d9e5a92d

Вступление Испании в НАТО в 1981г

С мая 1992 г., после введения для марокканцев обязательных въездных виз, число нелегалов быстро пошло вверх. 150 тыс. нелегалов проникают ежегоно в Андалусию.

Около 30-40% из них транзитом пересекают Испанию и попадают во Францию, Германию и другие страны Союза. В 1992 г. в Испании были введены квоты на рабочие места для марокканцев, они составили 20.600 рабочих мест.
Двусторонние отношения осложнялись вопросом о Западной Сахаре, которая была оставлена Испанией в 1975 г., но принадлежность которой столкнула между собой страны Магриба - Марокко, Мавританию, Алжир, Ливию, а также Фронт ПОЛИСАРИО, который провозгласил создание САДР (Сахарской арабской демократической республики). Вопрос о принадлежности Западной Сахары до сих пор не решен, хотя Марокко проводит политику марокканизации территорий Западной Сахары, фактической ее интеграции в территорию королевства.

Фронт ПОЛИСАРИО выступает за проведение референдума о самоопределении, но стороны не могут договориться о принципах его проведения, для чего им нужна поддержка Испании и Европы.
Отношения Испании и Марокко осложняются, еще и, вопросом о принадлежности двух испанских анклавов Сеуты и Мелильи. Марокканская позиция по вопросу об этих городах сводилась к тому, что их необходимо вернуть Марокко.

С 1960 г. Марокко на всех уровнях активизировало политику относительно присоединения испанских анклавов.
В 1975 году Марокко обратилось в комитет ООН по - ~ 228 деколонизации с петицией, смысл которой сводится к следующему.
Марокко является одной из оставшихся стран, страдающих от присутствия на своей территории колониальных испанских анклавов.
Марокко считает эти территории марокканскими, отторгнутыми незаконно и утверждает, что эта ситуация похожа на требования той же Испании к Великобритании вернуть Гибралтар. Если Испания признает законность своих требований на Гибралтар, то она, исходя из этих же принципов, должна признать законность требований Марокко на Сеуту и Мелилью.
В требовании этих территорий солидарна с властью и марокканская оппозиция. Печатный орган социалистической партии Марокко "Al-Muharrir", печатный орган партии Истикляль Al-Alam", выступления короля Хасана II были выдержаны в едином духе. Особенно непримиримую позицию по этому вопросу занимала партия Истикляль - самая влиятельная оппозиционная партия в стране. За возврат Сеуты и Мелильи выступает и другая крупная политическая партия - Партия Национальное объединение независимых (НОН), которую называют партией короля, (она отстаивает интересы окружения короля).

Эти партии, как и монархия, являются сторонниками принципа обеспечения территориальной целостности и интеграции королевства, для чего требуют от правительства Испании вступить в диалог с Марокко по поднимаемым вопросам.
Суммируя их замечания, можно определить аргументы, на основании которых Марокко требует вернуть себе эти территории. Марокко прежде всего исходит из принципа деколонизации. Сеута, Мелилья и другие испанские анклавы являются колониями, установленными на территории Марокко.

Следовательно, к этим колониям применим принцип деколонизации, соответственно резолюции ООН 1.514 и 1.654 Комитета 24 ООН.
В свою очередь, Марокко не признавало суверенитета Испании над этими территориями. Подписанные договоры с Испанией не имеют юридического значения и, следовательно, не обязуют короля Марокко ни к чему, так как они были навязаны в условиях неравноправных международных отношений.
Испания, с точки зрения марокканской стороны, не может противоречить самой себе, и если она поставит перед ООН вопрос о возврате Гибралтара и пересмотре Утрехтского договора, то Испания также должна признать, что Марокко справедливо требует возврата своих территорий. Власти Марокко являются сторонниками создания (восстановления) Большого Магриба (Великого Магриба), где ведущая роль будет принадлежать именно королевству, для чего необходимо вернуть ему оккупированные испанцами земли.
С военно-стратегической и экономической точек зрения Марокко необходимы порты Сеуты и Мелильи, так как это обеспечит военную безопасность страны, экономическое развитие района Рифа. При всей справедливости притязаний Марокко необходимо признать, что контрабандная торговля в районе анклавов дает средства к существованию миллионам марокканцев, проживающих в северных районах королевства, о чем шла речь в предыдущем параграфе.

В Сеуте и Мелилье среди мусульманского населения действует подпольная ассоциация, которая называется Терракия, выступающая с пропагандой автономии.
Ситуация вокруг Сеуты и Мелильи особенно обострилась после подписания в августе 1984 г. мароккано-ливийского соглашения, включавшего автоматическую военную помощь Мароко со стороны Ливии в случае конфликта из-за Сеуты или Мелильи, что вызвало особую тревогу в военных и правых кругах Испании. Полковник М.Каддафи во время своего визита в Испанию заявил: Сеута и Мелилья были арабскими городами и должны остаться таковыми.



