d9e5a92d

Продажи и фиксации денежных масс

Если производство обеспечивает получение неоплачиваемого продукта, добавочного к той массе, продажа которого позволяет расплатиться со всеми владельцами составляющих производства, то рынок, усложнённый применением денег и самой банковской системой, обеспечивает реализацию дополнительной массы продуктов как продажу товаров. Вне продажи и фиксации дополнительных денежных масс нельзя зафиксировать денежное выражение дополнительных продуктов, нельзя оценить эти деньги как основание дальнейшего движения капитала в функциональной форме оборота капитала.
На основе капиталистического способа производства, как господствующего, всякий товар в руках продавца должен быть товарным капиталом ... Товарные элементы Р и Сп, из которых состоит производительный капитал П, как формы существования П, имеют иной вид, чем имели на тех различных товарных рынках, где они были приобретены.

Они теперь соединены и в своём соединении могут функционировать как производительный капитал. ... Исходным пунктом кругооборота является капитал в товарной форме ... превращением Т, поскольку оно функционирует как капитальная стоимость ... в товары, составляющие элементы его производства ... Лишь как результат последнего процесса, а не как результат процесса обращения, Т' является завершением кругооборота и принимает ту же самую форму, что и начальный пункт Т. Напротив, в Д...Д' и в П...П, заключительные пункты Д' и ГТ суть непосредственные результаты процесса обращения. /1974, т. 2, с. 110-111/ . Мы видим, что К. Маркс перемещает морфологию товара из рынка в производство и меняет его функцию, способ существования.

Но при изменениях способа существования (на рынке, в производстве) морфологии приходится ещё соответствовать объединяющей в кругообороте функции - быть капиталом. Иначе говоря, существуют различные начала кругооборота (деньги, товар, продукт) и соответствующие их перемещения из одной формы бытия в другую до возврата в исходную, но все они являются результатом типизирующих акцентировок при сохранении исходной абстракции, в которой источником роста капитала является производство, а источником устранения определённости продукта, а затем и товара - переход к рынку и денежному выражению прибавочного продукта. При создании фокусированных конкретизаций исходной абстракции сохраняется действие исходной абстракции, но в конкретизированных обличьях.

Этим К. Маркс повторяет пугь Гегеля по своей логической форе.
Исходная абстракция подвергается фокусировке и выделяются типовые фокусировки, исходящие из природы содержания абстракции. Затем каждая фокусировка используется в качестве средства конкретизации.

В результате появляются соответствующие результаты конкретизации, сохраняющие в своей основе и фокусированные абстракции, и исходные абстракции.
Вот как рефлектирует К. Марке свой метод исследования и изложения.
Конечно, способ изложения не может с формальной стороны не отличаться от способа исследования. Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось, и жизнь материала получила свое идеальное отражение, то может показаться, что перед нами априорная конструкция. Мой диалектический метод по своей основе не только отличается от гегелевского, но является его прямой противоположностью.

Для Гегеля процесс мышления ... есть демиург действительного, которое составляет его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней ... Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение всеобщих форм движения.

У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги /1978, т.1, с.21-22/. Сначала изучаются все связи, каузальные отношения между частями и внешним окружением, варианты качественных изменений самого устройства, разви тие и т.п. В результате возникает теоретический заместитель эмпирического материала, идеалъ- t ное отражение.

Можно переходить к изложению полученного результата. По тут, вдруг, рефлексия изменяет К. Марксу. Если идеальное есть результат работы мысли, её конструктивного проявления, то она не может не носить априорного характера при переходе от эмпирии к теории, от субъекта к предикату.

Она - результат пересадки в человеческую голову и надо понимать, как пересадка происходит. Не за счёт простого отбора эмпирического материала. Теоретик - строит абстрактные замещения эмпирического. Тем более, что эмпирическое преобразуется в голове, а не фиксируется.

Следовательно, диалектика у Гегеля сохраняет реальность этих переходов, а К. Маркс их наивно утратил. На ноги нужно ставить самого К. Маркса.
При получении идеального объекта мы имеем мыслительное конкретное. Если же возникает задача изложения, то приходится искать начало. Вот как это начало обсуждает К. Маркс.

Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки ... Развитое тело легче изучат ь, чем клеточку тела.
К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться , ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции /1978, т. I, с.5-6/. Признаётся, что приходится вводить абстракции.

Но дело здесь не в микроскопе, который даёт эмпирический мат ериал, а в самой необходимости в любом случае строить эти абстракции, замещая случайный этап познания. Иное дело развитие и особенности его теоретического выражения и изложения. Тогда нужен этап клеточки.

