d9e5a92d

Существует многообразие других классификаций форм

Исследователи объясняют это климатом либерального общества, где общинное противостояние в системе часто невозможно в силу предельной дезинтеграции органических коллективов, определяющей качество этого общества.
4. Политический терроризм подразумевает нелегитимную тактику политической борьбы, опирающейся на террористический акт, когда неизбежные жертвы являются средством для достижения политической цели. Сжатое определение политического терроризма может звучать так: Политический терроризм - это насилие или угроза насилия, направленные на создание атмосферы страха и достижение благодаря этому каких-либо политических изменений.
Следовательно, определение терроризма может звучать следующим образом: Терроризм - это нелегитимный способ борьбы, форма политического, бандитско-криминального или психологически мотивированного насилия, использующего тактику, направленную на изменение поведения посредством страха.
Подобная формулировка позволяет выделить следующие виды терроризма по характеру деятельности субъектов:
1. Политический;
2. Бандитско-криминальный;
3. Психологический;
4. Индивидуальный немотивированный;
Существует многообразие других классификаций форм (видов) терроризма, как по характеру объектов, так и по характеру субъектов деятельности. Рассмотрим в этом плане некоторые работы отечественных авторов. Н.Мелентьева предлагает различать пять видов терроризма:1
1. Идеологический, который осуществляется со стороны представителей тех политических идеологий, которые по тем или иным причинам оказываются исключенными из рамок официальной или легитимной политики.
2. Этнический терроризм (разновидность терроризма, субъектом которого является не идеологическая, а национальная, этническая община). В данном случае, по мнению Н.Мелентьевой, речь идет о миноритарной этнической группе.
3. Религиозный терроризм. Здесь субъектом выступает религиозное меньшинство или активный авангард мажоритарной религии, подпавшей под отчуждающее и враждебное влияние марионеточных властей.
4. Криминальный терроризм. Довольно редкое явление, как правило, служащее инструментом более общей идеологической цепи.

Иными словами, криминальный терроризм вероятен в том случае, если преступная группировка имеет выраженный идеологический, этнический или религиозный характер.
5. Индивидуальный терроризм.
В адрес приведенной классификации по видам терроризма можно сде- лать несколько замечаний. Несмотря на то, что в основу классификации Н.Мелентьева взяла характер субъектов явления, в первом предложенном виде автор опирается на идеологию как на субъект.

Это представляется неправомерным, так как в основе любого проявления терроризма лежит определенная экстремистская идеология, доведенная до крайних форм выражения. Несогласие с предложенной классификацией вызывает и утверждение, что криминальный терроризм вероятен в том случае, если преступная группировка имеет выраженный идеологический, этнический или религиозный характер. Ведь определение криминальный терроризм имеет смысл и в том случае, если в качестве субъекта рассматривать криминальные элементы общества, находящиеся в местах лишения свободы, при захвате заложников (обычно из представителей администрации) с целью побега, перевода в другое исправительное учреждение, привлечения внимания к своим проблемам и нуждам, а так же принятия иного судебного решения.

Данный вид терроризма, даже если криминальные элементы будут утверждать, что действуют по политическим мотивам, никакого отношения к политическому терроризму иметь не будет.
Далее рассмотрим классификацию В.В. Лунеева. В настоящее время, по мнению этого авторитетного ученого, реальны следующие виды террористической деятельности:1
1. Терроризм по политическим мотивам, совершаемый в виде убийств государственных и общественных деятелей, либо представителей власти;
2. Уголовный терроризм организованных преступных сообществ (внутренних и международных), направленный против государства и его представителей с целью помешать расследованию уголовных дел, воспрепятствовать ведению и продолжению жесткой уголовной политики, а так же имеющих целью ликвидацию активных сотрудников правоохранительных органов, принуждение судей к вынесению мягких приговоров.
3. Националистический терроризм сепаратистских сил, имеющий целью парализовать деятельность федеральных органов власти и достичь политической или экономической обособленности.
4. Воздушный терроризм, совершаемый угонщиками самолетов путем захвата заложников для вымогательства денег, оружия, наркотиков и вылета в другие страны.
5. Международный терроризм, совершаемый путем убийств представителей иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений.