Это соглашение способствовало проведению Испанией более активной политики в отношении обеих стран, включавшей определенные уступки Марокко в основном в области рыболовства и предоставления кредитов.
Но эти уступки не привели к ожидаемым результатам. За возвращение Сеуты и Мелильи продолжают выступать все политические силы Марокко. Предложения марокканской стороны сводятся в основном к созданию зоны безопасности в Гибралтарском проливе под защитой трех корон (Испания, Марокко, Великобритания) и таким образом объединяют в одном пакете решение проблем Гибралтара, Сеуты и Мелильи, одновременно сосредоточивая контроль за зоной пролива в руках прибрежных стран.

Такое объединение двух важнейших национальных проблем не устраивает Испанию, утверждающую, что она никогда не проводила колониальную политику в отношении Сеуты и Мелильи и что эти города, в отличие от Гибралтара, никогда не были включены ООН в список территорий, подлежащих деколонизации. Ситуация все более обостряется в связи с оживлением промарокканских настроений в самой Мелилье
Официальная точка зрения властей Испании заключается в том, что Сеута и Мелилья не являются испанскими территориями, а являются Испанией, поэтому никакие требования на них Испания даже не собирается рассматривать. Мадрид заявил, что будет защищать эти территории всеми средствами, что они принадлежали кастильской короне задолго до образования марокканской нации и государства. Постфранкистские правительства также неоднократно заявляли о своей убежденности в испанской принадлежности городов.

Но испанские правительственные круги отдают себе отчет в том, что в случае вооруженного конфликта с Марокко, Испания не получит поддержки ни со стороны арабских стран, ни со стороны развивающихся стран, ни Запада.
Вступление Испании в НАТО в 1981г. в определенной степени затронуло и статусы Сеуты и Мелильи. Вступив в НАТО, Испания безоговорочно приняла статус-кво Гибралтара, который является одной из важнейших стратегических баз этого союза.

Во всех этих договорах неизбежно, хотя и в определенной опосредованной форме, присутствует тема Сеуты и Мелильи, как возможных опорных пунктов, но для большинства союзников нежелательных и отклоняемых из-за нестабильности и отсутствия достаточных гарантий.
Статья 6 основного договора НАТО определяет границы, в пределах которых может действовать блок (к северу от Тропика Рака.) Так как Сеута и Мелилья находятся в Африке, не являются островами, то они в эти границы не входят. В то же время Канарские острова, являясь островами, принадлежащими Испании, и расположенные под Тропиком Рака, входят в оборонную систему НАТО, хотя географически никто не усомнится в их африканской принадлежности.
Функции Испании в блоке заключаются в защите стратегической оси Балеарские острова - Гибралтарский пролив - Канарские острова. Сеута и Мелилья официально не включены в блок, но, тем не менее, занимают определенное место в планах НАТО и в случае возникновения вооруженного конфликта могут быть использованы в качестве опорных пунктов. Единственное, чего нужно опасаться, чтобы не сделать эти города причиной ссоры между соседними странами в мирное время.

Гибралтарский пролив продолжает оставаться одной из самых активных торговых артерий мира, что лучше любой другой аргументации подтверждает стратегическое значение Сеуты и Мелильи.
По мнению Испании, марокканские требования на Сеуту и Мелилью лишены каких-либо законных оснований, а стимулируются, прежде всего, попытками реализовать цели марокканского экспансионизма, совпадающие в данном вопросе с европейским, и заключающиеся в контроле над проливом. Также Марокко видит в этом средство умиротворить свои многочисленные бедные слои населения, заставить их забыть жалкое существование, разрешить социальный кризис, отвлечь свой народ от сложных и острых внутренних проблем.
Испания приводит аргументы в защиту своей позиции. Ее аргументы культурно-исторического характера сводятся к тому, что территории Сеуты и Мелильи никогда не входили в Марокко, хотя бы потому, что самостоятельное государство Марокко возникло только в 1956 г., Сеута и Мелилья всегда, начиная с древних времен, и заканчивая сегодняшним днем, находились в сфере влияния или являлись непосредственной частью Испании, иберийской культурноисторической общности.239 В этих городах существуют те же традиции, язык, религия, быт, как и на полуострове.

