d9e5a92d

Англо-французские интересы на севере Африки

Южной Америке. Однако со второй половины XVI в. в спор с Испанией за преобладание в Западном Средиземноморье вступает Османская империя. Оказавшись между этими двумя державами, марокканские города-государства лавировали, заключали
непродолжительные союзы, присоединялись то к одному, то к другому лагерю. Используя обычно два средства самозащиты от Османской империи и европейцев видело Марокко: корсарский флот и политику изоляционизма, т.е. закрытие страны от иностранцев.

Чтобы противостоять османской угрозе, Саадиты даже пошли на союз с христианами в лице испанцев: с 1555 г. между Испанией и Марокко был заключен ряд торговых соглашений.
В 1578 г. марокканским войскам удалось одержать важную военную победу над Испанией. Эта победа похоронила экспансионистские амбиции иберийских монархов и алжирских турок.. Под испанским контролем остались только Мелилья и Марс аль-Кабир, а под португальским - Сеута, Танжер и Мазаган. Уже к концу XVI в. испанцы начали постепенно вытеснять португальцев с занимаемых ими территорий.

Сначала они овладели островом Пеньон-де-Велес, а в 1580 г. Сеутой. Произошедшие почти одновременно события - появление в Тунисском заливе флотилии османского адмирала Синан-паши, изгнавшего испанцев из Ифрикии в 1574 г., и битва трех королей при Эль-Ксар-эль-Кебире в 1578 г., где погибла вторгшаяся в Марокко большая португальская армия, - положили конец расширению влияния иберийских государств в Северной Африке.

Обе победы были связаны с весьма существенными внешними обстоятельствами: вмешательством Османской империи и внутренним ослаблением Португалии.
Фаворит короля Филиппа III (1598-1621) герцог Лерма Средиземноморье рассматривал главной сферой гегемонии Испании. Благодаря полученной передышке (перемирие с Нидерландами, завоевавшими независимость), появилась возможность укрепить положение Испании в Магрибе и Леванте. В этот период Османская империя конфликтовала с персидским шахом, Аббасом I, и могла бы противостоять испанской экспансии только вполсилы.

Поэтому главной целью Испания поставила предотвращение нападений североафриканских пиратов, для чего определенные усилиябыли предприняты для поиска союза с правившим в Марракеше Мулай эль-Шейхом. В результате был завоеван марокканский порт Лараш (1610 г.) и уничтожена пиратская цитадель Маамора, что стало важным шагом в борьбе против морского разбоя.
В 1571 г. соединенный испано-венецианский флот нанес решительное поражение турецкому флоту в заливе Лепанто, остановив дальнейшую морскую экспансию Османской империи. Завоевание колоний и невиданное расширение колониальной торговли способствовали подъему ремесленного производства в городах Испании. В первой половине XVI в. в Испании создалась благоприятная обстановка для развития промышленности и торговли. Однако, начиная с середины XVI в. и в XVII в. Испания вступила в полосу длительного экономического упадка, что сказалось и на ее международном положении.

Упрочение Франции при Людовике XIII и Ришелье привело к тому, что она стала оспаривать у Испании роль первой мировой державы. Уже в конце правления Филиппа II в Испании начались процессы децентрализации власти и усиления привилегий отдельных регионов по отношению к центральному правительству (в фискальных, военных и юридических делах). В Испании граф Оливарес (как Ришелье во Франции) решил противостоять этому процессу, что вызвало волну сопротивления: произошли восстания в Португалии, Каталонии, Западной Андалусии. После завершения реконкисты почти весь полуостров, за исключением Португалии, был объединен под властью испанских королей.

Испании также принадлежали Сардиния, Сицилия, Балеарские острова, Неаполитанское королевство и Наварра. Однако объединение огромных территорий под властью испанской короны не завершило процесс экономической и политической консолидации.

Территории сохраняли свои сословно-представительные учреждения - кортесы, свое законодательство и судебную систему, обладали значительной политической самостоятельностью. До 1605 г. в Испании не было единого политического центра, наблюдалась значительная экономическая разобщенность страны (различные по уровню социально-экономического развития, территории были мало связаны между собой). Этому способствовали географические условия, слабые связи с центром северных областей.

Они вели оживленную торговлю с Англией, Францией, Нидерландами через портовые города. Юго-восток страны, особенно Каталония и Валенсия, были тесно связаны со средиземноморской торговлей - здесь происходила заметная концентрация купеческого капитала.


В 1610 г. из Испании были изгнаны мориски. Потомки мавров, насильственно обращенные в христианство, мориски были наиболее угнетенной и бесправной частью крестьян и городского населения Испании. Они жили главным образом в Гранаде, Андалузии и Валенсии. Они издавна выращивали такие ценные культуры, как оливы, рис, виноград, сахарный тростник, шелковичное дерево.