6. Религиозный;
7. Государственный;
8. Стихийный и организованный;
Что касается классификации видов (форм) терроризма, предложенной В.В. Лунеевым, то она также недостаточно полна.

Вызывает удивление выделение воздушного терроризма в отдельный вид, так как возможны нападения и на другие виды транспорта.
Что касается технических аспектов рассматриваемой проблемы, то для организации и осуществления террористической деятельности важное значение имеет специфика пространственных условий, в которых совершаются террористические акты. По этому признаку традиционно выделяют три основных вида терроризма: наземный, воздушный и морской терроризм.

При этом с пока еще существующей во многих странах мира относительной простотой подготовки и осуществления актов воздушного терроризма, а также огромного психологического эффекта каждой конкретной акции этой разновидности терроризма, в обозримое время воздушный терроризм будет с высокой вероятностью занимать одно из лидирующих мест в террористической практике. Это обстоятельство вполне оправдывает отнесение мировым сообществом борьбы с ним к приоритетным направлениям своей защиты... для морского терроризма в большей степени характерен криминальный, а не политический аспект, что во многом объясняется сложностью подготовки и проведения таких акций.
Однако формирование крупных террористических структур, развитие между ними международных связей может привести к их расширению .
И, наконец, В.В. Лунеев выделяет отдельно термин уголовный терроризм.

Ю. Антонян по этому поводу замечает, что террористы вообще должны быть отграничены от остальных уголовных преступников: конечно, терроризм уголовно наказуем, и в этом смысле террористы - по терминологии С. А. Эфирова - уголовники, но все же по существу это очень разные вещи.2 Более точен В. Емельянов: всякий терроризм - уголовный и никакого неуголовного терроризма не существует3.
Анализ подобной тенденции позволяет уточнить следующие важные моменты: политический терроризм подразумевает преступные действия, совершаемые по политическим мотивам, но это вовсе не превращает эти преступления в некую политическую акцию. Тем более не может быть и речи о политической амнистии. Зачастую ореол самоотверженных политических борцов террористической деятельности пытаются придать силы, заинтересованные в их деятельности.

Всякий терроризм есть зло, которому нет никакого оправдания. Поэтому политический терроризм должен восприниматься как политико-криминологический феномен, включающий в себя совокупность насильственных уголовно-наказуемых деяний, совершаемых субъектами политики.
Для более подробного определения политического терроризма необходимо рассмотреть два спорных вопроса. Первый касается такого фактора политического влияния, как национально-освободительное движение, которое использует террористические методы борьбы.

Второй вопрос касается концепции государственного терроризма, с которой обычно не соглашаются развитые страны, и в первую очередь, США.
По первому вопросу примером может служить необъективная оценка рядом государств, в том числе и США, событий на Северном Кавказе по поводу национально-освободительного движения, которое открыто использует террористические методы борьбы. Российские силовые структуры участвуют в антитеррористической операции в Чечне.

Российские чиновники и политики в своем большинстве одобряют военные меры против чеченских боевиков. А чеченские полевые командиры, в свою очередь, утверждают, что ведут борьбу за независимость и свободу республики Ичкерия.

Тут наблюдается неоднозначная реакция мирового сообщества. В опубликованном Госдепартаментом США списке террористических организаций чеченские террористические группировки отсутствуют. Некоторые же мусульманские государства, в частности, Саудовская Аравия и Кувейт, заявили протесты в связи с прозвучавшими в их адрес со стороны России обвинениями в поддержке чеченских боевиков и использованием в приложении к боевикам терминов ваххабизм и ваххабиты.

Подобное необъективное, с нашей точки зрения, отношение ряда государств к данной теме усложняет не только проблему определения политического терроризма, но и борьбу с ним.
По второму вопросу, который касается понятия государственный терроризм, то утверждение маститого терролога У. Лакера, что терроризм определяется как применение или угроза применения негосударственного насилия1 вызывает большое сомнение. Если раньше под терроризмом подразумевались действия против политических деятелей или какой-то конкретной политической группы, то сегодня наблюдается так же и терроризм против общества или против государства (государств), осуществляемый хорошо организованными и технически оснащенными террористическими корпорациями, в том числе государственного и международного характера.

