d9e5a92d

Понятие и структура политической культуры

Легитимность снижается не только на уровне масс, но и на уровне элит. В правящей элите возникают различные течения. Условно эти течения могут быть разделены на две группы.

Сторонники жесткой линии считают необходимым повысить сплоченность правящей элиты путем возврата к фундаментальным ценностям режима. Переход обычно начинается тогда, когда верх в элите берут сторонники мягкой линии, начинающие либерализацию.

С началом либерализации гражданское общество начинает оживать. Тут же возникают студенческие ассоциации, профессиональные союзы, протопартии.

Начинает формироваться открытая политическая оппозиция режиму.
Вторая фаза стадия принятие решений. На этой стадии осуществляется выбор альтернатив, заключаются политические союзы и соглашения. Это ведет к выработке демократических правил. В зависимости от соотношения сил происходит либо насильственный распад политического режима, либо мирный демонтаж традиционных институтов власти.

Определяющее значение имеет процедура разработки конституции. Оптимальным вариантом является достижение консенсуса по основным институциональным вопросам.
На этой стадии формируется конкурентная партийная система. Партийная система формируется в процессе подготовки и проведения первых свободных выборов. Партии как институциональные силы, участвующие в принятии политических решений, и социально-политические силы, мобилизующие граждан, служат связующим звеном между государством и гражданским обществом, создают прямые и обратные связи в политической системе.

Инструментом влияния на форму партийной системы выступает избирательный закон.
Третья фаза - консолидация демократии. Для установления стабильного и легитимного демократического большое значение имеет момент адаптации общества к новым политическим условиям.

Перед демократией встают проблемы: как поступить с лидерами авторитарного режима, устраненными от власти, как уменьшить риск вмешательства военных в политику. Не менее важна и проблема обеспечения лояльности политической оппозиции.

Обеспечение лояльности демократии основных групп интересов и возникновение лояльной политической оппозиции позволяет запустить демократический механизм, созданный на этапе установления демократии, наполняет реальным содержанием деятельность институтов демократии.
Таким образом, преодолевается институциональный кризис, который был одной из основных причин начала крушения авторитаризма. Легитимация нового режима позволяет восстановить эффективность политической системы и долговременную политическую стабильность.

Переходный период от авторитаризма к демократии завершается.
Опыт стран Центральной Европы, что в процессе перехода следует обращать внимание на следующие факторы.
?Как долго данная страна имела либерально-демократическое правительство в ранние периоды своей истории. В этом смысле наиболее благоприятной является историческая ситуация у Чехословакии.
?Каков уровень достигнутого страной экономического развития. В этом отношении ведущее место занимают Венгрия и Чешская республика.
?Насколько успешным было управление страной при прежнем режиме. Государство, которое было эффективным при авторитарном режиме, будет столь же эффективным и при демократии.
?Насколько авторитетными и влиятельными были организации (церковь, университеты, СМИ), сумевшие сохранить независимость в рамках авторитарного режима.
?Насколько велики будут возможности новых правительств в проведении и практическом воплощении политики радикальных экономических реформ.
?Какова степень различия и враждебности между этническими группами, регионами и классами, составляющими страну.
Попытка проведения реформ без учета исторических предпосылок, существующей социально-экономической структуры, степени плюрализма субкультур, политической культуры разных слоев общества ведет к дискредитации правительства и затрудняет легитимацию демократии.

Понятие и структура политической культуры. Идеальные типы политического участия.

Типы политической культуры.


1. Вопрос о том, как люди воспринимают политические отношения и политические ценности, интересовал ученых давно. Термин "политическая культура" разработал в XVIII веке немецкий историк И.Гердер.

Он использовал это понятие для характеристики отличий элиты от остальных поданных. Речь шла о политической культуре образованной и активной части населения, к которой относились мудрецы, занимающие общественные должности и ответственно выполняющие их на благо общества, а также представители знати и аристократии.
Концепцию политической культуры разработали американские ученые Габриэл Алмонд и Сидней Верба, которые в 1963 году издали книгу "Гражданская культура". В содержательном плане место политической культуры было определено, как промежуточное положение между культурой и политической системой.



КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
мнения
позиции
ценности
"вход" политической
системы
"выход" политической
системы


Подобно феномену "культуры" политическая культура представляет собой совокупность мнений, позиций, ценностей, которые присущи субъектам политических отношений. Объектом, на который ориентировано данное субъективное измерение, является политическая система.
Анализ политической системы носит многоуровневый характер. Прежде всего, следует обратить внимание на объективное измерение политической культуры, в котором выражено отношение к политической системе в целом.

К компонентам измерения относятся: 1) законодательные, исполнительные и судебные функции политической системы; 2) носители функций системы (монархи, президенты, министры, парламентарии); 3) "входы" и "выходы" политической системы (направление государственной политики, возможности влияния на решения, принимаемые властью).
Субъективное измерение включает три элемента: познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации. Познавательные ориентации - это знание о политической системе, ее функциях и элементах, о тех ролях, которые выполняют участники политических отношений. Эмоциональные ориентации - это чувства, которые испытывают к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет.

Оценочные ориентации - это представления и суждения о политических объектах, которые опираются на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями. 2. Исследователи Г. Алмонд и С.Верба ставили своей целью выделить тип политической культуры, который в наибольшей степени способствует стабильному функционированию и развитию либеральной демократии. Работа основывалась на результатах сравнительного эмпирического исследования, которое в 1959-1960 г.г. проводилось одновременно в пяти странах: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексике.

На основании эмпирических исследований были выделены четыре "идеальных" типа политической культуры: патриархальный, подданический, активистский и подданически-активистский типы политического участия.
Патриархальный тип. Крайне ограничено или вообще отсутствует осознание политической системы как ясного и специализированного образования.

Люди практически ничего не знают о политике. В руках вождя или шамана заключена вся полнота политической, экономической и религиозной власти.

Люди не связывают свои ожидания с функционированием политической системы.
Подданический тип. Индивид может осознавать значение целого набора управленческих ролей. Подобные индивиды, однако, не обладают конкретным знанием того, как они могут воздействовать на политическую систему.

Несмотря на политическую пассивность, люди ориентируются на официальные, государственные ценности. Они ожидают от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.
Активистский тип. Индивид развивает целый ряд специальных отношений к структурам политического действия, таким, как партии, группы интересов, а также к ролям, которые он способен играть в этих структурах.

Данный тип предполагает активное участие в политической жизни. Те, кто обладают ею уважают принятые центральной властью решения и пытаются воздействовать на процесс их принятия.
Подданически-активистский тип. Индивид знает, что ему надлежит быть активным, быть участником, но партия и другие группы предоставляют ему слишком мало возможностей разделить бремя принятия решений.

Данный тип участия характерен для тоталитарных и авторитарных режимов.
Сравнение идеальных типов политической культуры позволяет выявить их характерные признаки.

Тип
политической
культуры
Политическая система как объект социальной системы на
входе
на выходе Индивид как
участник
политической жизни
Патриархальный тип 0 0 0 0
Подданический тип 1 0 1 0
Подданически-активистский тип 1 0 1 1
Активистский тип 1 1 1 1


3. В чистом виде данные типы политического участия не существуют. Смешиваясь, они образуют комбинированные типы политической культуры: англо-американская, континентально-евро-пейская, авторитарно-тоталитарная и доиндустриальная.
Для англо-американской модели политической культуры характерно явление гражданской политической культуры, то есть умение выразить мнение, понятное для элит; быть вовлеченным в политику, чтобы быть ответственным за нее, быть достаточно влиятельным, чтобы навязывать элите ответственное поведение. В то же время действие элит предполагает определенную пассивность основной части граждан.

Таким образом, в данном типе культуры проявляется противоречие между реальным политическим действием и мотивацией должного политического поведения.
Для трех остальных типов культуры характерно, следующее соотношение идеальных типов культуры (данные в процентах).

