d9e5a92d

Нравственность, ее виды и будущее человечества

Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению - мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать внутренний голос, или усилием воли уединиться мысленно).
Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно.

Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.
Правило 1.
В природе нет совершенно одинаковых объектов. Даже идентичные близнецы не одинаковы до конца.

Поэтому каждый отвечает на те или иные внешние воздействия по-разному. Отсюда правило: нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования, или кратко ОП).
Правило 2.
Если наши творческие воздействия оказываются неудачными, то это говорит о неготовности ОП к нужным нам преобразованиям. Отсюда правило: не пытайся в этом случае насильно изменить ОП, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности как для окружающего, так и для творца.

Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала ОП довести до нужного состояния (зрелости), а потом только его преобразовывать.
Правило 3
Как говорилось, творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами. Качественно новым ОП при наших творческих воздействиях становится не сразу: любые изменения сначала накапливаются, не приводя к немедленным качественным изменения всего ОП; в этом случае ОП находится определенное время на одном и том же качественном этапе развития, при котором структурно (морфологически) он может меняться, но его свойства (взаимоотношения с окружением) остаются неизменными.

Здесь проявляется еще один диалектический закон: закон перехода количества в качество. Отсюда правило: для достижения нужного конечного результата творческого преобразования с приобретением нашим ОП нового качества необходимы многие разнообразные на него наши воздействия, а значит и некоторое время на это (результат получим не сразу).
Правило 4.
Из-за двойственности любого цельного объекта, наличия в нем пар диалектических противоположностей, ОП в разных условиях может проявлять противоположные качества (например, честный человек среди воров становится вором и, наоборот, вор в коллективе честных превращается в честного человека). Отсюда правило: ОП качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится ОП.
Правило 5.
Обычно первый результат нашего преобразования оказывается не совсем таким, каким мы его планировали, новые свойства его не соответствуют ожидаемому идеалу, на который ориентируется творец. Здесь, чтобы достичь нужного результата, необходимо соблюсти еще один диалектический закон: закон отрицания отрицания и повторить творческий акт с такими изменениями ОП, которые бы ликвидировали (отрицали) первый нежелательный результат.

Отсюда правило: если на первом этапе творчества ОП приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.
Правило 6.
Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.
* * *
Пару слов о всеобщности творчества. Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Мы же знаем, что наше общество не может похвастаться такой всеобщностью.

Творческой деятельностью могут заниматься далеко не все. Многие хотели бы творить да не могут из-за недостатка времени, денег, нужных знаний, условий на работе и дома, отсутствия соответствующего заказа от общества, руководителей предприятия.

Многие же во взрослом состоянии по многим причинам вообще теряют творческие способности, приблизившись в этом отношении к животным, у других же эти способности значительно ослаблены в то время, когда все психически нормальные дети имеют эту способность.


Соблюдение указанных выше правил позволит нам значительно повысить уровень творчества и снять в определенной мере его разрушительное воздействие уже сегодня, еще не в коммунистическом обществе. Для этого необходимо повышение уровня знаний о творческой деятельности с изучением законов диалектики и социального развития. А чтобы еще уменьшить опасность от негативных сторон творчества необходимо прививать людям творческого труда инновационную культуру, знания и умения работы со своими и чужими идеями, а также высокие нравственные качества, о чем будет сказано в следующем разделе.

Но ни всеобщности творчества, ни полной ликвидации разрушительных форм творчества, позволяющих нам окончательно оторваться от животного существования и в полной мере называть себя "Человеком разумным", в нынешнем обществе нам достичь пока еще нельзя.
Для этого нет соответствующего социального заказа, поскольку капитализм, как классовое общество, для сохранения господства класса капиталистов не заинтересовано во всеобщности творчества и стимулирует лишь виды творчества, поддерживающие это господство. Отсюда ясно, что капитализм организует только такое творчество, которое направлено на обогащение буржуазии, на осуществление насилия по отношению к эксплуатируемым ею людям и этим является разрушительным для окружающей природы и человека в том числе.
Только коммунизм избавит творчество от указанных недостатков и все мы станем разумными творцами, получающими от него удовольствие, какое не испытывает ни одно живое существо на нашей планете, какое не испытывает человек от удовлетворения других своих физиологических потребностей. При коммунизме всякий труд станет творческим. Получая удовольствие от творчества, труд тогда превратится в потребность, в первую жизненную необходимость, в истинное наслаждение.

