d9e5a92d

Сам погибай, а товарища выручай.

Плохо только, что все это не приобрело всеобщности как на протяжении всей истории советского общества, так и во всех сферах нашей жизни, не установились технологии постоянной эффективной поддержки позитивной (положительной) инициативности масс, что внесло определенный вклад в наступление нынешнего кризиса социализма.
В-третьих, благодаря марксизму, который был взят на вооружение властями соцстран, было осознано, что основной производительной силой общества является труженик. Поэтому для достижения высокого уровня развития производительных сил нашего общества большое внимание было уделено самому человеку труда: росту его уровня культуры, бесплатному обучению, охране его здоровья и другим социальным гарантиям, входящих в программы построения социально-справедливого общества коммунистических и социал-демократических партий, открыта широкая дорога инициативе, творческому участию абсолютного большинства людей в общественной, трудовой, научной, художественной и др. сферах жизни общества.
В-четвертых, приобретен опыт и доказана возможность оттеснения потребительского индивидуалистического интереса на задний план жизненных приоритетов человека и вывода на первое место характерного для коммунизма общественного, коллективного его интереса, позволяющего подавить у него мелкобуржуазность, разъединяющую людей. Приобретен он, в первую очередь, в процессе выполнения очень трудной задачи выживания нашего социалистического государства после Октября 1917 года.

И не только выживания, но и выхода его на уровень технологически (но не в культурном отношении) высокоразвитых капиталистических стран, доказывая свое превосходство над ними.
Такая трудная задача могла быть выполнена только сообща, усилиями всех, что и поставило общественный, государственный, коллективный интерес на первое место, что и привело к крупномасштабной кооперации, объединению нашего общества в единый монолит, который не смогли разбить ни Гитлер с его мощной военной и идеологической машиной, ни всевозможные усилия западных спецслужб, ни даже внутренние конфликты, связанные с насильственной (ускоренной) коллективизацией, репрессиями правящего распорядительного класса, ни творимые бесчинства в науке, искусстве, медицине, образовании. Объединение происходило на основе осуществления многих социальных гарантий, за которые люди отдавали все свои силы, личное благополучие, вдохновенный труд и даже жизнь в революционные дни, в годы войны, трудовых свершений; это такие социальные гарантии, как обеспечение всех работой, бесплатное образование, бесплатное лечение и медицинское обслуживание, частичное бесплатное обеспеченье жильем, научно-технической, художественной литературой, газетами и журналами, бесплатный доступ к учреждениям культуры, центрам технического и художественного творчества и др. Таким образом для подавляющего большинства наших людей были социально обеспечены свобода, а также формирование и стимулирование творческих интересов и способностей.

Для того же объединения даже антагонизм между эксплуататорами и эксплуатируемыми был значительно подавлен и фактически с конца 30-х по начало 60-х годов он не проявлялся. Такого сплочения общества, наверное, не знала еще история человечества.
В-пятых, таким образом началось и во многих основных чертах состоялось формирование нового прогрессивного человека, для которого основополагающими в их поведении являются, в частности, такие принципы:
1.Человек человеку друг, товарищ, брат.
2.Сам погибай, а товарища выручай.
3.Один за всех все за одного.
4.Сначала думай о Родине, а потом о себе.
5.В строительстве и развитии общества опора на научный и инженерный поиск.
6.Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех (свободное - значит обеспеченное обществом и деятельностью личности, свободное значит ответственное - основанное на знании необходимости, взаимозависимости - и направленное на прогрессивное созидание).
7.Гармония коллективного и личного при первостепенном (первоочередном) освоении коллективистских методов развития общества и самого себя (коллективистских методов умение действовать, мыслить сообща на всех уровнях, начиная от семьи до планетарного масштаба).
8.Требуй гораздо больше от себя, чем от других (отсюда лозунг: "Коммунисты вперед!", именно тогда, когда нужно было пожертвовать собой; жить для других).
9.Труд дело чести, доблести, геройства и славы, широкое поле для творчества. Стремясь увидеть и воспеть все лучшее в лучших людях труда, тем самым поднимали других до их высоты.
10.Принцип социалистического соревнования: товарищеская помощь отставшим со стороны передовых, с тем, чтобы добиться общего подъема (принцип капитализма, конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других), в котором коротко и емко видна разница в корне различного понимания нравственности в плане слитности объединения экономического и нравственного наполнения труда.


