d9e5a92d

Учет поступлений налогов


Учет поступлений налогов

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

В повседневной практике работы юридические и физические лица зачастую допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности, из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на перечисление платежей в бюджет, уклонения от уплаты налогов и т.п.

На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т.п.).

Проверки непосредственно на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков. Вместе с тем, такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.}

Установленный законодательством порядок взимания налогов в отдельной стране является отражением внешних изменяющихся условий экономических действий хозяйствующих субъектов в целях согласования экономического содержания объекта производства, который облагается налогом со способом налогообложения. Очевидно, что наличие в разных странах различных экономических особенностей обуславливает необходимость изучения принципов налогообложения в зарубежных странах.


Налоги зарубежных стран. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.

В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы управления. Во второй половине 80-х годов в США был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов. Среди наиважнейших проблем около 90% из них выделили экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по значению и важности, а 70% назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач.

Исходя из этого опроса, приоритеты примерно таковы:

-         рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление налоговой базы);

-         сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

-         достижение сбалансированного качественного роста экономики;

-         развитие индустриальной и коммерческой баз;

-         уничтожение трущоб и развалин;

-         помощь беднейшим районам.

В США государственное регулирование экономики, причем вплоть до национализации предприятий, было активно начато президентом Ф.Рузвельтом после небывалого по масштабам экономического кризиса 1929—1932 гг., когда банкротства предприятий приняли массовый характер, а уровень безработицы достиг 25%. В 50—60-е годы федеральное правительство стремилось (и преуспело в этом) включить в процесс регулирования хозяйства местные органы управления.



Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение прибыли частному капиталу.

Прежде всего, это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке и т.д.

Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

Начиная со второй половины 80-х годов, во многих странах применяются методы стимулирования создания новых высокотехнологичных производств. Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную структуру хозяйства. В прошлые годы они относились к числу высокоразвитых, но под воздействием научно-технической революции ранее передовые отрасли пришли в упадок и не могут более определять экономический рост регионов.

Например, в Великобритании — это такие регионы как Уэльс, Шотландия, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии — это районы каменноугольной и металлургической промышленности. В США — некоторые штаты Новой Англии на северо-востоке страны, где была развита текстильная промышленность.

Во второй половине XX века в этих районах встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы. Это можно было сделать лишь при активном участии государства, применившего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.

Так, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия использовали государственные инвестиции в подлежащих развитию районах, субсидии и займы целевого назначения, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на благоприятных финансовых условиях, с временным освобождением от налога на собственность.

В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли и на границе с ними. Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности. Старинные кварталы города Любека, например, были сохранены благодаря тому, что фирмы, занимающиеся их реставрацией, получили крупные налоговые льготы.

Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования — займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

В некоторых странах, например в Германии, во Франции, на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и специалистов, пользуются налоговыми льготами.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерные концентрация населения и хозяйственная активность ведут к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. Задача ограничения возникла раньше всего в Великобритании и во Франции. Здесь сказалась моноцентрическая структура, где доминирует один город (или район) во главе иерархии городов и агломераций. В Японии сильно перенаселен район Токайдо, где расположены три крупнейших муниципалитета: Токио, Нагоя, Осака.



Содержание раздела