понятная онлайн бухгалтерия от 1с фреш https://1cfresh-buh.ru/         d9e5a92d

Права и обязанности главных бухгалтеров


Права и обязанности главных бухгалтеров

Основываясь на требованиях Положения о бухгалтерском учете и отчетности (Минфин РФ от 20.03.92 г. № 10) и дополнений и изменений № 68 от 04.06.93 г., ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В связи с чем он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера о порядке оформления и представления для учета документов и сведений. Бухгалтерская служба на предприятии может выступать или в виде самостоятельного структурного подразделения (службы), или в виде централизованной бухгалтерии. Разрешается осуществлять бухгалтерский учет (на предприятиях, не имеющих бухгалтерской службы) силами специализированной организации или соответствующим специалистом на договорных началах.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности только руководителем предприятия и ему непосредственно подчиняется.

Главный бухгалтер несет ответственность за соблюдение методологических основ при ведении бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирует оперативную информацию и бухгалтерскую отчетность для ее представления в установленные адреса и сроки. Совместно с руководителем предприятия главный бухгалтер подписывает документы, служащие основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

Документы, противоречащие законодательству, вызывающие нарушение договорной и финансовой дисциплины, к исполнению не принимаются. О них в письменном виде главный бухгалтер сообщает руководителю и, только получив в письменном виде распоряжение об их исполнении, принимает к учету. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций в этом случае несет руководитель предприятия. С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассира, зав. складом и др.).

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.1

Расчеты — неотъемлемая часть процесса хозяйствования экономического субъекта. Осуществление их, их своевременность, пропорциональность и своевременная регистрация являются объектом оперирования системы бухгалтерского учета. Являясь формализованным отображением экономического, расчеты осуществляют вторичную в экономическом отношении операцию — согласование взаимных требований (интересов) экономических субъектов, играя при этом первичную роль в отношении значимости полноты осуществления данной операции.

В настоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов:

платежными требованиями-поручениями, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, платежными поручениями, переводами через предприятия министерства связи, чеками из чековых книжек и др.

Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершением платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и рост остатков товарно-материальных ценностей в пути.

Расчеты платежными требованиями-поручениями возникли на базе акцептной формы расчетов и сводятся к следующему: поставщик, отгрузив продукцию, выписывает платежное требование на покупателя-плательщика, отсылает его ему или доставляет нарочным. Получив платежное требование, плательщик обязан заполнить вторую часть — платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, так как обязанности (условия договора) поставщиком выполнены. Предприятие-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.



Плательщик имеет право полностью отказаться от оплаты в случаях, если товары или услуги не заказаны (не предусмотрены договором); товары поставлены досрочно без согласия покупателя; документально установлена недоброкачественность или некомплектность товаров; не согласована цена товаров; предъявленное требование оплачено раньше или поступило бестоварное требование, по которому фактически не произошла отгрузка или не оказаны услуги. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки наряду с заказанными незаказанных товаров или отгрузки их в большем количестве, чем указано в счете, или более низкой сортности, или отсутствия согласованных цен на часть товаров, или превышения установленных цен, арифметических ошибок в требовании, или недостачи товаров.

При отказе от оплаты покупатель принимает поступающий товар на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает его в указанный адрес.

Со счетов плательщиков оплачиваются без их согласия требования за коммунальные услуги (газ, воду), электроэнергию, абонементная плата за телефон.

В бухгалтерском учете рассматриваемая форма расчетов оформляется следующими записями на счетах.

У поставщика:

1) в момент отгрузки — дебет счетов 45 «Товары отгруженные», 46 «Реализация продукции», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит счета 40 «Готовая продукция» (в журнале-ордере № 11) или счета 20 «Основное производство (в журнале-ордере № 10/1);

2) в момент зачисления денежных средств на расчетный счет — дебет счета 51 «Расчетный счет», кредит счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» или счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (в журнале-ордере № 11).

У покупателя;

1) в момент акцепта платежных документов, при поступлении материалов — дебет материальных счетов (10, 12), кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в журнале-ордере № 6);

2) в момент списания средств с расчетного счета — дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет» (в журналах-ордерах № 2 и № 6).

Расчеты по аккредитивам. Аккредитив — поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда. Это менее предпочтительная форма расчетов для покупателя, так как он лишается сумм денежных средств еще до отгрузки материалов поставщиком.

Каждый аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком на срок до 15 дней, в отдельных случаях банк может установить иной срок. При частичном использовании суммы аккредитива ее остаток перечисляется на расчетный счет. Особенно предпочтительна эта форма расчетов в условиях переходного периода к рыночным отношениям, так как создает возможность скорейшего получения платежа поставщиком после исполнения своих обязательств.

Расчеты по особым счетам — форма иногородних расчетов покупателя с одним или несколькими постоянными поставщиками, находящимися в одном городе, при которой оплата товаров или услуг осуществляется в банке по месту нахождения поставщика за счет депонированных средств покупателя. Оплата требований происходит только при наличии акцепта представителя покупателя. С особого счета допускается выплата представителю покупателя наличных денег на оплату расходов по приемке и отгрузке товаров.

Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются между предприятиями при постоянных, равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказании услуг (услуги автотранспорта, поставка кислорода, ацетилена и прочей продукции ежедневного потребления без права хранения на предприятиях).

Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная, плановая сумма стоимости продукции или услуг, подлежащая оплате ежедневно. Оплата оформляется или платежными поручениями, или платежными требованиями. В согласованные сроки расчеты регулируются, т.е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом (стоимостью) полученной продукции или услуг. Излишне уплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаться покупателю, а недостающие — доплачиваться. Данные расчеты ведутся у поставщика на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 2 «Расчеты по плановым платежам». Дебетуется счет на суммы выполненных обязательств, т.е. причитающихся сумм с покупателей, а кредитуется на суммы поступивших платежей. Аналитический учет организуется в ведомости № 7 в разрезе каждого дебитора, а синтетический — в журнале-ордере № 11 «Обороты по кредиту».

Расчеты по аккредитивам и особым счетам учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы». Аналитический и синтетический учет этих расчетов организуется в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка.



Содержание раздела