d9e5a92d

Прямое давление внутренней среды на лидеров

Если критерием к исключению из рассмотрения является единодушное отвращение к этим тиранам, то тогда пришлось бы исключить очень немногих лидеров, причем в основном лидеров недавнего прошлого, так как "плохие" действия лидеров далекого прошлого забываются. Но раз выбранная нами категория столь мала, что лишь очень небольшое число недавних лидеров может быть включено в нее, то не лучше ли вообще отказаться от нее и сравнивать цели и политику всех лидеров без исключения.
Дихотомия "тираны герои" вообще отдает сверхупрощенчеством. Подавляющее большинство лидеров следовало бы разместить между двумя крайностями "мерзавцы" и "святые" Вот почему Робеспьера, Наполеона, Сталина и Мао вряд ли можно с уверенностью причислить к той или иной категории. Они оставили позитивное наследие с точки зрения институтов и моделей поведения, даже если они несут прямую ответственность за огромные жертвы и неизмеримые страдания. Реалистическое разделение на "хороших" и "плохих" лидеров должно, видимо, базироваться на детальном взвешивании достижений (определяемых, вероятно, ценностью действий лидеров для последующих поколений) и преступных актов (определяемых в первую очередь в плане нарушения прав человека).

Однако такое "взвешивание" трудно выполнимо из-за ограниченности данных, имеющихся в нашем распоряжении (в значительной мере это связано с тем, что тираны или обычные "плохие" лидеры естественно заботятся о ликвидации свидетельств своих "плохих" действий). Цель нашей [c.55] классификации не осуждать лидеров или исключать их из анализа, а вскрыть, какое влияние лидеры оказывают на общество.
Пока мы рассматривали только тех лидеров, которых можно назвать "великими". Видимо, существует непреодолимая пропасть между ними и "обычными" руководителями, что является, наверное, самым большим препятствием на пути создания общей модели лидерства. Разграничение между "великими" и "обычными" лидерами не может базироваться на размахе тех перемен, которые они привносят в свои нации. Различие должно состоять в чем-то другом.

Оно начинает вырисовываться, когда мы точнее присматриваемся к понятиям "делание политики" или "развитие политики". Если "великого лидера" беспокоит вся жизнь и структура страны, то "делателей политики" беспокоит, напротив, внедрение (или сохранение) структуры механизмов, связанных с одним аспектом жизни страны.

Для них нация, страна или политическая система это данность: значимы же, например, система образования, экономическая структура, характер отношений между центром и периферией. Конечно, если они лидеры, а не просто министры, занимающиеся только делами своего отраслевого департамента, они потенциально (или даже реально) озабочены и другими аспектами "системы".

Но, во-первых, они стремятся сконцентрировать свою деятельность на одном или, самое большее, на нескольких аспектах "системы" и, во-вторых, они видят целое как совокупность отделенных друг от друга секторов, а не как всеобъемлющую проблему, нуждающуюся во всестороннем решении.
Некоторые лидеры не являются ни спасителями, ни "защитниками", ни революционными преобразователями, ни даже лидерами патерналистского или популистского толка. Они отличаются своими качествами или положением.

Они могут отличаться и отсутствием широкой народной поддержки. Но эти характерные черты не связаны прямо с их влиянием на общество как таковое. Различие состоит в ограниченности сферы того влияния (и, видимо, поля интересов). Такие лидеры специалисты в своей области, и, следовательно, их влияние, по крайней мере на [c.56] первых порах, может быть связано только с одной или несколькими областями.

Они "делатели политики", потому что они могут проявить себя достижениями в какой-то конкретной политической области.
И именно по причине более узкой специализации обычно возникает интуитивное ощущение, что влияние таких лидером меньше. Лидеров, оказывающих свое влияние только на одну область, вряд ли можно приравнять к рангу "великих лидеров" истории Если некоторые из них и становятся "политическими героями", то, видимо, лишь в том случае, если они в дальнейшем перемещаются в другую, более широкую сферу деятельности. Но вопрос о "размере", так сказать, их влияния должен рассматриваться отдельно от поля их деятельности.

Они даже могут иметь большее влияние (из-за достижений в своей сфере), чем "глобальные" лидеры, которые мало чего достигли или потерпели неудачу в том, что они (и нация) считали своей миссией.
Однако, с другой стороны, вряд ли будет правильно противопоставлять "глобальных" лидеров, влияющих на систему "в целом", "делателям политики", связанным лишь с какой-то ограниченной областью. Очень редко "великие лидеры" сами "имеют дело" с целой системой (а под системой можно подразумевать политическую или институционально сферу, социальную или экономическую структуру, даже культуру, общественные нормы).



