d9e5a92d

Крупномасштабное предпринимательство


Крупномасштабное предпринимательство

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу из-за ее низкой рентабельности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами производства, наращивать которое они не в силах.

Помимо того, у крупных предприятий и организаций за счет концентрации капитала имеется возможность проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.

По данным статистики 500 крупнейших корпораций в США (всего в США более 4,5 млн. торгово-промышленных единиц) и такое же их количество в Западной Европе сосредоточивают в своих руках примерно 1/4 национального капитала и около 25% занятого в этих регионах мира населения.

Вследствие произошедших перемен предпринимательство на современном этапе стало составной частью деятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа по совершенствованию методов руководства.

Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе корпораций позволяет им осуществлять внутрифирменную диверсификацию капитала из одной отрасли экономики в другую, что наряду с преимуществами, которые они имеют за

счет концентрации ресурсов, дает им возможность существования даже в самые неблагоприятные для экономики периоды.

При снижении спроса на одни виды продукции, производимые суперкорпорацией, она увеличивает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с | научно-техническим прогрессом оказалась главным направлением предпринимательства современного крупного капитала.

На крупных предприятиях бывшего Советского Союза диверсификация производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных дефицитов и сбоев в материально-техническом обеспечении советские предприятия диверсифицировались главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натуральные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММК и другие, были загружены производством различных мелкосерийных изделий, не свойственных их профилю.

В частности, ЗИЛ в 1980 г. производил около 140 тыс. наименований инструмента, Горьковский автозавод — около 80 тыс. наименований. Некоторые изделия изготавливались всего по 5 штук в год, что, разумеется, не повышало, а снижало технический уровень производства в целом. Однако, производя расширенную номенклатуру изделий, эти громоздкие предприятия оказывались в лучшем положении, чем малые и средние фабрики и заводы, постоянно испытывающие сбои с поставками сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента и пр.

Предпринимательские ассоциации и союзы

В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капиталовложений предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов и прочих союзов.

В мировой практике все названные формы объединений прочно заняли свое место в производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Основой для создания союзов обычно становятся сходный характер технологических процессов, взаимозависимое развитие хозяйства, синхронный рост технико-экономического уровня связанных производств, необходимость комплексного использования сырья и других ресурсов, диверсификация.

На стыках различных отраслей часто возникают сложные экономические процессы. Для их эффективного развития и управления необходимы концентрация ресурсов и объединение усилий предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности, вследствие чего возникает необходимость создания специальных организационных форм управления межотраслевого характера.



Основными задачами формирования подобных хозяйственных объединений являются:

- повышение эффективности работы в результате объединения усилий участников, а также развития внутренней кооперации производственных, научных, проектных, строительных и других организаций в единый хозяйственный комплекс;

- завоевание и удержание рынков сбыта;

- закрепление поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и прочих ресурсов;

- ускорение технического развития производства. Главные принципы образования хозяйственных союзов:

- добровольность объединений;

- равноправие партнеров;

- свобода выбора организационных форм;

- самостоятельность участников;

- ответственность только по обязательствам, взятым каждым предприятием при вступлении в объединение.

По юридическому статусу указанные хозяйственные образования могут быть разделены на 2 группы: действующие на постоянной правовой и хозяйственной основе и ассоциативные, или предпринимательские, — с правом свободного присоединения и свободного выхода, а также свободного предпринимательства в рамках ассоциации.

Наиболее широкое распространение получили такие хозяйственные структуры, как хозяйственные, финансово-промышленные ассоциации, холдинги, синдикаты и консорциумы. Каждая организационная структура имеет свои особенности, характеризующиеся наличием внутренних имущественных и юридических прав.



Содержание раздела