На юге ими была создана совершенная ирригационная система, благодаря которой они получали высокие урожаи зерна, овощей и фруктов. С изгнанием около 300 тыс. морисков производительным силам Испании был нанесен сильный удар, ускоривший ее экономический упадок, что стало одним из факторов, которое привели к падению ее международного престижа.
В ходе реконкисты происходил процесс отвоевания у мусульман больших территорий. Города-государства Дальнего Магриба, завоеванные Португалией и Испанией, переходили в зону действия европейской христианской цивилизации. В крупных торговых городах Испании и Португалии наметилась тенденция к автономизации. Там были сформированы властные структуры, которые в полном объеме ведали внутренней жизнью городского сообщества, решали вопросы внешних сношений города, определяли его завоевательную политику.

Город играл роль объединяющего, консолидирующего центра. В ходе реконкисты необходимо было организовывать вновь отвоеванное пространство, включать его в социальную среду христианского
королевства, заселять отвоеванные земли - все это осуществлялось по решению короля.
Особую роль стали играть города пограничных областей, основная функция которых заключалась в защите населения и окружающей территории. В обязанности горожан входило оборонять город и землю, следить за городскими укреплениями. В городе для решения текущих вопросов назначался или выбирался городской совет.

Военный пограничный характер жизни обусловливал небольшие размеры таких городов и, по большей части, отсутствие развитых посадов; город формировался вокруг цитаделей (фуэро). Особенность социально-политическим отношениям в таких городах придавала практика заселения пограничных земель людьми, нарушившими разного рода установления, политическими или уголовными преступниками. Это диктовалось тем, что наблюдалась нехватка людей, а вынужденные переселенцы все же не убегали со своих мест при первой опасности.

Однако это влияло на морально-правовой климат, на степень автономии города в целом, что, например, выражалось в том, что в таких городах был собственный суд.
О значении, которое придавалось приграничным городам центральной властью говорит и то, что им давались особые привилегии. Привилегии, жалованные королем, составляли основу автономии, которая была необходима и для привлечения сюда поселенцев, и для решения сложных задач пограничного города.В город назначался Королевский представитель (алькальд де форталеса), который осуществлял контроль от лица короля и помощь городу, командовал гарнизоном, т.е. королевская власть при достаточно широкой автономии все же сохраняла свои позиции. У города была округа, границы которой тщательно фиксировались городскими хартиями. Округа обеспечивала экономическую автономию, основу защиты города, привлечение переселенцев.

На округу распространялась юрисдикция города, права и обязанности жителей ее фиксировались в городском праве.
В ходе реконкисты происходили изменения в этно-конфессиональном составе городов. На отвоеванных у мусульман землях усиливалось влияние христианской церкви, поэтому в крупных городах основывались Епископские кафедры.

Мусульманское население, которое оставалось, выселялось за стены города, а с расширением города на округу, селилось в отдельных кварталах. Сильно менялся и внешний вид города, его архитектура.
Все вышесказанное в значительной степени относится и к Сеуте и Мелилье, как пограничным городам. Однако они имели не просто пограничное значение. Это были анклавы на территории другого государства, что обусловливало их исключительное военное значение, а в связи с этим власти придавали особое внимание строительству укреплений.

Их изолированность обусловила определенные трудности в связи этих районов с метрополией, в обеспечении их всем необходимым. Как испанские анклавы, они были враждебны окружающего мусульманскому населению и марокканскому королевству и, в свою очередь, испытывали на себе враждебность с их стороны.

По этим причинам Сеута и Мелилья долгое время представляли собой именно укрепленные крепости. Рост их населения и расширение границ произошел только в последней трети XIX в.
После объединения в последней трети XV в. Кастилии и Арагона в единое государство настал золотой век испанской экспансии. На фоне грандиозных успехов в Новом Свете, присоединение к Испании Мелильи в 1497 г. и Сеуты в 1580 г. может быть было, и не слишком масштабным событием, но оно сыграло важную роль и в истории этих городов и существенно укрепило позиции Испании на севере Африки.
Рассмотрим положение г. Мелильи с XV - до XVII вв. В конце XV в. город Мелилья,как уже отмечалось, был оставлен своими жителями и стал гнездом магрибинских пиратов. 17 сентября 1497 г. войска андалусского герцога Медины Сидонии, под руководством дона Педро де Естопинана Вируэса, заняли Мелилью.