Многие, в том числе и "великие лидеры", занимаются только некоторыми аспектами системы. С другой стороны, некоторые "делатели политики" могут отдавать свои силы очень широкому полю деятельности, например, всем аспектам экономической политики или социального благосостояния.
Следовательно, лидеров нельзя, вписывать дихотомически. Их действия будут варьироваться по очень широкой шкале. Мы столкнемся с огромным количеством промежуточных вариантов.

Например, многие "делатели политики" (может быть, даже большинство) занимаются совокупностью вопросов, связанных между собой (на самом деле или по мнению лидера), и, значит, решать [c.57] их нужно координирование. С другой стороны, "великие лидеры", которые, на первый взгляд, заняты системой "в целом", на практике занимаются лишь одним из участков этой системы.

Такое часто происходило на Западе после 1945 года: некоторые лидеры старались "успокоить" население, обеспокоенное быстротой изменений. Другие пожелали изменить отношения между населением и государством. Например, Тэтчер стремилась, чтобы "люди стояли на собственных ногах", а Рейган хотел "убрать правительство из-за спин людей". Такой подход, конечно, содержит в себе элемент глобальности.

Но это не глобальный подход в полной мере, так как он не затрагивает всю систему.
Итак, мы уже упомянули о двух подходах к классификации лидеров: в одном подходе великие лидеры разграничиваются между собой на основе того, хотят ли они сохранить или изменить общество; другой подход помогает разграничить "великих лидеров" и "делателей политики".
Мы выработали два измерения политики лидеров на основе того, стремятся ли они изменить или сохранить существующее положение и каковы масштабы проблем, с которыми они имеют дело. Взаимозависимость этих двух измерений, представленная в таблице 1, позволяет выявить типы влияния лидеров на общество.
Таблица 1
Типология потенциального влияния лидеров
(по двум измерениям)*

Измерение I
Измерение II
Сохранение
существующего
положения
Умеренные
изменения**
Широкомасштабные изменения**
Широкая
сфера
деятельности
"Спасители"
(У. Черчилль,
Ш. де Голль)
"Патерналисты", "популисты"
(О. Бисмарк)
"Идеологи"
(Мао Цзэдун,
А. Гитлер)
[c.58]
Умеренная
сфера
деятельности
"Успокоители"
(Д. Эйзенхауэр)
Пересмотрщики
(Р. Рейган,
М. Тэтчер)
"Реформисты"
(Ф. Рузвельт)
Узкая
сфера
деятельности
"Менеджеры"
(министры, занимающиеся каждодневными проблемами)
"Улучшатели"
(министры, которые модифицируют какой-либо аспект политики)
"Новаторы"
(кладут начало новой политике, например, земельной реформе)

Примечания:
* В каждую категорию лидеров включены и те, кто имел успех, и те, чье влияние или было очень слабым или вообще отсутствовало.
** Изменения могут быть как прогрессивными, так и регрессивными, или комбинацией тех и других.
Разработка такого "двухмерного" подхода к типам влияния лидеров сделана преимущественно на основе их политики внутри страны. Но можно увидеть, что те же измерения применимы к международной сфере.

Например, из таблицы видно главное различие между "спасителями" и теми, кто желает "полностью" модифицировать мировой порядок (Наполеон, Гитлер). Но есть много лидеров, чья вовлеченность в международные дела весьма ограничена и связана лишь с каким-то регионом земного шара или конкретными аспектами международного развития.

Их мы можем назвать "реформистами" в международном плане, в то время как многие другие лидеры будут новаторами или менеджерами.
Различные аспекты влияния среды на лидеров
Очевидно, что цели лидеров каким-то образом связаны с окружающей их средой. Вопрос в том, насколько тесна эта связь? Некоторые рассматривают ее как полную зависимость, однако вряд ли таковая имеет место.

Можно представить две крайние [c.59] возможности: почти полная свобода лидера от среды, его способность владеть любой ситуацией в достижении собственных, заранее определенных целей; почти полное бессилие лидеров, незначительное влияние на общество, которым они руководят. Но это крайности.

