d9e5a92d

Тен А. Д. - Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики

Кризисное положение, охватившее фактически все сферы хозяйственной жизни России, породило широкий спектр социально-экономических проблем: безработицу, увеличение масштабов бедности, рост общей и профессиональной заболеваемости, резкое снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно-коммунальной сфере и т. д. В связи с этим важнейшее значение приобретает система социальной защиты населения, высокого развития которой возможно достичь не только по собственным пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта.
Целью моей работы является рассмотрение особенностей формирования социальных фондов развитых зарубежных стран и порядка расчетов с внебюджетными фондами в России.
Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать деятельность внебюджетных социальных фондов, в состав которых входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.
Отчисления страховых взносов в государственные социальные фонды носят обязательный характер для всех предприятий, организаций, учреждений. Поэтому одной из целей данной работы будет рассмотрение учета расчетов с внебюджетными фондами в конкретной организации и предложение мер по улучшению финансовых расчетов предприятия с органами социального страхования и обеспечения. Кроме того, в нынешних условиях дефицита денежной массы в сфере обращения, нарастающего кризиса неплатежей перед работодателями очень остро стоит вопрос, касающийся своевременного перечисления страховых платежей.

На этом моменте я сосредоточу особое внимание, поскольку здесь предприятия могут столкнуться также с проблемой, связанной с достаточно жесткими финансовыми санкциями за несвоевременную уплату взносов.
Внебюджетные социальные фонды я бы хотел рассмотреть не только с точки зрения предприятия, которое производит в них свои отчисления, но и сквозь призму всей социальной системы, неотъемлемой частью которой эти фонды являются.
На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах. В своей работе я попытаюсь изложить общие принципы социального обеспечения, используемые в государствах Западной Европы, в Японии, США и других странах, поскольку считаю, что даже краткий обзор базовых составляющих социальных механизмов, действующих в мировой практике, не менее полезен, чем оценка достоинств и недостатков государственных социальных фондов изнутри.
С учетом опыта зарубежных стран и существующего положения в России я попытаюсь ответить на широко обсуждаемый сегодня вопрос об актуальности объединения четырех государственных социальных фондов.

Государственная система социального страхования и обеспечения Российской Федерации

Федеральный закон от 5 февраля 1997 года 26-ФЗ О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год является основополагающим правовым документом, на котором базируется вся система обязательного государственного социального страхования. Он влияет не только на финансовое состояние внебюджетных фондов, но и на всю финансовую систему государства в целом и финансово-хозяйственную деятельность каждого предприятия.
Данный закон о тарифах содержит ряд принципиально новых подходов:

  1. устранена правовая несогласованность между видами выплат в пользу наемного работника, с которого не производится отчисление страховых взносов. Для лиц, занятых предпринимательской деятельностью, должно применяться понятие совокупного предпринимательского дохода (по аналогии с подоходным налогом с физических лиц);
  2. уточнен и расширен в соответствии с ГК РФ список договоров гражданско-правового характера, соответствующая часть вознаграждения которых подлежит начислению страховых взносов. В 1996 году после принятия ГК значительная часть сумм вознаграждения по данным гражданским договорам (3,7 - 5,0 % суммарных выплат работникам) не были учтены при начислении страховых взносов;
  3. более четко дифференцированы плательщики по видам и источникам получения средств, подлежащих начислению страховых взносов. Так, в частности, были разделены базы исчисления доходов у аудиторов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей. С учетом того, что, начиная с прошлого года сложились определенные расхождения с базой начисления страховых взносов и подоходного налога с физических лиц, в законе уточнено, что начисления взносов в Пенсионный фонд производится непосредственно с суммы совокупного дохода (за вычетом расходов).


На основании принятого в 1997 году Федерального закона О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ и в фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов являются предприятия независимо от их организационно-правовой формы деятельности. Все организации регистрируются как страхователи в течение 30 дней с момента регистрации.
Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально копии документов: свидетельство о государственной регистрации, письмо статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, Устав предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает страхователю извещение, которое необходимо хранить как документ строгой отчетности.
В дальнейшем в случае реорганизации предприятия страхователь обязан письменно уведомить о происшедших изменениях исполнительную организацию фонда.
В формировании государственных внебюджетных фондов, основанных на страховых взносах, много схожего, но есть и некоторые отличия. Все они организационно обособлены.

