d9e5a92d

Недялков Г. Ф. - Сегодня нужен Прометей или популярно о коммунизме

Знаешь ли ты, мой юный друг, что в необъятной нашей Вселенной с огромной скоростью движется необычный космический корабль, населенный удивительными существами. Этим космическим кораблем является наша планета Земля, а удивительными существами на ней являемся мы, люди.

Удивительность наша состоит в том, что мы, с одной стороны, близки к животным: люди, как и животные, нуждаются в общении, в защите от многочисленных врагов, неблагоприятных для себя климатических условий (холода, дождя и т.п.), нуждаются в развлечениях, в еде, размножении (воспроизводстве себе подобных; отсюда у нас и сексуальные потребности). С другой стороны, мы обладаем качествами, которых у животных нет совершенно или имеются только в зачатке.

Так, люди в отличие от животных нуждаются в тех или иных нравственных действиях, имеют потребность трудиться и творить в процессе своего труда, нуждаются в добыче знаний для осуществления и улучшения своей деятельности.
Животные качества у человека передаются от родителей к детям по биологической наследственности. Они биологически заложены в его генах.

И обладаем этими качествами потому, что мы, люди, биологические существа.
А вот неживотные, чисто человеческие качества: стремление к удовлетворению своих нравственных потребностей, потребностей в творчестве и в добыче знаний дети не получают по биологическому наследству от своих родителей: они их приобретают при общении с другими людьми, т.е. эти качества являются результатом влияния на человека общества, в котором он живет. Отсюда вытекает тот вывод, что мы не только биологические существа, но и существа социальные. Как существа социальные каждый из нас вне человеческого общества эти качества просто не имел бы: родившись в облике человека, вел бы жизнь животного, как это и случается с теми, кто после своего рождения попадает, например, в волчью стаю (в 1956 году в Индии в волчьей стае был найден мальчик 6-7 лет, который, несмотря на все усилия врачей и воспитателей, так и остался мальчиком-волчонком).

Таких людей, лишенных по разным причинам человеческого общества, в свое время выдающийся естествоиспытатель ХVIII века Карл Линней выделил даже в особый вид "Человек одичавший" ("Homo ferus").
Говоря о влиянии человеческого общества на становление Человека, следует обратить внимание и на то, что под влиянием общества человек изменился не только социально, но и биологически: он приобрел такие биологические качества, которые его сильно отличают от животных. Отличия настолько существенны, что очень многие не верят в наше животное происхождение: одни утверждают, что мы созданы отдельно от животных волей божьей, другие говорят, что мы неземного происхождения и занесены на Землю с других планет. Такие суждения не имеют под собой никакого основания. Столь сильные отличия от животных объясняются действием чисто земных причин.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как изменяются сами животные от нашего с ними общения, как домашние животные по своему поведению становятся похожими на своих хозяев, как дикие животные под воздействием человека "окультуриваются, приобретая нужные человеку качества. Известен такой опыт, проведенный новосибирскими генетиками еще в 70-х годах: среди лисиц отбирали особей, доброжелательно относящихся к человеку. В результате получили лисиц, похожих на собак не только своим поведением, но и отчасти и своим внешним видом: у них хвосты закручивались бубликом, как у лайки и многих других пород этих друзей рода людского.

И эти собачьи качества передавались у лисиц по наследству.

Соотношение социального и биологического


Наш путь от биологического существа (животного) к социальному (Человеку). Первое упоминание о коммунизме.
Человек рождается существом биологическим. С годами, находясь в обществе, наряду с развитием у него биологических задатков, он приобретает социальные качества. При сильном развитии социальных потребностей они даже подавляют проявление потребностей биологических.

Например, увлеченный творчеством, или исследованием какого-то явления, чтением интересной книжки (добычей новых знаний), или совершением какого-то нравственного поступка человек может забыть и о еде, и о холоде, и даже о семье.
Сходные изменения происходят с людьми и при развитии общества. На протяжении его развития, начиная с первобытнообщинного строя до настоящего времени, социальная часть в личности его членов все больше увеличивается при одновременно некотором усилении биологической их составляющей. Но до коммунистического этапа развития общества у его членов преобладают все еще биологические потребности.



