d9e5a92d

Вопрос о принадлежности городов Сеуты и Мелильи в испано-марокканских отношения

Таблица 3. Импорт товаров через порт Мелильи (в млн.песет).
1982 г. 8.663
1983 г. 7.960
1984 г. 6.800
1985 г. 7.668
1986 г. 8.095
1987 г. 11.774
Приведенные данные подготовлены правительством города Мелильи, однако, по подсчетам Торговой палаты они в 2-3 раза выше.
Но как бы ни были велики торговые успехи Мелильи, у Сеуты они были значительно выше. Согласно данным Национального института статистики грузооборот торговых перевозок в Сеуте превысил аналогичный показатель Мелильи в 1982 г. в 12 раз, в 1983 г. в 13 раз, в 1984 г. в 9 раз, в 1985 г. в 14 раз. Эта огромная масса товаров предназначалась в 1980 г. 2.359 торговым точкам в Сеуте и 2.330 в Мелилье, в которых было занято 16.109 и 18.671 человек соответственно.
Столь внушительное количество магазинов в городах со сравнительно небольшим населением вывело их в лидеры в общенациональном масштабе по количеству торговых лицензий на тысячу человек. При этом специфика торговли Сеуты и Мелильи заключалась в следующем. Во-первых, местные жители, почти половина которых были слишком бедны, не были в состоянии содержать все эти торговые точки. Во-вторых, ни активность портов, ни большое количество товаров, поглощаемых базарами, не соответствовали тем огромным объемам импорта, которые проходили через эти порты следовательно большая часть этих товаров являлась контрабандой, которая приобрела в этом регионе непомерные размеры. О масштабах обогащения дельцов, связанных с контрабандой, свидетельствует статья Необычный взлет банка Сантадер в Мелилье в 1986 г., помещенная в газете Сур. Нам стало известно, что в то время как на национальном уровне доходы банковских групп составляют 8,45%, в Мелилье он равен 26,4% и еще более высок процент инвестиций: в Мелилье - 46,4%, в целом по стране -19,15%.
Контрабандный характер торговли городов негативно отразился на марокканской экономике. Профессор М.Насири, показывал влияние Сеуты на соседний город Тетуан. Решающим моментом для экономики региона, - писал он, - был 1960 г., когда порт Сеуты был закрыт для экспортных операций Тетуана, в котором после этого процент активного населения, занятого в промышленности, сократился с 23% до 10% в 1981 г. Для поисков средств к существованию значительная часть населения вынуждена обратиться к контрабандной торговле. Это привело к удивительному оживлению. На рынках легально продавались любые товары. Прибыли, полученные в результате такой торговли, намного превысили инвестиции в производственный сектор, что не могло отразиться на уровне его конкурентоспособности с контрабандными товарами, особенно в текстильном производстве и в пищевой промышленности.
Негативное влияние контрабанды сказывалось и на остальной территории марокканского севера. В действительности все города средиземноморского побережья в той или иной степени страдали от этой незаконной торговли контрабандными товарами. Ее негативные последствия сказывались на производстве сельскохозяйственной продукции. На орошаемых полях к юго-востоку от Надора наблюдался очень большой дефицит рабочих рук, что не было удивительно, поскольку ничтожные заработки на этих полях, не шли ни в какое сравнение с быстрыми и легкими доходами от контрабандной торговли. Подобная активность городов подрывала их собственную базу снабжения продовольственными товарами, возрастала их зависимость от регионов, производивших эти товары. Так, в 1983 г. марокканское правительство оценивало, что из анклавов в различные районы страны хлынуло контрабандных товаров на сумму 800 миллионов долларов в год. Примерно от 5 до 6 миллиардов дирхамов уходило ежегодно из-под контроля государства. Это составляло почти шестую часть национального бюджета и почти четвертую часть экспорта страны. Эти данные показывают, что испанские колонии представляли постоянную угрозу для экономики Марокко, что влияние этих пограничных городов на всю марокканскую экономику носило негативный характер.
Отрицательные последствия контрабанды для экономики Марокко должны были быть благоприятны для испанской экономики, но они также создавали для последней серьезные проблемы. Дело в том, что большая часть товаров, находившихся в контрабандном потоке, была отнюдь не испанского происхождения, а потому импортеры Сеуты и Мелильи платили за них в основном в долларах, что приводило к большому оттоку этой валюты из страны.
Эти невозвратимые потери оборачивались огромными доходами для контрабандистов. Как правило, они не вкладывались в испанскую экономику, а направлялись в крупнейшие финансовые центры Ближнего Востока и Центральной Европы, где приносили своим владельцам неизмеримо большие доходы, нежели в Испании.


