d9e5a92d

Стратегическое планирование структуры экономики


Стратегическое планирование структуры экономики

Развитие структуры экономики происходит циклически. Циклическая форма развития обеспечивает быстроту и эффективность каждой очередной структурной перестройки, т.к. высвобождающиеся из действующего производства в период спада ресурсы частично или полностью используются во время оживления и подъема для внедрения новой техники и технологии, расширения новых, прогрессивных производств. На цикличность изменения структуры экономики указывали отечественные экономисты — Н.Кондратьев, П.Милюков, М.Туган-Барановский. Основополагающие закономерности циклического обновления структуры экономики были сформулированы в конце 30-х годов XX в. Й.Шумпетером. Согласно его теории структурные сдвиги в народном хозяйстве обусловлены переходом на новые технологии. Технологический прогресс в экономику вносится нововведениями, образующими кластеры. Появление кластера нововведений в начале цикла приводит к зарождению новых отраслей. В середине цикла эти новые отрасли расширяются, происходит распространение технологических преобразований на традиционные отрасли. К концу цикла прежние технологии полностью заменяются новыми, и процесс преобразования структуры на основе данного кластера завершается. Долговременные циклы полного обновления структуры экономики включают в себя циклы меньшей временной продолжительности. В течение одного короткого цикла обычно формируются не существовавшие прежде отрасли и происходит обновление большинства прежних микроотраслей. Затем на протяжении 2—3 коротких циклов полностью обновляются макроотрасли.

По мнению многих ученых, структура экономики развитых стран в настоящее время находится на начальном этапе постиндустриального цикла, вхождению в который непосредственно предшествовали два цикла, завершающих индустриализацию. Характерной особенностью структуры экономики постиндустриального общества является преобладание потребительского сектора, информатики, высокотехнологичных и наукоемких, экологически чистых и малоотходных производств, здравоохранения, образования, культуры.

Структура и тенденции экономики Российской Федерации

Отличительными чертами структуры экономики РФ являются: высокая доля промышленности в общественном производстве, преобладание внутри промышленности военных отраслей и отраслей группы «А», большой удельный вес сельского хозяйства в потребляемых материальных ресурсах и численности занятых, превалирование добывающих отраслей в объеме экспорта, низкий удельный вес производств высокой технологии, наличие существенных межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных диспропорций.

Структурные проблемы отечественной экономики формировались на протяжении нескольких десятилетий. В 60-е годы структурные изменения в экономике РФ носили в основном позитивный характер. Высокая норма производственного накопления позволила обеспечить существенный прирост национального дохода при относительно небольшом увеличении численности занятых в материальном производстве. Быстро увеличился выпуск продукции машиностроения и химической промышленности. Развивались отрасли группы «Б» и сельское хозяйство. Значительные средства направлялись в сферу науки и образования. Однако интенсивное наращивание военного производства к концу 60-х годов привело к образованию существенного преобладания I подразделения в структуре общественного производства и возникновению дефицита на потребительском рынке. Потребности в предметах потребления, оборудовании и сырье для их производства покрывались в значительной мере за счет импорта. Средства для закупок необходимых товаров за рубежом обеспечивал расширяющийся экспорт нефти. Интенсивное

наращивание производства в нефтедобывающей промышленности привело к дальнейшему увеличению доли I подразделения в народном хозяйстве. К середине 80-х годов конъюнктура мирового рынка энергоносителей стала менее благоприятной. Ухудшение условий внешней торговли вызвало ускорение развития кризисных процессов в российской экономике. Началось сокращение объемов производства, которое к концу 80-х годов распространилось на отрасли I подразделения.



Осуществление в ходе экономических реформ в РФ институциональных преобразований привело к необходимости приспособления структуры народного хозяйства к структуре спроса. Потребность в структурных сдвигах обострилась также в связи с ростом влияния конъюнктуры мирового рынка на внутреннее производство. В долгосрочной перспективе структура экономики РФ неизбежно будет изменяться в соответствии с общемировыми тенденциями. По завершении цикла индустриализации на основе распространения передовых прогрессивных технологий в базовых отраслях и цикла создания ресурсосберегающей структуры экономика России вступит в фазу постиндустриального развития. Произойдет сокращение доли первичных секторов материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, отраслей сферы производственной инфраструктуры — оптовой и розничной торговли, связи, финансово-кредитной, страховой и налоговой деятельности. Постепенно, по мере того, как будет увеличиваться органическое строение капитала и повышаться производительность сельского труда на основе роста его энерго- и фондовооруженности, будет снижаться доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте. Приближение к структуре экономики развитых стран неизбежно будет длительным и многоэтапным. В определенные периоды вероятны отклонения от главных тенденций.

В ближайшие годы структурные изменения в российской экономике в основном затронут внутриотраслевые пропорции и в меньшей степени коснутся межотраслевых.

Можно ожидать следующие наиболее существенные сдвиги внутри отдельных отраслей экономики и отраслевых комплексов.

В топливно-энергетическом комплексе произойдет стабилизация добычи нефти при углублении ее переработки и комплексном использовании. Увеличится добыча газа и его доля в общем объеме топлива. Возрастет открытая добыча угля в Восточных районах при одновременном сокращении шахтной добычи в результате закрытия нерентабельных предприятий. Увеличится комбинированная выработка электроэнергии и теплоты, возрастет использование нетрадиционных источников энергии в труднодоступных местах.