Человек по своему образу жизни еще очень похож на животное. Только для людей коммунистического общества преобладающими стают социальные потребности и мы только при коммунизме по праву сможем называть себя настоящими людьми, значительно отличающимися от животных, о чем и пойдет речь дальше.
А для начала посмотрим, как мы все вместе и каждый из нас в отдельности, приобретая названные выше социальные потребности, превращается в Человека. Начнем с рассмотрения потребности в познании.

Она присуще всем, имеет глобальное распространение и одновременно глобальное влияние. Поэтому дадим сначала короткое объяснение понятия глобальности.

Глобальность и ее роль в дальнейшей судьбе человечества


Вся планета Земля стала одним сплошным полигоном для мирных и военных действий человека. Хрупкость этого полигона.

Возможность гибели человечества.
Слово глобальность происходит от французского global всеобщий и латинского globus земной шар. Когда говорят о глобальных проблемах, то имеют ввиду совокупность жизненно важных проблем всего человечества, от решения которых зависит дальнейший его прогресс.

Среди глобальных проблем человечества можно выделить следующие: предотвращение мировой термоядерной или другой крупномасштабной войны и обеспечение мира для всех народов, устранение голода, нищеты, неграмотности, неравенства между развитыми странами и странами третьего мира, предотвращение экологической катастрофы, преодоление дефицита природных ресурсов, решение вопроса моральной деградации общества и связанных с ним наркомании, заболеваемости СПИДом и др.
Все эти проблемы стали глобальными из-за того, что сегодня процессы, протекающие как внутри человеческой цивилизации, так и в целом в природе нашей планеты, стали тесно взаимосвязанными. По образному выражению известного ученого Т. де Шардена человечество при этом превратилось в единый организм со своими членами, своей нервной системой, своими воспринимающими центрами, своей памятью и для снабжения каждого из нас теперь уже не простое поле, как бы велико оно не было, а вся Земля требуется. При такой тесной взаимосвязи малейшее изменение процессов в одном месте приводит к изменениям на всей планете.

Вспомним хотя бы, какое эхо до сих пор слышится по всей Земле от взрыва четвертого блока Чернобыльской АЭС, или как, привел в позапрошлом году к мировому финансовому обвалу финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Тому же подтверждение и начавшееся глобальное потепление, происходящее из-за парникового эффекта, вызванного увеличением концентрации углекислого газа в атмосфере из-за роста интенсивности сгорания нефтепродуктов и угля, с одной стороны, и интенсификации вырубки лесов, поглощающих этот углекислый газ, с другой стороны.

Глобальное потепление уже привело к усилению таяния ледников, а с ним и к изменению климата на всей планете, которое мы уже чувствуем сегодня.
Все это приводит к тому, что любая из этих глобальных проблем при их дальнейшем развитии в силу синергетических законов, имеющих всеобщее действие (синергетика наука о самоорганизации материи), может привести к переходу нашего мира в новое неизвестное нам состояние. Иначе, накопление глобальных проблем уже сегодня может быть той каплей, которая переполнит чашу, и жизнь на нашей Земле перейдет в новое качество, которое нельзя предугадать заранее.

Как говорит диалектика, количество в системе (на Земле) перейдет в новое качество.
И в этом новом качестве человеку уже может и не быть места. А такое предположение основывается на том, что человек уже сегодня уничтожает себя своими собственными руками.

И происходит это из-за моральной деградации человеческого общества и вытекающего отсюда роста враждебности как среди людей друг к другу, так и враждебности всего человечества к окружающей его природе, о чем будет сказано в дальнейшем.

Знания и рост потребности в них


Что такое знания. Зачем они нам нужны.

Знания это сила. Подтверждение этого на примере знания о двойственности, парности окружающего мира.

Использование знаний для господства одних людей над другими и плачевные последствия от этого. Второе упоминание о коммунизме.
Знания - это та информация, которая человеком добывается в процессе его практической и теоретической деятельности, хранится тем или иным образом, передается от одного человека к другому и используется опять-таки в его практической и теоретической деятельности. В животном мире знания нужны для изучения обстановки, в которой находится животное, с целью приспособления к ней. У человека они играют не только ту же роль, но и позволяют приспосабливать к себе его окружающую среду, творчески изменяя ее.

И у него, кроме того, они формируются и используются иначе. У животных добыча знаний и их использование идет на уровне отдельной особи, реже семьи или стада у стадных видов.

У человека же эти процессы протекают в основном исключительно на уровне всего общества: весь цикл возникновения, прохождения и использования знаний проходит в обществе при обязательном общении людей друг с другом и от этого знания у нас почти исключительно социального происхождения. Вне общества, индивидуально много знаний не добудешь.

