d9e5a92d

Таможенные тарифы и уровень защиты национальной промышленности


Таможенные тарифы и уровень защиты национальной промышленности

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров. По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Если первоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на все импортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии начали широко использоваться и многоколонные тарифы.

При одноколонном (простом) тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Недостаток такого тарифа связан с тем, что он не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач.

В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товара две или большее количество ставок. В таком сложном тарифе обычно наибольшей является генеральная, или автономная, пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений

Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, т.е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы.

Таможенные тарифы промьппленно развитых стран строятся так, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для изделий уже может достигать 20%.

Таким образом, английский производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактически уровень таможенной защиты, который намного превышает номинальную величину таможенной пошлины.1

При изучении процессов, происходящих в мировой экономике, предполагается рассмотрение вопросов, связанных с созданием условий функционирования групп экономических субъектов в пространстве мировой экономики. Для обеспечения целостного представления об этом процессе необходимо обратить внимание на то, какую роль в мировой экономике играют торговые союзы и зоны свободной торговли.

Изучение мировой экономики предполагает рассмотрение условий, при которых протекают мировые интеграционные процессы. При этом особый интерес вызывает выявление соотнесенности и взаимовлияния деятельности экономических субъектов и общих тенденций развития мировой экономики. Для более детального и подробного анализа данного соотнесения рекомендуется рассмотреть деятельность Европейского Экономического Союза и Североамериканской зоны свободной торговли.


14.5. Финансы, денежное обращение и кредит

финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием

Определение содержания понятия «финансы» в условиях современной экономики осуществляется посредством рассмотрения и согласования научного и практического представлений содержания финансовой работы.


Финансы

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.



Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов—увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Финансы — это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

В 1960-1990-х годах текущего столетия доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9-18% накануне первой мировой войны, до 35-50% и более—в настоящее время.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Определение условий осуществления планомерного управления процессом создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов предполагает изучение возможностей соотнесения и коррекции содержания конкретных планов и конкретной внешней экономической ситуации.

В рамках изучения финансов, денежного обращения и кредита предполагается рассмотрение уровней взаимодействия финансовых планов на основании анализа содержащихся в них показателей финансовой и экономической деятельности. При этом условием эффективного практического использования системы взаимосвязанных финансовых планов является качество финансового планирования в системе управления.

Определение условий реализации процесса управления предприятием, адекватного современной экономической ситуации на основании согласования планирования экономической деятельности предприятия вообще и его финансовой деятельности в частности, предполагает рассмотрение функционирования управления предприятием.

Условия реализации запланированных финансовых действий определяются тем, насколько планирование отвечает интересам практической деятельности предприятия, что определяется степенью согласования планируемых и реальных действий предприятия с развитием экономических процессов. Для получения целостного представления о данном вопросе необходимо более подробно остановиться на рассмотрении процесса управления финансами предприятия.



Содержание раздела