Для каждого из этих фондов установлен свой тариф; полностью не совпадает круг выплат, на которые начисляют взносы; имеется разница в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов и сокрытие денежных сумм, на которые должны начисляться страховые взносы.
В подписанном Федеральном законе О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости и фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год от 08.01.98. 8-ФЗ сохранены размеры и условия уплаты страховых взносов с доходов, применявшиеся в прошедшем году, с небольшими по объему уточнениями и дополнениями.

Они связаны с условиями начисления страховых взносов с доходов предпринимателей.
Система уплаты страховых взносов во внебюджетные социальные фонды предусматривает жесткий повседневный контроль со стороны банковских и финансово-кредитных учреждений, а также ежеквартальную проверку со стороны уполномоченных работников региональных отделений фонда и - не реже 1 раза в 2года - комплексную документальную проверку самой организации.
Нормативно-методическая система и сложившаяся практика проведения проверок уплаты страховых взносов представляет собой достаточно сложную процедуру с участием различных государственных органов, однако она предполагает правильность определения базы начисления страхового тарифа самим плательщиком в строгом соответствии с законодательством.
Каждому опытному бухгалтеру хорошо известно, что отношения с внебюджетными социальными фондами должны строиться на 3-х составляющих: своевременной уплате страховых взносов, правильном применении размеров страховых тарифов, грамотном расчете базы для начисления страховых взносов.
Правильное определение базы начисления страховых взносов является наиболее сложным вопросом для плательщиков. Сроки внесения платежей до недавнего времени не вызывали трудностей. Однако, начиная с прошлого года (а по отдельным регионам, отраслям и организациям еще раньше) сроки внесения отдельных видов платежей изменились с учетом фактического поступления средств на счета организаций.

Еще более сложная ситуация складывается для тех организаций и предприятий, которые воспользовались правом на отсрочки и рассрочки, предоставляемые региональными отделениями фондов при заключении соглашения на погашение недоимки.

Пенсионный фонд России: назначение и порядок формирования

Основными документами, регламентирующими комплекс вопросов по расчетам плательщиков с Пенсионным фондом России, являются:

  1. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ от 27.12.91г. 2122-1, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением ВС РФ от 11.02.93г. 4460-1;
  2. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденная постановлением Правления фонда от 11.11.94г. 258 (с изменениями);
  3. Федеральный закон от 05.02.97г. О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1997год изменил условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. С 1997 года от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения, организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50% от общей численности работающих, в том числе предприятия, учреждения, организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 01.07.99г. в соответствии с законодательством РФ.

Пенсионный фонд РФ образован с целью обеспечения работников пенсиями по старости, инвалидности или в случае потери кормильца, а некоторых категорий работников - пенсиями за выслугу лет.
Размер взносов в Пенсионный фонд РФ с 1 января 1993 года составляет 28% от начисленной заработной платы и некоторых других вознаграждений, на основании которых в соответствии с Законом РФ О государственных пенсиях РФ исчисляются пенсии.
Надо отметить, что подписанием Федерального закона от 08.01.98г. 9-ФЗ О тарифах страховых взносов на 1998 год закончились волнительные ожидания всех работающих граждан, плательщиков страховых взносов и органов Пенсионного фонда РФ, связанные с выдвигавшимися ранее предложениями о радикальном перераспределении тарифной нагрузки. Обеспокоенность плательщиков в первую очередь вызывали предложения, которые касались увеличения тарифной нагрузки на работающих граждан в 2 раза.