Практически К. Маркс и реализовывал идею раскрытия пути развития как перехода от клеточки или исходной абстракции к развитому состоянию путём переходов, этапов развития и вычленения тех внутренних факторов, которые и порождают переход от менее развитого к более развитому состоянию изучаемого объекта.
В частности, К. Маркс поясняет содержание клеточки, исходный пункт раскрытия капиталистического производства, капиталистическое производство начинается на деле с того момента, когда один и тот же индивидуальный капитал занимает одновременно многих рабочих ... процесс труда ... доставляет продукт в большом количестве. Действие многих рабочих в одно
и то же время, в одном и том же месте для производства одного и того же вида товаров, под командой одного и того же капиталиста составляет исторически и логически исходный пункт капиталистического производства ... Та форма труда, при которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства, называется кооперацией ... Здесь дело идёт не только о повышении путём кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по своей сущности есть массовая сила /1978, т.1, с. 333, 337/.

К. Маркс фактически говорит о кооперативно -организованной деятельности, обладающей большей производительностью. Капиталист выступает здесь в качестве управленца-организатора. Кооперативность приводит к массовости деятельности.

Однако анализ деятельности включается в рамки экономического анализа, в которой запуск деятельности обеспечивается капиталом.
В то же время капиталистическое производство не сводится к деятельности, так как она умирает в продукте. А в экономическом пространстве продукт нужен не сам по себе и не как предмет потребления, а как капитал.

Это возможно лишь при помещении продукта на рынок в качестве товара и при его продаже, обмене на деньги, а затем использовании денег для воспроизводства и расширенного воспроизводства товарно ориентированной деятельности. Вот как К. Маркс характеризует переход товара в капитал.
Товарное обращение есть исходный пункт капитала ... Если мы оставим в стороне вещественное содержание товарного обращения, обмен различных потребительских стоимостей и будем рассматривать лишь экономические формы, порождаемые этим процессом, то мы найдём, что деньги представляют собой его последний продукт ... есть первая форма проявления капитала ... каждый новый капитал при своём первом появлении на сцене, т.е. на товарном рынке, рынке труда или денежном рынке, неизменно появляется в виде денег, которые путём определённых процессов должны превратиться в капитал.

Деньги как деньги и деньги как капитал сначала отличаются друг от друга неодинаковой формой обращения ... Превращение денег в товар и обратное превращение товара в деньги, купля ради продажи. Деньги, описывающие в своём движении последний цикл, превращаются в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляют собой капитал ... В обращении ТД-Т деньги, в конце концов, превращаются в товар, который служит потребительной стоимостью. Тут деньги затрачиваются окончательно.

Напротив, в противоположной форме Д-Т-Д покупатель ... бросает деньги в обращение с тем, чтобы вновь извлечь их оттуда путём продажи того же самого товара ... Деньги здесь пить авансируются ... Обменять деньги на деньги ... такая операция представляется столь же бесцельной, сколь и нелепой. Процесс Д-Т-Д обязан поэтому своим содержанием не качественному различию между своими крайними пунктами ... а лишь их количественной разнице ... извлекается больше денег, чем первоначально было брошено в него ... Поэтому полная форма выражается так: Д-Т-Д' =Д+ДД ...

Это приращение, или избыток над первоначальной стоимостью, я называю прибавочной стоимостью. Таким образом, первоначально авансированная величина не только сохраняется в обращении, но и изменяет свою величину, присоединяет к себе прибавочную стоимость, или возрастает.

И как раз это движение превращает её в капитал ... обращение денег в качестве капитала есть самоцель, гак как возрастание стоимости осуществляется лишь в пределах этого постоянно возобновляющегося движения. Поэтому движение капитала не знает границ. Как сознательный носитель этого движения, владелец денег становится капиталистом ...

Возрастание стоимости - есть его субъективная цель ... Поэт ому потребительную стоимость никогда нельзя рассматривать как непосредственную цель капиталиста ... стоимость становится, таким образом, самодвижущейся стоимостью /1978, т. 1, с. 157-166/.


