d9e5a92d

Формирование товарной политики


Формирование товарной политики

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, к потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.

Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.

Товарная политика, хотя и очень важная, но тем не менее лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель собирается выпускать товары.

Разработка и осуществление товарной политики требуют соблюдения как минимум следующих условий: четкого представления о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу; наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошего знания рынка и характера его требований; ясного представления о своих возможностях и ресурсах (исследовательских, научно-технических, производственных, сбытовых) в настоящее время и в перспективе.

В условиях необходимости мобилизации все более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых и иных задач, неопределенности коммерческих результатов (особенно при экспорте) требуется тщательная проработка всего комплекса вопросов, входящих в товарную политику. Необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) производимых изделий с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства; темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров; выход на рынок с принципиально новыми видами продукции; выбор времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы существующих, но теряющих рыночные позиции товаров, и др. Эти проблемы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

Поскольку рыночный (конечный) успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.

К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях.



Стратегия — это долговременный курс товарной политики, рассчитанной на перспективу и предусматривающей решение принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3—5 лет или более) товарная стратегия в своей основе в течение данного времени остается, как правило, практически неизменной.

Товарная политика неразрывно связана с реальными условиями деятельности предприятия-изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно-экономической обстановки в России промышленные предприятия по-разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

Показательна в этом отношении деятельность Таганрогского комбайнового завода. В свое время Таганрогу была отведена роль лидера в создании новинок в отечественном комбайностроении. Здесь находятся головное конструкторское бюро отрасли и мощный серийный завод. Их содружество было и остается плодотворным, учитывая, что все известные модели комбайнов — от СК-4 до «Колосса» и «Дон-Ротора» — были созданы ими. Правда, путем административного давления, а не в результате честной конкуренции, Таганрогский комбайновый завод (ТКЗ) уступил свои позиции известному заводу «Ростсельмаш». ТКЗ не дали поставить на производство новые образцы комбайнов взамен устаревших моделей «Нива» и «Колосс», отведя ему роль поставщика комплектующих деталей для комбайна «Дон», производимого «Ростсельмашем».

Получив свободу в решении своих проблем, ТКЗ довольно умело распорядился ею. За последние годы он смог заложить прочный фундамент для своих производственных и коммерческих успехов благодаря правильно выбранной стратегии товарной политики. Руководством ТКЗ заблаговременно было принято решение освоить новую для него товарную нишу рынка, включающую малую сельскохозяйственную технику.

Предвидя изменение структуры спроса на сельскую технику в результате радикальных преобразований экономики села в России, ТКЗ в 1989 г. приступил к созданию модели небольшого универсального комбайна производительностью 3 кг биомассы в секунду, способного хорошо действовать на сравнительно небольших полях сложной конфигурации. Эффективность КЗС-3 подтверждена тремя годами его испытаний в различных экономических зонах. Проведенное маркетинговое исследование показало, что комбайн будет пользоваться повышенным спросом у многопрофильных крестьянских хозяйств, выращивающих пшеницу, кукурузу, подсолнечник, заготавливающих корма. В 1994 г. начато производство машины. Ожидается, что КЗС-3, вероятно, вытеснит комбайны «Дон» «Ростсельмаша» со Средней полосы России, из Прибалтики и даже несколько потеснит их в южных зернопроизводящих районах. Одновременно ТКЗ начинает производство еще одного изделия — так называемого тракторно-автомобильного средства, ТАС-30. Это небольшая маневренная машина, сочетающая достоинства автомобиля и трактора. Она способна поднимать и транспортировать грузы, выполнять земляные работы и производить другие операции.

Кроме того, чтобы выжить, ТКЗ за год освоил выпуск ряда остродефицитных видов техники, не имеющих отечественных аналогов. В их числе адаптеры для уборки подсолнечника ПСП-10, которые навешиваются на комбайны «Дон». Они срезают стебли подсолнечника, выбивают семечки из корзинок, ссыпают их в бункер, а стебли измельчают и равномерно разбрасывают по полю. Другая новинка — МПУ-150. Это универсальный подборщик для кормовых трав, с помощью которого можно заготавливать силос, сено или сенаж.

Таким образом, завод поворачивается лицом к реальным потребителям, их потребностям и нуждам, строя соответственно свою товарную политику. Этому будет способствовать и создание разветвленной дилерской и сервисной сети для обслуживания коллективных хозяйств и фермеров. В ближайшей перспективе ТКЗ намеревается осуществить выполнение программы «Комбайн по индивидуальному заказу».



Содержание раздела