителей политической элиты, то секция обращает свой призыв к массам. В секциях существует более четкое распределение обязанностей.

Имеется бюро организованное для руководства, секретарь, обеспечивающий созыв и определение повестки дня и казначей, который ведет сбор членских взносов. Секции являются основой социалистических партий.
Третий вид первичных организаций ячейка. Ячейки формируются по профессиональному принципу: они объединяют членов партии по месту работы.

Различают ячейки промышленных предприятий, государственных учреждений и организаций. Количественно ячейка меньше секции.

Сама природа и размеры ячейки обеспечивают ей гораздо большую - по сравнению с секцией - власть над членами. Ячейки являются основой коммунистических партий.
Четвертый вид первичных организаций милиция. Милиция род внутренней армии, члены которой организованы по-военному, подчинены той же дисциплине и получают ту же подготовку, что и солдаты.

Члены этих отрядов владеют средствами силового и психологического воздействия в борьбе с политическими оппонентами. Отряды милиции являются основой фашистских партий.
3. Исторически первыми являются кадровые партии. Такие партии действуют скорее как клубы. Их численность не велика. Клубы состоят из представителей образованных слоев общества, занимающих господствующее положение в экономике и политике и контролирующих средства массовой информации.



В партиях построенных по кадровому принципу отсутствует система обязательного членства, регистрация и уплата взносов. Сила кадровой партии состоит в выборе престижного кандидата, в умении создать имидж, в искусстве применения избирательных технологий, в возможностях найти финансовые средства.
Развитие индустриального общества с его сложной социально-классовой дифференциацией и глубокими конфликтами между социальными группами приводит к формированию массовых партий. Массовые партии это мобилизационные партии. Массовые партии открыты для новых членов. Первичные организации живут за счет первичных взносов.

Они строят работу по территориальному принципу. Благополучие партий пропорционально численности.

Массовые партии уделяют внимание развитию внутреннего строения партии, стремятся расширить свои ряды, ориентируются на определенные социальные группы, идеологически оформляют свою политику и создают партийные средства массовой информации.
В современных условиях на политической арене появились новые партии. Среди политологов они получили название "партии-хватай-всех" или универсальные партии.

Появление универсальных партий свидетельствует о наличии новых реалий. Размываются социальные границы между группами, ослабляя политическую идентификацию населения. Необходимость проведения политики, ориентированной на экономический рост, заставляет разрабатывать программы, которые отражают интересы не отдельных групп, а всего населения в целом.

Развитие средств массовой информации позволяет партийным лидерам обращаться ко всем избирателям сразу.
Универсальные партии превращаются в брокеров, которые торгуют государственными постами. Они становится защитниками государственной политики перед населением.

Эти организации объединяют вокруг себя максимальное число избирателей самой разной классовой, социальной, этнической принадлежности для решения главного вопроса - завоевания большинства голосов в ходе конкретных выборов. Избирательные кампании превращаются в выбор лидеров, а не в борьбу идеологий и социальных интересов.
Дальнейшее развитие партий идет в направлении укрепления связей с государством, а также усиливается координация между партиями. Это приводит к возникновению картельных партий. Конкуренция между партиями становится средством достижения стабильности.

Агитационные кампании становятся затратными, профессиональными и организованными. Существование партий зависит от помощи государства. Неразличимость партийных программ делает ответственными за государственную политику все партии и в то же время понижает ответственность конкретной партии.

Ни одна из значимых партий не может рассматриваться как оппозиционная. Поэтому картельные партии являются инструментом распределения государственных постов между профессиональными группами политиков.
Изменение типа партий связано с преобразованием демократического режима.

Тип партии Тип демократии Основной принцип
Кадровая партия Ограниченная Конкуренция элит
Массовая партия Представительная Конфликт идеологий
Универсальная
партия
Плюралистическая Конфликт интересов
Картельная партия Консенсуальная Согласование интересов


Кадровая партия результативно действует в условиях ограниченной демократии. Элиты борются за власть, представляя свои интересы в качестве национальных интересов.

При этом конкуренция носит публичный характер, а сами элиты - относительно открыты.
Массовая партия эффективна в условиях представительной демократии. Здесь важна не только конкуренция за власть, но и широкое политическое участие масс.

Партия стремятся выражать политические интересы конкретных социальных групп.
Универсальная партия проявляет себя в условиях плюралистической демократии. Эта модель демократии позволяет различать партии по отношению к властвующей партии или коалиции.

При всеохватных партиях выборы не играют существенной роли в контроле за властью, а оппозиционность обеспечивает защиту прав меньшинства и контроль над правительственным большинством.
Картельные партии неразличимы по политическим программам. Они являются сообществами государственных деятелей.

