d9e5a92d

Конъюнктурный обзор


- расчеты могут, а в ряде случаев и должны, осуществляться с учетом различных условий и разных количественных значений факторов.

Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов.

1. Сводный обзор, или доклад. Это основной документ с обобщающими показателями рынка товаров народного потребления. Анализируются динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещаются наиболее характерные тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных товарных рынков.

2. Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельного товарного рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного рынка.

3. Оперативная  (сигнальная) , конъюнктурная информация.  Это  документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода «сигналом» об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.

В качестве примера приведем схему конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров. Конъюнктурный обзор состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде

Такая оценка осуществляется исходя из анализа информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок;

результатах специальных наблюдений; данных о работе по обновлению продукции;

повышении качества товаров и др.

Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров может осуществляться по следующей форме (табл. 17.2.2).

Таблица 17.2.2

Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товара

Характеристика спроса

Показатели

Производство

Продажа

Запасы

Рост

Без

изменений

Снижение

Рост

Без изменений

Снижение

Рост

Без изменений

Снижение

Ограниченный спрос

+

+

+



+

+

+





Стабильный спрос

+

+



+

+



+

+



Повышенный спрос

+





+







+

+

Товар дефицитен



+

+



+

+



+

+


В конъюнктурном обзоре отражаются итоги анализа указанных показателей в виде перечня товаров, пользующихся и не пользующихся повышенным спросом.

Результаты оценки работы предприятия отражают итоги анализа информации о ходе поставок товаров (нарушение договоров на поставку), проверках качества товаров и данных о рекламациях.

Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка

Освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящие один-два квартала. В данном разделе отражаются основные тенденции развития конъюнктуры рынка в прогнозируемом периоде:

- каких товаров будет недостаточно на рынке и какие могут оказаться в избытке;

- какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах; какие затруднения могут возникнуть с выполнением договорных обязательств под воздействием складывающейся конъюнктуры?

Прогноз возможных соотношений товарного предложения и потребностей рынка в товарах в предстоящих двух кварталах основан на балансовой увязке ожидаемого производства (поставки), прогноза потребности в товарах и необходимого уровня товарных запасов.

Раздел 3. Предложения и рекомендации

Этот раздел отражает результаты проведенного анализа и содержит следующее.

1. Перечень мер, которые необходимо принять для нормализации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама, техническое обслуживание и т.д.).

2. Перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить.

3. Перечень товаров, выпуск которых следует увеличить.

4. Перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства.

Конъюнктурные исследования проводятся в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Для их регулярного осуществления необходимо иметь соответствующих квалифицированных специалистов. К исследованиям могут привлекаться и специализированные исследовательские организации.



Содержание раздела