По некоторым оценкам /25, с. 31/, чтобы довести бюджетную обеспеченность до одинакового для всех субъектов Федерации уровня, нужно сконцентрировать в федеральном бюджете 85 % налоговых доходов, затем примерно половину из них перераспределить в виде финансовой помощи регионам. Этот расчет наглядно показывает прямую зависимость между централизацией доходов и возможностями федерального бюджета выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и гарантировать доступ граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.
Но у этой особенности есть и другая сторона. Практика показывает, что перераспределение доли налоговых поступлений в пользу федерального центра порождает у региональных властей дополнительные проблемы, касающиеся сохранения налоговой базы региона.
Так, новое налоговое законодательство предусматривает 100-процентную централизацию НДС на федеральном уровне. Тем самым с учетом внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в федеральный бюджет будет поступать порядка 55-57 % доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всего 43-45 %. Такой высокий удельный вес межбюджетного регулирования создает предпосылки для противоречий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые становятся полностью зависимыми от вышестоящих бюджетов.
Высокая зависимость региональных и местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия региональных властей по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории. В частности, это просматривается на поведении региональных властей Курской области.
Доходная база областного бюджета в последнее время не совершенствуется; требуемые для бюджета суммы изыскиваются исключительно за счет повышения абсолютного размера уже существующих платежей и сборов.
Представляется, что подобная практика должна быть пересмотрена уже в самое ближайшее время.
Перспективными нужно признать следующие направления совершенствования налоговой базы нашего региона:
расширение использования областной ресурсно-сырьевой базы. Сегодня предприятия, работающие в данной отрасли являются одними их основных плательщиков налогов в территориальный бюджет. Основным достоинством этого направления следует признать быструю финансовую отдачу в виде дополнительных налоговых поступлений;
стимулирование инвестиционного климата области, и как следствие, увеличение уровня производства. Здесь необходим комплекс мер, исходящих в первую очередь от законодателей области;
в долгосрочной перспективе возобновление в прежнем объеме целевого финансирования в области разработок в сфере НИОКР и внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Налоговый кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 5 августа 2000 г. М.: Озон, 2001. 112 с.
Закон Курской области Об использовании областного бюджета за 2000 год. // Курская правда, 7.12.2001.
Бабич А.М.; Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 259 с.
Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. 404 с.
Бюджетная система РФ: учебник / под ред. Романовского М. В. М.: Юрайт, 2000. 615 с.
Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение Ростов на Дону: Феникс, 2000. 431 с.
Засухин А. Т. Доходы и налоги. М.: Экономика, 1999. 246 с.
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: ИНФРА-М, 2001, - 317 с.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2001 278 с.
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ. 2000, - 290 с.
Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитик-пресс, 1998 608 с.
Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. М.: Финансы и статистика, 1999. 310 с.
Налоговые системы зарубежных стран. / Под ред. Князева В. Г. М.: Закон и право, Юнити, 1997. 191 с.
Перов А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2002 555 с.
Сомоев Р.Г Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Прибор, 2000 176 с.
Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2000. 486 с.
Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001 415 с.
Юткина Т. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998, - 429 с.
Афанасьева О. Делиться надо! постановили депутаты. // Городские известия. 4.01.2002.
Волкова Т. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги 2001 - 7 с. 1-5.
Диалог власти и бизнеса. Интервью с губернатором Курской области А.Н. Михайловым. // Курская правда, 24.01.2002.
Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник 2000. 9 С. 66-72.
Пансков В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник 2001. 4 С. 22-27.
Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы 2000. 1 С. 33-37.
Паскачев А.Б., Коломиец А.Л. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства. // Налоговый вестник 2001. 10. С. 30-33.
Перонко И.А. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2000. 7. С. 18-22.
Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации // Финансы. 2000. 11. - С. 27 30.
Черник Д. Очередной этап налоговой реформы // Налоги 2001г. - 8 с. 4-6.
Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РФ // www.nalog.ru
Взимание налогов и сборов по Курской области (на 1.01.02). // Статистические данные
Распределение общего объема поступлений в бюджеты территорий Российской Федерации по видам налогов