Обратимся к проблеме положения мусульман в испанских анклавах. Вопрос о количестве мусульман, проживавших в Сеуте и Мелилье, вызывал разногласия. Испанские власти утверждали, что процент мусульман в этих анклавах очень низок, по сравнению с общей численностью населения, да и появились мусульмане там только в самое последнее время.
Перепись 1875 г. показала, что в Сеуте в тот период проживал 91 мусульманин. Впоследствии эта цифра постоянно росла: в 1888 г. -204, в 1935 г. - 2.717. В 1960 г., четыре года спустя после завоевания независимости Марокко, в Сеуте проживало 7.102 мусульманина или более 10% всего населения анклава.202 Нечто подобное имело место и в Мелилье. В 1894 г. наметилась устойчивая тенденция заселения марокканцами квартала полигона, где они покупали жилье. В 1910 г. в городе проживали уже 95 мусульман. В последующие годы динамика роста этой категории населения была следующей: 1930 г. -932 чел., 1960 г. - 7.626, 1975 г. - 14.174 чел., что составляло 23,3% от всего населения города. Таким образом, статистика подтверждает тот тезис, что число проживающих там мусульман значительно, особенно в Мелилье.
Таблица 4. Сеута и Мелилья в 1986 г.: сравнительный анализ европейского и мусульманского населения по месту
рождения.205
Сеута Мелилья
Европейское население:
Всего: 65.151 чел.
Европейское население:
Всего: 52.388 чел.
202 Gordillo Osuna M. Geografia de Ceuta. Madrid. 1972. P.132-135.
Родились в Сеуте: 66,3% Родились в Мелилье: 62,5%
Родились вне Сеуты: 33,6% Родились вне Мелильи: 37,4%
Мусульманское население: Мусульманское население:
Всего: 15.002 чел. Всего: 17.824 чел.
Родились в Сеуте: 74,9% Родились в Мелилье: 69,9%
Родились вне Сеуты: 25,0% Родились вне Мелильи: 30,0%

С 1958 г. после обретения независимости Марокко, власти обоих городов начинают рассматривать мусульманские меньшинства, (якобы марокканские) как не имеющие несомненного поселенческого статуса. За исключением немногих, кто получил испанское гражданство, остальные не имели четкого определенного юридического статуса.

Проблема осложнилась постоянно растущей рабочей миграцией в Сеуту и Мелилью. Это были новые волны марокканцев (по меньшей мере они прибывали из Марокко), привлекаемых более высокой заработной платой и более высоким уровнем жизни.
10 апреля 1958 г. власти городов ввели так называемую Статистическую карточку для учета меньшинств. Она заменяла разрешение на жительство, на пребывание в городах и прием на работу.

Этот документ был действителен в течение двух лет и разрешал проживать в городе, заниматься любой деятельностью, исключал необходимость каких-либо других документов, позволял беспрепятственно пересекать границу Марокко туда и обратно, о чем было заключено соответствующее соглашение между двумя странами.
Это удостоверение было действительным только в Сеуте и Мелилье. Такое ограничение означало, что правительство Испании локализовало данную проблему только в этих двух городах.