Этнически Сеута и Мелилья являются территориями доминирования испанцев.
В противовес тому, что Сеута и Мелилья были испанскими еще до того, как сложилась марокканская нация, марокканская сторона выдвигает тезис о том, что правившие когда-то на территории, которую теперь занимает Марокко, различные династии: аглабиды, идрисиды, алауиты и др. должны восприниматься в контексте единого исторического процесса. Такой подход позволяет отнести начальный период истории Марокко к VIII в. - эпохе, когда началась арабизация этой территории. Испанская же сторона утверждает, что Сеута в этот период принадлежала монархии вестготов, а Мелилья - Византии.

Так что ни в один из моментов они не были составной частью какого-либо автохтонного североафриканского государственного образования.
В аргументацию Испании включен и тезис об испанизации городов в ходе истории, что, по ее мнению, подтверждают договоры и соглашения, подписанные испанскими королями об испанских правах на эти территории. Например, соглашение с Португалией в 1497 г. о признании прав Испании на территории Мелильи и Казаса; Договоры 1509, 1603, 1648 и 1659 гг., подтверждающие суверенитет Испании над североафриканскими территориями; Договор 1668 г. с Португалией, по которому Сеута окончательно закрепляется за Испанией; Договоры 1713 и 1714 гг. об условиях владения Великобританией Гибралтаром, но подтверждающие права Испании на североафриканские владения; Договоры 1777, 1783, 1785, 1786 гг. о признании испанских границ; Договоры 1798, 1802, 1807, 1813 гг. о суверенитете Испании над Сеутой и Мелильей; Договор 1975 г. в Хельсинки о признании существующих границ стран-участниц совещания и др.

Все эти договоры не ставили под сомнение принадлежность к Испании городов Сеуты и Мелильи. Кроме того, в самих городах никогда не возникало желания получить независимость от Испании, они напротив, являются образцами верности и преданности Испании
В подтверждение своей позиции Испания приводит и договоры, подписанные с мусульманской стороной. Например, Договоры 1270, 1274, 1282 гг. между арагонскими королями и мусульманскими правителями о торговле и практически вассалитете последних; договор 1292 г. о подчинении султана Феса арагонскому королю; Договоры 1300, 1313, 1336, 1385 гг. о признании мусульманскими правителями Туниса и Египта, прав арагонских королей на средиземноморское побережье Северной Африки. Эти договоры показывают, что мусульманские правители находились в подчинении Испании и признавали ее права на территории Северной Африки, но в этих договорах ни разу не признаются права королей Феса на эти же территории.

Также приводятся договоры 1782, 1784, 1786, 1791 гг. с Турцией, ее провинциями Алжиром, Тунисом, Триполи о признании султаном суверенитета Испании над Сеутой и Мелильей.
Еще одним доказательством испанской стороны являются договоры Испании с королями Феса. Договоры 1767,1780, 1799, 1844 гг. о признании суверенитета Испании над пресидиас, об определении границ Мелильи и Сеуты и их уважении; Договоры, 1859 и 1860 гг. о расширении территорий Сеуты и Мелильи, о нейтральной зоне вокруг пресидиас, об обязанностях султана содержать военный гарнизон вблизи от анклавов, чтобы предупредить агрессивные действия местных жителей (мусульман); Договоры 1860, 1862, 1871, 1891 гг. о расширении границ Сеуты и Мелильи, о признании испанских прав и суверенитета; Договор 1912 г. о протекторате Испании над северными районами Марокко и вхождении в эту зону городов Сеуты и Мелильи; Договор 1956 г. о прекращении протектората, об установлении границ Сеуты и Мелильи; договор 1975 г. о возвращении прав Марокко и Мавритании на Западную Сахару.
Все эти договоры, по мнению испанской стороны, показывают, что Фесское королевство, а затем Марокко признавали испанское владение этими территориями на Севере Африки.
Юридические аргументы испанской стороны сводятся к следующему: необходимо определить какой статус имеют анклавы в Испании, и в каком качестве их рассматривают на международном уровне.
Испания считает, что анклавы являются ее внутренними территориями, и международное сообщество воспринимает их, как испанские территории. Сеута и Мелилья управляются, как и другие испанские территории. При рождении здесь ребенок получает испанское гражданство.

Никогда эти города и население, проживающее в них, не подвергались никакого рода дискриминации.
Тщательно рассматривается вопрос о статусе Сеуты и Мелильи в испанских конституциях, начиная с Конституции 1812 г. и заканчивая ныне действующей Конституцией 1978 г. Конституция 1812 г. была первой, где предпринималась попытка описать и перечислить все составные части испанской империи. В статье 10, носящей название Территории Испании, говорится: Испанская территория включает все владения полуострова и прилегающих островов: Арагон, Астурию, Старую Кастилию, Новую Кастилию, Каталонию, Кордову, Эстремадуру, Галисию, Гранаду, Леон, Молину, Наварру, Провинции басков, Севилью и Валенсию, Балеарские и Канарские острова, а также африканские владения... Далее перечислялись испанские владения в Америке и Азии. Статья 18 гласила: Испанскими гражданами считаются те, кто по отцовской линии происходит из испанских владений обоих полушарий и проживает в каком-либо из поселений моих (короля) владений.