На месте старых крепостных стен испанцами был возведен новый город, похожий на города своего времени, с крепостью в центре, с опоясывающими мощными стенами, служившими убежищем от набегов соседних племен и корсаров, опустошавших побережье Средиземноморья. В результате централизаторской политики короля Филиппа II, а также устав от больших издержек на оборону и снабжение города, в 1556 г. герцог Медина Сидония отказался от этого владения в пользу короны.

Филипп II назначил алькальдом, т.е. начальником гарнизона, дона Алонсо де Урреа.
По сути, с Мелильи начался новый этап в освоении Испанией африканского побережья. С ее взятием начал осуществляться политический и стратегический замысел испанских королей, заключавшийся в размещении напротив испанского берега в Северной Африке цепи опорных баз, служивщих для безопасности границ и судоходства, использование размещенных в них гарнизонов как аванпостов в борьбе с берберами и турками.
К концу XVII в. Мелилья представляла собой довольно большую крепость, окруженную поясом фортификационных укреплений, выдвинутых на расстояние от 800 до 1200 метров, что позволяло свободно передвигаться внутри гарнизону и жителям. Город уходил на 3 км вглубь, и осуществлял контроль над территорией 9755км вдоль побережья.

Дальше шла нейтральная зона, которую никому нельзя было заселять и обрабатывать, однако ее линия не была четко обозначена. Мелилья имела, прежде всего военно-стратегическое значение, в том числе на линии между городами Тетуаном (на североафриканском побережье) и Немуром (на испанском побережье), и защищала небольшой порт.
Мусульманское население получило разрешение у алькальда Д. Алонсо де Урреа добывать соль из солевых копей в Лагуне. Им было позволено создать свой лагерь - поселение вокруг города. Они должны были поставлять определенное количество пшеницы, ячменя, меда, рыбы необходимых для гарнизона.

Эти разрешения были подтверждены последующими алькальдами в 1575, 1599, 1601, 1606 гг. Часть мусульманского населения эти обязанности выполняла, а часть нет. В ответ с 1606 по 1631 гг. испанцы организовали экспедиции, в результате которых они захватили в плен людей, и скот.

Это повлекло за собой миграцию мусульманского населения, стремившегося укрыться от несчастий в стенах города. Документ от 1644 г. указывает на большое количество проживавших здесь мавров с семьями.
Население, жившее на расстоянии до четырех лиг (лига - мера длины) от стен города, должно было платить налог 400 реалов серебром или лошадь с человека, за исключением детей младше четырех лет. Это привело к тому, что город был окружен автохтонным дружественно настроенным населением, а это гарантировало лучшую защиту от их набегов.

Позднее на какое-то время были освобождены от уплаты налогов мавры, проживавшие в радиусе 12 лиг от стен города, с обязательством охранять его границы. Кроме того, Мелилья и Пеньон-де-Велес часто служили убежищем для марокканских политиков, свергнутых или, наоборот, претендовавших на трон, обращавшихся за помощью к традиционно недружественной дворянской Испании.
Однако отношения с маврами часто осложнялись. Происходило это и из-за того, что одной из главных целей испанской политики в Северной Африке было, стремление предотвратить возможное проникновение мусульман из Магриба в Испанию (поэтому Испания пыталась отодвинуть линию границы подальше вглубь Магриба, создав как бы буферную зону), а также борьба с пиратством.
К началу XVII в. управлением Мелильи занимался целый аппарат чиновников. Основными чиновниками были: глава города - Алькальд или Губернатор, также назначался королевский глава гарнизона в чине капитана кавалерии или пехоты, присылался гражданский наблюдатель - Контролер.

Однако полномочия властей были еще не достаточно разграничены. В начале власть Губернатора была менее значимой, а большую роль играл королевский Контролер, который помимо своих прямых функций мог исполнять и фискальные.

Контролера назначала центральная королевская власть, в Контролер назначал Губернатора.
Впервые из документов 1627 г. стало известно о недостатке продовольствия в Мелилье, что в дальнейшем будет часто повторяться и приведет к восстаниям гарнизона. Власти объясняли эту проблему захватом обозов марокканской стороной. Однако главная причина крылась все-таки в злоупотреблениях со стороны управляющих самого гарнизона, чиновники брали взятки, задерживали выплату жалования.

Несколько раз в городе даже случался голод.
Обратимся теперь к вопросу о положении в этот период г. Сеуты. В XIV в. Сеута после завоевания Гранадой, а затем королевством Фес, оказалась целью политики Реконкисты со стороны Кастилии, Гранады, Арагона.

