d9e5a92d

Источники инфляции


Источники инфляции

Рассмотрев типы и виды инфляции, мы могли убедиться, что инфляция, в какой бы форме она не протекала, есть результат неравновесия на различных рынках и связана с факторами, дезорганизующими денежное обращение. Теперь мы должны ответить на вопрос, кто конкретно запускает инфляционную волну и наполняет денежный рынок новыми обесценивающимися деньгами.

Прежде всего следует назвать Центральный банк. Он проводит в рыночной экономике эмиссию денег. Его задача выпустить их ровно столько, чтобы обеспечить нормальное товарное обращение. Если денег выпустить больше этой величины, они начнут обесцениваться. Такая ситуация обычно возникает в условиях бюджетного дефицита, когда у государства расходы превышают доходы. При милитаризации экономики такая ситуация становится характерной. В наших условиях, когда долгие годы Центральный банк подчинялся правительству, он финансировал все государственные расходы, выдавал субсидии, а также кредиты под производство, эффективность которых зачастую была сомнительной, списывал долги по кредитам. Это означало безудержную денежную эмиссию. В таких условиях инфляция, приняв открытую форму, быстро раскрутилась и набрала высоту.

Милитаризация экономики вызывает инфляцию и по другой причине, не связанной с дефицитом государственного бюджета. Она истощает ресурсы общества, гражданские отрасли начинают отставать. Рост потребительского комплекса замедляется. А ведь именно он материализует денежные доходы работников. Поэтому на какой-то момент времени рост суммы заработных плат в обществе не находит адекватного товарного покрытия. Налицо деформация отраслевой структуры — источник развития структурной инфляции. Обычно все страны, заканчивающие войну, вынуждены принимать срочные антиинфляционные меры.

Одним из главных субъектов, виновных в раскручивании инфляционного процесса, является монополия. Сокращая конкуренцию, она ведет к уменьшению предложения, за счет чего устанавливаются и удерживаются монопольно высокие цены. В нашей стране, где действует дефицитный рынок с очень высокой долей уникальных предприятий, давление монополий на цены весьма остро ощутимо.

Толчком для роста инфляции могут стать непомерно высокие налоги или процентные ставки за кредит. Здесь возможны две реакции предприятия: 1) сокращение предложения из-за невыгодности производства, что усиливает давление на рынок спроса; 2) переложение их на цены выпускаемого товара. В этом случае цены тоже растут. Такая же картина возникает и при успешных действиях профсоюзов в отношении роста заработной платы.

Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировых рынках. В этом случае инфляция импортируется в страну, так как определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики. В результате развертывается инфляция издержек.

Применительно к российской ситуации можно отметить и дополнительные инфляционные факторы. Развал Советского Союза, СЭВ а привел к разрыву кооперационных связей, что резко уменьшило предложение товаров. Из-за разрыва хозяйственных связей деньги перестали быть всеобщим покупательным средством, что породило переход к бартерному обмену, в свою очередь бартер умножает инфляцию, так как сокращает возможности торговли за деньги, предложение товаров на нормальном товарно-денежном рынке сокращается еще больше.

Но все же главными причинами инфляционного взрыва в России и странах Восточной Европы были и остаются бюджетный дефицит, утяжеленная структура экономики, сохранение неэффективного производства. Эксперты отмечают, что инфляционные трудности нашей экономики в значительной степени вызваны разделением денег на неликвидные безналичные и наличные. Невозможность автоматического перевода безналичных счетов в реальные наличные деньги привело при либерализации цен к недопоставкам продукции. Это резко снизило общий уровень производства, и в результате сильно подскочили цены.

Варианты антиинфляционной политики

Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

1) формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;



2) выработка системы мер, способных ей противоборствовать. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последней от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается опасной, поэтому современные правительства в этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

- индексация потерь доходов;

- компенсация потерь от инфляции.

Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, установление предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются лишь ее последствия.

Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как мы уже знаем, инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит в конечном счете к падению цен, к сокращению инфляции.

Особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительным расходом.

Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя — самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Кейнс считал целесообразным другой путь — прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.

Монетаристы во главе с М.Фридменом (Чикаго) обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и за сравнительно короткий срок экономика вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции окончательно устранить не могут.

Недостаточность кейнсианских программ с годами делалась более очевидной в связи с тем, что во многих странах стал значительно расти государственный долг, и увеличивать его не представлялось возможным.

Кроме того, преждевременный выход страны из кризиса по кейнсианским рецептам оборачивается сокращением периода устойчивого сбалансированного роста. В США в послевоенное время вплоть до 70-х годов кризисы повторялись через каждые 4 года, в то время как раньше их периодичность измерялась более длительным сроком.

В странах с неразвитой инфраструктурой экономика не может задействовать мультипликационный эффект любого регулятора, используемого банком или государством,

так как нет возможности использовать оздоравливающий передаточный механизм взаимодействия предприятий.

В начале 70-х годов инфляция приняла острые формы, в отдельных странах она стала перерастать в гиперинфляцию. В этих условиях ждать, когда задействуют стимулы предложения, невозможно. Необходимы срочные, «пожарные» меры, гасящие ее источники. Такая политика опирается на сокращение совокупного спроса.

Новое течение, предлагающее радикальный способ борьбы с инфляцией, получило название «монетаризм». Его родоначальник — М.Фридмен, представитель чикагской школы, он был советником Рейгана при проведении им стабилизационной программы. Ее реализация позволила всего за 6 месяцев не только выйти из кризиса, но и войти в фазу подъема, который продолжался как никогда долго, 11 лет. Заслуги М.Фридмена отмечены Нобелевской премией.

М.Фридмен считает, что инфляция есть чисто денежный феномен, вызванный необоснованным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета последний нельзя перегружать. Следует искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

Для этой цели они рекомендуют продавать все, что можно — ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечению довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель — уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

Сокращение совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства.

Задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

Монетаристы применяют рецепты, противоречащие теории Кейнса. Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным и такое производство разоряется. На рынок выходят самые сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать. Монетаристские рецепты были широко использованы в США (рейганомика), Великобритании (тэтчеризм) и в других странах. . В развитых странах борьба с инфляцией таким методом привела к последующему сравнительно длительному и эффективному подъему.

Современные правительства в борьбе с инфляцией ориентируются больше на другое направление, уменьшающее бюджетный дефицит, — сокращение государственных расходов. Для нашей страны это прежде всего сокращение военных расходов, дотаций для неэффективного производства и, к сожалению, социальных программ.



Содержание раздела