Поэтому консенсуальная демократия предполагает такой набор правил политической игры, который признается всеми политического процесса.
4. В своей деятельности политические партии решают ряд важных задач. Во-первых, являясь звеном между правящими и управляемыми, партии политическими средствами выражают социальные интересы групп. Во-вторых, партии выполняют функцию аккумуляции социальных интересов трансформируя требования и предпочтения социальных групп в политические решения. В-третьих, важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием политической элиты и способствует ее политической социализации. Наконец, партии играют важную роль, выступая в качестве референтных групп - групп, на которые индивид ориентирует свои политические предпочтения.
В совокупности партии образуют целостную систему. Партийная система - это контуры политического пространства, составленного из независимых элементов (партий) и определяемого их количеством, параметрами (численностью избирателей, типом внутренней структуры), а также коалиционными возможностями. К числу партийных систем относятся:

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
двухпартийная
система
система двух
с половиной партий
многопартийная
система


Итальянский политолог Дж. Сартори дает более сложную классификацию партийных систем, основанную на идеологической дистанции ("полярности") между партиями.

По его мнению, существуют семь типов партийных систем, размещающихся между идеологическими полюсами.

ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ
Однопартийная Партия
гегемон
Доминирующая партия Двухпартийная Ограниченный плюрализм Радикальный плюрализм Атомизированная
Моноидеологическая Идеологически разнродная


Исследователи расходятся в оценках того, какая конкретная партийная система предпочтительнее: с большим или меньшим числом партий. По мнению Дж.Сартори, появление пяти и более партий создает ситуацию "крайней многопартийности", опасную для существования стабильного политического режима.

Опыт Японии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии говорит о пользе многопартийности без доминирующей партии. Немало преимуществ у установившейся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии двухпартийной модели, которая предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам - смены курса, а обществу - стабильность.

Впрочем, такая система тоже не идеальна, т. к. она снижает возможность полноправного участия независимых кандидатов или же "третьей силы" в процессе принятия политических решений. Там же, где "третья сила" может внести существенные коррективы в установившийся расклад политических сил, формируется так называемая "2,5 партийная система".
Конечно не существует единого стандарта в оценке эффективности тех или иных партийных систем. В то же время важнейшим основанием сопоставления их деятельности является обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.

Социальная природа политического сознания. Этапы становления и сущность идеологии.

Идеология как форма политического сознания.


1. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании.

Политическое сознание призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться. От уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и общественно-политических объединений.
Пути формирования политического сознания таковы: 1) осмысление социально-политической действительности, обобщение имеющейся информации; 2) осознание целей общественно-политического движения, отношение к существующим оценкам и нормам политического участия; 3) эмоциональное отношение к политическим ценностям и идеалам.
Политическое сознание - это система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредствам которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями). Содержание политического сознания включает политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения, чувства.
Можно выделить следующие функции политического сознания.
Познавательная функция - представляет собой систему знаний об окружающей политической действительности.
Оценочная функция - способствует ориентации в политической жизни, оценки политических событий.
Регулятивная функция - дает ориентиры относительно политического участия.
Интегрирующая функция - способствуют объединению социальных групп, общества на базе общих ценностей, идей, установок.
Прогностическая функция - создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса.
Нормативная функция - создает общепринятый образ политического строя.
Политическом сознании как сложный социальный феномен образует несколько уровней.
Государственное сознание. На данном уровне регулируются политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций, обосновываются существующий политические режим и принципы управления.
Теоретическое сознание. На данном уровне разрабатываются различного рода политические концепции, идеи, воззрения.

Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические задачи. В ходе решения назревших проблем вырабатывать концептуальные подходы и формы контроля за ходом выполнения политических решений, а также корректируются текущие политические действия.

Целостность, систематизированность и способность к прогнозированию являются признаками теоретического сознания. Способом его выражения является идеология.
Обыденное сознание. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственном участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

Противоречивость, фрагментарность и повышенная эмоциональность являются признаками обыденного сознания. Способом его выражения является политическая психология.
2. Идеология - одна из форм политического сознания воздействует на содержание властных отношений, являясь его стержневым элементом. Термин идеология впервые появился в конце XVIII начале XIX вв. Французский философ и экономист Дестют де Трасси назвал так науку об идеях, их возникновении и функционировании.

Идеи правят миром формула, вышедшая из-под пера французских материалистов XVIII в., как бы венчала царившее до этого времени представление о роли идей в жизни общества..
Если рассматривать процесс формирования теорий идеологии в исторической перспективе, можно выделить ряд этапов.
Первый этап охватывает период теоретических исканий мыслителей XVII-XVIII вв. Общественная мысль эпохи буржуазных революций активно выступала против феодально-религиозной идеологии.

Она была полна оптимистической веры в общественный прогресс, возможность устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.
Второй этап связан с периодом XIX - начала XX вв. В это время появились различные либеральные и коммунистические концепции.
Третий этап в эволюции взглядов на роль идеологии в развитии и функционировании общества связан с XX в. На этом этапе западные социологи начинают широко использовать понятие идеология для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.
В этом периоде можно выделить несколько наиболее распространенных концепций: 1) теории, изображающие любую идеологию как форму ложного сознания; 2) теории деидеологизации; 3) теории реидеологизации; 4) леворадикальные концепции идеологии; 5) концепция научной идеологии.
Теории идеологии как формы ложного сознания выдвигались представителями позитивизма и социологии познания. Наиболее развернутое изложение проблем взаимодействия идеологии и общества дал немецкий ученый Карл Мангейм (1893-1947).

