d9e5a92d

Непосредственные расчеты доходов федерального бюджета

Непосредственные расчеты доходов федерального бюджета осуществляются на основе сложившейся в Министерстве финансов Российской Федерации практики. В целях создания более основательной методической базы Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по обеспечению разработки полноценных методических указаний по расчету значений соответствующих показателей в разрезе групп, подгрупп, статей и подстатей доходов классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Данные методические указания должны предусматривать алгоритмы расчета налогооблагаемой базы, облагаемых оборотов, уровней собираемости, прогнозных мировых и внутренних цен и других параметров.

Заключение


Анализ прогнозируемых и фактических объемов доходов федерального бюджета за 19992001 годы свидетельствует об их заведомом занижении Правительством Российской Федерации на стадии формирования проекта федерального бюджета.
Так, в 1999 году в расчетах к федеральному бюджету объем доходов составил 473,7 млрд. рублей, а фактически 615,5 млрд. рублей, с приростом в 141,8 млрд. рублей, или 29,9%. При формировании проекта федерального бюджета на 2000 год доходы были заложены в сумме 797,2 млрд. рублей, по факту 1132,1 млрд. рублей, то есть с увеличением в 334,9 млрд. рублей или 42%.

Ожидаемая оценка доходов федерального бюджета на 2001 года составляет 1481,8 млрд. рублей, что на 288,3 млрд. рублей (24,1%) больше суммы, утвержденной в федеральном бюджете.
Таким образом, Правительство Российской Федерации стремится защитить федеральный бюджет от колебаний рыночной конъюнктуры и создать определенный запас для достаточно произвольного маневра финансовыми ресурсами в течение года.
Сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета на 2002 год практически не изменяется по сравнению с 2001 годом и прогнозируется в размере 93,4%. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес 5,6%
Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций, субъектам нуждающимся в финансовой поддержке.
Благоприятная экономическая обстановка в России позволяет государству поднять уровень жизнь своего населения. Примером того служит постоянное увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, постоянное увеличение размеров пенсии, дотационных выплат.
Подводя итог, можно сказать, что налоги играют главную роль в формировании бюджета.


Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %) Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)

Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет в 1999-2001 годах Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации О бюджетной политике на 2002 год 20 апреля 2001 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации направил Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.Строеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу и Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации О бюджетной политике на 2002 год (см. письмо от 31 марта 2001 года N Пр-605).
В письме Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову глава государства указал, что Правительству Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 171 и пункта 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежит принять Бюджетное послание Президента Российской Федерации за основу при подготовке проектов федерального бюджета на 2002 год и Федерального закона О федеральном бюджете на 2002 год.
Текст Бюджетного послания содержит основные ориентиры бюджетной политики в 2002 году, вытекающие из стратегических направлений, сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу.
Как следует из послания, важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП.



На 2001 год также предусмотрена бездифицитность федерального бюджета. Президент РФ отметил, что такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующие годы.
Более подробно остановимся на определении Президентом РФ первоочередных задач бюджетной политики в области доходов.
Отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.
Президентом РФ определены следующие основные направления дальнейшего развития налоговой реформы:

  • принятие главы Налогового кодекса РФ, регулирующей вопросы налогообложения прибыли; исключение из налоговой системы полностью налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налога на покупку иностранных денежных знаков, - не позднее чем с 2003 года;
  • продолжение снижения ставок единого социального налога;
  • сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов;
  • продолжение реформы налогообложения пользования природными ресурсами. Необходимо вводить и постепенно расширять применение рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами. По словам Президента РФ, целесообразно перейти к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, сохранив практику установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.

В соответствии с Бюджетным посланием, соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации по названным направлениям должны быть подготовлены и приняты уже в текущем году, чтобы их можно было положить в основу бюджетной политики на предстоящий год.
Что же касается области расходов, то Президент РФ выделил следующие первоочередные задачи бюджетной политики:

  • установление жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
  • завершение формирования механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы;
  • овладение современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрение индикаторов результативности затрат государственных средств для того, чтобы расходная часть федерального бюджета стала инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей;
  • продолжение оптимизации сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны;
  • разработка в текущем году Правительством Российской Федерации Концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;
  • осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе;
  • осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере;
  • начать в 2002 году реформирование пенсионной системы. При этом, по мнению Президента РФ, нельзя допустить снижения достигнутого уровня пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров;
  • обращение особого внимания на реформирование государственной службы и судебной системы.