А с позиций органов Пенсионного фонда вызывали сомнения обоснованность и практическая эффективность относительно снижения тарифных ставок для индивидуальных предпринимателей (до 24,2 %) и работодателей (до 26 %).
Однако законодатели предпочли сохранить размеры и условия оплаты страховых взносов, применявшиеся в 1997 году, с небольшими уточнениями и дополнениями.
Остались практически неизменными условия учета необлагаемого фонда выплат в пользу работников, включающего:

  • выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок на период трудоустройства работника, уволенным в связи сокращением численности, реорганизацией или ликвидацией предприятия, организации;
  • государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособие по временной нетрудоспособности, пособие на погребение и иные выплаты за счет средств внебюджетных социальных фондов;
  • льготы и компенсации гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • суммы, выплачиваемые по возмещению вреда (увечье, профзаболевание), связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей;
  • суммы, выплачиваемые по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие стихийных бедствий;
  • материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их пожаром, увечье, а также в связи со смертью работника или его близких родственников;
  • стоимость выдаваемой спецодежды;
  • стоимость льгот по проезду, стоимость бесплатно предоставляемых жилья, коммунальных услуг или их денежное возмещение;
  • стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемую организацией.

Взносы в Пенсионный фонд России перечисляются ежемесячно. Если наличные деньги на оплату труда берутся в банке, то при их получении по денежному чеку в банк должно быть переведено платежное поручение на перечисление денег в Пенсионный фонд РФ.

Дата уплаты взносов должна быть такая же, что дата выдачи заработной платы.
Предприятие должно ежеквартально (за 1-й квартал,1-ое полугодие, 9 месяцев и за год) составлять и представлять уполномоченному Пенсионным фондом России расчетную ведомость по страховым взносам.
Начиная с 1 января 1996 года взносы в Пенсионный фонд РФ предприятия начисляют не только с сумм начисленной оплаты, но и с ряда выплат, произведенных работникам из чистой прибыли предприятия, не имеющих отношения к оплате труда, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение расходов и иных компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на другую работу, и с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Кроме того, все члены трудового коллектива (включая работающих пенсионеров) являются плательщиками обязательных взносов в Пенсионный фонд России в размере 1% к суммам, начисленным работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и договорам поручения.
С 1998 года базой начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей служит не заработная плата со всеми причитающимися социальными и прочими выплатами, а совокупный предпринимательский доход, который, помимо прочего, в определенной своей части не совсем идентичен налогооблагаемой базе для начисления подоходного налога.
Вплоть до 1января 1997 года размер страхового тарифа для всех категорий индивидуальных предпринимателей составлял всего 5 %. Однако, начиная с 1997 года, размер тарифа был увеличен до уровня, принятого для уплаты основными категориями работодателей за своих наемных работников, т.е. до 28%.
Предприятия и организации за счет средств Пенсионного фонда России выплачивают ежемесячные пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет.

Образование и расходование средств Фонда социального страхования

Фонд социального страхования России в иерархии государственных внебюджетных фондов занимает второе место после Пенсионного фонда. В отличие от последнего, Фонд социального страхования призван обеспечивать граждан РФ средствами существования в период временной нетрудоспособности, возникающей при заболевании, травме, по беременности и родам, при необходимости ухода за ребенком, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей и др.
Фонд социального страхования является самостоятельным государственным кредитно-финансовым учреждением. Его деятельность регламентируется Положением о Фондах социального страхования РФ от 12.02.94г.

Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат.
Основным источником доходов фонда являются страховые платежи. На сегодняшний день процент взносов в Фонд социального страхования установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ 07-1-07 от 02.10.96г., а также письму Фонда социального страхования от 02.04.96г. 07-128, существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы:

  1. Единовременные выплаты:
  • выходное пособие при увольнении;
  • поощрительные выплаты (включая премии), производимые за счет фонда заработной платы.
  1. Компенсационные выплаты:
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные по командировкам, выплаты в возмещение ущерба, причиненного увечьем, иным повреждением, связанным с работой;
  • стоимость выданной спецодежды, спецобуви, других средств защиты;
  • стоимость путевок на санаторно-курортное лечение;
  • возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе на работу в другую местность;
  • заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд;
  • стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями учащимся;
  • вознаграждения, выплачиваемые за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера;
  • все виды пенсий и пособий по социальному страхованию;
  • средняя заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства за работниками, уволенными в связи с ликвидацией предприятия, организации, сокращением численности (штата) работников
  • страховое пособие, выплачиваемое организацией работникам по договорам страхования их жизни.