11.Стремление не жалеть, а прежде всего уважать, активно противодействовать появлению условий, вызывающих чувство жалости; жалость это последнее и самое меньшее, что может сделать человек для другого.
12. Интернационализм приобщение каждого к культуре не только своего, но других народов, способствование их совместного развития, сопереживание и личное содействие общественным процессам, идущих на улучшение жизни трудящихся всего мира, собственное участие в этих процессах.
13.Сознательная дисциплинированность и устремленность на достижение высоких целей во всех делах.
14. Устремленность к будущему, исторический и социальный оптимизм. Такой человек мыслит перспективно. Он мечтает и верит в честь и разум человека, в способность разработать и овладеть технологиями и системами обучения и развития коллективистской нравственности, в солнце грядущего (светлое будущее), вдохновляется благами будущих поколений, благом всего человечества.

Этим обеспечивается величие дел человеческих, совершаемых безо всякого принуждения или материального стимулирования, ибо известно, что великая энергия рождается лишь для великой цели.
15.В любой ситуации оптимист: Сам не унывай и другим не давай унывать и падать духом, даже если на душе не сладко.
16. Стремление быть светлым лучом для других, самому излучать свет вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть. Стремление жить и поступать так, чтобы не было жаль за прожитые годы.

Служить людям при этом и после своей физической смерти, быть положительным примером для подражания нынешним и будущим поколениям.
17.
Нынешний кризис в социалистических странах говорит о том, что завершен первый этап коммунистического развития нашего общества. Этап начала коммунистического развития, начала уничтожения частной собственности, запрограммированный Октябрем 1917 года. Он исчерпал свои возможности и заканчивает свое существование.

Социализм (коммунизм), как всякий первый результат творчества, а он является продуктом творчества масс, согласно с пятым правилом творчества (см. раздел Творчество, его место в обществе и жизни человека) оказался несовершенным. Теперь мы должны в соответствии с диалектическим законом отрицания отрицания вступить на совершенно новый этап коммунистического строительства, который позволил бы нам:
*окончательно избавиться от элементов капитализма, существующих у нас из-за недостаточной зрелости у нас коммунистических начал (социальных механизмов технологий и систем, обеспечивающих коммунистическое развитие);
*одновременно поддерживать и развивать все то новое, которое позволило бы изжить капиталистические элементы и вело бы нас к обществу без классов, без власти, гнета и насилия, к обществу, находящемся в единстве (гармонии) с окружающей нас природой, т.е. вело бы к вершинам коммунизма. Этим самым мы бы, наконец-то, смогли вполне реализовать цели, ради которых люди в 1917 году и позже в борьбе за социализм шли на всяческие лишения, жертвы, отдавая даже свою жизнь, в надежде на обеспечение лучшего, справедливого для всех будущего, если не себе, то хотя бы своим детям и внукам.
Этот новый этап, отрицающий первый этап коммунистического развития общества, должен быть свободным от недостатков предыдущего периода и иметь больше, чем он, достоинств.
Чтобы добиться этого, надо использовать те уроки, которые преподала нам история переходного периода к высшей стадии коммунизма, использовать не реализованные научно-технологические разработки, прежде всего в области социального (общественного) развития. И по возможности преодолеть те ошибки, которые вольно или невольно допустили большевики в период революционного становления социалистического общества.

Это преодоление и приведет к появлению совершенно качественно нового состояния нашего общества, уже отличного от капитализма, состояния со своими особыми коммунистическими признаками (например, каждый человек будет действовать на благо всего общества и окружающей природы, а общество в свою очередь будет обеспечивать развитие каждой личности, каждого индивидуума, раскрытие его личных способностей: каждый человек будет сугубо общественным существом и в то же время настоящей Индивидуальностью, Личностью, какой не было до сих пор, развитие которой не смог обеспечить ни один общественный строй, общественно-економическая формация, включая и первобытный коммунизм, а тем более "цивилизованный" капитализм со своим крайним индивидуализмом, с приоритетом личного перед общественным), хотя отдельные элементы капитализма, такие, как частная собственность на свою долю материального богатства, пропорциональную затраченному труду на его производство, а также отмирающее государство с присущей ему властными функциями, вначале этого этапа еще будет сохраняться.
Среди уроков первого этапа коммунистического развития надо выделить следующие.
Урок 1.
Политическая власть трудящихся должна формироваться и снизу, и сверху, гармонически сочетая оба эти направления. Решающее слово при этом должно быть за "низами".

