d9e5a92d

Задачи статистики в условиях перехода к рыночной экономики


Задачи статистики в условиях перехода к рыночной экономики

Коренным вопросом осуществления радикальной экономической реформы в России от командно-административных форм управления к экономическим. Это ставит перед статистикой как составной частью системы управления национальным хозяйством новые задачи задачи.

Исходя из изменений управления, роли и места  предприятий, фирмы, межрегиональных отношений и отношений внешним миром, основными статистики на современном ее этапе являются:

1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей;

2) обобщение и прогнозирование тенденций развития национального хозяйства;

3) вьмвление имеющихся резервов эффективности общественного производства;

4) своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.

В условиях изменения социально-политической роли статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет существенное расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении принципа конфиденциальности индивидуальных данных. Это является одним из крайне необходимьк направлений демократизации общества. Расширение публикаций статистической информации позволяет лучше видеть положение дел на местах, в отдельных регионах, сосредоточить внимание на недостатках и упущениях для их устранения.

Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития: совершенствование анализа статистической информации, упорядочение отчетности, обеспечение ее достоверности.

Главным средством повышения достоверности статистической информации является дальнейшее совершенствование методологии ее формирования. Предстоит пересмотреть существующие методики, которые не свободны от стремления к приукрашиванию результатов экономического и социального развития. Так, в данные за 1985—1987 гг. по национальному доходу, реальным доходам населения вносились коррективы, устраняющие влияние сокращения производства и реализации алкогольных напитков. В результате завышались темпы роста национального дохода. В официальных публикациях тех лет сообщалось о превышении государственных доходов над расходами. Но доходы все сокращались, росло покрытие расходов в счет будущих поступлений. Не соответствовало действительности утверждение о постоянстве цен на товары народного потребления. Ранее публикуемые индексы прейскурантных цен отображали лишь изменения цен, осуществлявшиеся в законодательном порядке. Но они не отображали повышения цен новых товаров, влияния неудовлетворенного спроса, других форм скрытого роста цен и т.д.

Ясно, что статистике необходимо освободиться от всего привнесенного в нее командно-административной системой, преодолеть сложившуюся практику получения статистических показателей как таковых пря закрытой методике их расчета. Это порождает разрозненность статистических данных, несоответствие исчисления сопряженных параметров международным стандартам.

Весьма важным является критический пересмотр сложившейся в годы преобладания затратных методов хозяйствования практики формирования статистической отчетности, которая в основном строилась на сплошной, весьма обильной и дорогостоящей информации. Это сводило на нет применение статистических методов изучения массовых совдюльно-экономических явлений. Необходим поиск путей существенного сокращения отчетности, прежде всего срочной отчетности, перегруженной оперативно-техническими показателями, требуется освобождекие предприятий от мелочной опеки их произ-водсттзенной и коммерческой деятельности.

Перед статистической наукой встают важные проблемы теоретического обоснования объема и структуры статнстэлеской информации, отвечающей современным и персибкткзньш условиям развитом экономики, перехода к функциональным принципам управления.

Весьма важно решить вопрос о переходе от сплошной отчетности к несплошным видам статистического  наблюдения:  единовременным учетам,  выборочным  и монографическим обследованиям. Это прямо вытекает из изменения положений предприятий в условкях рыночной экономики, из разнообразия форм кооперирования, динамичности их организационно-экономических процессов.



Применение  несплошных  статистических  методов  наблюдения  повышает оперативность реагирования на происходящие конъюнктурные изменения, обеспечивает управление информацией, позволяющей принимать своевременные решения. Периодические выборочные обследования должны стать главным инструментом статистического наблюдения за изменениями массовых социально-экономических явлений, за положением дел в регионах.

Все более необходимыми и значимыми в сборе статистической информации становятся единовременные методы учета. На их основе решаются вопросы анализа накопленного экономического потенциала, изучения уровня жизни, обеспеченности населения товарами. Статистическая информация должна характеризовать становление многоукладной экономики, развитие различных форм собственности и видов предпринимательства, социальную структуру народного хозяйства.

Необходимо по-новому оценивать конечные результаты статистических разработок, которые состоят не только в учете и составлении сводок, но и содержат аналитические выводы. Особое значение имеет усиление прогностической направленности аналитической работы. Она должна содержать элементы предвидения, выявления критических точек роста, указывать на возможные последствия складывающихся ситуаций.

Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость внедрения в статистический и бухгалтерский учет системы национальных счетов (СНС). Широко применяемая в мировой практике СНС наиболее полно отвечает особенностям и требованиям рыночных отношений. В этой связи важно развитие профессиональных контактов с международными статистическими службами ООН, прежде всего с ее Статистической комиссией.

Статистическая комиссия ООН осуществляет разработку методологии статистических работ, ' сопоставимости показателей, подготавливает рекомендации для Статистического бюро Секретариата ООН, координирует статистическую работу специализированных органов ООН, осуществляет консультации по вопросам сбора, накопления, разработки, анализа и распространения статистической информации.

Статистическое бюро Секретариата ООН, .являясь исполнительным органом, собирает статистическую информацию от государств — членов ООН, публикует эти данные, а также подготавливает доклады по различным вопросам статистики и осуществляет разработку методологических вопросов статистики. Результаты этих работ публикуются в периодических изданиях, таких, как «Ежемесячный статистический бюллетень», «Демографический ежегодник», «Ежегодник по внешней торговле» и др.

Вопросы статистики рассматриваются также региональными экономическими комиссиями для Европы, Азии и Дальнего Востока, Латинской Америки, Африки. Международным статистическим органом является Международный статистический институт (МСИ), который ведет обобщение научных исследований в области теории и методологии статистики.

Координация деятельности статистических служб стран — членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества независимых государств, в Российской Федерации — Государственным комитетом РФ по статистике (Госкомстатом РФ).

В республиках, входящих в Российскую Федерацию, имеются республиканские статистические комитеты, а в областях (краях) — областные (краевые) управления статистики с разветвленной сетью районных (городских) отделов государственной статистики.

Статистический комитет СНГ призван выполнять ряд важных функций по координации деятельности статистических служб государств — членов Содружества.

Это прежде всего:

-- разработка и осуществление на основе взаимных консультаций        статистической методологии. Обеспечение национальных статистических служб государств — членов СНГ методическими материалами и инструментарием, организация обучения кадров, проведение семинаров и других мероприятий, связанных с переводом статистики на систему национальных счетов, международных стандартов и классификаторов;

- обеспечение сопоставимости и преемственности статистических разработок. Формирование сводных статистических данных, необходимых для взаимодействия государств — членов СНГ в политической, социально-экономической, внешнеэкономической деятельности;

- публикация систематизированных данных по международной статистике и международным сопоставлениям, обеспечение этими данными государств — членов СНГ;

- осуществление взаимодействия с координирующими службами Содружества, . обеспечение их необходимой экономико-статистической информацией; анализ хода реализации программ, предусмотренных соглашениями СНГ, и взаимных обязательств;

статистическое изучение развития общеевропейского и евроазиатского рынков, интеграции государств — членов СНГ в мировую экономику; статистическое исследование процессов экономических реформ, приватизации и демонополизации, становления рыночных отношений; обеспечение взаимодействия в статистическом изучении и анализе экологических проблем;



Содержание раздела