Его основная идея сводилась к обоснованию несовместимости науки и идеологии в познавательном процессе. Утверждалось, что общественные науки мoгyт быть объективными только в силу их беспартийности и надклассовости, а любая идеология всегда субъективна и искажает подлинное знание о действительности те является формой ложного сознания. Искажение происходит не из-за личных свойств человека, а под влиянием классовых и групповых интересов.

Его концепция признавала два вида социально-искаженной мысли: идеологию как сознание правящих в обществе групп и утопию как сознание угнетенных групп.
Мангейм полагал, что человеческое сознание всегда вращалось или в рамках идеологий, или в рамках утопий, т.е. было ложным Трагедия человеческой мысли, утверждал он, заключается в том, что эта мысль определяется или социальными факторами, которые уже не существуют в действительности (и тогда мы имеем дело с идеологией), или же еще не существующими социальными факторами (и тогда возникает утопия). В любом случае реальная действительность по его мнению, отражается в сознании в искаженном виде Ту ситуацию, которая сложилась в мире в ХХ в., он назвал интеллектуальным кризисом.
Термин деидеологизация получил широкое распространение в 50 - 60-х годах XX столетия. Активными сторонниками их были Даниел. Белл (1919), Раймон Арон (1905 - 1983), Карл Поппер (1992 - 1989). В основе их теоретических положений лежал тезис о том, что в индустриальном обществе наука развивается необычайно интенсивно и ее роль в обществе резко возрастает.

В этих условиях снижается престиж различных оценочных идеологических систем вплоть до заката. или концах идеологии. Индустриальное общество рассматривается ими как неантагонистическая социальная структура в которой отношения строятся на началах делового партнерства и компромисса.
Теоретики реидеологизации выступают за наращивание усилий идеологических центров и аппаратов, направленных на активную борьбу идеологий. Сама идеология уже не понимается как однозначно ложное сознание, а включает в себя и позитивное значение, поскольку от эффективно функционирующей идеологии в значительной степени зависит жизнеспособность западной цивилизации.

Свои цели идеология реализует через политику, и обосновывают необходимость такой политической деятельности, которая была бы реализацией предварительно разработанных социологических принципов.
К числу сторонников радикально-критического направления можно отнести представителей франкфуртской школы Теодор Адорно (1903 - 1963), Герберт Маркузе (1898 - 1979), Юрген Хабермас (1929).
Г. Маркузе доказывал, что идеология есть лишь некоторый репрессивный механизм, служащий для оправдания существующих общественных отношений и укрепления конформизма, плоского единообразия в мышлении и поведении людей.
Индустриальное общество, по мнению Маркузе, является тоталитарным. Но сегодня его отличают уже не идеологические репрессии, а техника, которая формирует стандартные, ложные потребности, привязывающие индивидов. Никогда прежде, писал Mapкузе, общество не располагало таким богатством интеллектуальных и материальных ресурсов и, соответственно, никогда прежде не знало такого объема господства общества над индивидом. Отличие современного общества в том, что оно усмиряет центробежные силы скорее с помощью Техники или Террора, опираясь одновременно на сокрушительную эффективность и повышающийся жизненный стандарт.

В результате индустриальная культура становится более идеологизированной, чем прижние исторические типы культур.
Значительный вклад в науку об идеях внес марксизм. Термин идеология в марксизме используется в трех смыслах: 1) ложное, извращенное сознание; 2) вид теоретического сознания: 3) сознание определенного класса.

По Марксу, идеология включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, который монополизирует функцию идеологического производства. В. И. Ленин определил марксизм как научную идеологию.

Научность марксизма выражалась в постановке и решении не только теоретических, но и революционно-практических проблем.
3. В современной политологии идеологию чаще всего характеризуют как ядро политического сознания, систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных социальных групп по поводу власти, ее завоевания, защиты и использования, на основе которых складываются политические отношения и функционируют политические институты.
Идеология выражается в виде политических теорий и концепций, политических идей и идеалов, политических принципов, лозунгов и взгядов.
Феномен идеологии проявляется на трех уровнях. На теоретико-концептуальном уровне формируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы социальной группы, нации и государства.
На программно-аналитическом уровне разрабатываются программы, манифесты, лозунги, составляющие идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс.
Актуализированный уровень определяется степенью освоения гражданами целей и принципов идеологии и характером их воплощения в различных формах политического участия.
Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.
Образовательно-воспитательная функция предполагает овладение массовым политическим сознанием, внедрение в него заданных оценок развития общества и государства, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений.
Интегрирующая функция выражается в сплочении общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.
Пропагандистская функция включает создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствия интересам класса, нации, государства.
Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

Существование идеологии питается потребностью людей в целостной, непротиворечивой и мобилизующей ориентации политической жизни.



Содержание раздела