Но направляют эти "низы" в нужное русло управленцы "верхи", как люди более сведущие, более знающие и информированные. Причем, власть должна основываться не на контроле за деятельностью администрации любого уровня, как это предлагается многими современными партиями и движениями коммунистической ориентации, а на осуществление действительной демократии, основывающейся на 4-х принципах, выработанных Парижской Коммуной и Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и выделенных В.И.Лениным как принципы построения социалистического государства в его работе "Государство и революция". Этими принципами являются:
1.выборность должностных лиц;
2.возможность сменяемости их в любое время;
3.сведение платы должностных лиц к среднему рабочему уровню;
4.органы государственной власти Советы должны не только издавать законы, но и проводить их в жизнь.
Как показал опыт самоуправляемых коллективов, сюда надо добавить еще два принципа, выработанных уже в этих коллективах:
1. в состав Совета соответствующего уровня не могут входить управленцы этого уровня (руководители, представители администрации и другие должностные лица). Например, в состав Совета коллектива предприятия не может входить его директор, представители его администрации; они могут участвовать в работе Совета только как наставники, консультанты;
2.экономическая основа власти состоит в обязательном распоряжении каждым тружеником производимыми богатствами (средствами производства, результатами своего труда). Для этого трудящиеся, как и в революционные дни 1905 и 1917 годов, создадут соответствующую систему Советов, охватывающую все общество, начиная с Советов самых низовых звеньев предприятий (например, бригад, отделов) и кончая Верховным Советом всего общества. Особенность этой системы Советов образца 1917 года та, что формируются они снизу непрямым делегированием: в самый низовой Совет трудового коллектива делегируются члены этого коллектива, в последующие уровни Советов (местный, региональный и т.д.) делегируются депутаты из непосредственно нижележащего Совета (например в городской Совет делегируются члены Советов предприятий).

Так же снизу проводится и распоряжение общественным богатством по правилам, выработанным Верховным Советом. При этом каждый труженик по решению соответствующего Совета получает свою долю из произведенных материальных благ пропорционально своему вкладу в их производство.

Размер доли определяет соответствующий Совет, как это практиковалось в бригаде Серикова В.П. (см. книги В.П.Серикова: Договор по совести, Политиздат, М., 1984 или Роман-газета, 7, 1986, а также Профессия-бригадир, М., 1987), а не тот или иной руководитель: долю отдельного работника по выработанному в то время коэффициенту трудового участия (КТУ) определяет Совет бригады или иного низового подразделения из дохода, выделяемого этой бригаде Советом более высокого уровня (например, участка, цеха и т.п.), долю цеха определяет соответственно Совет трудового коллектива всего предприятия и т.д. Основываясь на практическом опыте Серикова В.П. и многих трудовых подразделений, работающих на коллективном подряде, один из современных теоретиков марксизма, Махоткин Александр Георгиевич, с участием автора этих строк (Недялкова Г.Ф.) разработали примерную схему всего этого процесса всеобщей советизации нашего общества (см. Махоткин А.Г.

Ищем новый облик социализма. ж.Коммунист, 1, 1996 или Махоткин А.Г. От кризиса - к перспективе. ж. Коммунистическая перспектива, 1, 1996).

Эта схема может иметь следующий вид.
Каждый труженик получает право распоряжаться результатами общего труда, которое он реализует на базе самоуправления. Реализация этого права начинается в трудовых коллективах производственных предприятий, где создаются материальные богатства. Именно такому трудовому коллективу первоначально и достается доход от произведенной им продукции.

Члены производственного коллектива этот доход и должны первыми распределить.
Раз каждый член коллектива имеет право распоряжаться результатами своего труда, то и распределять этот доход должны все работники предприятия. Причем распределять коллективно, поскольку доход получен всем коллективом и является общей коллективной собственностью.
При малочисленности трудового коллектива, состоящего, например, из нескольких человек, и отсутствии в нем подразделений прямое участие всех членов коллектива в распределении дохода не представляет труда. Если же коллектив многочисленен и предприятие структурировано, т.е. имеет несколько подразделений, выполняющих различные участки работ по производству общей продукции, а к таким относится подавляющее большинство предприятий, непосредственное участие всех в распределении дохода невозможно. Оно возможно только через своих представителей - делегатов. Причем, делегаты от самых низовых первичных коллективов (например, бри- гады) образуют основополагающий первичный Совет - например, Совет бригады.