Эти удостоверения не позволяли переселяться на территорию полуострова, вследствие чего создавался своего рода эффект плотины, где собиралась вода, лишенная возможности выхода. Конечно, эти иммигранты должны были иметь право на передвижение, что предотвратило бы их концентрацию в этих двух городах. Включение марокканского населения в муниципальную статистику Сеуты не практиковалось до 1975 г., когда такая мера была признана необходимой для эффективности контроля за поселенцами.

В Мелилье такая система никогда не применялась.
Введение этого удостоверения, задуманного для облегчения судьбы марокканцев, стало объектом критики, как со стороны мусульман, так и известных групп крайне левых сил, сразу же обвинивших правительство в расизме и назвавших удостоверение символом апартеида.10 июня 1958 г. газеты Эль Паис писала: Из мусульман, проживающих в Мелилье, только 2.500 имеют испанское гражданство, остальные, хотя и родились здесь, являются людьми без родины. Только 6.500 имеют статистическую карточку, называемую в мусульманских кварталах собачьим номером.

Если это не расизм, то что это?.
Данные о количестве мусульманского населения являлись предметом постоянных манипуляций со стороны испанских властей. Во всех статистических подсчетах, проведенных с 1956 г., они стремились преуменьшить присутствие мусульманского населения в анклавах. Таким образом испанское государство надеялось ослабить территориальные претензии представителей коренного населения.

В то же время на всех международных форумах марокканцы одним из главных аргументов в своих требованиях возвращения им этих городов выдвигали фактор наличия в них большого количества населения с марокканскими корнями.
В Таблице 5, на примере Мелильи показано, сколь разноречивы были оценки количества мусульманского населения со стороны официальных органов и неофициальных институтов, и что эти противоречия не исчезали в разные периоды.

Таблица 5. Данные о количестве мусульманского
населения Мелильи.209
Правительственные оценки Неправительственные оценки
Перепись 1950 г. - 6.277 чел. Оценки А.Сапаты на 1977 г. - 13.465
чел.
Перепись 1981 г. - 7.305 чел.
Оценки специального посланника
правительства (декабрь 1985 г.) -
20.000 чел.
Муниципальная перепись 1986 г. -
209Ibid.
1.727 чел.
Исследование Национального
института статистики за 1986 г. -
17.824 чел.
Оценки епархиальных служб
милосердия испании за 1986 г. -
27.041 чел.

Официальные данные о количестве мусульманского населения Мелильи с 1981 г. по 1986 г. также довольно противоречивы: 11.105, 20.000, 17.824. Эта последняя цифра значительно уступает данным епархиальных служб милосердия Испании - 27.041 человек.

Данные этих службы не сходятся с правительственными чиновниками и в оценках мусульманского населения Сеуты: по официальным данным -15.002 человека, по церковным данным - 25.000 человек.
Параллельно этому манипулированию статистикой испанские власти продолжают следовать еще более неприглядной политике в отношении прав человека: они отказывают в легальном существовании большей части мусульман. Другими словами, они отказывают в испанском гражданстве десяткам тысяч людей, имеющих согласно испанскому Гражданскому кодексу на это полное право. У многих из них есть только один документ - сертификат о рождении, не дающий никаких прав.

В 1986 г. сертификат о рождении был единственным документом у 26,2% мусульман Сеуты и у 19,5% мусульман Мелильи. Год за годом их просьбы о гражданстве оседают в коридорах испанской бюрократии, за исключением тех случаев, когда проситель
располагает большими средствами и с их помощью становится обладателем желанного документа.
Таким образом, статья 11.1 ныне действующей испанской Конституции, которая гласит о том, что испанское гражданство может быть получено, сохранено или утеряно в соответствии с процедурами, установленными законом, в Сеуте и Мелилье становится пустым звуком, этот конституционный принцип ничего не означает для испанских чиновников. В действительности их беспокоит только позиция государства, которое в легализации этих людей видит препятствие для возможной защиты в будущем испанских анклавов.
В середине 1980-х гг. положение мусульманских слоев населения продолжало оставаться довольно сложным. Например, в Сеуте только 19,5% мусульман имели испанское гражданство, в то время как 49,6% располагали лишь статистическим удостоверением, а 30,7% вообще не имели никаких документов.