В каких еще ситуациях могут оказаться лидеры?
Первый шаг на пути к ответу на этот вопрос состоит в разделении тех или иных ситуаций, с которыми сталкиваются лидеры, на "классы". Это позволило бы начать выявление проблем, связанных с влиянием лидеров.
По всей вероятности, лидеры обладают определенной свободой действий и осуществляют эту свободу в большей или меньшей мере. Значит, нужно определить, насколько велика степень этой свободы и насколько лидеры ее используют.

Если, с одной стороны, эта свобода проявляется в целях. которые лидер избрал, то с другой стороны, она ограничена тем фактом, что среда делает одни цели более достижимыми, чем другие. Легче мобилизовать нацию против другой нации, если население уже питает к ней агрессивные чувства; легче проводить экономические или социальные реформы, если большинство населения недовольно существующей экономической и социальной структурой.
Следовательно, цель анализа условий среды в том, чтобы определить общественные факторы, помогающие или мешающие лидеру в реализации его целей.
Разграничение между внутренней и внешней средой
Ясно, что цели лидеров во внешней политике отличаются от целей, связанных с внутренними проблемами. Значит, мы можем провести разграничение между давлением внутренней среды и давлением внешней среды.

С одной стороны, лидеры сталкиваются с силами вне своей страны, которые могут угрожать самому ее существованию; с другой стороны, существует давление внутри общества, которое может привести к ситуациям, опасным для существования режима (и, конечно, для сохранения лидера на своем посту).
Давление извне и давление изнутри могут отличаться множеством других черт. Угроза внутреннему порядку может привести к гражданской войне, однако угроза войны извне как бы более [c.60] понятна и поэтому ее боятся гораздо больше. Кроме того, внешние проблемы часто представляются как более "конъюнктурные", более "случайные", чем внутренние проблемы.

Не все внутренние трудности предсказуемы, конечно, в то время как многие внешние ситуации скорее можно предвидеть. Но, по крайней мере в какой-то степени, лидеры столкнутся с неожиданными шагами и нажимом со стороны правительств других стран, над которыми .указанные лидеры почти или вовсе не имеют контроля.
Таким образом, рамки, внутри которых действуют лидеры это сложное переплетение отношений, в котором сочетаются внутренняя и внешняя плоскости действий. Причем обе эти плоскости автономны, а действия, которые на них предпринимаются, могут долгое время быть независимыми друг от друга.

Прямое давление внутренней среды на лидеров


В чем же состоит то давление внутренней среды, которое может заставить лидера занять конкретную позицию в конкретный момент времени?
Начнем с ситуации, когда давление преимущественно направлено на сохранение статус-кво. Если существует полная удовлетворенность внутри общества относительно способов распределения товаров и услуг и проведения политической жизни, если отношения между страной и другими нациями уравновешены, тогда внутри и вне страны царит мир.

Такая ситуация, конечно, очень редка, в качестве примера можно привести современную Швейцарию.
Подобная ситуация приводит к тому, что лидеры оказываются как бы скованными в своих действиях. Внутри страны преобладает желание "счастливого" народа сохранить статус-кво.

Что касается внешней политики, то те лидеры, которые и захотят ввязаться в какую-нибудь авантюру, вряд ли смогут рассчитывать на поддержку населения ввиду отсутствия у него агрессивных наклонностей. Таким образом, на лидеров оказывается широкое давление с тем, чтобы. они вообще не предпринимали никаких шагов; потенциальный простор для инициатив лидеров сильно сокращен, а то и просто отсутствует В таких случаях типом лидера, который, как можно ожидать, "естественно" возникает, будет "менеджер", поскольку его цель постепенное достижение [c.61] компромиссов между лицами, действующими на общественной сцене, функция лидеров становится в первую очередь процессуальной.
Таким образом, "нормальная" ситуация порождает тип лидеров-менеджеров, Когда же общество находится под угрозой, от лидеров требуют стать "утешителями" или "защитниками".

Менеджерства уже недостаточно.


Но лидеры-менеджеры неэффективны даже тогда, когда потребность в переменах ограничена. Менеджерство связано только с решением возникающих проблем, когда не требуется никакого обновления и никаких реформ. Если существует неудовлетворенность некоторыми институтами или некоторыми направлениями политики, лидеры, являющиеся "чистыми менеджерами", не могут предложить удовлетворительных решений. Недовольство растет, и лидерам приходится становиться "регулировщиками" или новаторами.

