d9e5a92d

Конституция США даже запрещает их использование.


Введем дополнительный импортный налог T1, повышающий цену товара до уровня Р2. В этом случае общее количество уменьшившегося потребления будет определяться величиной Q2Q3, в то же время национальные производители увеличат объем производства на величину Q1Q2 потери для иностранных поставщиков будут равны сумме отрезков Q1Q2 и Q3Q4.

Площадь прямоугольника P1P2D2L будет определять величину потерь или дополнительных расходов, понесенных потребителями в связи с общим увеличением цен продаваемых товаров. Эта сумма включает в себя дополнительные прибыли, полученные национальными производителями (четырехугольник «

»), и потери общества, возникающие в связи с тем, что в производство вовлекаются новые, менее эффективные факторы, использование которых стало возможным благодаря протекционистской политике правительства (треугольник «b»). Треугольник «d» показывает потери, возникающие в связи с уходом с рынка части иностранных производителей, а прямоугольник «с» — величину выигрыша лиц, получающих средства, собранные налогами.

Большинство современных экономистов исходят из того, что материальные преимущества от следования принципу свободной торговли, несомненно, больше, нежели потери национальной экономики. Протекционизм снижает конкурентное давление на национальных производителей и приводит к уменьшению эффективности производства. Кроме того, если он используется в течение десятилетия (например, в Латинской Америке в I960—1970 гг.), то он блокирует доступ к новым и новейшим технологиям. Это вредно для рынка, характеризуемого как совершенной (наличие множества производителей и потребителей), так и несовершенной (наличие одной или нескольких монополий) конкуренцией. В условиях монопольного производства производитель получает сверхприбыль. При импорте свободная конкуренция сокращает величину сверхприбыли.

В теоретическом плане экономисты классической школы допускают возможность наличия ряда оговорок к идее «свободной торговли». Наиболее распространенной является возможность установления «оптимального» таможенного тарифа. Суть ее сводится к следующему: если страна достаточно велика, то она в состоянии обеспечить снижение цен на импортируемые товары за счет сокращения спроса на них. В этом случае она может ввести таможенный тариф с целью улучшения условий торговли», т.е. заставить иностранных поставщиков снизить цены. Такая ситуация свойственна для ряда сельскохозяйственных товаров, обладающих низким уровнем эластичности потребления, при этом производство и потребление их сконцентрированы в нескольких местах.

Поставщик после введения дополнительного налога (импортной пошлины), опасаясь потерять большой экспортный рынок, может пойти на снижение цены, превышающее величину вводимого налога.

Такое явление называется «парадоксом Мецлера», графически его можно представить на 13.4.2.


На графике линия WWs обозначает динамику предложения товара на мировом рынке до момента введения таможенного тарифа; линия WW

— тенденцию предложения на рынке к моменту установления тарифа T, когда поставщики, опасаясь потерять рынки, снизили цену на величину Р1P3, превышающую величину тарифа T, линия WW
— предложение товара на рынке после установления тарифа. Параметры Q1, Q2, Q3 показывают соответствующее количество приобретенного товара, а линия DD1 — потребность в импортном товаре, изменяющаяся в зависимости от цены.

Как видно из графика, при снижении цен объем расходов потребителей в связке с общим увеличением поставок с Q1 до Q2 будет определяться площадью прямоугольника P2D2Q2O вместо величины, равной площади P2D1Q1O, а выгода для потребителей составит сумму четырехугольника «

» и треугольников «b» и «с».

Обязательным условием, при котором экспортеры оказываются готовыми пойти на такое снижение цены, выступает большая величина потребления в импортирующей стране или странах, вводящих новые таможенные пошлины. В качестве примера возникновения «парадокса Мецлера» могут служить поставки какао из Ганы в 1960 г. и масла из Новой Зеландии в начале 70-х годов в Великобританию.

Вступление Великобритании — основного потребителя новозеландского масла — в «Общий рынок» и последовавшее за этим увеличение ввозных пошлин заставило новозеландских поставщиков резко снизить цены даже за счет уменьшения прибыли с целью сохранения большей части английского рынка.



Характеристика таможенных пошлин. Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно импортными, экспортными или транзитными.

Импортные пошлины, характеризующие налогообложение ввозимых в страну товаров, встречаются наиболее часто. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма.

На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджет подавляющего большинства промышленно развитых стран.

Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

Реже используются экспортные пошлины. Их цель — получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России.

В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

В связи с использованием адвалорных пошлин возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна вправе использовать цену сиф (включающую стоимость страхования и фрахта) или цену фоб. Вариантом цены фоб может быть цена фас, которая меньше цены фоб на стоимость погрузочных работ. Цена сиф совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены фоб на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.

Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д.

Например, страны «Общего рынка» предоставляют друг другу преференциальные пошлины по импорту товаров (равные нулю), которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.



Содержание раздела