d9e5a92d

Государственный контроль за экспортом


Однако сохранен государственный контроль за экспортом стратегических товаров через систему спецэкспортеров. Другими словами, право на экспорт, например, нефти и нефтепродуктов имеет ограниченное число фирм-производителей или торгующих организаций. Все эти организации, вывозящие за рубеж любые стратегические товары, обязаны регистрировать каждый экспортный контракт с указанием количества вывозимого за рубеж товара и его экспортной цены.

Экспортируемые сырьевые материалы должны проходить экспертизу со стороны независимых фирм. Экспертиза призвана подтвердить, что экспортируемый товар соответствует характеристикам и спецификациям, записанным в контракте.

На импортируемые товары могут вводиться количественные ограничения или повышенные таможенные пошлины. Применяются они в тех случаях, когда такие товары поступают в весьма больших объемах или на таких условиях, что способны нанести ущерб производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.

Защита отраслей национальной экономики от неблагоприятных воздействий на нее мировой конъюнктуры осуществляется прежде всего путем протекционизма наиболее важных для российской экономики отраслей: авиакосмической индустрии, некоторых отраслей ВПК и др.

Одной из эффективных форм экспортно-импортного взаимодействия между странами является создание Таможенного союза. Соглашение о создании такого союза было подписано в 1995 г. тремя странами — членами СНГ: Россией, Белоруссией и Казахстаном. Оно предусматривает установление режима Свободной торговли с отменой всех тарифных и нетарифных барьеров. В этих странах вводится согласованное таможенное законодательство на базе аналогичного законодательства России, а также общий режим торговли с третьими странами.

Преимущество Таможенного союза проявляется в том, что Россия получает право беспошлинного транзитного провоза товаров через территорию этих двух стран и дополнительные гарантии предотвращения незаконного реэкспорта российских товаров. В свою очередь, Белоруссия и Казахстан смогут покупать российское топливо по ценам внутреннего рынка России.

Для усиления позиций страны на мировом рынке полезно углубление экономической и научно-технической кооперации с быстроразвивающимися странами Юго-Восточной Азии, Индией, Китаем, Японией, Кореей, странами Латинской Америки и Ближнего Востока. На рынках этих стран имеются большие возможности наращивания российского экспорта,  особенно  наукоемкой  продукции,  развития  взаимовыгодных  форм

сотрудничества. Приоритетным является также восстановление, по существу, утерянных рынков в странах Восточной Европы, расширение связей с западноевропейскими странами. Важным остается сохранение взаимовыгодных хозяйственных связей рынка государств Содружества.1

Таким образом, регулирование экономических взаимоотношений прежде всего осуществляется на основе результатов исследования существующих пространственно-временных характеристик, которые фиксируют происходящие изменения в мировом экономическом положении.

Экономические отношения между государствами постоянно приобретают различное звучание и динамику. Но само по себе их регулирование представляет особый образ выявления объективных и субъективных факторов, которые следует держать под контролем для исключения второстепенных из системы экономических отношений.

Важнейшее значение во внешнеэкономической деятельности имеет валютное регулирование. Основным органом его осуществления является Центральный банк Российской Федерации. Он, наряду с другими функциями в этой области, определяет порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте.

Валютный контроль направлен на соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Базовым документом валютного контроля, оформляемым экспортером в банке, является Паспорт сделки. Он содержит изложенные в стандартной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления таможенного контроля. Этот документ является обязательным для предоставления таможенным органам при выпуске товаров наряду с грузовой таможенной декларацией.



Таможенно-банковский контроль должен препятствовать утечке валюты, способствовать возвращению валютной выручки за поставленную за рубеж продукцию, пресекать фиктивные импортные операции.

Центральным банком России совместно с Государственным таможенным комитетом введена с 1 января 1996 г. Инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

Теперь все фирмы-импортеры обязаны оформлять в уполномоченных банках паспорт импортной сделки и осуществлять расчеты только через счета резидентов-импортеров. Товар должен быть ввезен в страну в течение 180 дней или же, если он не поступил в эти сроки, должен быть произведен возврат валюты. Кроме этого, если импортер не выполняет данных условий, то на него налагается штраф в размере 100% от суммы сделки.