Тем самым, с одной стороны, производство, направленное на увеличение количества продуктов и предназначенных для продажи, получения большего количества денег, чем тратилось на создание производства, составляет основание капиталистического производства. С другой стороны, такой обмен товара на деньги, чтобы авансированные деньги на покупку товара давали большие деньги, прибавочные деньги, возможно, если не иметь в виду обычный обман в обмене, лишь в производстве.
Только один товар обладает свойством быть оплаченным за своё производящее бытие вместе с порождением добавочного продукта, товара, денег - рабочая сила.
Извлечь стоимость из потребления товара нашему владельцу денег удастся лишь в том случае, если ему посчастливится открыть в пределах обращения такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости ... действительное потребление которого было бы овеществлением труда, а следовательно, созиданием стоимости ... это - способность к труду, или рабочая сила ... совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход каждый раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости ... Рабочая сила может появиться на рынке в качестве товара лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку она ... продаётся её собственным владельцем ... он должен иметь возможность распоряжаться ею ... быть свободным собственником своей способности к труду, своей личности ... требуется, чтобы собственник рабочей силы продавал её постоянно лишь на определённое время ... Как личность, он постоянно должен сохранять отношение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому, как к своему собственному товару ...

Владелец рабочей силы должен быть лишён возможности продавать товары, в которых овеществлён его труд/1978, т. 1, с. 177-179/.
Человек входит в своё экономическое бытие за счёт отношения к себе как к товару, как вещи, могущей быть проданной, на некоторое время деятельностного бытия, применения своих способностей по отчужденной, не им вводимой норме. Иначе говоря, именно это рыночное отношение отчуждения себя и бытия в отчуждённом состоянии отличается и от самовыражения в создании чего-либо, и от подавленного рабским существованием пребывания в реализации нормы. В экономическом бытии появляется собственно деятельностное бытие, когда человек не удовлетворяет потребности и не относится к норме как к источнику насилия.

Если первое характерно для жизнедеятельности, а другое - для отрицательного типа социального бытия, так как для положительного или согласованного бытия не возникло условий, то на фоне и в среде экономического процесса и через посредство добровольного существования на рынке труда, появляется специфически деятельностное бытие человека. В отличие от случайностей факторов, приводящих к согласию на реализацию норм деятельности (труда) в экономической среде достигается полнота согласия в обмен на согласованную плату за труд.
К. Маркс выделяет экономическую сторону бытия человека в ходе его пребывания на рынке труда и на производстве. Но вместе с этим он не мог не подготовить почву для именно анализа деятельностного бытия человека. На рынке человек предстаёт как сознающий себя и распоряжающийся собой как товаровладелец. Входя в производство, человек вытесняет в себе всё остальное, кроме товарности, становящейся деятелем.

Он на рынке оплачивается не полностью, а лишь как потребляемый на время труда. В то же время и само потребление его оказывается не эквивалентно оплате, так как он производит товаров больше, чем оплачиваемая их масса.

Здесь заключена тайна прибавочной стоимости.
Владелец денег ... находит рынок труда в готовом виде как особое подразделение товарного рынка ... Это отношение ... есть результат предшествующего исторического развития ... Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы ... Стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для производства и воспроизводства этого специфического предмета торговли ...

Производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни ... стоимость рабочей силы есть стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни её владельца ... В труде затрачивается определённое количество человеческих мускулов, нервов, мозга и т.д., которое должно быть снова возмещено ... достаточно для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности ... определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент. Однако для определённой страны и для определённого периода объём и состав необходимых для рабочего жизненных средств в среднем есть величина данная ... Для того, чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определённой отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуются определённое образование и воспитание ... эти издержки различны в зависимости от квалификации рабочей силы ... входят в круг стоимостей, затрачиваемых на её производство ... стоимость рабочей силы изменяется ... способность к труду ещё не означает труд ... отчуждение рабочей силы и её действительное проявление ... отделяются друг от друга во времени ... Рабочий предоставляет покупателю потреблять свою рабочую силу раньше, чем последний уплатит свою цену ...

Потребление рабочей силы, как и всякого другого товара, совершается за пределами рынка /1978, т.1, с. 178-186/.
Мы видим, что К. Маркс ищет основу феномена возрастания стоимости за счёт потребления рабочей силы. Капиталист покупает потребление рабочей силы в деятельности, а рабочий - продаёт это потребление, оценивая его эквивалентно воспроизводству способностей, компенсации за утерю части способностей, соответствующую их восстановлению. И это рыночное отношение обмена. А само потребление способностей происходит уже не на рынке. Прилагаясь, эти способности, за счёт иных составляющих деятельности, производят больше, чем нужно, в денежном эквиваленте, на восстановление способностей.