В 1309 г. галеры короля Арагона Хаима II помогли султану Феса Солейману вернуть территорию Сеуты, которая к этому времени оказалась вновь в руках гранадцев.
В 1415 г. король Португалии Жуан I вместе со своими сыновьями занял Сеуту (при взятии которой знаменитый поэт Камоэнш потерял глаз). Город был превращен в прекрасно укрепленный бастион.

Оттуда были полностью изгнаны мусульмане. Население теперь состояло из 2500 португальских дворян и солдат.

Со временем среди жителей появились испанцы, преимущественно андалусийцы, французы, армяне, евреи.
Так как Сеута находится на маленьком полуострове, соединенном перешейком, то возникла необходимость укрепления этого перешейка. Со временем были возведены новые башни, стены, которые отделили цитадель от предместья, называвшегося Алмина, прорыты рвы, созданы укрепления из камня и земли.

Мусульманская мечеть была перестроена в собор. Экономика Сеуты базировалась на натуральном хозяйстве.

Все жители были государственными людьми. Большинство получало жалование в качестве чиновников или солдат, были получатели жалования за оказанные услуги короне.

Практиковались выплаты различных субсидий. Жалованье и субсидии не обязательно были денежными, часть их выплачивалась натурой.

Жены и дети погибших солдат получали пенсии.
Важные экономические связи были налажены между Сеутой и марокканскими территориями. Центр этой торговли находился в Тетуане, откуда из Марокко шли караваны, груженые различными товарами, среди которых выделялись кожи, воск, а из Сеуты шли товары с полуострова: кораллы, янтарь, красящие вещества, ткани.

Большую роль в торговле занимали евреи. Активно шла торговля рабами, цены на которых устанавливались в соответствии с договорами между властями Сеуты и Тетуана.

До прихода португальцев Сеута славилась производством зерна, но с завоеванием сельское хозяйство приходит в упадок. Поля превратились в бесплодные равнины, где происходили военные стычки.

В зоне Алмины находились огороды, продукция которых была важна, но не обеспечивала полностью местное потребление. Также наблюдалась нехватка скота. Управление городом осуществлял Губернатор в чине капитан-генерала, он же являлся главой военного гарнизона.

В его ведении не находились религиозные дела, для чего в Сеуте была установлена епархия.
К 1580 г., к моменту унии Испании и Португалии, в городе насчитывалось около 450 жителей, не относящихся к гарнизону.
К 1640 г., когда Португалия обрела независимость, в городе насчитывалось около 1 тыс. человек. Если говорить о социальной иерархии, то наверху этой лестницы была знать (дворянство), далее шли мелкие ремесленники, торговцы, рыбаки, маркитанты, люмпены, а в самом низу находились рабы.
В 1580 г., когда произошло объединение Испании и Португалии под властью короля Филиппа II, Сеута принесла ему свою присягу на верность. Союз христианских королей под руководством Филиппа II не изменил политику в отношении Сеуты, однако все более тесные связи город налаживал с Испанией. Не последнюю роль в этом сближении играла их географическая близость и соображения обеих сторон о безопасности границ. Не случайно в нескольких военных кампаниях 1594, 1599, 1625, 1638 гг., испанская сторона прибегала к помощи города и его жителей.

Эти полезные для обеих сторон контакты вели к все большим симпатиям городского населения к Испании и стимулировали объективную текущую испанизацию города.
1 декабря 1640 г. в городе Лиссабоне начался мятеж, известие о котором вскоре дошло до Сеуты. События в Лиссабоне привели к активизации сепаратистских движений во многих португальских землях, в результате чего Португалия получила независимость.

Жители Сеуты собравшись перед дворцом губернатора, публично заявили о верности Филиппу IV и изъявили желание остаться в составе Испании. В испано-португальском договоре было написано: Город Сеута остается под властью католического короля, т.е.
Испании. В 1668 г. в Лиссабоне был подписан мирный договор, который положил конец враждебным действиям между двумя иберийскими королевствами, по которому Португалия вновь признала принадлежность Сеуты испанской стороне.
С 1640 г. начался испанский этап в истории города (хотя испанизация начинается раньше). Сеута стала границей между христианским и мусульманским миром. Этот период характеризовался частыми попытками отвоевать город с марокканской стороны, и ответными ударами испанцев, Сеута находилась под угрозой и с суши, и с моря.

Особенно обострились отношения с мусульманской стороной в 1640-1860 гг. Более 30 лет, начиная с 1694 г., город выдерживал осаду марокканского султана Мулай Исмаила.

