d9e5a92d

Мультипликатор экономического роста


Рост резервной нормы увеличивает количество ресурсов, которые должны будут держать коммерческие банки в Центральном банке России. При понижении резервной нормы при прежних размерах финансовых ресурсов коммерческие банки могут выдавать кредиты в больших размерах.

Наиболее радикальным средством влияния на производство является регулирование процентных ставок за кредиты. Решение об изменении ставки рефинансирования Центробанка РФ автоматически отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлекательными оказываются кредиты (особенно долгосрочные), и наоборот. Ставки за кредиты в размере 100, 150% годовых с учетом инфляции становятся непреодолимой преградой для заемщиков средств на осуществление долговременных проектов. Снижение процентных ставок Центробанком страны обычно способствует оживлению капитального строительства, производства строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, техническому обновлению предприятий, создает базу экономического роста в целом по стране.

Непосредственное влияние на материальное производство государство оказывает путем бюджетного финансирования инвестиций. Теории рыночной экономики оперируют понятием мультипликатора экономического роста, который свидетельствует о величине

изменения производства в зависимости от изменений объемов инвестиций в экономику. Возможные изменения объемов производства (индексы) рассчитываются по формуле

Инд= М*Iинв,                                                                             (19.4.1)

где  М — мультипликатор экономического роста;

Iинв — индекс первоначального изменения инвестиций.

В России в последние годы принят ряд законодательных и других нормативных актов, касающихся инвестиционной политики: федеральные законы об инвестиционной деятельности в стране, об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации, постановления Правительства РФ, утвердившие Положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации, комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредством направления финансовых ресурсов на выполнение целевых программ и на другие государственные нужды. Средства на эти цели предусматриваются в государственном бюджете и в некоторых внебюджетных фондах.

Основной контроль за использованием централизованно выделяемых финансовых ресурсов на инвестиции в производственную сферу ложится на Министерство экономики, Министерство финансов и особенно Казначейство РФ.

Одной из форм воздействия государства на инвестиционные процессы в стране является участие в осуществлении коммерческих проектов. Оно допускается в размере 20% необходимых средств для реализации проектов в том случае, если срок окупаемости затрат по ним не более двух лет. Государственные инвестиции предоставляются в порядке конкурсного отбора прошедших экономическую экспертизу предложений. В особых случаях доля государства в финансировании коммерческих проектов может быть по решению высших органов государственной власти повышена. Например, согласно Указу Президента РФ от 17 октября 1995 г. Московскому акционерному обществу «Завод имени И.А. Лихачева» разрешено участвовать в конкурсе на получение государственных капитальных вложений для реализации коммерческих проектов при условии, что само АО вкладывает не менее 60% собственных и заемных средств.

Финансовая поддержка из средств федерального бюджета предоставляется предприятиям всех организационно-правовых форм и видов собственности выделением ссуд на срок, не выходящий за пределы финансового года, на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем оплату процентов по государственному долгу, т.е. фактически без процентов. Финансовая поддержка может быть предоставлена также в виде отсрочки в уплате налогов. Краткосрочная финансовая поддержка предоставляется:

- на проведение структурной перестройки производства;



- для расчетов по кредитам, взятым на закупку оборудования и материалов;

- на разработку, внедрение и приобретение новых технологий, оборудования и материалов, в том числе за рубежом.

Акционерные и частные предприятия отвечают за выданные ссуды при их невозврате своим имуществом. Руководители государственных предприятий и акционерных обществ, где держателем акций является государство, при заявке на получение ссуды дают согласие на переоформление их трудовых контрактов на контракты, заключаемые в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О мерах по обеспечению государственного управления экономикой», согласно которому решение об освобождении от работы руководителя предприятия может принимать орган власти.

Приняты законодательные акты о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, газ, перекачку, перевалку и налив нефти. Угольная промышленность раньше получала дотации за счет введенного в 1994 г. специального налога, а в настоящее время — за счет других доходных источников бюджета Российской Федерации. Для предприятий по добыче нефти установлен льготный порядок экспорта продукции.

Для обеспечения баланса интересов потребителей и производителей государство регулирует деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями. К числу естественных монополий относятся фирмы по передаче электроэнергии, транспортировке нефти и газа, железнодорожным перевозкам, перевозу товаров любым транспортом в труднодоступные регионы РФ, услуги связи и др. Образованы государственные  органы,  призванные  контролировать  деятельность естественных монополий и других монополистических образований в России.

Одним из способов воздействия на важнейшие отрасли сырьевого и обрабатывающел о комплексов является система государственного заказа. Согласно федеральному закону РФ «О поставках продукции для общегосударственных нужд» государственный заказ может размещаться на предприятиях, в организациях и учреждениях любой формы собственности. Госзаказ на поставку продукции размещается для создания и поддержания государственных материальных резервов, обеспечения необходимого уровня обороноспособности страны и ее безопасности, выполнения экспортных поставок, реализации федеральных программ. Поставки продукции для федеральных нужд финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Элементом государственного регулирования деятельности предприятий является применение процедуры банкротства (несостоятельности). Несостоятельность предприятия свидетельствует о том, что оно не может нормально функционировать в складывающихся на рынке условиях и должно реорганизоваться или прекратить свое существование как хозяйственная единица. С государственных позиций прекращение деятельности предприятий может быть нежелательным даже при их убыточности. Поэтому государственные предприятия, утратившие возможность самостоятельного хозяйствования, то есть предприятия-банкроты, могут получить статус казенного завода. При этом в структуре федеральной исполнительной власти создаются органы, имеющие широкие полномочия по управлению казенными предприятиями, особенно по планированию и финансированию.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развитии завода, которые разрабатываются на основе выявляемой уполномоченным органом потребности в продукции (работах, услугах), производимой заводом с целью обеспечения поставок для государственных нужд. Заводу за три месяца до начала планируемого года доводится утвержденный план-заказ в составе следующих показателей:

- объем поставок продукции (работ, услуг), производимой заводом в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента требований к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;

- фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа;

- лимит численности работников;

- объем средств, выделяемых из бюджета, и условий их предоставления. Для организации работы по поставкам продукции Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть федеральные органы исполнительной власти, казенные предприятия или государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работ по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции.

Размещение государственных заказов на поставку продукции проводится путем организации торгов, конкурсов, аукционов. Для предприятий-монополистов и казенных заводов может быть предусмотрен режим обязательного заключения контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. В случае необоснованного



Содержание раздела