d9e5a92d

Категория “власть” в политических науках

Общество растет и увеличивается в размерах. Рост сопровождается возрастанием сложности. Сложность приводит к дифференциации.

Последствия дифференциации предполагают функционирование отдельных частей. Функционирование дифференцированных частей выстраивает их в структуру, которая и определяет целое в его новом виде.
б) Г.Спенсер о типологии общества.
Исследователь разрабатывал типологии общества. Одна из типологий такова:

Общества Тип интеграции Государство
простое
общество
единое общественное целое, части которого кооперируют друг с другом под управлением единого регуляционного центра союз кочевых племен
сложное
общество
слияние простых обществ и подчинение их одному центру феодальные
государства
двойное
сложное
общество
высокая степень интеграции простых обществ и сложность управления индустриальные государства

В соответствии с другой типологией общество разделяется на два исторических типа: военное и индустриальное.

Социальные
характеристики
Военное
общество
Индустриальное
общество
Ведущая функция Совместная деятельность по обороне и наступлению для сохранения и увеличения территории Мирное сотрудничество и взаимное воспроизводство индивидуальной деятельности
Социальной координации Принудительная кооперация поддерживается властью Свободная кооперация поддерживается договором
Отношение между индивидом и государством Ограничение свободы, мобильности, собственности индивида Свобода, некоторые ограничения мобильности и собственности индивида
Отношение между государством и другими организациями Все организации публичны, частные организации публичны Поощряются частные организации
Государство Централизованное Децентрализованное
Социально значимые качества личности Патриотизм, храбрость, лояльность, покорность, дисциплина Независимость, сопративление насилию, инициативность

Военный тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в этом обществе подчинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию.

Индивид вынужден подчиняться социальной организации.
В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля. В этом обществе возникает политическая свобода, социальная организация становится более гибкой.

Власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов.
Вместе с тем Спенсер подчеркивает, что отдельные черты военного общества присутствует и в индустриальном обществе. Примером может служить Франция середины XIX века.

Для политического режима этой страны было характерно: наличие строгого надзора за печатью, запрещение собраний, единообразие в воспитании и т.п.
Исследование, предпринятое Спенсером в области типологии обществ, оказало влияние на формирование идеи о разграничении истории человечества на стадии "традиционного общества" и "индустриального общества".
в) Г.Спенсер о взаимодействии личности и государства.
Спенсер утверждал, что пока масса граждан не воспитала себе верований (идеологии), которые соответствуют социальной организации (типу государственного устройства), это организация не может существовать. "Важно только одно - характер людей, к которым применяются эти учреждения". Там, где недостает гармонии между характером людей и социальными учреждениями или эти учреждения введены насильственно: будь то революция или преждевременные реформы, - возникает дезорганизация общества.
Спенсер скептически относился к представителям власти, парламенту, государственным чиновникам. Он предостерегал от чрезмерной веры в силу и справедливость государственной власти, подчеркивая , что"несправедливо жертвовать благосостоянием граждан ради воображаемого блага государства".

Единственное предназначение государства, по его мнению, состоит в охранении и удовлетворении интересов граждан.
Спенсер скептически относился к мысли об идеальном правлении, подмечая: "ошибаются те, кто думает, что мудрый и добрый правитель может быть избран народом, в котором нет ни доброты, ни ума". Его взгляды о взаимодействии личности и государства основываются на идее справедливости. Справедливость предполагает: а) признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами; б) признание известных ограничений этой свободы, необходимых в связи с присутстви других людей, имеющих те же права.

Идеи английского мыслителя следует рассматривать в русле классической либеральной традиции.
3. Марксизм возник в конце 40-х годов XIX века. К наиболее известным работам Карла Маркса (18818-1883) по социально-политической тематике относятся "Манифест Коммунистической партии", "Капитал", "Критика Готской программы".



а) К.Маркс о материалистическом понимании истории.
Суть историко-материалистического подхода состоит в том, что причины политических отношений коренятся в материальных жизненных отношениях, составляющих реальный базис общества. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще".
В основе функционирования способа производства лежит диалектическое противоречие между базисом и надстройкой. Базис является определяющим по отношению к политической надстройке.