Упоминание африканских владений, как территорий, где действует конституция, и суть статьи о гражданстве являются еще одним аргументом в пользу того, что Сеута и Мелилья полностью интегрировались в испанскую нацию. Статьи 36 и 37 о выборах избирательных советов приходов и статьи 60 и 61 об избирательных советах муниципалитетов также четко выделяют территорию полуострова, острова и североафриканские владения.
Так называемый Королевский статут 1834 г. Мартинеса де ла Росы не содержит ни одного упоминания, касающегося административно-территориального управления. Это наименее демократический документ ХІХ века, повлиявший в большой степени на политическую атмосферу, но просуществовавший недолго. За ним последовала Конституция 1837 г., которая была очень короткой - всего 77 статей (в предыдущей было 384 статьи). Она вводила как бы две формы правления: территория самой Испании управлялась на основании Конституции, а заморские провинции - специальными законами.

Важно отметить, что в данном случае Сеута и Мелилья причислялись к национальной территории. К этому времени Испания потеряла практически все свои заморские владения и законодатели решили разработать для управления оставшимися специальные законы.
Конституция 1854 г. была первым законодательным актом, принятым в период правления Изабеллы II. По существу эта конституция была повторением предыдущей, за небольшим исключением - она была более реакционна.

Напротив, Конституция 1869 г. была окрашена в либеральные тона. В ней не упоминается термин владения и говорится только о национальной территории.

Этой конституцией стала претворяться в жизнь концепция национальной интеграции, в силу чего королю было запрещено отчуждать, уступать или обменивать какую-либо часть национальной территории, за исключением тех случаев, когда подобные акции могли бы осуществляться на основании специальных законов.
Конституция 1876 г. действовала до 1930 г. Все территориальные вопросы в ней трактовались так же, как и в предыдущей. В ней имелось положение, предписывавшее решение всех проблем заморских провинций осуществлять посредством специальных законов, что непосредственно относилось к Сеуте и Мелилье.

Как и в предыдущей конституции, здесь подтверждалась идея территориальной интеграции.
Республиканская Конституция 1931 г. была провозглашена 9 декабря и в ней следующим образом говорится о Сеуте и Мелилье: Территории, принадлежащие Испании на севере Африки, имеют автономный режим и поддерживают непосредственную связь с центральной властью. Режим подобной автономии соответствовал тому как трактовалась эта проблема в отношении испанских региональных органов управления, имевших автономию в границах своей компетенции.

Концепция национальной интеграции усиливалась статьей 8, признававшей нерушимыми настоящие границы, исключалась какая-либо возможность уступать, отчуждать или обменивать части национальной территории. Североафриканские территории не попали в категорию колониальных территорий, к которым были отнесены Гвинея, Испанская Сахара, Кабо Хуби и Ифни.
Таким образом, с точки зрения юридической в отношении Сеуты и Мелильи Испания придерживалась следующих принципов: постоянное присутствие этих городов во всех конституционных текстах; неизменная концепция национальных территорий, в основе которой лежат принципы ее неделимости и невозможности сокращения, с четкой дефиницией колониальных территорий.
Настоящая конституция была принята в 1978 г., в то время, когда особенно усилились претензии Марокко в отношении анклавов. Статья 2 гласит: Конституция базируется на нерушимом единстве испанской нации, единой и неделимой родине всех испанцев. В статье 8 говорится: Вооруженные силы... в качестве своей основной миссии имеют задачу гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституцию.249 Сеута и Мелилья присутствуют в тексте Конституции с признанием их составными частями испанской нации. Об этом говорится в статьях 68.2, 69.4, а также в Дополнительном постановлении 5. Согласно названным статьям эти два города имеют право представлять себя в парламенте посредством одного депутата и двух сенаторов в каждой из палат.

Дополнительное постановление определяет, что эти территории могут быть преобразованы в автономные сообщества так же, как и остальные части национальной территории.
В 1981 г. был проведен референдум в Испании по поводу самоопределения Сеуты и Мелильи. На конституционном референдуме включение Сеуты и Мелильи в состав Испании было поддержано большинством испанских граждан.

В самих городах население почти единогласно проголосовало за.