Помимо этих вопросов, Бюджетное послание Президента РФ также определяет направления деятельности бюджетной политики в области межбюджетных отношений и управления государственным долгом. В нем поставлены задачи по совершенствованию правоотношений в сфере казначейских технологий и управления государственными финансами.
Приложение к Федеральному закону О федеральном бюджете на 2002 год Поступления доходов в федеральный бюджет в 2002 году (тыс. рублей)

Код бюджетной классификации Российской Федерации Наименование налога (сбора) Сумма
1000000 Налоговые доходы, всего в том числе: 1 726 310 100 000
1010100 Налог на прибыль (доход) организаций 207 443 700
1010400 Налог на игорный бизнес 1 009 200,0
1020100 Налог на добавленную стоимость в том числе: 773 508 000
1020101, налог на добавленную стоимость на товары
1020102 (работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации из него: 577 987 500,0
1020111,
1020112
возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции 201 000000,0
1020103,
1020104
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации 195 520 500,0
1020200 Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации в том числе: 221 259 800,0
1020201-, этиловый спирт-сырец из всех видов сырья 4454100,0
1020203 спирт этиловый из всех видов сырья, спирт питьевой, спиртосодержащие растворы
1020204 водка, ликероводочные изделия 18289100,0
1020210 бензин автомобильный 42715200,0
1020211 легковые автомобили и мотоциклы 309 100,0
1020212 природный газ 134153500,0
1020213 нефть и стабильный газовый конденсат 1 580 000,0
1020214 дизельное топливо 17709700,0
1020215 моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей 2 049 100,0
1020300 Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации 3 555 200,0
1020400 Лицензионные и регистрационные сборы 804 100,0
1020600 Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте 1 849 400,0
1030000 Налоги на совокупный доход в том числе: 5 677 600,0
1030100 единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства 2 392 600,0
1030200 единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 3 285 000,0
1040000 Налоги на имущество в том числе: 920 000,0
1040400 налог на операции с ценными бумагами 920 000,0
1050000 Платежи за пользование природными ресурсами в том числе: 183715700,0
1050100 платежи за пользование недрами из них: 2 043 000,0
1050160 платежи при реализации соглашений о разделе продукции 263 000,0
1050300 налог на добычу полезных ископаемых 173 126600,0
1050600 плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов 1 613 200,0
1050700 земельный налог 4 830 400,0
1050900 отчисления на воспроизводство минеральносырьевой базы 2 102 500,0
1060100 Таможенные пошлины в том числе: 324 108 900,0
1060101 ввозные таможенные пошлины 118669000,0
1060102 вывозные таможенные пошлины 205 439 900,0
1400000 Прочие налоги, пошлины и сборы в том числе: 2 458 500,0
1400100 государственная пошлина 1 045 000,0
1400300 прочие федеральные налоги 1 413 500,0
2000000 Неналоговые доходы, всего в том числе: 104 284 200,0
2010000 Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций в том числе: 50 472 500,0
2010100 дивиденды по акциям, принадлежащим государству 7 555 000,0
2010200 доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 8 393 400,0
в том числе:
2010201, 2010202 арендная плата за землю 4 393 400,0
20102052010240 доходы от сдачи в аренду имущества 4 000 000,0
2010600 доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства в том числе: 2 779 400,0
2010601 консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации 230 000,0
2010602 плата за выдаваемые паспорта 1 155 000,0
2010605 плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов 72 000,0
2010608 2010612 -доходы от платных услуг, оказываемых федеральными органами власти 698 900,0
2010603, 2010604, 2010606, 2010640 прочие доходы 623 500,0
2010700 перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации 4 000 000,0
2010800 платежи от государственных организаций в том числе: 13972400,0
2010801 патентные пошлины и регистрационные сборы за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем 1 002 300,0
2010802 доходы от деятельности совместного предприятия Вьетсовпетро 12 380 100,0
2010803 перечисление части прибыли государственных федеральных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей 500 000,0
2010840 прочие доходы 90 000,0
2017000 плата за пользование водными биологическими ресурсами 7 000 000,0
2020000 доходы от использования лесного фонда 1 950 000,0
2010300,
2010400,
2010900,
2011000,
2012000,
2013000,
2015000,
2018000,
2030000
прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 4 822 300,0
2040000 Доходы от продажи земли и нематериальных активов 290 000,0
2060000 Административные платежи и сборы 804 100,0
2070000 Штрафные санкции, возмещение ущерба 1 691 400,0
2080000 Доходы от внешнеэкономической деятельности в том числе: 47911900,0
2080100 проценты по государственным кредитам 13684900,0
2080400 таможенные сборы 34 227 000,0
2090000 Прочие неналоговые доходы в том числе: 3 114300,0
2090100 доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, специального сырья и делящихся материалов 2814300,0
2090200 прочие доходы 300 000,0
4000000 Доходы целевых бюджетных фондов, всего в том числе: 13 893 900,0
4080000 Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии 13 893 900,0
1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет 281 230 000,0
Всего доходов 2 125 718 200,0


Анализ отклонений фактических объемов налоговых и неналоговых доходов от утверждаемых в федеральных законах о федеральном бюджете млрд. рублей