В свою очередь, учреждения политической надстройки обладают внешней самостоятельностью, влияя на темп экономического развития, остроту классовых противоречий и способы их разрешения.
Многообразие социальных отношений между базисом и надстройкой образует общественно-экономическую формацию. "Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определенное гражданское общества".
Исторический процесс представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация Основные классы Тип государства
Первобытно-общинная
формация
бесклассовое
общество
отсутствие
государства
Рабовладельческая
формация
рабовладельцы-
рабы
рабовладельческое
государство
Феодальная
формация
аристократия-
крестьяне
феодальное
государство
Капиталистическая
формация
буржуазия-
пролетариат
буржуазное
государство
Коммунистическая
формация
бесклассовое
общество
отмирание
государства

б) К.Маркс о диктатуре пролетариата.
Оригинальность марксистского подхода к вопросу о государстве проявляется в идее о диктатуре пролетариата. Сам Маркс так писал об этом: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов".
Конкретным примером диктатуры пролетариата была для Маркса Парижская коммуна (1871). Он считал, что впервые родилась система "управления народа посредством самого народа". В отличии от парламентской республики коммуна была работающей корпорацией, одновременно "и законодательствующей и исполняющей законы".

Следовательно, речь идет не о разделении, а о соединении исполнительной и законодательной властей в государстве. в) К.Маркс об условиях отмирания государства.
Мыслитель подчеркивает: "Когда в ходе развития исчезнут классовые различия, и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет всякий политический характер". Изменение характера публичной власти находится в прямой зависимости от развития коммунистической общественно-экономической формации.

Фаза
коммунистической
формации
Тип публичной власти
Переход от капитализма к социализму Диктатура пролетариата представляет собой орудие классовой борьбы, искоренение частной собственности, строительство социализма
Первая фаза
социализм
В государстве преобладают созидательные и регулирующие функции власти
Высшая фаза
коммунизм
Власть носит предметно-материальный и организационно-технический характер

Социально-политическая концепция К. Маркса оказала большое влияние на формирование идеологий и всей духовной жизни ХХ века

Категория "власть" в политических науках. Директивное измерение власти. Функциональное измерение власти.

Коммуникативное измерение власти. Проблема устойчивости политической власти.


1. Власть является одной из центральных категорий политических науки. Многие видные исследователи считают, что власть - непременный спутник политики.

Власть позволяет политике сформироваться в качестве особой стороны человеческой деятельности, связанной с целенаправленной организацией. Власть связывает наши обязательства, все те действия, которые могут и должны составить единый процесс организации ради достижения взаимосогласованных целей, поэтому выступает в роли организующего начала политики.
В политических науках распространены различные трактовки понятия "власть".

влияние способность политического действующего лица (актора) желательным для него самого образом воздействовать на поведение других
авторитет отношение, выражающее добровольное согласие подвластного подчиняться приказам и установлениям властвующего.
Принуждение влияние, характеризующееся высоким уровнем давления властвующего на подвластного. Принуждение может проявляться в виде экономического, социального и политического запугивания или применения силы
могущество способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других

Такое понимание власти помогает разграничить субъект и объект власти. Объект и субъект власти являются агентами власти.
Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом может быть отдельный человек, организация, общность людей, международное сообщество.

Для осуществления властных отношений необходимо, чтобы актор обладал волей, стремлением брать на себя ответственность и компетентностью.
Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер. Первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными - социальные организации.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжения (приказы) в которых предписывается поведение объекта власти.
Власть - это двухстороннее, асимметричное взаимодействие объекта и субъекта. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект может обладать необходимыми качествами и средствами принуждения.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от добровольного повиновения до ожесточенного сопротивления.
2. Директивный аспект. Теория социального господства Макса Вебера достаточно полно отражает содержание данного измерения.

По мнению немецкого социолога, "власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана"; в то же время господство предполагает "повиновение определенному приказу". Другими словами, господство предполагает взаимное ожидание властвующих и подвластных.
Плодотворность этого подхода состоит в том, что он открывает возможность рассмотреть идеальные типы социального господства.

Признаки ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА
Общая характеристика "Авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение"
Характер социального взаимодействия Господин слуга. Люди проявляют преданность вождю, наделенному властью в соответствии с обычаем.
Политические отношения Верность вождю передается от поколения к поколению и закрепляется в обычаях.