Конечно, величина компенсации зависит от характера потребляемых способностей и особенностей того, как они проходят путь износа и восстановления, а также ста- \ новления (в образовании).
Отчуждение использования способностей в труде находится в центре внимания мысли К. Маркса, так как оно является предпосылкой экономического бытия человека и придания всем кругооборотам характера кругооборота капитала.
Потребление рабочей силы - это сам труд. Покупатель рабочей силы потребляет её, заставляя работать её продавца ... Для того, чтобы выразить свой труд в товарах, он должен его выразить в потребительных стоимостях, в вещах, которые служат удовлетворению тех или иных потребностей ... Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором (в процессе) человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он противостоит как сила природы ... приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы ... воздействуя на внешнюю среду и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу.

Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти ... Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове ...

В конце процесса труда получается результат, который уже вначале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой ... осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ... в течение всего времени труда необходима целесообразная воля ... тем больше, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения ... Простые элементы процесса труда следующие: целесообразная деятельность, предмет труда и средства труда ...

Все предметы, которые труду остаётся лишь вырвать из их непосредственной связи с землёй, суть данные природой предметы труда ... если предмет труда уже был профильтрован предшествующим трудом, то мы его называем сырым материалом ... Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом
труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется ... свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи ... Когда процесс труда достиг хотя бы некоторого развития, он нуждается уже в подвергнувшихся обработке средствах труда ... Средства труда - не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд ... В более широком смысле к средствам труда относятся все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс мог совершаться ...

Процесс угасает в продукте ... Труд соединился с предметом труда. Труд овеществлён в предмете, а предмет обработан ... Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата - продукта, то и средство труда и предмет труда - оба выступают как средства производства ... Одна и та же потребительная стоимость, являясь продуктом одного труда, служит средством производства для другого труда ...

Так как каждая вещь обладает многочисленными свойствами ..., то один и тот же продукт может служить материалом в очень различных процессах труда ... Итак, выступает ли известная потребительная стоимость в качестве сырого материала, средства труда или продукта, это всецело зависит от определённой функции в процессе труда, от того места, которое оно занимает в нём, и с переменой этого места изменяется и её определение ... Продукты ... их вступление в процесс труда ... служит ... чтобы сохранить и использовать эти продукты прошлого труда как потребительные стоимости ... Продукт индивидуального потребления есть сам потребитель, результат же производственного потребления -продукт, отличающийся от потребителя ...

Процесс труда ... есть всеобщее условие ... обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни /1978, т. 1, с. 188-195/.
В современных терминах содержание и различения, введённые К. Марксом, дают самую необходимую теоретическую базу анализа деятельности. Различается функционирование и кооперирование, системообразование, развитие деятельности. Функционирование дано на уровне исходной клеточки, как акт деятельности. Человек организует, в соответствии с целью, взаимодействие, а точнее воздействие на материал (предмет) с помощью средств.

Цель остаётся неизменной и выступает как нормативное требование к результату преобра- \ зования. Неизменность цели ведёт к неестественному, внут-ридеятельностному бытию и материала, и средства, и деятеля.

Надёжность соответствия хода преобразования приходимосщ к цели обеспечивается производённостью средства и приоб-ретённостыо способностей на время деятельности.
К. Маркс говорит и о зависимости свойств продукта от характера процесса, об угасании процесса в результате, переносимости процесса на результат. Иначе говоря, он иносказательно повторил тезис Гегеля о том, что результат деятельности надо рассматривать вместе с процессом появления результат та, а от организации процесса зависит и качество результата. Очень важна функциональность характеристики деятельности. Одна и та же морфология приобретает своё орга-низованностное бытие в зависимости от функции в деятельности (материала, средства, деятеля и т.п.).

И тогда органично К. Маркс приходит к функционально-морфологической характеристике складывания кооперативных систем. Продукт становится материалом, или средством, или деятелем, или нор- , мой и т.п. в иной деятельности, включённой в кооперативную систему.

Разделяется бытие вне деятельности и бытие в деятельности, подчинённое способу бытия именно деятельности, а не жизнедеятельности., не социодинамике, не социокультурной динамике.
В то же время, К. Маркс нестрого фиксирует переход от преобразования материала к преобразованию деятеля. В другом месте он говорит о необходимости подчинять свою волю целедостижению, но не раскрывает следствия из этого - отчуждённое (от иных типов бытия) бытие деятеля, полное подчинение нормативным требованиям и, следовательно, непреобразуе-мость деятеля. Другое дело, что это происходит помимо его воли и деятель должен следить за собой, чтобы не уйти от своих обязанностей в изменённом состоянии развития.

А изменение и развитие человека в труде - особая линия анализа, не раскрытая К. Марксом, тем более в контексте развития самой деятельности. Кроме того, К. Маркс функционально неточно даёт понимание средств, размывает определённость различий между собственно средством (орудием) и условиями и т.п. Менее определённо



Содержание раздела