d9e5a92d

Предмет статистической науки


Предмет статистической науки

Статистика как наука изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические явления. Так, при изучении товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, дает цифровую оценку проявляющимся при этом закономерностям.

Статистика также изучает влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально-экономических явлений и влияние жизнедеятельности общества на среду обитания.

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством статистических показателей.

Статистический показатель — это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели; аналитические показатели.

Учетно-оценочные показатели — это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

В зависимости от специфики изучаемого явления учетно-оценочные показатели могут отображать или объемы их распространенности в пространстве, или достигнутые на определенные моменты (даты) уровни развития. Так, например, по данным Госкомстата РФ, объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли России в 1990 г. составил 264,1 млрд. руб. (в ценах соответствующего года).

По своей архитектонике данный статистический показатель состоит из двух частей. Первая выражена смысловым понятием: «розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли». Это установленное на основе положений экономической теории понятие, определяющее качественную специфику отображаемого показателем явления, на основе которого розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли отличается от других видов реализации товаров (оптовой, колхозно-базарной торговли и др.). Вторая характеризует его величину 264,1 млрд. руб.

Это количественная сторона, цифровая оценка результата функционирования изучаемого явления, объема его распространения в конкретных исторических условиях: в целом по России за период с 1 января по 31 декабря 1990 г.

Другой разновидностью учетно-оценочных показателей является количественная характеристика достигнутого уровня развития изучаемых явлений на определенный момент (дату). Например, в сообщении Госкомстата РФ сказано, что численность населения России составляет на начало 1991 г. 148,5 млн. человек.

Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т.д. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, силы связи и др.

Количество и качество выступают в статистике как две стороны единого. Количество в статистике всегда имеет качественную определенность. Именно в этом и состоит познавательное значение статистического метода изучения социально-экономических явлений.

Одной из важных категорий статистической науки, тесно связанной с показателем, является понятие признака Под признаком в статистике понимается характерное свойство изучаемого явления отличающее его от других явлений.

Так, основным признаком розничного товарооборота является .продажа товаров населению в обмен на его денежные доходы. С этих позиций включение в розничный . товарооборот безналичного отпуска товаров (в порядке мелкого опта) нельзя признать правильным; так как это ведет к искусственному завышению объема продажи товаров населению.

Иногда понятие статистического показателя отождествляется с понятием признака изучаемого явления. Надо иметь в виду, что в статистическом показателе выражается единство качественной и количественной сторон. Вернемся к показателю «Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли составил в 1990 г. 264,1 млрд. руб.». Изучаемый признак отображает лишь качественную особенность изучаемого явления: «розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли» — реализация товаров населению в обмен на их денежный доход доходы в розничных предприятиях •государственной и кооперативной торговли. При статистическом изучении данный качественный .признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем.



Изучаемые статистикой признаки могут выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями. Признаки, выраженные смысловыми понятиями, принято называть атрибутивными. Например, атрибутивными признаками являются: пол человека — мужчина или женщина; специализация магазинов (продовольственные, непродовольственные) и т.д. Если атрибутивные признаки принимают только одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Признаки, выраженные числовыми значениями, принято называть количественными, например возраст (число прожитых лет), стаж работы, получаемая заработная плата и т. д.

Признаки, принимающие различные  значения у отдельных единиц изучаемого • явления, называются варьирующими. Так, при изучении коммерческой деятельности Важная особенность статистической науки состоит в том, что, изучая свой предмет, она образует статистические совокупности (коллективы).

Статистическая совокупность — это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой. Так, например, при определении объема розничного товарооборота все предприятия торговли, осуществляющие продажу товаров населению, рассматриваются как единая статистическая совокупность «розничная торговля». Но по признакам объема продаж товаров, торговой специализации, формам и методам обслуживания покупателей и другим признакам коммерческой деятельности единицы данной статистической совокупности могут быть разнородными. Из этого следует, что состав статистических совокупностей не является постоянным. Он формируется статистикой в соответствии с долями конкретного исследования.

Из специфики предмета статистики следует, что теоретической основой статистической науки являются положения исторического материализма и экономической теории, которые исследуют и формируют законы развития социально-экономических явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знание положений экономической теории, статистика формирует статистические совокупности, устанавливает существенные признаки для выделения социально-экономических типов, осуществляет разработку адекватных методов их изучения.

Руководствуясь положениями экономической теории, статистика обогащает экономические науки фактами, полученными в статистическом исследовании, подтверждает или отрицает их теоретические догмы.

Экономическая теория, опираясь на статистику, формулирует законы развития социально-экономических явлений. Статистика, характеризуя количественную сторону • общественных явлений в конкретных исторических условиях, создает фундамент из точных и бесспорных фактов. Экономические науки используют статистическую информацию для проверки, обоснования или иллюстрации своих теоретических положений.



Содержание раздела