Иначе они будут заменены или напряженность в обществе будет возрастать.
Общество, в котором высока неудовлетворенность это общество, где сильны конфликты. В фокусе конфликтов может оказаться то государство, в котором существует длительная традиция централизма или авторитаризма; в нем могут оказаться и различные группы населения, если в стране четко выявлено разделение по племенным, этническим, религиозным или классовым линиям.

Обе эти стороны могут сочетаться друг с другом. Во всех этих случаях лидеры сталкиваются с требованиями перемен, по крайней мере, со стороны какой-то части населения.

Возможно и выдвижение противоречивых требований, когда одна часть населения выступает за перемены, а другая за сохранение статус-кво.
Такое положение дел имеет следующие последствия. Во-первых, лидеры, которые желают или могут быть только "менеджерами", быстро свергаются как непригодные.

Во-вторых, существующим лидерам приходится часто модифицировать свои цели и идти трудным промежуточным путем между сохранением статус-кво и реформами (или даже преобразованиями). В-третьих, поскольку этот путь и в самом деле труден, появляются альтернативные лидеры, которые заявляют, что они лучше воплощают требования [c.62] той или иной части электората.

В-четвертых, при сохранении такой ситуации напряженность может возрастать, будет происходить эскалация требований той или другой стороны, и требование сохранить статус-кво может столкнуться со столь же настойчивым требованием революционных преобразований.
Однако уровень недовольства может возрасти, если, например, конкретные требования не были удовлетворены в течение предшествующего периода. Тогда на лидеров будут нажимать, чтобы они осуществляли более глобальные изменения. Лидеры могут оказаться вынужденными пересмотреть "политическую" повестку дня или выдвинуть программу реформ. Если они этого не сделают, альтернативные лидеры могут выйти на первый план и заявить о своей способности предложить такие решения, на которые неспособны нынешние лидеры.

Однако иногда реформы осуществляются лидерами, которые и до этого находились на посту.
Разумеется, ситуация может быть еще более сложной, поскольку давление может осуществляться по различным направлениям. Скажем, давления за сохранение системы не возникает, пока не возникает также давления, за изменения в обществе.

По мере постепенной эскалации напряженности ситуация будет складываться не в пользу лидера-утешителя иди лидера-реформатора" а в пользу руководителя, способного сохранить статус-кво любой ценой, с одной стороны, и в пользу лидера, готового на революционные изменения, с другой.
Уровень внутреннего конфликта, при котором раздаются мощные требования призвать лидера, готового выполнить революционные требования, должен быть очень высок. Однако такой уровень конфликта не достигается в один миг или очень быстро. Конфликт порождается либо ухудшением социальных условий, либо новыми социальными условиями, которые, в свою очередь, вытекают из перемен в экономике. [c.63]

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО


Связь между личными качествами лидеров и их влиянием остается неясной и туманной. Биографии и автобиографии дают летальные описания личных качеств лидеров, имеющих, с точки зрения авторов, большое значение. Действительно, в недавних психологических и психоаналитических исследованиях предпринята попытка связать влияние лидеров с характерными особенностями их личности или с событиями, которые произошли в детстве.

И все-таки, несмотря на подобные подходы, роль индивидуальных качеств пока еще остается недоказанной.
Мы нуждаемся в понимании роли личности, чтобы увидеть, как она способна изменить ход событий. Мы должны суметь разложить черты личности на составляющие их элементы и показать, как они по-разному сочетаются в различных случаях.

Системный анализ должен дать нам средства точной оценки корней личностного влияния; он должен идентифицировать компоненты личности и связать их друг с другом и с влиянием лидеров.
Такая цель пока еще далека. В контексте политического лидерства системные исследования начались относительно недавно, кроме имеющих многовековую традицию оценок конкретных руководителей. Стоит отметить, что множеству усилий, предпринятых в области психологии, противостоит ограниченное число исследований общего характера.

Но даже в плане общей психологии пока еще не выработано всеобъемлющего подхода, который мог бы косвенным образом быть применен к политике, кроме того, выводы часто оказываются противоречивыми или неточными. Проанализированные типы лидерства обычно являлись достаточно простыми.

