d9e5a92d

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли.


Программа содействия кооперированию малых предприятий и их сотрудничеству с крупными и средними предприятиями необходима для совместного решения вопросов, непосильных для  отдельного  предприятия,  например  связанных  с  заметной рационализацией, оптимизацией использования и расширения основных фондов. Кроме того, кооперируемым малым предприятиям в большинстве случаев оказывается легче отстаивать собственные инвестиционные интересы во взаимоотношениях со средними и крупными предприятиями, с государством, органами власти различного уровня. Государственная поддержка такого кооперирования требует введения дополнительных финансовых и прочих льгот для малых предприятий, поддерживающих устойчивые хозяйственные взаимоотношения.

Программа поддержки малых предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности в первую очередь направлена:

- на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;

- на общее расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на сохранение в социально необходимых рамках импорта по таким товарным группам, как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и обувь.

В других сферах внешнеэкономической деятельности малых предприятий приоритетными являются: направление иностранных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и создание новых экспортных производств; развитие транзитных внешнеторговых перевозок; расширение экспорта услуг.

Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения: преодоление социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела; увеличение рабочих мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью,  беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы являются оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых предприятий;

избирательная налоговая политика по отношению к различным категориям населения, занятым предпринимательством.

Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической обстановки реализуется в двух направлениях: переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых технологий) и повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.1

Государственное регулирование материального производства. Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе

современная статистика и управление выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые

хозяйственные комплексы; используются и другие виды группировок.

К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в      продукта, энергии и в форме перемещения грузов, хранения

продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства — участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода. Другими словами, сфера материального производства — это любая деятельность, затраты на осуществление которой относятся на стоимость произведенной продукции или выполненных работ.

В соответствии с Классификатором отраслей экономики к материальному производству отнесены 14 крупных отраслей — промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.



Определяющим признаком для выделения крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых предприятиями и организациями функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли является предприятие, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. В том случае, если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, в промышленности выделяют около двух десятков подотраслей — электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая промышленность, производство строительных материалов и др. В сельском хозяйстве выделяют подотрасли: растениеводство и животноводство, на транспорте — его отдельные виды:  автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный. трубопроводный.

Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

В последнее десятилетие в статистике, планировании и управлении оперируют понятиями межотраслевых хозяйственных комплексов. В сфере материального производства обычно выделяют следующие комплексы: топливно-энергетический, горно-металлурги-ческий, химико-лесной, машиностроительный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный.

Государственное    регулирование    отраслей    материального    производства осуществляется различными методами, которые можно условно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов: установление законодательных рамок самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических лиц), предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности, различные формы кадровой политики, размещение заказов на поставку продукции, директивное определение номенклатуры выпускаемой продукции, использование органами государственного управления права «вето» на принимаемые руководством АО решения при наличии у фондов имущества «золотой акции» и др. В отношении некоторых групп отраслей и производств осуществляется прямое государственное управление (атомная энергетика, производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия, предприятия, находящиеся на стадии банкротства и т.п.).

Методы косвенного воздействия на предприятия принимают разнообразные формы в зависимости от состояния хозяйственного законодательства, юридической самостоятельности предприятия, действенности, приемлемости и отработанности различных форм воздействия на юридические лица, характера объекта регулирования, задач, стоящих перед органами власти. Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

- стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;

- структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса как обязательного условия поступательного движения экономики;

- техническое перевооружение отраслей материального производства;

- вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;

- повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка;

- рационализация размещения производства по территории России;

- обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности, энергетики, химической, металлургической промышленности.

Большие возможности влиять на материальное производство заложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвестиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки (например, размещение заказа на продукцию ВПК), государство стимулирует рост как в отраслях-исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства.

Рычагами воздействия на материальное производство могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение (увеличение или уменьшение) резервной нормы для коммерческих банков, государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.



Содержание раздела