В черной металлургии будет происходить замена мартеновского способа конвертерным и электросталеплавильным, увеличатся объемы непрерывной разливки стали, внепечной обработки, проката, совмещенного с разливкой, расширится сортамент и повысится качество труб.

В цветной металлургии основное внимание будет уделяться укреплению рудной базы и концентрации производства на основе применения энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования.

В строительной индустрии увеличится производство конструкций для малоэтажного строительства, мелкоштучных изделий из местного сырья, эффективных стеновых материалов.

В химической промышленности возрастет выпуск конструкционных пластмасс и изделий из них, полиэфирных волокон, основы магнитных лент, сырья для изготовления бутылок и пленки.

В деревообрабатывающей промышленности опережающими темпами будет увеличиваться производство древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит с защитной обработкой.

В машиностроении и металлообработке расширится производство современного технологического  оборудования,  автоматизированных  и высокоточных станков, инструмента, автомобилей и автобусов, вагонов для поездов и метро, строительно-дорожных машин для малоэтажного строительства, оборудования для торговли и легкой промышленности, агропромышленного комплекса, медицинских учреждений.

В аграрном секторе ускоренное развитие получат торгово-закупочные и торговые предприятия, индустрия сортировки, переработки, упаковки и хранения сельскохозяйственной продукции, селекционная работа.

В транспорте, связи и информатике главное внимание будет уделено развитию и улучшению освоения дорожной сети, реконструкции электросвязи на основе цифровых систем, развитию спутниковой связи и вещания, расширению новых видов услуг, микроэлектронике, внедрению в различных сферах народного хозяйства современных информационных технологий.

Теоретически рыночный способ ведения хозяйства автоматически обеспечивает необходимую гибкость и мобильность структуры экономики, адекватное и своевременное реагирование ее на изменение запросов внутреннего и внешнего рынков. Однако на практике структурные преобразования экономики осуществляются только при активном участии государства. Интересы общества объективно требуют государственного регулирования структурных сдвигов в экономике. Прежде всего это вызвано стремлением уменьшить болезненность процесса структурной перестройки для общества. В ходе структурных хозяйственных преобразований система экономики избавляется от устаревших элементов, сохраняющиеся элементы подвергаются количественным и качественным изменениям, дополнительно формируются новые, не существовавшие прежде образования. Поскольку все элементы экономической системы тесно взаимосвязаны между собой, возможны сбои в технологических цепочках, остановка производств, необходимых для нормального протекания хозяйственных процессов и жизнеобеспечения общества. Кроме того, часть ресурсов, высвобождающихся при ликвидации и сокращении действующих производств, может не найти применения в новой структуре. В результате возникает угроза ухудшения условий жизни многих людей. Решение задачи смягчить последствия изменений в структуре народного хозяйства традиционно берет на себя государство.

Другой задачей, решать которую призвано государство, является выбор и создание условий для реализации того варианта из множества альтернатив структурной реформы, который отвечает жизненным интересам наиболее широких слоев общества.

Третья задача государства — обеспечение оптимальных сроков реформирования. Продолжительность процесса структурных преобразований в целом, очередность и длительность отдельных этапов в значительной мере зависят от того, как будут использованы материальные, трудовые и финансовые ресурсы общества. Государство способно определить ключевые направления, в наибольшей степени отвечающие интересам страны, и создать условия для мобилизации ресурсов и их концентрации на этих направлениях.

Разработку Правительством страны комплекса мероприятий в отношении отдельных элементов экономической системы общества с учетом их взаимовлияния и взаимодействия называют структурной политикой государства.

Структурная политика тесно связана во времени и пространстве с инвестиционной политикой, которая объединяет комплекс мер Правительства, направленных на определение необходимого для структурных преобразований объема материальных, трудовых, научно-технических и финансовых ресурсов, их изыскание, привлечение и распределение по приоритетным направлениям. Учитывая высокую степень взаимозависимости между структурной и инвестиционной политикой, можно говорить о едином направлении в деятельности Правительства — структурно-инвестиционной политике государства.

Государственная структурно-инвестиционная политика направлена на упорядочение структурных преобразований и их ресурсное обеспечение, координацию в масштабах страны всех внутренних и внешних потоков инвестиций — средств бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, сбережений населения, займов иностранных государств и частных компаний, частных иностранных инвестиций.

Поскольку структура хозяйства страны представляет собой строение целостного организма, структурно-инвестиционная политика должна охватывать все элементы и движущие силы в экономической конструкции и четко определять очередность воздействия на них со стороны государства.

Будучи одним из звеньев социально-экономической политики в целом, структурно-инвестиционная политика должна соответствовать социально-экономическим целям развития страны на конкретном историческом этапе. В условиях перехода к рынку структурно-инвестиционная политика государства, решая специфические свои задачи, должна способствовать успешному осуществлению экономических реформ в целом.

В современной экономической ситуации, сложившейся в России, структурно-инвестиционная политика призвана остановить процесс деиндустриализации российской экономики и способствовать перелому наметившихся в последние годы неблагоприятных тенденций.1

Рыночная стратегия направлена на сохранение прежнего или достижение принципиально нового положения рынка конкретного товара или группы товаров. При этом в рыночную стратегию как элемент входит стратегия воздействия на рынок в целях получения прибыли и изменения соотношений рыночных элементов и данной фирмы, предприятия или корпорации.



Содержание раздела