Наименования показателей Отклонение фактического исполнения от утвержденных показателей на год
1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 1 п/г 2001 года*
сумма % сумма % сумма % сумма % сумма %
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ -112,25 -30,15 -53,71 -17,50 +110,2 +27,58 +14,87 +1,56 +40,89 +6,59
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций -40,07 -52,38 -11,08 -23,02 +45,11 +125,2 +6,94 +4,06 +5,44 +5,59
Налог на добавленную стоимость -45,25 -26,01 -23,90 -16,92 +77,34 +53,81 +4,76 +1,3 +16,05 +6,35
Акцизы -20,33 -26,8 -22,07 -28,04 -2,91 -3,34 -0,3 -0,2 -6,09 -5,72
Таможенные пошлины +6,84 +23,82 +7,98 +26,51 -2,05 -2,16 +2,35 +1,04 +17,97 +12,84
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ +4,11 +28,42 +12,56 +84,07 +16,18 +49,02 +10,6 +16,61 +12,93 +39,59
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности +0,84 +21,84 -0,68 -12,76 -1,24 -10,5 3,85 12,5 +10,60 +74,80
Доходы от внешнеэкономической деятельности +3,84 +49,71 +11,73 +170,5 +13,14 +56,39 +3,00 +8,73 +1,82 +11,34
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ +0,75 +1,91 -0,85 -34,6 -0,99 -11,6 0,18 1,3 -1,65 -22,51


Анализ доходов федерального бюджета на 2002 год по сравнению с утвержденным и ожидаемым исполнением федерального бюджета за 2001 год (в номинальном выражении и сопоставимых ценах)

Наименование показателей Утверждено законом о бюджете на 2001 г. Ожидаемое поступление в 2001 г.* Планируемый бюджета на 2002 г.
млрд. руб. в % к ВВП
(7750)
струк-тура млрд. руб. в % к ВВП
(8850)
струк- тура млрд. руб. в % к ВВП
(10600)
струк-тура в % к закону
темпы роста (ном.) темпы роста (реал.**)
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 115,33 14,39 93,45 1 382,62 15,62 94,30 1 626,28 15,34 93,42 145,81 127,01
Налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций 172,65 2,23 14,47 220,11 2,49 14,85 191,43 1,81 11,00 110,88 96,59
Налог на добавленную стоимость 516,44 6,66 43,27 574,97 6,50 38,80 712,42 6,72 40,92 137,95 120,17
в том числе НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации 381,78 4,93 31,99 419,99 4.75 28,34 516,90 4,88 29,69 135,39 117,94
в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 134,66 1,74 11,28 154,97 1.75 10,46 195,52 1,84 11,23 145,19 126,48
Акцизы 188,04 2,43 15,76 205,01 2,32 13,83 214,29 2,02 12,31 113,96 99,27
Платежи за пользование природными ресурсами 37,18 0,48 3,12 47,10 0,53 3,17 179,85 1,70 10,33 483,68 421,33
Ввозные пошлины 58,67 0,76 4,92 96,19 1,09 6,55 118,67 1,12 6,82 202,25 176,18
Вывозные пошлины 131,95 1,70 11,06 217,25 2,45 14,66 197,20 1,86 11,33 149,45 130,18
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 64,26 0,83 5,38 85,33 0,96 5,75 100,68 0,95 5,78 156,68 136,48
Дивиденды по акциям, принадлежащим государству 2,00 0,03 0,17 4,74 0,05 0,32 4,90 0,05 0,28 245,00 213,41
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 5,61 0,07 0,47 7,92 0,09 0,53 8,39 0,08 0,48 149,57 130,29
Платежи от государственных и муниципальных организаций 9,47 0,12 0,79 13,21 0,15 0,89 13,97 0,13 0,80 147,55 128,53
Плата за пользование водными биоресурсами 5,79 0,07 0,48 6,50 0,07 0,43 7,00 0,07 0,40 120,97 105,37
Проценты по государственным кредитам 13,52 0,17 1,13 10,48 0,12 0,70 13,68 0,13 0,79 101,22 88,17
Таможенные сборы 17,98 0,23 1,51 28,78 0,33 1,94 34,23 0,32 1,97 190,38 165,83
ФОНД Минатома России 13,89 0,18 1,16 13,89 0,16 0,93 13,89 0,13 0,80 100,00 87,11
ВСЕГО ДОХОДОВ 1 193,48 15,40 100,00 1 481,84 16,74 100,00 1 740,86 16,42 100,00 145,86 127,06

* Утверждено: задание по сбору доходов на 1 полугодие 2001 года, исполнено по отчету Правительства Российской Федерации за 1 полугодие 2001 года, рассмотренному на заседании Правительства Российской Федерации 30 августа 2001 года. В соответствии с Федеральным законом О федеральном бюджете на 2001 год (ст.

24) доходы федерального бюджета должны составить 587,7 млрд. рублей, фактически по отчету Правительства Российской Федерации они составили 713,1 млрд. рублей, т.е. с превышением на 125,6 млрд. рублей. * По материалам, представленным Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона О федеральном бюджете на 2002 год
** Темпы роста в реальном выражении определены по индексу-дефлятору ВВП (114,8%).
* По материалам, представленным Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона О федеральном бюджете на 2002 год
** Темпы роста в реальном выражении определены по индексу-дефлятору ВВП (114,8%).



Содержание раздела