Анализ личностных факторов в политическом лидерстве


Интерес к личности политических лидеров всегда был большой и не только в политической науке, но и в истории и литературе.
Значительная часть исследований в этой области объясняла действия и события специфическими обстоятельствами, при которых один человек "вовлечен" больше, чем другой, а не общими [c.64] факторами, применимыми к слою лидеров.
Наряду с этой "индивидуалистической" традицией, политическая наука и эмпирическая социология интересовались в первую очередь рекрутированием политических элит. Были предприняты попытки проанализировать биографию лидеров, чтобы оценить роль таких факторов как социальное происхождение, образование, род занятий и идеология в отборе лидеров. И хотя профиль этих исследований скорее социологический, чем психоЖя-ический, все же исследования индивидуумов и исследования элит в некоторой степени обогатили друг друга.

Психологический анализ стал более общим, например, проявилось внимание к определению "измерений", применимых ко всем типам политических лидеров.

Демографические характеристики и влияние политического лидерства


Национальные политические лидеры никогда не рекрутировались пропорционально тем группам, которые образуют руководимое ими население. В подавляющем большинстве лидеры, приходящие к власти, это мужчины старше 56 лет; около 23 из них имеют высшее образование; принадлежат они к среднему или высшему классам. Разумеется, в зависимости от страны, региона или режима могут быть вариации; например, в коммунистических государствах среди лидеров больше выходцев из рабочего класса.

Но, в целом, профессионалы (и особенно юристы), гражданские служащие, преподаватели и военнослужащие имеют больше шансов стать лидерами. Поэтому не может быть такого, чтобы каждый американец имел одни и те же шансы стать президентом Соединенных Штатов, несмотря на постоянные утверждения обратного.
Создалось мнение, что возраст или род занятий лидера не оказывают очень сильного и ярко выраженного влияния на его эффективность.
Поэтому, должно быть, переменные величины, определяемые социальным происхождением, не осуществляют заметного воздействия на влияние лидеров. Такой вывод нашел косвенное подтверждение в работе Рийэя и Филлипса, посвященной революционным лидерам.

Хотя среди революционеров есть и представители [c.65] "низшего класса", но преимущественно это выходцы из среднего класса, в общем, из того же социального слоя, что и остальные лидеры. Среди них были и юристы, и военные, значительное большинство получило высшее образование; это не были очень молодые люди; они в основном представляли этнические и политические группы.

Большинство из них вы росло в "нормальных" семьях.
Перед тем, как приступить к дальнейшему изучению возможного влияния демографических характеристик, имеет смысл проанализировать один достаточно специфический показатель, который оказывает, видимо, некоторое воздействие на цели лидерства и его эффективность: каким ребенком по счету в семье родился лидер. Хотя воздействие такой переменной величины не получило всеобщего подтверждения, исследование относительно американских президентов и британских премьеров говорит о различной роли лидеров в зависимости от того, были ли они единственным ребенком в семье, старшим или младшим. Было сделано два вывода. Во-первых, представляется, что первые и единственные сыновья лучше справляются с кризисными, чем с обычными ситуациями.

Самый интригующий аспект этого допроса в том, что население, видимо, подтверждает данный фактор: если американские выборы разделить на "кризисные" и "некриаисные", первые или единственные сыновья избирались в 8 из 9 случаев кризиса, в то время как в ходе "некризисных" выборов младшие сыновья избирались в 12 из 21 случая.
Во-вторых, представляется, что единственные сыновья, первенцы и младшие сыновья особенно подходящи к трем типам ситуаций, что они обладают тремя разными "стилями" лидерства. Первенцы, видимо, чувствуют себя лучше всего в экспансионистских ситуациях, часто ведущих к внешним конфликтам; младшие сыновья нацеливаются на "наладку" и уделяют внимание решению проблем путём компромиссов; единственные сыновья отдают свою энергию ликвидации разломов в обществе.
Данный аргумент основан на том типе социализации, который лидеры получили в детстве и юности. Таким образом, в семье воспитываются различные типы лидерства. [c.66]
Эти выводы интригуют сами по себе, так же как и то, что они служат достаточным доказательством того, что порядок рождения в семье влияет на тип лидерства и что население (или, по крайней мере, политики) приходят к пониманию -этих различий в своём подходе к лидерству.
Психологические характеристики общенациональных политических лидеров

Биографический анализ


Изучение демографических переменных величин, связанных с общенациональными политическими лидерами, пока еще не очень развито. Предстоит еще много исследовать, чтобы лучше понять многие аспекты происхождения сегодняшних лидеров и его влияния на цели лидеров.



Содержание раздела