Признаки РАЦИОНАЛЬНО-ЛЕГАЛЬНЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА
Общая характеристика "Господство легального установления и деловой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами"
Характер социального взаимодействия Группы делятся на управляющих (бюрократия) и управляемых. Люди следуют обезличенным правилам, нормам и принципам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто облечен узаконенной властью
Политические отношения Подбор кадров независимо от личных особенностей людей; главное - это их заслуги; государственная служба и карьера
Признаки ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА
Общая характеристика "Авторитет необычного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма".
Характер социального взаимодействия Полное и безоговорочное повиновение вождю или пророку
Политические отношения Общение между лидером и группой верных ему людей

Эти три идеальных типа господства практически никогда не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.

В политической системе стабильных демократических режимов доминирует рационально-легальная демократия; в устройстве многих государств Ближнего Востока - признаки традиционного господства; в деятельности Шарля Де Голя (президента Франции), Франклина Рузвельта (президента США), И.В.Сталина (руководителя СССР), Мао-Дзедуна (руководителя Китая) - свойства харизматических лидеров. 3. Функциональный аспект. В данном измерении власть понимается как способность и умение реализовывать функцию общественного управления. "Власть понимается здесь как аналогичный деньгам посредник, циркулирующий внутри того, что называется политической системой, но также ощутимо перемещающийся за ее пределы, во все другие три соседние функциональные субсистемы общества (прим. авт. - экономика, культура, родство)" [Толкотт Парсонс].

Поэтому основной причиной подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти.
Термин ресурсы власти употребляется в двух значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других".
В узком смысле ресурсы - относительно самостоятельное, обычно материализованное звено, определяющее взаимодействие агентов (субъекта и объекта власти), служащее важнейшим социальным фактором подчинения.

ТИПОЛОГИЯ РЕСУРСОВ ВЛАСТИ


Утилитарные
ресурсы
Материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными нуждами людей. Эти ресурсы используются для поощрения и наказания
Принудительные ресурсы Меры административного наказания
Нормативные
ресурсы
Средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека

В соответствии от характера сфер жизнедеятельности власть подразделяется на следующие виды. Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Социальная власть - это контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий.

Принудительная власть опирается на ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Культурно-информационная власть - это контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения.

Одним из проявлений этого вида власти является манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам.
4. Коммуникативный аспект. В данном измерении подчеркивается, что власть реализуется через общение, через определенный язык, понятный обеим сторонам общественного отношения власти.

Теория социального и символического пространства власти французского социолога Пьера Бурдье достаточно полно отражает содержание данного измерения.
Поле политики является полем властных взаимодействий. В его рамках происходит движение капиталов.

Материальные ресурсы (финансы, имущество партий, движений и политических институтов) включают экономический капитал. Идеальные ресурсы (престиж, влияние) относятся к символический капиталу.
Материальные и идеальные ресурсы взаимодействуют между собой. Соотношение объективных сил, - пишет П.Бурдье, - стремится воспроизвести себя в соотношении символических сил, в видении социального мира, что способствует утверждению неизменности этих соотношений сил..
Власть оказывается одним из видов капитала, своеобразным козырем в игре за пространственные прибыли, и именно объем власти определяет шансы на выигрыш в данном поле. Агент, одержавший победу, обладает монополией на легитимное насилие и оформляет юридическое право на владение символическим капиталом.
Получив эту власть, политик становится обладателем права создавать мистерию". В результате "человек ( министр, епископ, делегат, депутат, генеральный секретарь и т.д.) имеет возможность идентифицировать себя и идентифицироваться в глазах других с совокупностью людей, с Народом, с Трудящимися, и т.п. или с социальной целостностью, Нацией, Государством, Церковью, Партией. Обретенный символический капитал может создавать новые пространства.

Эти действия будут тем успешнее, чем реалистичнее будет политик.
Таким образом, анализ различных измерений свидетельствует, что власть является сложным, но вполне послушным человеку средством сознательного и разумного объединения разрозненных социальных интересов людей.
5. Исследуя политическую власть, следует обращать внимание не только на ее динамический аспект, но и на проблему устойчивости. Основными принципами устойчивости политической власти являются ее институциональность, легитимность и результативность.
Процесс институализации власти предполагает следующие стадии: 1) возникновение общественной потребности в новых институтах власти; 2) развитие необходимой организационной структуры, норм и правил поведения; 3) формирование на этой основе нетрадиционных социальных норм и ценностей. Пройдя данные стадии и внедрившись в практику политических отношений, новый элемент власти обретает институциональный статус.
Особенности современного состояния политической власти заключаются в том, что она высоко институциональна. Это состояние характеризуется разветвленностью политических институтов и учреждений, множеством суббординационных зависимостей, разнообразием иерархий. Оно способствует действию ряда закономерностей. Прежде всего, чем более выражен процесс институализации власти, тем разнообразнее ее внешние формы выражения (организации и партии, учреждения и ресурсы).