Европейские страны Авторитарные
страны
Доиндустри-альные страны
Активистский тип 60 10 5
Подданический тип 30 60 40
Патриархальный тип 10 30 55


Естественно, что такой подход может привести к "евроцентризму". Поэтому появилось стремления выявить различия между западной и восточной политическими культурами.

Западная политическая культура опирается на традиции Древней Греции и христианства. Восточная политическая культура опирается на общинные традиции, преобразованные под влиянием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и буддисткой культур.

ЗАПАДНАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ВОСТОЧНАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами
отношение к политике как к разновидности конфликтной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу героев и принципам божественного правления
осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности, примат идеалов индивидуальной свободы отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике между индивидом и властью, приоритет идеалов справедливости, политическая индифферентность личности
признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависящему от гражданского общества признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью
предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни
рациональное отношение к исполнению правящими элитами управленческих функций обожествление правителей и их деятельности по управлению государством
примат общегосударственных законов и установлений приоритет местных правил и обычаев
идеологизированность политических позиций граждан менее выраженная идеологизированность позиций

В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (США и Иран, Франция и Кампучия). Правда, в некоторых государствах возник синтез культур (Япония).
Таким образом, политическая культура выполняет существенные функции в политической жизни общества. К важнейшим из них можно отнести следующие:
*- идентификацию, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определенить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
* ориентацию, характеризующую стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
* адаптацию, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
* социализацию, характеризующую обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
* интеграцию/дезинтеграцию, обеспечивающую различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
* коммуникацию, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Избирательный процесс и политическая система. Избирательный процесс и партийная система.

Избирательная технология и поведение избирателей.


1. Одним из элементов политического устройства современных государств являются выборы в различного рода государственные и представительные учреждения. Выборы это процедура формирования государственного органа или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правоспособными гражданами при условии, что на каждый предоставленный таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.
Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов или наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиальным путем голосования правомочных лиц. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления К процедуре выборов прибегают как в условиях демократических, так и в условиях авторитарных режимов.
Наличие избирательного процесса является основной характеристикой демократии. Политический режим считается демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий:
* все взрослое население должно иметь право участвовать в голосовании за кандидатов в государственные органы;
* выборы должны проводиться регулярно в соответствии с предписанными временными границами;
* никакую существующую группу взрослого населения нельзя лишить права формировать партию и выставлять кандидатов на выборы;
* все места в основной законодательной палате должны заниматься в результате конкуренции;
* кампании следует проводить честно и справедливо; ни закон, ни насилие, ни запугивание не должны мешать кандидатам представлять свои взгляды и качества, препятствовать избирателям изучать и обсуждать их;
* голоса должны подаваться свободно и тайно; они подсчитываются и обнародуются честно; кандидаты, получившие необходимую долю голосов, занимают соответствующие посты до истечения положенного срока и до новых выборов. Место избирательного процесса в политической системе современного общества таково:
Избирательный процесс выполняет следующие функции.
Выборы легитимируют власть. Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление их суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина.

Всеобщая Декларация прав человека (1949) установила: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования, или же путем других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются различные партии и иные общественные объединения.

Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.
Выборы являются средством селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, программы которых оказались наиболее убедительными. Однако в современных условиях проявляется абсентеизм избирателей, т.е. их сознательное неучастие в выборах.
2. В политической жизни проявляется взаимосвязь партийной и избирательной систем. Исследование данной проблемы предполагает изучение партийных предпочтений населения и его влияние на выбор кандидатов, взаимосвязь партийных и идеологических предпочтений.

Наличие данной взаимосвязи позволило М. Дюверже сформулировать социологические закономерности.
1. Пропорциональная система выборов ведет к партийной системе с многочисленными партиями, обладающими достаточно жесткой внутренней структурой, и независимыми друг от друга.
2. Мажоритарная система голосования в два тура обуславливает появление партийной системы, состоящей из нескольких партий, занимающих гибкие позиции и стремящихся к взаимным контактам и компромиссам.
3. Мажоритарная система голосования в один тур неизбежно порождает партийную систему, характеризующуюся соперничеством двух партий.
Сформулированные как социологические, эти закономерности сразу вызвали бурную полемику среди политологов и социологов. Позже Дюверже отмечал, что полемика часто основывалась на не совсем верной интерпретации его утверждений. Поэтому он обращал внимание, что "взаимосвязь между электоральными правилами и партийными системами не является механической и автоматической.