Сеута Мелилья
Количество жителей 35054 28679
249 Ibid. P.105.
250 Испания.Конституция и законодательные акты. М.1982.С.30, 52-53.
251 Leira y Ortiz de Saracho, Manuel. Ceuta y Melilla en la polemica. Madrid. 1991. P.100, 104-105.
Число голосовавших 23650 19423
Голосовали за 20849 17185
Голосовали против 1997 1643
Недействительных 134 84
бюллетеней
Незаполненные 670 511
бюллетени

На основе приведенных аргументов испанская сторона делает вывод, что Сеута и Мелилья не являются колониями, следовательно, к ним не применима резолюция ООН о деколонизации, и поэтому притязания Марокко на эти территории беспочвенны, а испанизация городов уже необратима.
Испания дополнительно приводит мнение о том, что ОАЕ (Организация африканского единства) признала неделимыми территории и границы африканских стран на момент получения независимости. Так как Сеута и Мелилья не являются колониями, то решение ОАЕ как раз сюда и применимо.
Позиции политических партий Испании по вопросу о принадлежности городов Сеуты и Мелильи расходятся.
Идеологи испанской левой ориентации, хотя не все, никогда не испытывали политических привязанностей к этим городам. Так коммунистическая партия Испании (КПИ) со дня своего Конгресса в 1924 г. выступает за передачу городов Марокко.

20 февраля 1961 г. ЦК этой партии опубликовал документ, в котором призывал всех испанцев и особенно молодежь выступать за эвакуацию испанских войск и реинтеграцию Марокко в пределах территорий, которые географически и исторически ему принадлежат. И сейчас коммунисты не изменили свою позицию, они по-прежнему считают, что Сеута и Мелилья - это марокканские города и что надо возвращать их как можно скорее.

Единственное, что сдерживает коммунистов это то, что они считают короля Марокко диктатором, и поэтому этот подарок ему преждевременен.
Политическая программа социалистов по этому вопросу не столь однозначны, их позиция неоднократно менялись, в частности с приходом их в 1982 г. к власти.
Проанализируем некоторые высказывания лидеров Социалистической рабочей партии Испании в отношении Сеуты и Мелильи. 14 марта 1982 г. на пресс-конференции премьер-министр Ф.Гонсалес заявил: Мы не можем и не хотим игнорировать явление, имеющее исторический и географический характер. Начиная с Гибралтарского пролива начинается новый и совершенно особый мир, который называется Африка. Мы являемся европейской страной, непосредственно связанной с этим африканским миром со всеми вытекающими отсюда позитивными и негативными последствиями.

Далее он заметил, что у пролива только одна дверь. Сеута и Мелилья должны находиться в другом мире, за этой дверью, т. е. вне Испании. Это заявление было сделано накануне его визита в Марокко, во время которого он поблагодарил короля Хасана II и марокканское правительство за то, что они не поднимают вопрос о Сеуте и Мелилье. Несколько ранее, 18 февраля того же года, Ф.Гонсалес высказался примерно в том же духе: Сеута и Мелилья никогда не станут препятствием на пути поддержания хороших отношений с Марокко.

Он как бы говорил своим марокканским оппонентам: если вдруг возникнет такое препятствие, то мы его ликвидируем. В то же время в мае 1987 г. в одном из своих официальных выступлений он заявил, что Мелилья является испанским городом и таковым останется в будущем.
Министр иностранных дел в правительстве социалистов Ф.Ордоньес в своей статье Внешняя политика Испании в 1987-1990 гг. был более дипломатичен в оценке этой проблемы: Как средиземноморская страна, какой мы являемся, мы не можем абстрагироваться от положения дел на этой конфликтной территории, которое может негативно отразиться на территориальной целостности, безопасности, экономических и культурных перспективах Испании, а также на ее традиционных дружественных отношениях с арабскими странами.. ,.
В этом спектре мнений представляет интерес и неожиданная идея Нарсисо Сьерры, бывшего в 1977 г. министром обороны (когда он делал это заявление): Уважая интересы местных жителей, англичане должны уйти из Гибралтара, а испанцы из Сеуты и Мелильи.
Что касается правых сил, то они не имеют единой точки зрения на эту проблему. Немалое число влиятельных деятелей высказываются за совместное владение этими городами Испанией и Марокко.

Например, вице-президент Консервативной партии Эрреро-и-Родригес Миньон, выступая на коллоквиуме по теме Испанская политика мира и безопасности, отметил, что пришло время убрать из самосознания испанцев постулат, что поддержание статус-кво Сеуты и Мелильи соответствует национальным интересам.



Содержание раздела