Чем разнообразнее формы проявления, тем устойчивее сама политическая власть, тем меньше опасность возникновения произвола и хаоса.
Термин "легитимность" (legitimus - законный) возник в начале XIX в. и выражал стремление сторонников французской монархии восстановить власть короля как единственно законную, в отличии от власти узурпатора. Тогда же легитимность приобрела и другой смысл - признание власти.
В политических науках легитимность власти понимается как процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений. Современное понимание легитимности включает два аспекта.

Институциональный аспект Функциональный аспект
положительная оценка власти обязательный признак цивилизованной власти
признание права на управление признание власти гражданским обществом
согласие на подчинение признание власти мировым сообществом

Механизм зависимости политической власти от легитимности предполагает, что, "чем более прочно принципы легитимности укореняются в общественном сознании, тем менее необходимым является использование насилия, напротив, систематическое использование насилия становится неизбежным, когда элита лишена широкой легитимности" [Л.Санистебан].
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представителями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и с другими ценностями массового сознания. Варианты преодоления кризиса легитимности таковы: достижение общественного консенсуса, эффективное управление, реформирование институтов власти.
Таким образом, принципы легитимности обладают подчиняющей силой, направленной на укрепление политической системы; оправдывают тот факт, что меньшинство управляет, а большинство - подчиняется; устанавливают необходимый минимум доверия между политической элитой и большинством граждан.
Однако при всей внушительности внешних атрибутов политическая власть может подвергаться эрозии, ослабевать. Следовательно, речь должна идти о результативности власти.

Результативность власти - это степень выполнения ею тех функций и ожиданий, которые возлагают на нее агенты политических отношений. Успешная экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка и авторитет на международной арене, - вот основные показатели, которые в современных условиях определяют результативность власти, и, в конечном счете, являются решающим фактором ее устойчивости.

Место государства в мире политики. Социальные функции государства.

Социальные характеристики государства.


1. Центральным институтом политической системы является государство. Для обозначения понятия "государство" древние греки использовали понятия "полис" и "полития", а римляне - "республика".

Само понятие "государство" (stati) в смысле политически организованного сообщества, сравнительно новое, восходящее к эпохе Возрождения. В конечном счете оно трансформировалось в современное понятие "государство" и вошло во многие европейские языки (в английском языке - statе, в немецком языке - staat, во французском языке - ‘etat, в испанском языке - аstado).
Существует тесная взаимосвязь между понятиями "государство" и "политика". В социологической литературе существует несколько точек зрения по данному вопросу.

Так немецкий социолог Карл Шмитт отмечал, что "понятие государства предполагает понятие политического". По его мнению, "государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости. Государство по смыслу самого слова и по своей исторической явленности есть особого рода состояние народа.

Это - просто статус, статус как таковой." Таким образом оба эти признака - статус и народ - получают смысл лишь благодаря более широкому признаку - политическому.
Французский политолог Морис Дюверже отмечал, что само понятие "государство" используется в двух значениях. Так, когда говорят, например, о вмешательстве государства в экономическую жизнь или же за что-то оно подвергается критике, то речь идет об институтах и должностных лицах, в совокупности составляющих систему управления. А когда говорят, что Франция, Великобритания, Россия являются государствами, то имеют в виду, что каждое из них составляет человеческое сообщество определенного типа, т. е. особым образом организованные нации, обладающие суверенитетом.

Очевидно, что эти два значения тесно связаны: государство в первом смысле управляет государством во втором смысле.
Государство организует и формализует мир политического, государство включает машину управления, состоящую из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства. Его можно рассматривать как институт, призванный коллективно ограничивать индивидуальные интересы и тем самым обеспечивать социальный порядок и упорядоченную свободу.



Содержание раздела