Данный подход определяет этот вид терроризма как деятельность, поддерживаемую государством, как преднамеренную националистическую политику врага.
Принятая сейчас в Евросоюзе формулировка определяет терроризм как умышленную атаку человека или группы людей на какую - либо страну, ее институты или ее народ с целью их запугивания.1 Как видно, понятия государственный терроризм в предлагаемом варианте нет. Вашингтон решает подобную проблему путем зачисления тех или иных государств в спонсоры терроризма.

США, - пишет по этому поводу Р. Винсент, - манипулирует проблемой терроризма для поддерживания своей гегемонии, равно как в отношении друзей, так и врагов.2 Для мусульманского же Востока первопричиной конфликтов является политика государственного терроризма соответствующих правительств.
Видно, что процесс выработки единого общепринятого определения политического терроризма затрудняет и нежелание некоторых государств связывать себя твердой формулой, способной создать препятствия для их скрытой от мира и собственного народа связи с террористической деятельностью. Настал момент, когда надо констатировать: государственный терроризм существует и, соответственно, имеют место изменения в представлении об объектах и субъектах политического терроризма, что так же должно быть отражено в определении данного феномена.
Далее в зависимости от объектов воздействия политического терроризма, субъектом которого выступает государство, надо различать внешнюю и внутреннюю направленность. В данном случае речь идет о внешней направленности, о террористической политике и практике государства за пределами страны.
Раньше государственный терроризм осуществлялся спецслужбами или спонсируемыми государством группами тайно и неизменно в политических целях, например: убийство одного из политических противников российского большевизма Л. Троцкого 20 августа 1940 года в Мексике по заданию НКВД СССР Р. Маркадером, а также организованные ЦРУ США в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия покушения на жизнь кубин- ского лидера Фиделя Кастро1. С конца XX века это может быть насилие в отношении иностранного государства, иностранного правительства, международных органов с целью изменения их внешней или внутренней политики. Приходится констатировать факт использования террористических методов борьбы правительствами конкретных государств, например, правительством Израиля против палестинцев. Для этих целей существуют террористические группы, используемые государством или блоком государств для подрыва интересов политических соперников.

Террористические группы, поощряемые государством, со временем разрастаются, становятся самостоятельными, автономными. Тут заслуживает внимание вывод Дж.

Адамса, что большие террористические группы уже не нуждаются в поддержке государства2.
Далее для универсального определения феномена политический терроризм необходимо более четко выявить ряд его отличительных признаков.
Первый признак - ведение вооруженных действий не против вооруженных сил противника, а против мирного населения, с целью оказать давление на политическую власть и элиту. Говоря другими словами, в войне для победы противник старается оккупировать вражескую территорию, при терроризме же нет территории, которую противник оккупирует.
Второй признак - конспирация и анонимность, тайная подготовка террористических актов.
Третий признак - терроризму часто присуща ориентация на сенсацию. Террористический акт - это зрелищное, драматическое по своей жестокости представление.
Четвертый признак - примитивная идеология. (Данный признак терроризма не распространяется на терроризм, когда его носителем выступает государство). В основном идеология терроризма выражена сравнительно узко по содержанию и реализуется средствами общественной психологии, религиозными постулатами и догмами.

Для террористов вооруженная борьба ста- новится важнее процесса идеологического обоснования. Американский ученый Р.Е. Рубинштейн считает: менталитет терроризма основан на отказе от слов (агитации, убеждения) в пользу поступков (насильственных действий).