Ситуация осложнялась угрозой с моря со стороны Англии, которая в ходе войны за испанское наследство заняла Гибралтар и обратила свой взор на Сеуту. В этих условиях все жители города, включая священников и крестьян, участвовали в его защите.
Важное военно-стратегическое значение Сеуты и постоянная военная угроза привели к тому, что в его управлении заметно усилилась роль Губернатора, сконцентрировавшего в своих руках практически всю власть: он являлся гражданским главой города и предместий, командующим военным гарнизоном, судьей, начальником тюрьмы, главой налоговой службы. Также из-за войн и большого числа военных в составе населения, как норма права использовался военный кодекс, и даже гражданское население судили в соответствии с ним.

Город являлся местом ссылки, что усиливало криминальную атмосферу, и здесь действовал Дисциплинарный совет колонии.
В 1413 г. была создана епархия Сеуты, которая была отдана во владение монсеньору Аймаро д’Аурильяку, в связи с чем была закрыта епархия в Фесе, открытая в 1237 г. Основание епископской кафедры свидетельствовало о том значении, которое монархия и католическая церковь придавали Сеуте. В 1468 г. была основана епархия в Танжере, которую возглавил первый епископ бенедиктинец Нуньо Альварес.

Танжерская епархия была самостоятельной до булуы папы Пия V в 1570 г., по которой эта епархия присоединялась к Сеуте до 1851 г., а затем вновь они были разделены. После объединения Испании епархия Сеуты вошла в архиепископство Севильи.

Мелилья, оставаясь под испанской юрисдикцией, имела викария из епархии Малаги.
Рассмотрим, чем было вторжение в Магриб держав Пиренейского полуострова - это инерция катившейся на юг Реконкисты и второстепенный эпизод в шедшей своим ходом истории государств Северной Африки, или поворотный пункт в ее судьбе, а следовательно и в судьбе городов - предмете нашего исследования.
Хотя пиренейские страны были вытеснены из Северной Африки, столкновение магрибинского общества с феодально-колониалистской экспансией изменило облик цивилизации Арабского Запада. Государства Магриба стояли перед реальной опасностью превратиться в первые колонии в афро-азиатском мире. Внутренние изменения коснулись материального производства, усилив в обстановке все разгоравшихся войн пагубное воздействие кочевой периферии на агросферу, тенденцию к депопуляции, особенно остро дававшую о себе знать в приморских районах.

Они затронули и культуру, сказавшись на прекращении (почти полном в XVI в.) творческой деятельности, кроме ориентированной на религию, в обеднении духовной жизни. Отставание от Европы стало проявляться в тех сферах, где общество средних веков с наибольшей силой раскрыло свои возможности (медицина, точные науки, философия, география).103
Все это касается Магриба в целом и Сеуты и Мелильи, которые до конца XV в. находились и развивались в его рамках. Однако после Реконкисты эти города оказались территориями юридически подчиненными Испании.

Для них европейское завоевание не закончилось. Период с конца XV до конца XVII вв. явился для них переходным: они перешли под испанское управление, под
христианскую епископию, изменился этнический состав населения, изменился их внешний облик, изменился уклад жизни. Города оказались в прямом смысле слова на периферии испанского государства, и это объективно сказалось на их положении: их торговокультурное значение заменяется военно-стратегическим. А

нгло-французские интересы на севере Африки


После объединения королевств Кастилии и Арагона, после присоединения обширных и в XVI в. все еще увеличивавшихся подвластных американских территорий на Пиренейском полуострове возникло весьма мощное государство. Испания стала не только весомым политическим фактором в Европе, но и поднялась до статуса мировой державы.

Золото и американское серебро на два столетия сделали Испанию самой богатой страной в мире.
Однако господство Испании опиралось не на собственную экономическую мощь, а базировалось на временном превосходстве в военной технике и финансировалось за счет разграбления других стран. Оно сошло на нет, когда этот финансовый источник иссяк и возник соперник, мощь которого основывалась на собственных экономических достижениях.
Утрехтский мир (1713) полностью изменил политическую карту Европы. Филипп V за право оставаться королем Испании вынужден был отказаться практически от всего наследия Габсбургского дома. Уже к концу войны за испанское наследство стало заметно оформление нового соотношения сил в Западной Европе.

Возрастание могущества России, превращение ее в великую державу; потеря Францией политической гегемонии в Европе; резкое сокращение удельного веса Швеции, нередко игравшей роль младшего партнера Франции; быстрое усиление Пруссии, создавшей противовес Австрии в Германии-все это сделало невозможным ни для одной из этих стран занять главенствующее положение на евроконтиненте. Это позволило Британской империи сделать большой шаг вперед к английскому преобладанию в мире.

Она довольствовалась захватом ключевых баз на морях, добившись тем самым исключительно благоприятных условий для своей морской и торговой гегемонии.



Содержание раздела