Он и распределяет коллективный доход, доставшийся этому первичному коллективу, между всеми отдельными его членами и его управляющим - бригадиром.
Если самые низовые подразделения входят в другое более широкую структуру (например, бригады входят в состав цеха или участка, отделения и т.п.), то из представителей Советов коллективов этих низовых подразделений формируется Совет данной более широкой структуры - Совет цеха, участка, отделения и т.п. Этот Совет распределяет доход, доставшийся названной структуре, между всеми своими низовыми подразделениями.
Если данные структуры не включены в еще более высокие подразделения и непосредственно образуют самостоятельное предприятие, которое осуществляет реализацию своей продукции потребителю, т.е. и получает весь доход от этой реализации, то из представителей последних Советов образуется Совет трудового коллектива всего предприятия. Этот Совет распределяет доход от реализации готовой продукции между его цехами (участка- ми, отделениями и т.п.) и то распределяет не весь доход, а только часть его.
Распределение в последнем случае идет пропорционально тому трудовому вкладу, который внес трудовой коллектив каждого цеха в получение этого общего для всех дохода. Точно так же Совет цеха распределяет свою долю дохода между его бригадами пропорционально трудовому вкладу последних в получение этой доли, а доля, полученная бригадой, распределяется между членами ее трудового коллектива пропорционально трудовому вкладу каждого.
Таким способом, наконец-то, будет реализован принцип оплаты по труду (пропорционально трудовому вкладу) и будет обеспечено участие каждого в распоряжении результатами своего коллективного труда, но пока только на производственном предприятии.
Но производство не может существовать без непроизводственной сферы: без науки, образования, искусства, здравоохранения, системы сервиса, а при наличии государства и без государственных структур. А вся эта сфера также нуждается в средствах для своего существования и функционирования. И дать эти средства может только производство.

Производственное предприятие, следовательно, должно отчислять часть своего дохода для развития непроизводственной сферы. Кроме того, часть дохода должна направляться на создание страховых фондов и фондов расширения производства.

Поэтому-то производственному предприятию, его трудовому коллективу для распределения между его членами по труду достается не весь доход, а только его часть, о чем уже упоминалось выше.
Средства, идущие на развитие непроизводственной сферы, на создание фондов расширения производства и страховых фондов, являются общественно значимыми и поэтому распределяться уже должны всем обществом. Для этого общественного распределения опять-таки может и должна быть использована система Советов, подобная той, которая была создана на предприятиях, но теперь уже состоящая из делегатов от Советов трудовых коллективов производственных и непроизводственных предприятий, а также от органов местного территориального самоуправления (уличных комитетов, комитетов микрорайонов и т.п.). Из таких представителей (делегатов-депутатов) создаются местные Советы.

Из представителей местных Советов формируются региональные Советы, а из делегатов последних - Верховный Совет республики и страны.
Советы каждого уровня получают в централизованном порядке свою долю национального дохода для обеспечения средствами предприятий непроизводственной сферы, находящихся в их ведении. Данные средства распределяются местными, региональными Советами и Верховным Советом между этими предприятиями.

А полученная таким предприятием своя доля этих средств распределяется уже на нем Советом трудового коллектива между работника- ми этого предприятия по их труду точно так же, как это делается на производственном предприятии.
При такой системе уже все члены общества через Советы будут распоряжаться результатами общего труда и собственность станет общенародной.
Но распоряжаться этой общей собственностью они смогут далеко не всегда в равной для всех мере. Нажива одних за счет других здесь еще не исключается.