Вот почему принцип (правило) коммунизма гласит: "каждый по способности, каждому по потребности", то есть при коммунизме каждому будет дана возможность работать по способностям и получать от общества все необходимое для удовлетворения его потребностей, и в первую очередь, его социальных, научно обоснованных потребностей таких, как потребность в познании окружающего мира, о котором уже говорилось, потребность в творчестве, о чем говорится сейчас, и потребность в нравственных поступках добра по отношению к другим людям и к окружающей природе, о чем будет говорится в следующем разделе.

Нравственность, ее виды и будущее человечества


Развитие в обществе диалектической пары: индивидуалистской и коллективистской нравственности. Образование частной собственности. Пагубность индивидуалистской нравственности
для человеческой цивилизации. Опасность гибели человечества.

Спасение в коммунизме. На это должна быть нацелена деятельность объединения коллективистов, гармонично
сочетающих в себе личное, коллективное и общественное (коммунистов-марксистов) борцов с частной собственностью.
Корни человеческой нравственности находятся у наших животных предков, ведущих стадный образ жизни. Чтобы выжить, наши предки (и в первую очередь, человекообразные обезьяны) должны были действовать сообща, всем стадом, помогая друг другу, идя на жертву, ради стада и не требуя от него за это вознаграждения. Основатель теории эволюции, известный английский естествоиспытатель Ч.Дарвин в своей книге "Происхождение человека" на конкретных примерах впервые наиболее обстоятельно и полно показал, что нравственность взаимопомощи свойственна всем общественным животным; в их сообществах общественные инстинкты преобладают над личными.

Известный русский революционер, ученый, философ П.А.Кропоткин в своей книге по нравственности "Этика" писал по этому поводу: "Природа полна таких примеров, причем в каждом классе животных на высшей ступени развития стоят именно общительные виды. Взаимная помощь внутри вида является, таким образом , главным фактором, главным деятелем того, что можно назвать прогрессивным развитием" (П.А.Кропоткин. Этика.

М., Политиздат, 1991, стр. 55).
Общественные моральные нормы перешли по наследству от животных и к людям, к их стадам и первобытнообщинным родам. И эти нормы взаимопомощи, как и у общественных, стадных животных, способствовали человеческому прогрессу, о чем будет сказано ниже.

Первородную нравственность, основанную на этих нормах, назовем коллективистской.
С появлением классового общества стали появляться новые нравы: бескорыстность стала заменяться выгодой, коллективная взаимопомощь и самопожертвование ради коллектива индивидуальной конкуренцией и враждебностью и др. Вот эту новую классовую нравственность назовем индивидуалистской.
В каждом человеке изначально сидели и сегодня сидят обе противоположности: индивидуализм и коллективизм. Первый биологического происхождения, второй социального, в зачатке уже присутствующий у наших обезьяноподобных предков, как и других общественных животных.

Но хотя индивидуализм внутри человека "сидел" всегда, однако проявиться он получил широкую возможность только при распаде первобытнообщинного строя и зарождении классового общества. И здесь индивидуалистская нравственность стала фактически нравственностью господствующего класса, хотя для своего господства, он старался привить ее и подчиненному классу с тем, чтобы максимально его разобщить, создать внутри него конкуренцию и тем самым облегчить себе господство над этим классом (по известному с античных времен принципу: разделяй и властвуй).
Возникла, сформировалась эта новая (индивидуалистская) нравственность в обществе на основе стремления индивидуалиста выделиться из среды своих соплеменников и властвовать над ними, их эксплуатировать. И такое выделение стало возможным, когда человек стал настолько сильным, что мог выживать сам без помощи других, без которых он ранее не мог обходиться.