В Мелилье гражданство было у 14,1% мусульман, статистическим удостоверением располагали 58,2%, а без документов было 27,5%. Статистическое удостоверение или карточка являлось лишь средством полицейского контроля и не давало его обладателю никаких прав, даже права на жительство.

Человека находившегося в нелегальном положении в любое время полиция могла быть переправить по другую сторону границы; он не мог легально найти работу, купить или снять квартиру, был ограничен в передвижении.
Правомерно утверждать, что почти все мусульманское население обоих городов представляло собой пролетарские слои. Большинство этих людей было очень бедно. Нищеты избежали лишь несколько сот мелких торговцев и водителей такси.

Существовала среди мусульман и небольшая группа богатых торговцев, как например, семьи Субайре в Сеуте и Мохатар в Мелилье. Это подтверждает статистика. В 1986 г. 56% мусульман и 29% мусульманок Сеуты были безработными. В Мелилье это соотношение соответственно составляло 41% и 36%.

Еще более тяжелое положение было среди молодежи от 16 до 25 лет. В Сеуте среди этой категории населения было 75% безработных, а в Мелилье - 64%.
Изобилие дешевой рабочей силы, приводило к усилению ее эксплуатации. Европейские предприниматели не заключали рабочих договоров, не выполняли правил социальной защиты. Социальное страхование введено в 1970-е годы для мусульман Сеуты.

Рабочие перерабатывали до 30 часов в неделю, из которых оплачивали только половину, а иногда и вообще ничего, работали по ночам, без выходных. Дело доходит до того, что ученик каменщика - христианин получает больше своего учителя-мусульманина. И пусть последний не вздумает требовать что-либо. Ответ известен - увольнение.

И если условия жизни столь тяжелы для мусульман, то для мусульманок они еще более тягостные.

Вопрос о принадлежности городов Сеуты и Мелильи в испано-марокканских отношения


В середине 50 -х - конце 90-х гг.ХХв.
В 1956 г. Испания признала независимость Марокко, однако в результате переговоров не были решены вопросы о принадлежности так называемой Испанской Сахары, провинции Тарфай, анклава Ифни, городов Сеута и Мелилья, Чафаринских островов. Поскольку о суверенитете Марокко над этими территориями в догорах речи не шло, то они как бы автоматически оставались под управленем Испании.
В 1957-1958 гг. отношения между Испанией и Марокко серьезно обострились. В 1958 г. Испания оставила зону Тарфая, позднее уступила Ифни. Относительно других территорий в 1959 г. была создана испано-марокканская комиссия.

В октябре 1960 г. в список территорий, которые Марокко требовало вернуть, были внесены Сеута и Мелилья, однако Испания заявила, что этот вопрос даже не подлежит обсуждению.
После получения независимости, Марокко начало проводить довольно открытую прозападную политику. Марокко наиболее тесно из арабских стран связано с государствами Западной Европы. В Рабате страны Европейского Союза рассматриваются, как его основной рынок.

Марокко является единственной арабской страной, добивавшейся, правда, пока безуспешно, вступления в ЕС.
Отношения между Марокко и ЕЭС являются одним из ключевых вопросов марокканской внешней политики. Расширение Общего рынка за счет Испании и Португалии поставило перед Рабатом новые проблемы, в особенности в сфере сбыта сельскохозяйственной продукции странам-членам ЕЭС.

Проблема связана с ловом рыбы в марокканских территориальных водах. Дело доходило до прямой блокады границ испанскими сельскохозяйственными союзами, которые преграждали дорогу, не пропуская из Марокко машины с цитрусами и овощами.