Например, Совет трудового коллектива, исходя из своих групповых эгоистических интересов и в ущерб общественным интересам, может повысить оставляемую себе долю дохода на оплату по труду за счет уменьшения доли, идущей на общественные нужды, или за счет повышения цен на свою продукцию.
Чтобы не допустить подобного, свобода Советов в определении доли дохода для распределения по труду и свобода предприятий в определении цен на свою продукцию должна быть обществом ограничена. Ограничение на свободу определения доли распределяемого дохода, попадающей в распоряжение Советов, начиная с Совета трудового коллектива предприятия и выше, накладывается Верховным Советом. Верховный Совет, наряду с распределением доставшейся ему доли национального дохода, устанавливает на год или более продолжительный срок пропорции (в процентных или десятичных долях), согласно которым должен делиться доход любого производственного предприятия, т.е. он определяет, какая доля остается на предприятии для оплаты его работникам по труду, какая доля выделяется в общественные фонды развития производства и создания социальной инфраструктуры (на строительство жилья и т.п.), какая доля выделяется в страховые фонды, какая доля направляется для распределения в местные Советы, какая - в региональные Советы, а какая - в Верховный Совет.

Установление такой пропорциональности исключит возможность использования дохода каким-либо Советом в свою пользу за счет других. Это будет первым условием к уничтожению эксплуатации человека человеком, наживы одного за счет других.
Для недопущения получения завышенного дохода за счет повышения цен необходимо изменить нынешнюю систему ценообразования, отменив произвольное установление цен без всякой связи с количеством и качеством затраченного труда, заменив его на расчетный (научно обоснованный) способ определения цены по затраченному труду, измеряемому простыми объективными показателями, например количеством общественно необходимого времени, как это уже практикуется, скажем, по методу американского экономиста Леонтьева. Но только расчетная цена здесь должна быть не директивной, насильственно навязываемой, а должна служить лишь ориентиром для производителей и потребителей.

По этому ориентиру обе стороны (производители и потребители) могли бы на одинаковых правах прийти к единой, приемлемой для обоих цене, т.е. прийти к действительно договорной, но не произвольной (свободной), а научно обоснованной цене.
При наличии данных обоих условий: пропорционального распределения, реализуемого общественным самоуправлением через Советы разных уровней, и расчетного научно обоснованного определения ценовых ориентиров - будет подорвана, наконец-то, материальная основа наживы одного человека за счет другого и все члены общества будут поставлены в равные условия в распределении общего богатства
Реальная власть тогда в условиях выполнения указанных принципов будет находиться внизу у простых людей труда, а не только у верховной правящей структуры, которой для выполнения своих управленческих функций снизу будут делегироваться часть этой власти. Здесь власть будет осуществляться не от имени государства, а от имени и по поручению трудового народа, что ранее только декларировалось.
Таким образом будут созданы условия для всеобщего самоуправления, которое до этого пробивало себе дорогу с большим трудом по инициативе одиночек, на ограниченных небольших участках нашего общества и существовало недолго. При всеобщем распоряжении общественным богатством при таком самоуправлении собственность из частной превратиться в общественную, когда всеобщее распоряжение общественными богатствами сочеталось бы с наличием своей (частной) трудовой доли в нем, которую труженик с согласия общества и вместе с ним может использовать по своему усмотрению в рамках дозволенного природой и тем же обществом.
Коммунистическое общество, где все это будет реализовано, и сможет обеспечить все необходимые условия для удовлетворения потребностей в познании окружающего мира, созидательного творчества и нравственного отношения добра к другим людям и природе. А это в свою очередь обеспечит и высшую эффективность труда человека, его моральное состояние. На такую результативность коммунистического труда указывает хотя бы факт появления такого эффекта даже при социализме, если по инициативе и помощи отдельных прогрессивных представителей верхов удавалось реализовать самоуправление. О том как самоуправление в колониях Макаренко способствовали формированию честных, трудолюбивых, образованных людей с коллективистской нравственностью из беспризорников, которые до колонии вели практически преступную жизнь, ты, мой юный читатель, видимо, знаешь.

Такой же эффект наблюдался и в самоуправляемых трудовых коллективах. Так например, в бригаде Серикова для всеобщего творчества, проявления коллективистской нравственности имелись самые благоприятные условия.

В результате производительность труда была в два раза выше, чем в бригадах без самоуправления, моральный климат в бригаде лечил людей от алкоголизма и от стремления зашибать деньги: зарабатывали рабочие бригады очень много, но деньги их не интересовали, главная гордость была - не высокий заработок, а то дело, которое они делали, творчески созидали.



Содержание раздела