И выделиться он мог только своим богатством, которое он тем или иным способом присваивал себе из общинного богатства (приватизировал, говоря современным языком). Богатство давало ему лучшую, чем у других, более бедных людей своего рода-племени, возможность заниматься накоплением знаний, обеспечением себя вооруженной защитой от врагов или своих соплеменников, которые захотели бы посягнуть на его индивидуальную независимость, обеспечением себя лучшими орудиями труда, ведущим к более эффективному накоплению новых богатств, и т.п..

Оно (богатство) ставало силой в его руках, орудием его власти над другими и средством существования за счет других. Индивидуалистическое отделение такого богатства от общинной собственности является актом образования частной собственности. Именно частная собственность и является материальной, экономической базой проявления и поддержания имеющегося у каждого человека индивидуализма.

Так с появлением частной собственности появился класс господ, а рядом с ним и класс угнетаемых и эксплуатируемых ими.
Вначале с возникновением частной собственности коллекти-вистская нравственность в таком уже классовом обществе все же была преобладающей. Но с развитием классового общества преобладающей становится нравственность индивидуалистская. Такая закономерность проявляется в классовом обществе любой формации (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) в любой общественно-экономической формации при ее становлении в начале преобладает коллективистская нравственность, а в конце ее существования преобладает индивидуалистская нравственность.

Не минула эта закономерность и социализм, сущность которого еще была классовой.
Наиболее ярко и в то же время и в наиболее опасном виде индивидуалистская нравственность проявляется при капитализме. Здесь она в настоящее время уже поражает почти все общество и находит свое выражение в выделении из общества более богатого, более сильного, более наглого, более властного, без чести, знаний и ответственности за счет обнищания, ослабления, унижения остальных, ведущее к всеобщей агрессивности ко всему окружающему. Наглядно выражается это хотя бы в погоне людей капиталистической действительности за прибылью. Современник К.Маркса английский профсоюзный деятель Т.Дж.Даннинг характеризовал страшное нутро этой погони так: Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты.

Но когда имеется достаточная прибыль, капитал смелеет. При 10 процентах прибыли капитал согласен на любое применение, при 20 процентах он оживляется, при 50 процентах явно готов сломать себе шею, при 100 процентах оскверняет все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое не рискнул бы капиталист, даже под страхом виселицы (Daunning T.J.Trades’Unions Strikes. London,1860, pp.35,36)
Поэтому-то индивидуалистическое первоочередное стремление к личному и национальному материальному обогащению, к справедливости прежде всего по отношению к себе (к личной выгоде) является причиной смерти миллионов людей от голода, болезней и войн, из-за него грабят природу и уничтожают среду своего обитания. Это из-за него распадаются семьи и целые государства, процветает разврат и насилие, исчезают с лица земли целые народы и цветущая ранее природа превращается в пустыню.
Опасность возрастает с нынешним углублением и расширением знаний, относящимся к глубочайшим, самым сокровенным основам жизни и тайнам природы. Эти знания, увеличивающие наши возможности воздействия на природу, в руках индивидуалиста, зараженного жаждой обогащения любой ценой, что является отличительной чертой капитализма, становятся смертоносным оружием, грозящим погубить не только все живое на планете, но и саму планету.

Так например, рост знаний о строении атома и его ядра в условиях капитализма привел к созданию атомного, термоядерного, нейтронного и тому подобных невиданных до сих пор по своей разрушительной силе, античеловечности видов оружия. Или другой пример: новые знания о психике человека используются для превращения большинства людей в человекоподобных рабов-роботов, своеобразный рабочий скот в человеческом облике, безропотных и послушных солдат и т.п., выполняющих любую волю новых современных рабовладельцев ради удовлетворения развращенных, античеловеческих потребностей в безмерном росте их богатства и власти над всем миром (Гитлер со своей сворой нелюдей мог только мечтать о такой возможности).
Опасность капитализма в стократ возросла с крушением социалистической системы, которая до поражения ее самой вирусом индивидуализма была оплотом коллективистской нравственности и не давала распространяться заразе индивидуализма повсеместно на всю человеческую цивилизацию. Нынешний вездесущий капитал своей вседозволенностью и ненасытностью, удовлетворяемой не без помощи своего материального базиса - технологий, пожирающих все сырьевые и энергетические, психические ресурсы планеты, отравляющих почву, воздух, воду и душу, ведет все человечество к моральной деградации, к развитию антикультуры (культуры, враждебной природе и разлагающей, разрушающей личность и здоровье человека) через пропаганду насилия, всевозможных ужасов, бандитизма, разврата, разгульной жизни посредством телевидения, кино, печатных изданий, выставок, музыку и песни, развлекательные клубы, казино, публичные дома. Ведет к уничтожению среды его обитания.