Террорист интерпретирует насилие как средство коммуникации1. Хотя необходимо отметить, что сейчас прослеживается тенденция терроризма все больше использовать идеологическое обоснование своей деятельности, используя для этого, в первую очередь, Интернет.
Итак, к числу главных признаков, по которым следует оценивать политический терроризм в качестве негативного социально-политического явления, надо отнести: его общественную опасность, анонимность, нелегитимность, принуждение и устрашение.
Обобщая значимые теоретические разработки и артикулируя ряд отличительных признаков феномена политического терроризма, можно дать ему следующее определение: политический терроризм - это неожиданное, противоправное, умышленное нападение любого субъекта (будь то личность, сообщество, государство, международное сообщество) с применением насилия в любой его форме (или угроза его применения) с использованием любого вида оружия на любой объект (будь то личность, общество, государство, международное сообщество, материальные объекты, экологическая среда), который не является политическим противником субъекта, а является символической целью, воздействуя на которую субъект пытается влиять на политического противника, преследуя политические цели: принуждение правительства (правительств) или международной организации к исполнению или воздержанию от исполнения какого либо действия, а также для дестабилизации или разрушения основных политических, экономических (социальных) структур страны или международной организации.
Современный политический терроризм при этом несколько отличается от политического терроризма, который существовал в прошлые века. Ранее террористическая агрессия чаще была направлена именно на представителя политической власти, как на политического противника субъекта, т.е. объектом выступал представитель политической власти.
В конце ХХ - начале XXI в.в. большее распространение получил другой вариант, когда агрессия субъекта направлена на объект - символическую, непричастную цель, чтобы заставить политического противника пойти на уступки. Связано это с несколькими причинами.

Во-первых, это усилившаяся охрана фигур значимого политического масштаба, во-вторых, возросшая жестокость терроризма, в-третьих, большая ориентация на зрелищный, драматический эффект.
Е.И. Степанов по этому поводу заключает: вспомним известную сталинскую формулу: нет человека - нет проблемы. Может ли она служить неким выражением принципа терроризма?

Никоим образом! Ибо если вы просто уничтожите человека - вы уничтожите или постараетесь тем самым уничтожить и проблему. А вот если вы не уничтожите человека средством применения к нему насилия, а заставите таким путем подчиняться себе, своим интересам, - здесь-то и начинается терроризм. Поэтому не в самом лишь устрашении конечная цель и конечный результат терроризма в конфронтации с противником (а всякий терроризм выражение решительного и бескомпромиссного противоборства).

Такой целью и таким вожделенным результатом для террориста выступает безоговорочное подчинение ему.
Думается, тут есть один интересный момент, незаслуженно пропущенный исследователями. Террористическими можно назвать и такие действия при достижении политических целей, которым присуще стремление вызвать общественное возмущение, когда от страха перед следующим террористическим актом общество само начнет требовать от своего правительства уступок террористам (или возмущаться политическим курсом правительства, которое вызвало подобное бедствие).
Терроризм может выступать на различных уровнях, что позволило
профессору У. Гори выделить следующие типы терроризма:1
- международный терроризм (контролируемый каким - либо государством);
- транснациональный (не контролируемый государством, но действующий с позиции данной страны на территории другой страны);
- внутренний государственный (организуемый государственными органами страны на собственной территории);
- внутренний негосударственный (осуществляемый находящимися в меньшинстве политическими или чисто криминальными группировками).
Автор не согласен с формулировкой международного терроризма и считает более целесообразным:
1) выделить в отдельные виды международный и государственный
терроризм;
2) уточнить, что внутренний государственный терроризм есть госу
дарственный террор;
3) учитывать процесс глобализации терроризма;
В итоге, рассматривая политический терроризм по уровню масштабности как по горизонтали, так по вертикали, можно выделить следующие типы политического терроризма:
1. Международный терроризм, (контролируемый международными террористическими организациями, осуществляемый на территории нескольких государств);
2. Государственный терроризм (контролируемый каким-либо государством, проводимый с участием государственных органов);
3. Транснациональный (не контролируемый государством, но действующий с позиций данной страны на территории другой страны);
4. Внутренний государственный терроризм, совершаемый государственными органами (государственный террор);
5. Внутренний негосударственный терроризм (осуществляемый нахо-
дящимися в меньшинстве политическими группировками);
6. Глобальный терроризм (политическое преступление против всего мирового сообщества).
Термин международный терроризм возник в начале 90-х годов после принятия на 34~й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г. резолюции О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государства, направленных на подрыв общественно - политического строя в других суверенных государствах. Несмотря на то, что в последнее время все чаще в документах, а также в литературе стали употребляться термины международный терроризм и государственный терроризм, до сих пор единого мнения по поводу определения международного и государственного терроризма нет.
Необходимо более внимательно рассмотреть внутригосударственную форму политического терроризма, которая, в свою очередь, по субъектному признаку подразделяется на следующие виды:
- этнический терроризм;
- религиозно-политический терроризм;
- оппозиционный терроризм;
- революционный терроризм;
- национал-политический (шовинистический) терроризм;
- военный терроризм;
- индивидуальный терроризм.
Рассмотрим различие между названными видами политического терроризма, которое определяется характером субъектов террористической деятельности:
1. Этнический терроризм. Это организации этносепаратистского толка, преследующие политические цели: выход из этнофедеральной системы, либо расширение территорий автономии, получение особого статуса, изменение политической структуры государства.
2. Религиозно-политический терроризм. Это организации политикорелигиозного толка, преследующие сугубо политические цели, прикрывающиеся религиозными лозунгами, использующие в своих корыстных целях мобилизующий фактор религии.