Особый электоральный режим не необходимо производит особую партийную систему; он просто усиливает давление в направлении к этой системе; она есть сила, которая действует среди различных других сил, часть из которых ведет в противоположном направлении". Тем не менее законы Дюверже имеют принципиальное значение для исследования природы политических процессов.
Исследователи Сеймур Липсет и Стейн Рокан обосновали модель выбора избирателей, выявив зависимость между партийными системами и предпочтениями избирателей. Они выявили четыре типа конфликтов: между центром и периферией, государством и церковью, городом и селом, собственниками и рабочими.

Реализация этих конфликтов выявляет иерархию факторов, влияющих на выбор избирателей. По степени значимости эти факторы распределяются так:

Общественное положение
Уровень доходов
Уровень образования
Место жительства
Религиозная принадлежность

В ходе выборов люди со скромным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к левым партиям. Этот тип избирателей выбирает коммунистов и социал-демократов за их приверженность к экономическим и социальным ценностям.

Избиратели с высоким уровнем образования, со значительным социальным статусом и высоким доходом образуют базу для массовой поддержки консервативных и либеральных сил. Религиозно настроенная часть избирателей отдает предпочтения связанным с определенными конфессиями (христианские социалисты, христианские демократы) 3. Избирательная кампания - сложное мероприятие. Оно предполагает участие большого количества служащих, средств массовой информации, независимых служб и наблюдателей, исследовательских групп, технического, правового и информационного обеспечения.
Участие в избирательной кампании требует больших финансовых затрат. Это создает барьер для малочисленных партий и независимых кандидатов. Во многих странах государство берет на себя часть расходов кандидатов по ведению предвыборной кампании.

Действует правило равных условий, т.е. устанавливаются ограничения на размеры пожертвований частных лиц и организаций в предвыборные фонды, на использование собственных средств и средств со стороны кандидата, на общую сумму расходов на избирательную кампанию.
Основная цель кандидата и его штаба состоит в том, чтобы добиться депутатского мандата или получения выборной должности. Поэтому особенность этого вида электоральной деятельности - проведение мероприятий с целью убедить участников голосования отдать предпочтение одному кандидату перед всеми претендентами на этот пост.

Усилия, применяемые одном претендентом против другого, проходят три основных этапа.
I этап. Создание штаба. На этом этапе нужно набрать аппарат на период проведения кампании для агитации за кандидата, привлечь группы поддержки и добровольцев, создать аналитическую группу, которая бы стремилась выявить предпочтения избирателей данного округа.

Для осуществления всего комплекса мероприятий необходимо найти источники финансирования.
II этап. Разработка стратегии.

Типичными являются три основных варианта стратегии: а) проведение кампании в соответствии с опорой на партийные предпочтения и использование партийного влияния на массы; б) стремление выступить инициатором или сторонником определенного политического курса; в) ведение кампании с ориентацией на личность, его известность, его имидж.
III этап. Завоевание голосов.

Кандидат должен встречаться с избирателями, необходимо пропагандировать свои идеи, вести полемику со своими конкурентами, необходимо мобилизовать своих сторонников с тем, чтобы в день выборов они пришли на избирательные участки.

Принципы избирательной системы. Избирательные цензы.

Мажоритарная избирательная система.


1. Концепция демократических выборов предполагает соблюдение четырех основных принципов: всеобщие и равные избирательные права, прямые выборы, тайное голосование, периодичность выборов.
Норма всеобщности избирательного права предполагает, что все граждане, независимо от пола, расы, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны. Морис Дюверже, подчеркивал, что, строго юридически, всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом и способностями.



Содержание раздела