И в конечном итоге - к его гибели.
Если на заре развития человечества коллективистская нравственность была фактором выживания человека, то сейчас ее противоположность индивидуализм ставит человечество на грань гибели. История уже знает подобное, которое происходило не однажды на нашей планете.
Первым случаем пагубности индивидуализма может, видимо, считаться история с исчезновением одного из наших предков неандертальца. Стада неандертальцев жили рядом со стадами кроманьонцев.

Первые жили отдельными семьями, были агрессивны и, обладая значительной физической силой, обходились без особой взаимопомощи. На этой основе преобладал у них индивидуализм. Вторые же были физически слабее и выжить они могли только большими стадами-родами с хорошо развитой взаимопомощью, коллективизмом.

В жестокой борьбе за жизнь победил коллективизм кроманьонцев и индивидуалистический неандерталец исчез с лица Земли. Род человеческий продолжил коллективистский кроманьонец, к которому и мы себя относим.
Другими примерами пагубности индивидуализма могут служить катастрофы, которые постигали отдельные развитые древние и не очень древние цивилизации. Это уже были классовые цивилизации (рабовладельческие, феодальные).

И характеризовались они, как всякое классовое общество, ростом индивидуализма и относительным уменьшением коллективизма. Для удовлетворения своих индивидуалистических потребностей погоня за материальными ценностями, обеспечивающих эти потребности, становится неудержимой, богатство накапливается ради самого богатства.
В таких условиях рост материальных потребностей приобретает извращенный вид, поскольку идет он в основном не для обеспечения и развития жизни всего общества, а для роскоши господствующего класса, часто как раз за счет жизнеобеспечения угнетенных. Стремительное алчное накопление материальных богатств, без которых могут обойтись в своей жизни люди и которые их только развращают, приводит к непомерному их добыванию и созданию на этой основе неблагоприятных условий для окружающей среды, ее разрушению.

В конце концов наступает момент, когда все возрастающее потребление развращенного индивидуалистического общества не способно более быть обеспечено окружающей его средой (эксплуатируемыми им людьми или природой, ресурсы которой имеют свой предел). Наступает конфликт между таким обществом и окружающим миром. Начинается междуусобная борьба за обладание ставших дефицитными ресурсами. В результате, такие цивилизации, раздираемые изнутри индивидуализмом со всеми его сопутствующими агрессивностью, развратом, погибали или под ударами более коллективистских чужеземцев, либо под ударами более коллективистских сил внутри самого общества, Такая судьба постигла, например, Вавилон, Древний Египет, Майя, Римскую Империю, Киевскую Русь и др.

Примечательным в этом плане является, например, Спарта. Многие сотни лет спартанцы не знали поражений, прежде всего потому, что жили единой общиной, не пользуясь деньгами, способными быть источником накопления. Невозможность их накопления была вызвана тем, что специально принятым законом были введены железные деньги (было запрещено пользоваться серебряными и золотыми монетами), непригодными для другого использования (их специально делали хрупкими). Они стоили так мало и были настолько громоздки, что для того, чтобы держать дома несколько сот рублей нужно было строить большую кладовую и перевозить в нее деньги на телеге.

Благодаря такой монете в Спарте прекратились преступления: кто решился бы воровать, брать взятку или грабить, раз нельзя было скрыть свою добычу? К тому же эти деньги не могли использоваться в торговле с другими государствами и, тем самым, была поставлена преграда на ввоз богатства извне.