С 1995 года в соответствии с Постановлением Фонда социального страхования России от 10.04.95г. П /4а, обязательному перечислению в Фонд подлежит весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию (в полной сумме).
Плательщики взносов в Фонд социального страхования могут осуществлять следующие выплаты за счет начисленных взносов:

  1. Пособия по государственному социальному страхованию
  1. Пособие по временной нетрудоспособности.

Оно выплачивается при болезни, трудовом или ином увечье, при уходе за больным членом семьи, санаторно-курортном лечении. Основанием выплаты является листок нетрудоспособности.

  1. Пособие по беременности и родам.

Оно выплачивается на период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов 70 дней - после. Основанием для выплаты является листок нетрудоспособности.

Выплачивается в размере среднего заработка.

  1. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности. Выплачивается в размере 100% от минимального размера оплаты труда.
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка.

Выплачивается одному из родителей в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.

  1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.

Пособие выплачивается в размере двух минимальных ставок оплаты труда одновременно с выплатой ежемесячного пособия на ребенка.

  1. Пособие на погребение.

Выплачивается в сумме не выше 10 минимальных размеров оплаты труда.

  1. Санаторно-курортное лечение работников и членов их семей
  1. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение.
  2. Оплата лечебного питания.
  3. Частичное содержание санаториев, профилакториев.
  4. Частичная оплата стоимости проезда работников.

Объемы средств на указанные цели определяются региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования России

Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, иные хозяйствующие субъекты, в том числе и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Предприятие должно зарегистрироваться в соответствующем отделении фонда в 30-дневный срок со дня государственной регистрации.
Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды: в Федеральный фонд - 0,2%, в территориальный фонд - 3,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые платежи в фонды обязательного медицинского страхования:

  1. премии единовременного характера, не связанные с производственными результатами, выплачиваемые за счет прибыли;
  2. компенсация за отпуск, выходное пособие при увольнении;
  3. аренда, перевозка (по договорам гражданско-правового характера);
  4. суточные и квартальные при командировках (выплаты сверх норм);
  5. выплаты социального характера (за счет чистой прибыли): стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; материальная помощь, выплачиваемая работникам на покрытие потерь в результате пожара, хищения имущества, увечья, на погребение работника или его родственников; материальная помощь по другим обстоятельствам; единовременные премии при выходе на пенсию; оплата проездных билетов, путевок, питания сотрудников; оплата содержания в детских дошкольных учреждениях и обучения;
  6. возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе или переезде на работу в другую местность.

Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования перечисляются предприятиями и организациями в те же сроки, что и взносы в другие государственные фонды социального страхования и обеспечения, а именно ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы.
Финансовые санкции к плательщикам взносов в фонды применяются в тех же случаях, что и к плательщикам взносов в Пенсионный фонд России (хотя есть особенности в отношении уплаты пени):

  1. За отказ от регистрации.

При обнаружении этого нарушения плательщик уплачивает штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов.

  1. За непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым платежам.

Это нарушение ведет к необходимости уплаты штрафа в размере 10 % причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов.

  1. За нарушение установленного срока уплаты взносов.

Невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Недоимкой считается и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется в размере 1% с суммы недоимки за каждый день просрочки по взносам работодателей и иных плательщиков.

Если в просрочке платежей виноваты банки, то они уплачивают пени тоже в размере 1%. Пеня начисляется, начиная со следующего дня по истечении срока уплаты и по день уплаты включительно.

  1. За сокрытие или занижение плательщиком взносов сумм, на которые должны начисляться взносы.

При выявлении этих нарушений с плательщика взыскивается вся сокрытая сумма, штраф в размере этой же суммы и пеня. При повторном нарушении штраф взыскивается в двойном размере.
Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных платежей или возвращается плательщику.
Финансовые санкции взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке, в течение 3-х лет с момента образования недоимки.
Федеральный закон от 08.01.98г. 9-ФЗ не внес изменений в тарифы, базу для начисления страховых взносов и условия освобождения от их уплаты по Федеральному и территориальному фондам обязательного медицинского страхования, действовавшим в 1997 году.

Действие данного закона распространяется и на 1999 год.

Расчеты с Государственным фондом занятости населения

Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансированием мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости.
Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости являются только работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты.
От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и некоторые другие организации.



Содержание раздела