И не будь это явление у нас общественным, человек так и не смог бы вырваться из животного царства и достичь сегодняшних высот в познании, освоении, преобразовании и сохранении окружающего мира.
Нужны знания человеку, как и животному, для того, чтобы правильно действовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к окружающей нас природе, правильно ориентироваться в обществе и природе. Без соответствующих знаний и умений мы не только не сможем построить космический корабль, повести его в космические дали, но и сделать даже свой первый шаг. В то же время новые достижения человеческой деятельности вынуждают нас искать новые знания, которые позволили бы освоить новые виды своей деятельности и раскрыли новые ее возможности. И так, взаимно стимулируя друг друга, новые знания дают нам новые возможности своей деятельности, а новые возможности, в свою очередь, заставляют нас искать еще более новые знания, которые позволяли бы дальше совершенствовать нашу деятельность и ее цели.

И так до бесконечности. Основой этому процессу является наше стремление к изменению окружающего мира, к его творческому преобразованию, о чем будет сказано в следующем разделе.

Поддерживает его то удовольствие, которое мы получаем в результате познания чего-то для нас нового, удовлетворение от того, что с новыми знаниями мы стали лучше понимать окружающий мир, лучше ориентируемся в нем, стали могущественнее в противостоянии и сотрудничестве с ним, в его совершенствовании. Удовольствие это сходно с удовлетворением, получаемым от реализации любой биологической потребности, например, потребности утоления голода, но намного его сильнее, о чем говорят факты отказа от еды и других биологических потребностей человека в период получения очень важных для него новых знаний.
Все процессы в мире протекают закономерно. В соответствии с этими закономерностями должен действовать и человек.

Если он не поступает в соответствии с ними, то он нарушает естественный порядок в природе, в обществе, на производстве и т.п. (нарушает естественный ход проходящих там процессов), что ведет в лучшем случае к неудаче в своих действиях, а в худшем к катастрофе с возможной гибелью нарушителя этого порядка. И чтобы этого не случилось, и нужны знания об этих закономерностях. И действовать надо только в соответствии с этими знаниями.

У человека, слабого биологически, сила в его знаниях и умениях, иначе он будет, как показала жизнь, заложником своей неграмотности, незнания.
Чем больше знаний у человека, тем бульшие дела он может совершить, тем он лучше приспособлен к окружающему, тем более правильны его действия в той или иной обстановке. Покажем это на следующем конкретном примере.
Мудрецы (философы-диалектики) утверждают, что весь мир состоит из множества разнообразных пар (явление дуализма, двойственности). Оба члена таких пар значительно отличаются между собой (говорят: противоположны друг другу), но, несмотря на это, не могут существовать друг без друга, идеально дополняют друг друга и на этой основе составляют единое целое, или, как еще говорят, составляют диалектическое единство противоположностей.
Примерами таких цельных пар могут быть:
1) упоминаемое выше биологическое и социальное в сущности человека;
2) позитрон и электрон, образующие атом;
3) растения и животные, образующие биомассу на нашей планете;
4) человек и его домашнее животное;
5) человек и выращиваемые им растения;
6) хищник и его жертва;
7) паразит и его хозяин;
8) человеческая цивилизация и окружающая ее природа;
9) ночь и день;
10) зима и лето и т.д.
Таких примеров можно привести бесконечное множество. Причем, если целостный объект видится нам неделимым, то это, как учит нас диалектика, означает, что при соответствующем анализе этого объекта обязательно удастся обнаружить в нем две противоположные составляющие.
Знание этого положения (закона) диалектики нацеливает на поиск такой пары (двойственности изучаемого цельного объекта) в любой области нашей действительности. И такая пара обязательно будет найдена.

Это прекрасно неоднократно доказывал основатель материалистической диалектики и научного коммунизма, величайший мыслитель последнего тысячелетия Карл Маркс (по результатам недавнего голосования в Интернете, организованного британской Би-би-си, десятку самых выдающихся мыслителей нашего тысячелетия возглавил именно Карл Маркс; второе место занял Альберт Эйнштейн, третье Исаак Ньютон "Российская газета", 02.10.99). Доказывал он это, анализируя, например, экономические объекты: стоимость товара, труд и др.

