d9e5a92d

Статистические показатели динамики социально-экономических явлений


Статистические показатели динамики социально-экономических явлений

Для количественной  оценки  динамики  социально-экономических  явлений применяются статистические показатели: абсолютные приросты, темпы роста и прироста, темпы наращивания и др.

В основе расчета показателей рядов динамики лежит сравнение его уровней. В зависимости от применяемого способа сопоставления показатели динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения.

Важнейшим статистическим показателем динамики является абсолютный прирост, который определяется в разностном сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.

Базисный абсолютный прирост aj^ исчисляется как разность между сравниваемым

уровнем у- и уровнем, принятым за постоянную базу сравнения у п, :

Абсолютный прирост может иметь и отрицательный знак, показывающий, насколько уровень показателя изучаемого периода ниже базисного.

Между базисными и цепными абсолютными приростами имеется связь: сумма цепных абсолютных приростов ^Д^,,, равна базисному абсолютному приросту последнего периода ряда динамики A^g„:

Распространенным статистическим показателем динамики является темп роста. Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах.

Базисные темпы роста Tpg исчисляются делением сравниваемого уровня у, на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уо,:

Цепные темпы роста Трб исчисляются делением сравниваемого уровняв, на предыдущий уровень y0i:

Если темп роста больше единицы (или 100%), то это указывает на увеличение изучаемого уровня по сравнению с базисным. Темп роста, равный единице (или 100%), показывает, что уровень изучаемого периода по сравнению с базисным не изменился. Темп роста меньше единицы (или 100%) указывает на уменьшение уровня изучаемого периода по сравнению с базисным. Темп роста всегда имеет положительный знак.

Темпы прироста характеризуют абсолютный прирост в относительных величинах. Исчисленный в процентах темп прироста показывает, на сколько процентов изменился изучаемый уровень по сравнению с уровнем, принятым за базу сравнения.

Базисный темп прироста Tg вычисляется делением сравниваемого базисного абсолютного прироста Ауд на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уoi:

Если уровни ряда динамики сокращаются, то соответствующие показатели темпа прироста будут со знаком минус, так как они характеризуют относительное уменьшение прироста уровня ряда динамики.

Важным статистическим показателем динамики социально-экономических процессов является темп наращивания, который в условиях интенсификации экономики измеряет наращивание во времени экономического потенциала.

Вычисляются темпы наращивания Тн делением цепных абсолютных приростов Av,

на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уц, :

Из преобразований в формуле (17.3.10) следует, что темпы наращивания можно непосредственно определять по базисным темпам роста:

Формула (17.3.11) удобна для практики, так как статистическая информация о динамике социально-экономических явлений публикуется чаще всего в         виде базисных рядов динамики.1

17.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политика

административное и законодательное регулирование; взаимодействие государственных органов различных уровней

В широком смысле слова государственное регулирование — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальную ментальность и традиции, степень рациональности ожиданий населения, доверия к действиям правительства и т.д.

Присутствие в экономическом пространстве одновременно коммерческих и государственных структур, в разной степени регулирующих рыночные процессы, приводит к необходимости отслеживания элементов этих структур. При этом поиск общего признака в разнородных совокупностях элементов является  основой  для расчета  последовательности  воспроизведения исследуемого явления. Государство и рыночные механизмы соприкасаются на уровне административных отношений. Государственное регулирование экономики  и  экономической  политики  осуществляются  в  рамках административного регулирования.



Очевидно, что выражение обобщенных действий правил любого типа в рамках всей страны реализовано в законодательных источниках. При этом особое значение со стороны экономического субъекта уделяется модификациям проявления интересующего их явления. Именно проблема модификаций экономического явления в зависимости от основания, послужившего причиной его формообразования, и является наиболее спорной в законодательном регулировании.



Содержание раздела