d9e5a92d

Местное ассоциативное предпринимательство


Местное ассоциативное предпринимательство

Для решения региональных проблем субъектов Российской Федерации создаются различные ассоциативные территориальные межотраслевые объединения (ТМО), состоящие, как правило, из предприятий и организаций местного подчинения, продукция и услуги которых направлены непосредственно на удовлетворение потребностей территориальной экономики.

ТМО могут самостоятельно расширяться, создавать совместные предприятия, в том числе с другими заинтересованными партнерами независимо от их ведомственной принадлежности, включая инофирмы. ТМО предоставляется право образовывать в своем составе новые предприятия и объединения, организовывать в установленном порядке кооперативы.

При формировании ТМО решаются следующие задачи:

- комплексное экономическое и социальное развитие территории;

- использование местных материальных, финансовых и трудовых ресурсов и вторичного сырья, отходов для увеличения выпуска и расширения ассортимента товаров народного потребления и услуг;

- развитие территориальных форм кооперации, концентрации и специализации основных и вспомогательных производств;

- содействие решению общих для предприятий и организаций региона вопросов научного и технического развития;

- активизация внешнеэкономической деятельности;

- совершенствование форм и методов хозяйствования;

- повышение   эффективности   производства:   увеличение   прибыли,   рост производительности труда на основе широкого использования территориальных производственных и социальных факторов интенсификации.

ТМО могут быть специализированными, но обычно это многопрофильные образования, занимающиеся одновременно промышленной, аграрно-промышленной, торговой, строительной и другой деятельностью.

Участники ТМО сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. Руководство ТМО осуществляет по отношению к ним функции координирующего органа, что вовсе не означает пассивное наблюдение за происходящим и обеспечение участников какими-то необязательными рекомендациями. Располагая достаточными финансовыми ресурсами, информацией и хозяйственными связями, руководство ТМО имеет возможность создавать такие условия, при которых участники объединения могут эффективно работать, только находясь в нем и подчиняясь его правилам.

Деятельность межотраслевой ассоциации «Уральский фермер», например, основана на принципах холдинга. Его дочерние фирмы «Фермер-снаб» и «Фермер-маркетинг» обеспечивают фермерские хозяйства Челябинской области машинами и механизмами, строительными материалами, кредитами на выгодных для них условиях. Ассоциация организовала совместные лесоразработки и распиловку леса на деловую древесину.

Ассоциация «Уральский фермер» создала совместные предприятия по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, использованию природно-сырьевых ресурсов и недр земли. Многие крестьянские хозяйства Челябинской области, которые не могут обеспечить себе нормальную работу, нуждаются в промышленной и коммерческой инфраструктуре, созданной этой ассоциацией, и, следовательно, обязаны подчиняться ее правилам.

В отдельных случаях аппарат управления ТМО может быть одновременно и подразделением местной администрации соответствующего уровня территориальной и производственной инфраструктуры. При этом он работает под руководством местной администрации и совета объединений.

Консорциумы. Синдикаты. Промышленные узлы

Наряду с бессрочными организационными объединениями типа холдинга или ассоциации могут возникать временные объединения предприятий, организаций для решения конкретных задач в течение определенного периода времени, называемые консорциумами. Они обычно объединяют предприятия любой подчиненности и любой формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.

К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ. Например, в задачи консорциума «Арал», созданного в конце 1990 г. по решению бывшего союзного Правительства, входило экологическое спасение Аральского моря и его бассейна. В состав консорциума в свое время входили ряд союзных и республиканских министерств и ведомств, многие предприятия и организации. После развала СССР консорциум прекратил свое существование.



Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана, в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйствах. На долю, например, известного международного синдиката ОПЭК, занимающегося добычей и реализацией нефти на мировых рынках, приходится около 2/3 мирового экспорта нефти.

Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в ведение которой члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи.

Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупку сырья, материалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, вырученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката — расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.

Промышленные узлы — это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.

В промышленных узлах формируются условия для развития микротерриториальной интеграции, кооперации, специализации производства, более полного использования уникального оборудования, производственных площадей и мощностей по переработке вторичных ресурсов, организации межотраслевых производств, обслуживающего хозяйства.

Предпринимательство, таким образом, перестало считаться приоритетной областью действия одиночек, превратившись в повседневные занятия руководителей и специалистов крупных предприятий и затронув государственные и межгосударственные отношения. Это объясняется тем, что крупномасштабные предпринимательские союзы (концерны, холдинги, ассоциации и др.) во многих отраслях экономики могут более гибко и надежно, чем каждое предприятие в отдельности, реализовать достоинства предпринимательства:

- применять различные формы организации производства: аренду, подряд, кооперативы;

- добиваться многоканального использования сырьевой базы, широкого тиражирования и комплексного применения прогрессивной техники и технологии;

- полностью перевести цикл «исследование — производство — потребление» на межотраслевую, в том числе кооперативную, основу;

- развивать коллективные вспомогательные и обслуживающие производства;

- создавать территориальную производственную и социальную инфраструктуру.

Однако было бы совершенно неправильно указывать только позитивные стороны новых производственных формирований.

При их создании возникает много проблем. В России это обусловлено прежде всего несовершенством законодательства: не полностью проработаны методы согласования работы комплексов с центральными и местными административно-хозяйственными ведомствами; не установлены границы экономической самостоятельности этих комплексов;

взаимоотношения ассоциаций, концернов с государственными и местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой регламентации; не разработаны правовые основы информационного обслуживания комплексов, недостаточны условия развития кооперации, сохранения сложившихся производственных связей.

Кроме того, при образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется  проблема монополизма.  Создание  сверхкрупных  производственных комплексов, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции страны, представляет реальную угрозу из-за монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно-технического прогресса.

Решение проблемы состоит в организации параллельных производств однотипной продукции, развитии внешнеэкономических связей. Однако на создание параллельных структур и конкурсное размещение заказов требуется значительное время. Поэтому государственные органы считают первоочередным и наиболее доступным методом ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер государственного регулирования процессов интеграции производства в рамках концернов и ассоциаций.1



Содержание раздела