d9e5a92d

Регулирование денежного обращения


Регулирование денежного обращения

Необходимость регулирования денежного обращения диктуется прежде всего борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает платежеспособный спрос предприятий и населения.

Объективным фоном инфляции является возможность получения огромных прибылей за счет роста цен. В условиях директивной экономики такая возможность подавляется государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей производительности труда, структуры экономики, оплаты труда. Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере обращения, а рост издержек — к параличу платежеспособного спроса в сфере производства.

К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности использования производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для поддержания воспроизводства, что и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является также наличие многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.

Хотя причины инфляции имеют многоплановый характер, правительство в борьбе с ней вначале избрало в основном одно направление — сжатие совокупного спроса за счет снижения государственных расходов, увеличения налогов, обесценения вкладов населения.

В 1995 г. инфляция существенно сократилась. Однако она остается все еще высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой: уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение в социальной сфере. Поэтому преодоление инфляции остается одной из главных задач развития экономики, состоящей в том, чтобы уменьшить ее до безопасного уровня (1—2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий в интересах повышения эффективности производства одновременно могут способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций, усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для оживления производства.

На характер борьбы с инфляцией накладывает отпечаток то обстоятельство, что теперь денежное обращение России и размеры бюджетного дефицита находятся под контролем Международного валютного фонда (МВФ). Жесткие параметры, устанавливаемые МВФ прежде всего в сфере эмиссии, вызвали к жизни выпуск денежных суррогатов. Ими являются товарный и вексельный кредиты, казначейские налоговые освобождения, правительственные гарантии под кредиты коммерческих банков, выдаваемые получателям бюджетных средств.

Поскольку прямое кредитование Центральным банком правительственных расходов МВФ запрещается, применяется выпуск правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков, т.е. кредит берет не правительство, а бюджетополучатель. Такой заем не считается источником покрытия бюджетного дефицита, и проценты по нему относятся за счет ассигнований на конкретные статьи бюджетных расходов (оборона, сельское хозяйство и т.д.), а не за счет статьи «Обслуживание государственного долга».'

18.5. Право

конституционная основа правовой системы

Всякое государство для своего существования должно иметь правовую основу, «правила игры». В отношении экономических процессов требуется формальное выражение законов взаимодействия экономических, субъектов с тем, чтобы регулировать деятельность рынка и разрешать возникающие спорные ситуации. В процессе развития государства, его форм в части стран сложилась правовая система, базирующаяся на основном законе — конституции, в которой закреплены основные принципы права. На основе конституции развивается система правовых актов через принятие законов и административных положений. Их цели и методы не должны противоречить основному закону, а в случае расхождения с ним могут быть оспорены в судебном порядке. Вот почему знание конституции, ее места и роли в правовой системе так важно для любого субъекта правовых и экономических отношений.



Конституционное право

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью прав Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основным нормативным источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем, федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляются в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают правовую защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство. А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства. Вот эти принципы.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т.е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, являются обязательными для применения на территории России.1

В системе права необходимо отслеживать законодательные и подзаконные акты на предмет их соответствия с конституцией государства. В то же время при их разработке всякая система стремится как можно более адекватно отразить интересы всех слоев общества и закрепить основы, необходимые для успешного развития государства, в том числе в экономическом плане. Конституционная основа обеспечивает концепцию права и понятийную базу для процесса формирования системы общеобразовательных норм, охраняемых силой государства.



Содержание раздела