Только вмешательство высших эшелонов власти в Мадриде позволило решить конфликт.
В Марокко не без оснований полагают, что расширение Общего рынка нанесет урон по его сельскому хозяйству, которое является одним из основных источников получения валюты. Придется брать кредиты, а у Марокко долг к 1998 г. вырос до 22 млрд. долларов. Только в 1987 г. дефицит торговли Марокко с ЕЭС составил 500 млн. долларов.

Поэтому Рабат хочет прочнее соединиться с Мадридом, чтобы опереться на него в защите своих интересов на западноевропейском рынке. Но и Испания нуждается в Марокко.
Испания претендует на роль посредника в политическом диалоге между европейскими и арабскими странами. 90% всех своих экспортно-импортных операций Испания осуществляет в пределах Средиземного моря.

В связи с этим важным аспектом средиземноморской внешней политики Испаниии является магрибинский комплекс, в который входят вопрос о статусе городов Сеуты и Мелильи; отношения с Марокко; отношения с Алжиром; отношение к бывшей испанской Сахаре; проблема о так называемой африканской принадлежности Канарских островов.
Теоретическая основа средиземноморского направления правительства испанских социалистов, находившихся у власти с 1982 г. по 1996 г., сформулирована бывшим министром иностранных дел, специалистом по вопросам внешних связей Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) - Ф.Мораном. В ней Испания рассматривается как средняя держава в мировом масштабе и средиземноморская держава первостепенной важности.
Сложное положение Испании в Магрибе обусловливается необходимостью постоянного лавирования между Марокко и Алжиром, ведущими упорную борьбу за доминирующее положение на Севере Африки. Общая позиция правительства испанских социалистов сводилась к необходимости глобализации отношений с Алжиром и Марокко в целях создания большого процветающего и единого Магриба и его превращения в зону стабильности.

Такая позиция предполагала отказ от лавирования и подход к Магрибу как к единому целому. Этот подход должен быть основан на сотрудничестве, а не на конфронтации и на невмешательстве во внутренние дела Магриба.

Речь идет не о том, чтобы найти равновесие в зоне, а о том, чтобы утвердиться в Средиземнморье в качестве региональной державы, несмотря на конфликты между странами южного побережья, ибо Средиземноморье - это жизненно важная зона для безопасности Испании.
Если говорить о проблемах именно в двусторонних испаномарокканских отношениях, то они сводятся к следующим: кризису в Западной Сахаре и статусу испанских анклавов на севере Марокко; марокканскому экспорту в страны ЕЭС; проблеме нелегальной эмиграции.
Марокко является для Испании первым африканским партнером с импортом на сумму около 400 млн. долларов в год, что составляет 8,8% от общего импорта Рабата. Со своей стороны Испания закупает 6,8% от общего объема экспортируемой марокканской продукции с постоянно растущей разницей платежного баланса в свою пользу, что составило по итогам 1994 г. более 150 млн. долларов.

На 1995 г. на марокканской территории насчитывалось более 130 испанских предприятий, проживают и работают около 9 тыс. испанских предпринимателей. В Испании на постоянной или сезонной работе занято 400 тыс. марокканцев.

Через испанскую территорию, главным образом, осуществляется ежегодный транзит в страны Западной Европы около 750 тыс. марокканских рабочих. В Марокко сосредоточено 60% испанских капиталовложений в арабском мире в области рыболовства, химической и горной промышленности.
Между Испанией и Марокко подписаны соглашения о сотрудничестве в области обороны и защите инвестиций. Марокко является единственной неевропейской страной, с которой Испания
договорилась поддерживать ежегодные контакты на уровне глав правительств.
Важным событием в двусторонних отношениях было -подписание договора по экономическому и финансовому сотрудничеств на 1988-1992 гг., которое предусматривало кредит
Марокко 1,13 млрд. долларов. Испанская сторона выделила 32 млн. долларов на строительство гидроэнергетического комплекса Мжара.

Соглашение 1992 г. о гарантиях двусторонних капиталовложений еще более укрепило экономический фундамент их отношений. По существу перед испанским капиталом открываются двери Марокко.