Об этом в популярной форме хорошо рассказал Альберт Провозин в своей книге "Експедиції на планету Економіка", изданной в Киеве в 1985 году, к которой и отсылаем тебя, мой юный читатель, если ты хочешь узнать подробно о вкладе Маркса в изучение двойственности в экономике.
В человеческом обществе целостные объекты образуют, например, такие пары противоположных их составляющих:
1)мужчина и женщина;
2)любящие друг друга муж и жена;
3)дети и родители;
4)экстраверт и интроверт;
5)богатый и бедный;
6)капиталист и пролетарий;
7)рабочий и крестьянин;
8)производитель и потребитель;
9)продавец и покупатель;
10)накопление материального богатства и богатства духовно-нравственного (знаний, объектов человеческого творчества, добрых нравственных поступков);
11)и т.п.
При этом один и тот же человек входит в каждую из перечисленных и не перечисленных тут пар. И получается, что он одновременно нужен женщине, если он мужчина, и богатому, если он беден, и потребителю, если он производитель и наоборот.
Выходит, что в обществе все друг другу нужны. Без этой нужности нет общества.

Здесь, чем человек больше нужен другим, тем он более удовлетворен собою. Есть для кого жить.

Если же он не нужен, то такому ненужному и жить не хочется. Вот почему сейчас, когда в нашей стране люди обществом брошены на самовыживание и значительно снизилась их нужность другим, участились случаи самоубийства, растет пьянство, наркомания, которые являются формами ухода ненужного человека из реальной жизни в мир пьяных грез, растет увлечение религиозными обрядами, вера в чудеса, позволяющими почувствовать себя нужным в обществе верующих и/или в придуманном сказочном, мифическом мире.
Итак, человек, как и любой объект в природе, должен быть в паре. Недаром Робинзон на необитаемом острове не долго смог прожить сам и при первой же возможности обзавелся товарищем Пятницей. И чем в большее количество пар человек входит, тем он чувствует себя комфортней, счастливее.

В то же время одиночество, оставляющее человека без пары, делает его глубоко несчастным.
В паре должны быть и все другие объекты. В обществе существенное значение имеет пара накопление материального богатства и накопление богатства духовно-нравственного.

Первый компонент этой пары биологического происхождения: он достался нам от животных, накапливающих, например, запасы еды для ее позднейшего использования в период ее отсутствия. Второй компонент, как уже говорилось, социального происхождения.

Здесь и рассмотрим развитие этой пары, взяв из второй компоненты пока только знание.
На заре развития человечества добыча материального богатства имела первостепенное значение, поскольку материальные ценности были фактически самым необходимым средством для его существования. Это была сила, которая позволяла выжить человеку в очень суровых природных условиях.

Постепенно сила эта возрастала и позволяла не только противостоять агрессивной к себе окружающей природе, но и властвовать над ней и своими сородичами другими людьми. Материальное богатство в обществе становится силовой основой власти одних людей над другими и над остальной природой.
Знания же с самого начала играли подчиненную по отношению к материальным ценностям роль. Они позволяли добывать богатства из природы, помогали их использованию, преобразованию, чем увеличивали силу обладателей материального богатства.

Самостоятельной силой здесь знания не были. Мало того, с возникновением классового общества, когда знания стали обслуживать накопление богатств власть имущего класса, круг людей, обладающих определенными (не для всех) знаниями, сузился до небольшой элитной группы этого класса, например, до служителей религиозных культов (жрецов, священников и т.п.), а потом и интеллигенции. В этих условиях знания стали делиться на
1)знания, которые, как и ранее, позволяли человеку выживать, и
2)знания, которые позволяли господствующему классу накапливать богатства и тем поддерживать свое господство.
Первые были доступны всем, а вторые только избранным из господствующего класса и их подручным (например, из той же интеллигенции). Такое разделение сохранялось в любом классовом обществе, поскольку оно закрепляло власть одних людей над другими.
Только в бесклассовом обществе, т.е. в обществе коммунистическом, такого разделения знаний не будет Произойдет переориентация общества с первоочередности добычи материальных богатств на первоочередность добычи знаний и других нематериальных ценностей. Здесь, в отличие от всего предыдущего периода развития человеческого общества, подчиненную роль будут играть уже не знания, а материальные богатства: знания и другие духовно-нравственные богатства будут главными в жизни человека, а материальные ценности будут только обеспечивать условия для приобретения, накопления, хранения и использования этого главного человеческого богатства.. Все знания при этом в одинаковой мере будут доступными всем, не будут служить господству одних над другими и направлены будут на совершенствование жизни общества и каждого его члена.