Сюда же можно будет отнести и религиозно-психологический терроризм, при условии, что религиозные фанатики в своем фанатизме дошли до стадии посягательств на политические структуры и политическую власть, стремятся к политическим изменениям в обществе.
3. Оппозиционный терроризм. Это оппозиционные власти политические партии (группы, организации), стоящие на позициях изменения политической системы.

В общем плане синонимом данного вида выступает понятие оппозиционный террор.
Что касается оппозиционного терроризма, то как социальное явление он появляется, когда слабейшая сторона не может одолеть сильнейшую с помощью обычных средств. Иными словами, это форма косвенной стратегии, к ней прибегают в случае возникновения очень сильного несоответствия между претензиями нескольких (двух или больше) сторон.
Субъекты оппозиционного терроризма: оппозиция, слабая сторона, оружием которого является террористический акт. Объект: политическая власть, правящий класс, любая более сильная сторона. Причина: сильный структурный дисбаланс между двумя или несколькими участвующими сторонами. Насилие, осуществляемое террористами, находится в прямой связи с ограничением социально-политических средств для достижения цели.

Поэтому причинную обусловленность оппозиционного терроризма надо искать в конкретной юридической и социально-политической базе, на которой основано общество.
Тактика терроризма в оппозиционном терроре используется более или менее многочисленными группами, которые не в состоянии вести полномасштабную войну. Исследователи говорят в таком случае о войне бедных. Но история герилий не раз доказывала и тот факт, что при перемене соотношения сил эти группировки превращаются в регулярную народную армию, которая способна нанести противнику решающий удар (например, алжирский
Фронт национального освобождения в 50-х годах).
Оппозиционный террор может быть подлинным лишь в том случае, когда террористическая (кие) организация (организации) имеют характер довольно идеологизированной и структурированной общности политического, этнического или религиозного меньшинства.
4. Революционный терроризм (синоним революционный террор). Тут субъектом выступает антагонистический класс (или классы), использующие террористические методы борьбы за политическую власть.
5. Национал-политический (шовинистический) терроризм, субъектом которого являются экстремисты-националисты. Содержанием этого вида политической борьбы становятся террористические акты (или систематический террор), подогреваемый ненавистью и враждой к другим нациям и народностям (расизм и шовинизм).

Примером может служить фашистский террор.
6. Военный терроризм (синоним военный террор). Это террористические методы борьбы, совершаемые на территории, где идут военные действия.

Речь идет не о нарушениях обычаев и правил ведения войны, а о террористическом характере нападений на гражданское население, проводимое частями вооруженных сил.
7. Индивидуальный терроризм (синоним: индивидуальный террор). Субъект - отдельный индивид.

Индивид совершает террористический акт (акты) по соображениям, перечисленным в предыдущих пунктах. В этом случае этот вид относится к политическому терроризму, так как индивид преследует определенную политическую цель, основанную на определенной идеологической (идейной) политической ориентации.
Главным отличием индивидуального терроризма служит то обстоятельство, что его субъект - не общность, а отдельная личность.



Содержание раздела