А это, как считает Марокко, позволит склонить влиятельные испанские деловые круги и общественное мнение, среди которых еще сильны проалжирские и просадровские (САДР - Сахарская арабская демократическая республика) настроения, в пользу Рабата в вопросе Западной Сахары, а в будущем и смириться с возвращением Сеуты и Мелильи к Марокко.
Между Испанией и Марокко существуют достаточно стабильные двусторонние военные связи, соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Очень выгодный для Испании договор о рыболовстве был заключен между Марокко и ЕЭС.

Прямо или косвенно эта отрасль дает средства на существование более 800 тыс. испанцев.
Приток испанских капиталов в Марокко составил в 1985-1988 гг. - 5 млн. долларов, а в уже 1990 г. - 18 млн. долларов.
В 1991 г. был подписан испано-марокканский договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. До этого ни одна африканская или арабская страна не была связана с Испанией подобного рода соглашением. В Магрибе, раздираемом противоречиями, Марокко предстает наиболее стабильной страной, что объективно делает ее наиболее предпочтительным партнером для европейских стран. Договор открывает перспективы для дальнейших, двусторонних связей.

Марокканская печать связывает также подписание договора с перспективами расширения сотрудничества в рамках планируемой системы безопасности Западного Средиземноморья (система 4+5). Страны осуществляют постоянные контакты на уровне глав правительств, министров иностранных дел.
Договор предусматривает расширение сотрудничества в сферах обороны, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, рыболовства, здравоохранения, культуры, совместной борьбы против терроризма, организованной преступности и наркоторговли. Хасан II утверждает, что ... испанцы должны видеть в марокканцах не конкурентов, а союзников, которые облегчат им выход на магрибинский рынок.

В свою очередь, Мадрид пытается через систему безопасности Западного Средиземноморья обеспечить гарантированный доступ к магрибинским углеводородам. Марокко же сотрудничество с Испанией, как членом НАТО, рассматривает как фактор стабильности в западной части Средиземного моря.
В 1993 г. на стадию реализации вышел проект строительства газопровода Магриб - Европа, в котором участвуют и Испания, и Марокко. Между ними налаживаются тесные торговые связи, развивается туризм.

За короткое время Испания стала вторым после Франции торгово-экономическим партнером Марокко. Испанские капиталовложения в 1992 г. составили 869 млн. дирхамов (для сравнения американские составили 293 млн. дирхамов).
Отметим, что общий обмен между Северной Африкой и Европой составляет 15 млн. человек и 200 млн. тонн товаров в год. Общая сумма испанских государственных и частных инвестиций в Марокко в 1992 г. составила 180 млрд. песет, вложенных в рыболовство, разработку фосфатов, текстильную промышленность, транспортную инфраструктуру, энергетику, туризм.

Между странами подписано соглашение об увеличении в три раза преподавателей испанского языка в марокканских школах, марокканское телевидение выделяет канал для испанского телевещания.
Так как Марокко стремится к расширению связей с ЕЭС, для него важна позиция Мадрида. Бывший министр иностранных дел Испании Хавьер Солана неоднократно всказывался в следующем духе: Мы поддерживаем присоединение Марокко к ЕЭС и выступаем в качестве ходатая и защитника Марокко в руководящих органах в Брюсселе.
В двусторонних связях Испании и Марокко также существует проблема марокканцев, работающих в Испании. Решение Мадрида ввести с 15 мая 1992 г., как другие страны ЕЭС, въездные визы для жителей Марокко привела к тому, что непосредственно затронула более 5 млн. марокканцев, ежегодно посещающих Пиренейский полуостров. Тайная эмиграция марокканцев в страны Западной Европы происходит в основном через Испанию. Контрабанда наркотиков в европейские страны идет через марокканский север.

Марокко входит в семерку стран - крупнейших экспортеров гашиша, в стране находятся большие плантации индийской конопли.



Содержание раздела