d9e5a92d

Спрос, предложение и цены


Спрос, предложение и цены

Цены претерпевают любые изменения на рынке под воздействием спроса и предложения.

Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя. Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов.

Dx=

(Tx, Y, Px , Py, W,F)                          (19.2.1)

где Dx — спрос на товар;

Тx — потребность покупателя в данном товаре;

Y — доход потребителя;

Рx — цена на этот товар;

Рy — цена товара-заменителя;

Р — цена на дополняющий товар;



W — уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

F  — мнение потребителя относительно перспектив его экономического благосостояния.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по данной цене, устанавливается строгое соотношение. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, т.е. таблицы, показывающей, какое количество товара будет куплено по различным ценам (табл. 19.2.1).

Таблица 19.2.1

Соотношение цены и количества проданного товара на рынке

Цена (Price) за единицу товара в денежном выражении (Р)

Спрос (Quantity), количество проданного товара A(Q)

50

40

30

20

10

10

20

30

50

75


Почему спрос (или количество единиц купленного товара А) ведет себя подобным образом? Это объясняется следующими обстоятельствами:

- по низкой цене купить товар сможет большее число потребителей;

- низкие цены заставят многих покупателей предпочесть этот товар другому;

- если же цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажется от покупки.

Используя данные таблицы, можно построить график, где, соединив нанесенные точки, получим кривую спроса ( 19.2.1).

где Q1 — величина спроса при старых ценах;

Q2_ — величина спроса при новых ценах;

Р2 — новая цена;

Р1 — старая цена.

Если небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффициент эластичности спроса по ценам больше 1 (Эc l). Из 19.2.3,б видно, что увеличение цены ведет к значительному сокращению спроса.

Таким образом, спрос выражает желание потребителя купить товар, но это желание может основываться на различных мотивах. Фиксируя различные параметры товара или другие факторы в результате наблюдений за поведением покупателей, реально выявить, что привлекает покупателей, а что отталкивает в товаре. Используя эту информацию в совокупности с другими методами маркетинга, можно стимулировать покупателей приобретать товар.

Всякое взаимодействие с потенциальным покупателем используется в маркетинге для получения информации о самом покупателе, о рынке, о своем товаре. При непосредственном контакте с потребителями дилеры и дистрибьюторы имеют более адекватную информацию о настроениях и преференциях покупателей и имеют массу средств воздействия на них. Поэтому маркетинг использует, среди прочих, метод формирования спроса через сбыт.



Содержание раздела