d9e5a92d

Пропорциональная избирательная система.

Это, правда, не означает, что все члены нации имеют право голоса. Норма всеобщности предполагает ряд требований: достижение определенного возраста, гражданство данной страны, постоянное место жительства.
Положение о равном избирательном праве означает, что голоса всех, кто избирает, имеют одинаковый вес и не различаются по имущественному положению, уровню образования, религиозной и расовой принадлежности, полу и политическим взглядам.
Соблюдение тайны голосования - необходимый атрибут выборов. Это условие предполагает, что решение избирателя, отдающего свой голос (как правило, посредством бюллетеня), держится в тайне.

Избирательные комиссии, отвечающие за организацию выборов, гарантируют обеспечение тайны голосования при помощи правовых и организационных процедур.
Процедура прямых выборов означает, что избиратели сами определяют, кто займет должность или получит мандат, в то время как в процессе непрямых выборов предполагается промежуточная ступень между избирателями и избираемыми.
В рамках демократической традиции выборы проводятся регулярно в соответствии с установленным в законе сроком. Например, президентские выборы в США и в России проходят каждые 4 года, в Португалии - каждые 5 лет, в Австрии, Мексике, Финляндии - каждые 6 лет, во Франции и Ирландии - каждые 7 лет.
2. Процедура выборов предусматривает ряд ограничительных цензов. Цензы - это требования, которым должен отвечать избиратель или кандидат для получения права выбирать или избираться.
Возрастной ценз. Он означает признание за лицом избирательных прав лишь по достижению определенного возраста.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению возрастного ценза для активного избирательного права, что обычно связано со снижением возраста гражданского совершеннолетия. По данным Межпарламентского Союза (1992) в 109 государствах активное избирательное право признано за лицами старше 18 лет, лишь в нескольких - за лицами старше 19 - 21 года, а в четырех странах - Бразилии, Кубе, Иране и Никарагуа - правом голоса пользуются с 16 лет.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или местности определенное время. Смысл этого ограничения заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот ценз направлен против лиц, не имеющих постоянного места жительства.

Цензы оседлости обнаруживают тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах. Во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз, равный шести месяцам, В Новой Зеландии - трем месяцам.
Имущественный ценз, установившийся на заре конституционного строя, заключался в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги.
Ценз пола, заключающийся в недопущении к выборам женщин. Ценз пола долгие годы был предметом острых дискуссий и борьбы общественных сил.

Новая Зеландия - первая страна, где женщины получили равные с мужчинами избирательные права (1893 г). В США женщины получили равные с мужчинами избирательные права в 1920 году, в Англии в - в 1928, во Франции - в 1944, в Швейцарии - в 1971 году.
Моральные цензы. В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни и обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом (не имел над собой опеки). В Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками.

В Нидерландах - лишенные родительских прав.
Уголовная ответственность. Согласно британского Акта о народном представительстве (1983) "лицо находящееся в заключении, которое он отбывает в исправительном учреждении во исполнении приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления".
Рассмотренные цензы относятся к ограничениям активного и пассивного избирательного права. Пассивное избирательное право имеет ряд особенностей.
Ценз несовместимости. Данный ценз заключается в том, что лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять) не подлежит избранию. Французский Избирательный кодекс установил целый ряд несовместимостей.

В частности, кадровые военнослужащие и приравненные к ним административные служащие не могут быть депутатами Национального собрания, не допускается совмещения двух мандатов (например, депутата и сенатора), не допускается совмещения статуса депутата с административной деятельностью, осуществление руководящих функций в частных компаниях.


Ценз неизбираемости. Речь идет об ограничениях, связанных с профессиональной деятельностью (например, военнослужащие, священнослужители не могут избирать и избираться).
Развитие современных избирательных систем идет по пути распространения всеобщего избирательного права, снижения или отмены цензов на участие в выборах.
3. Совокупность установленных, критериев и процедур, с помощью которых определяются результаты голосования, называется избирательной системой. Наиболее распространены мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства (франц. majority - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное) система имеет свои разновидности.

Мажоритарная система проста и понятна. Однако в условиях, когда в выборах участвуют политические партии, она зачастую оказывается несправедливой, так как благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.
Мажоритарная система относительного большинства. По данной системе избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше число голосов, чем любой из его соперников.

Данная система применяется при выборах президента (Венесуэла, Колумбия, США) и при выборах в нижнюю палату парламента (Великобритания, Канада, США, Япония).
Противопоказания данной избирательной системы таковы. Предположим, что в избирательном округе голоса распределились следующим образом.

Кандидат А 19 тыс. голосов
Кандидат Б 12 тыс. голосов
Кандидат В 10 тыс. голосов
Кандидат Г 9 тыс. голосов
ВСЕГО 50 тыс. избирателей

Мандат достается кандидату А, т.к. за него проголосовало относительное большинство избирателей. Вместе с тем, против него проголосовала 31 тыс. избирателей.