Против накопления и пользования богатствами, против роскошной жизни были нацелены и другие законы Спарты, которые в сочетании с законами, направленными на укрепление здоровья тела и духа, коллективизма, системно решали вопрос существования устойчивого, сильного, крепкого государства. Золото вошло в обиход спартанцев после их победы над персами с их огромными богатствами.

После этого началось разложение Спарты и наступила ее гибель в военном противостоянии с римлянами.
Катастрофы, которые потрясали тогда цивилизации, не были гибельными для человечества, хотя погибающие цивилизации своим разрушительными действиями после себя часто оставляли пустыни. После катастрофы погибающая цивилизация возрождалась снова в основном за счет сил, которые приходили к ней извне или вызревали внутри нее и привносили в нее новые социальные отношения и технологии, которые давали толчок для нового прогрессивного развития.

Если таких сил не оказывалось, то возрождения цивилизации с дальнейшим ее развитием так и не наступало, как это произошло, например, с государством Майя, оказавшимся потерянным в джунглях, или с Вавилонским царством, территория которого превратилась в пустыню.
Сейчас мы тоже имеем случай указанной катастрофы, но только для капиталистической цивилизации, охватившей всю нашу планету. В погоне за максимальной прибылью без всякого соотношения с производством нужных обществу материальных ценностей (огромные прибыли, например, получают на производстве оружия, наркотиков, порнопродукции и другого, которые не только не нужны людям, но и убивают их в прямом смысле этого слова) уничтожаются наши энергетические и сырьевые ресурсы, среди которых и легкие нашей планеты леса. Загрязняются отходами производства, транспортных средств вода, атмосфера и грунт нашей планеты, уничтожаются плодородные земли.

Об этом мы уже писали в разделе Знания и рост потребности в них (конкретно см. стр.11-13). Одновременно ставятся всякие препятствия на пути разработки новых технологий, которые бы заменили технологии использования исчерпывающихся уже энергии и сырья, на добыче которых обогащаются современные магнаты.
Ради непомерно растущих прибылей ведутся нескончаемые войны, идет ограбление "нецивилизованных" народов, уменьшаются расходы на социальные программы для большинства цивилизованных (развитых) стран, среди которых расходы на охрану здоровья, образование (в США, например, миллионы людей малограмотны или вообще неграмотны). Богатства, которые не идут на удовлетворение разумных человеческих потребностей и к которым допускают все меньше людей, используются на развращающие человека развлечения, аморальные действия. Из-за загрязнения окружающей среды ослабляется наш организм, улучшаются условия для развития возбудителей болезней, что ведет к росту эпидемий. Например, по свидетельству ученых, восстановление заболеваемости холерой и ежегодные эпидемии этой болезни на юге Украины обусловлено как раз загрязнением наших рек.

Экологические нарушения, которые вызваны нашим варварским, ради денег, отношением к окружающей природе, могут привести к появлению экологических катастроф. Так, загрязнение Чёрного моря, увеличивает слой придонного сероводорода и в некоторых местах он почти подходит к поверхности моря. При землетрясении этот горючий газ может выйти на поверхность, загореться и взорваться с мощностью атомной бомбы с последующими катастрофическими последствиями.

К значительным нарушениям экологической ситуации ведут и военные действия. Недавняя война в Ираке и Югославии тому достоверное подтверждение. Критическое увеличение углекислого газа в атмосфере ведет к глобальному потеплению на планете, а с ним и к повышенному таянию ледников, что ведет к повышению влажности в атмосфере, числа и мощности атмосферных катаклизмов, повышению уровня воды в морях и этот процесс уже начался (вспомните, хотя повышение жары или почти ежедневные дожди летом, потепление зимы). И еще один самый близкий пример пагубности индивидуализма капиталистического мира.

Совсем недавно Европу постигла катастрофа в результате аварии на румынской золотодобывающей шахте: ядовитые цианиды попали в реки Тиса и Дунай, вследствие чего погибло все живое в районе аварии. Компенсацию за убытки, которая пошла бы на восстановление экологического равновесия в регионе, отказались давать все придунайские государства (Украина, Венгрия, Югославия, Румыния) в то время, как миллионы долларов тратятся в этих странах на развлечения кучки богачей.



Содержание раздела