Не материальные богатства будут главной силой в обществе, поскольку они потеряют властные функции, а знания и связанные с ними умения станут основной, ведущей силой, как отдельного человека, так и всего общества. Они позволят человеку лучше, эффективней приспосабливаться к окружающей природе, с меньшими издержками, конфликтами с ней, с большей возможностью добычи в ней для себя материальных богатств на основе сотрудничества с природой. И от этого человек сможет быть воистину разумным и по настоящему богатым.

Знания и умения, которые добываются и усваиваются всеми, также будут использоваться всеми и на благо всех.
Такая переориентация общества на первоочередность нематериальных богатств становится сейчас просто жизненно необходимой. И эта острая необходимость вызывается следующими обстоятельствами.
Погоня за материальными ценностями, независимо от того, идет ли она в целях индивидуального или общественного (государственного) обогащения, не только не перспективна, но и реакционна и чрезвычайно опасна. Попробуем это объяснить.
Современное производство базируется на машинных технологиях, с которых и начал свой путь капитализм (технология - это совокупность процессов, выполняемых человеком в определенной последовательности и в определенных условиях для решения той или иной задачи с заранее определенным результатом, или описание того, как эта задача решается; машинные технологии - это совокупность процессов, осуществляющихся человеком с помощью машин). Машины требуют значительных энергетических и сырьевых ресурсов.

Под влиянием все возрастающей погони за материальными богатствами создаются машины, все более мощные, но одновременно требующие и бульшего количества энергии и сырья. Потребление энергетических и сырьевых ресурсов увеличивается. При их ограниченных запасах (а они не бесконечны) они становятся дефицитными.

Этот дефицит приводит к двум отрицательным явлениям.
Во-первых, он обостряет отношения в обществе в борьбе за обладание этими ресурсами. Причем, особенно сильно это проявляется в обществе, в котором эти ресурсы широко применяются не для коллективного, а для индивидуального использования.

Например, в США огромные ресурсы тратятся на обеспечение транспортных перевозок населения, использующих в основном для этого индивидуальные средства: личные автомобили, самолеты, яхты и т.п., рассчитанные всего на несколько человек. Коллективные же транспортные средства, рассчитанные на перевозку большого количества людей, как это было до недавнего времени и отчасти еще продолжает иметь место у нас в стране, используют значительно меньше энергетических и сырьевых ресурсов в расчете на то же расстояние и количество перевозимых.
Во-вторых, стимулируемые капиталом растущие аппетиты машин по отношению к этим ресурсам становятся опасными для человека и окружающей природы. И существенно эта опасность исходит от опять-таки индивидуального использования транспортных средств, которое ведет к еще одному дефициту: дефициту чистого воздуха, без которого мы и все живое на Земле просто жить не можем.

А происходит это потому, что по статистике около 80% мирового загрязнения воздуха идет за счет выхлопных газов транспортных средств и в основном индивидуальных автомобилей.
Оставим пока в стороне второй негативный процесс и обратим внимание только на обострение общественных отношений.
Если присмотреться повнимательней к дефицитности энерго-сырьевых ресурсов, то оказывается, что борьба за их обладание и является как раз той силой, которая нас и разрушает. Одни страны, регионы, коллективы не допускают у себя этого дефицита и удовлетворяют свои возрастающие потребности за счет грабежа других.

Они, несмотря на существование общего энерго-сырьевого дефицита, все же развиваются поступательно, увеличивая однако в то же время тот же дефицит у других. Такой страной является, например, США и другие процветающие страны Запада.
И процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока или все ресурсы и богатства иссякнут и не за что будет уже драться, или мы в этой драке до конца добьем нашу среду обитания, сделаем ее непригодной для нашей жизни и погибнем.
Дефицитность материальных ресурсов природы в условиях гонки за материальными ценностями наблюдалась всегда. Возникает дефицит богатства из-за того, что материальные потребности растут быстрее возможностей их удовлетворения.

А отсюда и борьба за их обладание. Эта борьба разъединяет людей, вводит в конфликт с природой, где человек и черпает эти богатства, плодя одиночество.

Мало того, эта борьба часто превращается в жестокую войну с массовыми человеческими жертвами. Вся история цивилизованного человечества состоит из непрерывной цепи таких войн.



Содержание раздела