Вместе с тем вне сферы контроля продолжают оставаться многие операции по перемещению капиталов за рубеж. К их числу относятся взносы в уставный капитал совместных предприятий за рубежом, приобретение недвижимости в других странах и т.п. Все они должны осуществляться только на основе лицензий Центрального банка России.

Для эффективного участия государства в международных отношениях и для укрепления национальной валюты создаются централизованные валютные фонды как в масштабе государства, так и на уровне административно-территориальных образований в составе Российской Федерации. Они образуются в первую очередь за счет обязательно продаваемой валютной выручки всеми предприятиями независимо от форм собственности и места регистрации.

Валютный резерв Центрального банка России складывается из централизованного фонда страны и валютных фондов местных органов власти. В свою очередь, этот резерв делится на стабилизационный фонд, средства которого идут на поддержку курса рубля, и на ту часть, которая продается Министерству финансов Российской Федерации. Она направляется на формирование фонда, необходимого для удовлетворения

государственных нужд: обеспечение платежей по обслуживанию внешнего долга, безусловных платежей и др.

Соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей, и поступлений, полученных из-за границы за определенный период времени, отражается в платежном балансе. В нем выражаются как количественно, так и качественно масштабы, структура и характер внешнеэкономических связей государства.

Платежный баланс условно можно разделить на три части:

1. Текущие операции — по ним рассчитываются результаты движения товаров, услуг и денежных переводов.

2. Движение капиталов — составляется с целью балансирования притока и оттока инвестиционных средств.

3. Балансирующие операции — отражают операции государственных органов по уравновешиванию платежного баланса.

В результате образуется итоговое сальдо платежного баланса, которое фиксируется, т.е. погашается (если оно отрицательно) или распределяется (если оно положительно).

Национальные деньги в любой своей форме (монеты, банкноты, казначейские векселя и др.) являются законным платежным и расчетным средством лишь на территории эмитирующего их государства. Для расчета за товары, услуги одних стран с другими возникает необходимость обмена денег этих стран.

В зависимости от степени интегрированное™ страны в мировое хозяйство, уровня развития производительных сил, используемых методов управления экономикой может быть установлен различный режим обратимости (конвертируемости) национальной валюты.

Обратимость валют может быть полной или частичной. В своей полной форме она распространяется на все без исключения категории владельцев денежных средств и все видь! внешнеэкономических операций.

Частичная же обратимость валюты может распространяться, во-первых, только на определенные категории ее владельцев: на национальные юридические и физические лица (в этом случае говорят о «внутренней» обратимости) или на иностранные организации и граждан (так называемая «внешняя» обратимость); во-вторых, на отдельные виды внешнеэкономических сделок (на расчеты по внешнеторговым и другим текущим операциям либо на расчеты, связанные с движением капитала).

Наиболее важное значение для экономики имеет отсутствие валютных ограничений по текущим операциям. В международной практике национальные денежные единицы государств с таким режимом относят к категории свободно конвертируемых валют, фактически выполняющих в настоящее время функции мировых денег.

С 1 июня 1996 г. Россия ввела свободную конвертацию рубля по текущим операциям, приняв на себя обязательства по Соглашению Международного валютного фонда, ст. VIII, разд. 2—4. Ранее Правительство и ЦБ РФ внесли изменения в систему валютного регулирования, освободив ее от ограничений на валютные операции по текущим счетам и переводам.

К настоящему моменту сохранен только особый порядок конвертируемости рублевых остатков на текущих счетах нерезидентов и корреспондентских счетах банков-нерезидентов. Оставшиеся ограничения устраняются. Дальнейшие меры государственного валютного регулирования в РФ будут относиться только к операциям, связанным с движением капитала.1



Содержание раздела