Это означает, что он избран абсолютным меньшинством избирателей.
Есть и еще одно противопоказание. Беда в том, что голоса поданные против победившего кандидата, и вообще пропали.

В масштабах страны это может привести к тому, что партия, за которую проголосует большинство избирателей, может получить в парламенте меньшинство мест. В Великобритании на парламентских выборах 1951 года консерваторы получили 48% голосов избирателей и 312 мест в Палате Общин (51,35%), а лейбористы - 48,8% голосов избирателей и 295 мест (47,2% мест).

На выборах в 1974 г. сложилась обратная ситуация: консерваторы набрали 38,3% голосов избирателей и получили 296 мандатов в Палате Общин (46,6%), а лейбористы, собрав голосов меньше - 37,5%, обеспечили себе 301 место (47,4%).
Несомненным достоинством мажоритарной системы относительного большинства является то, что партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство.
Мажоритарная система абсолютного большинства. Данная система предполагает, что для избрания необходимо абсолютное большинство голосов, т.е. более половины голосов избирателей.

Но это исходное общее число может быть трояким: 1) общее число зарегистрированных избирателей, 2) общее число поданных голосов, 3) общее число поданных действительных голосов. При этой системе устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании.
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов. Мажоритарная система относительного большинства имеет и специфический дефект - частая нерезультативность, причем она тем более вероятная, чем большее конкуренция кандидатов.

Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов не получает из-за раскола голосов требуемого большинства.
Как же преодолеть этот недостаток? Один из способов - проведение второго тура голосования.

Во втором туре баллотируются уже не все кандидаты, участвующие в первом туре, а только их часть (например, на выборах в Национальное собрание Франции во втором туре могут принимать участие все кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов).
4. Главная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или избирательное объединение получили в парламенте (представительном органе) число мандатов, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий.
Пропорциональная система может применяться только в многомандатных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Наилучший результат достигается в том случае, если страна представляет собой единый избирательный округ, в котором избирается весь состав парламента.

Так, например, избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов.
Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто применяется метод избирательной квоты. Избирательная квота (избирательный метр) - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
В 1855 году английский барристер (адвокат высшей квалификации) Томас Хэр предложил квоту, определяемую по простейшей формуле , где х - число голосов, а у - число мандатов. После того, как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа показывают сколько мандатов партии положено.

В современных условиях применяются квоты, рассчитанные и по другим формулам (квоты Друпа, Гогенбаха-Бишофа, Д’Ондта и др.).
В ряде стране с целью соединения достоинств различных систем создают избирательные системы смешанного характера. Например, в Германии при выборах в Бундестаг половина депутатов избирается по одномандатным округам, а половина - по землям (субъектам федерации).

В России при выборах в Государственную Думу половина депутатов избирается по одномандатным округам, а половина - по партийным спискам.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА, 1996.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М.: Логос, 1997.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Р/Д.: Феникс, 1996.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. - Новосибирск, Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.
История политических и правовых учений / под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: ИФРА М-КОДЕКС, 1995.
История политических и правовых учений / под ред. О.Э.Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997.
Конституционное (Государственное) право зарубежных стран / под ред. Б.А.Страшуна. - М.: БЕК, 1996.
Малявин С.Н. Введение в теоретическую социологию. - Спб: Образование, 1997.
Панарин А.С. Политология. - М.: Проспект, 1997.
Политология. Альбом схем / Сост.: Е.В.Макаренко, В.И.Сушков. - М.: Юристъ, 1998.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологии. - М.: Аспект Пресс, 1998.
Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. - Спб: Образование, 1996.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Предмет политологии Виды и методы политических наук.
2.Цели, функции, закономерности и категории политологии.
3.Становление политической науки в 1-ой половине ХХ века. Формирование политической науки во 2-ой половине ХХ века.
4.Политика как социальное явление.
5.Социальное измерение политики.
6.Античная традиция социально-политической мысли.
7.Социально-политическая концепция Платона.
8.Социально-политическая концепция Аристотеля.
9.Социально-политическая традиция XVII - XVIII в.в.
10.Социально-политическая концепция Т.Гоббса.
11.Социально-политическая концепция Дж.Локка
12.Социально-политическое учение Ш-Л. Монтескье.
13.Социально-политическое учение Ж-Ж. Руссо.
14.Социальная природа политической власти.
15.Социальные измерения политической власти.
16.Государство и его функции.
17.Гражданское общество.
18.Политический режим.
19.Политический режим. Тип взаимодействия государства и общества.
20.Политический режим. Тип организации верховной власти в государстве.
21.Политический режим. Тип территориальной организации власти в государстве.
22.Концепция политического класса Г. Моска.
23.Концепция политической элиты В. Парето.
24.Рекрутирование и типология элит.
25.Группы интересов.
26.Возникновение и этапы становления политических партий.
27.Функции политических партий. Концепция М. Дюверже.
28.Партийная система
29.Понятие, структура и типология политической культуры.
30.Политическое участия.
31.Избирательный процесс.
32.Избирательная система.



Содержание раздела